ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 7 ИЮНЯ 94 Г. N 58-М (*1)
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ
В ДОШКОЛЬНЫЕ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
В Министерство образования Российской Федерации поступают
многочисленные обращения граждан, свидетельствующие о нарушении
прав детей и их родителей (лиц, их заменяющих) *2 при приеме в
дошкольные и общеобразовательные учреждения.
В соответствии со ст. 52 Закона Российской Федерации "Об
образовании" родителям (лицам, их заменяющим) предоставлено право
выбирать формы обучения и образовательные учреждения.
Дошкольные образовательные учреждения не в полной мере
обеспечивают принцип равных возможностей выбора родителями
(лицами, их заменяющими) дошкольного образовательного учреждения.
Практикуется отбор детей из высокообеспеченных семей, нарастает
тенденция зачисления их на основе тестирования. В отдельных
случаях допускается отсев детей, не освоивших дошкольные
образовательные программы.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"
(ст. 32 п. 2 "о") *3 дошкольное образовательное учреждение вправе
самостоятельно формировать контингент воспитанников в пределах
оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено Типовым
положением о данном типе образовательного учреждения и Законом.
Прием детей в дошкольные образовательные учреждения
осуществляется в установленном порядке на основании заявления
родителей (лиц, их заменяющих) *4. Дошкольное образовательное
учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и
обучение детей с учетом индивидуальных особенностей каждого
ребенка. Отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их
отсев из него не допускаются. С согласия родителей и по
рекомендации психолого-медико-педагогической консультации дети
могут быть направлены в дошкольные образовательные учреждения
компенсирующего вида или в другие дошкольные образовательные
учреждения, имеющие условия для коррекционной работы с детьми.
Органы управления образованием на основе банка данных об
очередности по устройству детей и наличии свободных мест в
дошкольных образовательных учреждениях информируют родителей (лиц,
их заменяющих) о формах, содержании и методах работы различных
дошкольных образовательных учреждений и максимально обеспечивают
удовлетворение их образовательных потребностей исходя из имеющихся
условий.
В последнее время увеличилось количество письменных и устных
заявлений граждан о фактах грубых нарушений гарантированных
законом прав личности на образование, связанных с приемом в I и X
классы общеобразовательных учреждений.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации "Об
образовании" порядок приема граждан в общеобразовательные
учреждения в части, не отрегулированной Законом, определяется
учредителем и закрепляется в уставе общеобразовательного
учреждения. При этом учредитель устанавливает порядок приема в
муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального
общего и основного общего образования, обеспечивающий прием всех
граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на
получение обязательного основного общего образования *5.
Учредители общеобразовательных учреждений и органы местного
самоуправления несут ответственность за реализацию указанных
статей Закона и обязаны обеспечивать прием в первый класс всех
детей, готовых к освоению общеобразовательных программ начального
общего образования и прежде всего живущих в непосредственной
близости от общеобразовательного учреждения.
Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" при
приеме гражданина общеобразовательное учреждение обязано
ознакомить его и (или) его родителей (лиц, их заменяющих) с
уставом общеобразовательного учреждения и другими документами,
регламентирующими организацию образовательного процесса. Это
положение Закона не реализуется на практике, что приводит к
негативным последствиям. В нарушение Закона при приеме детей в
первый класс во многих общеобразовательных учреждениях, прежде
всего в школах с углубленным изучением предметов, гимназиях,
лицеях, проводится конкурсный отбор в различных формах (экзамены,
собеседования, тестирование).
Проверками выявлено немало уставов общеобразовательных
учреждений, игнорирующих п. 3 ст. 5 *6 и ст. 45 Закона Российской
Федерации "Об образовании", которые гарантируют получение
бесплатного основного общего образования.
Ответственность за реализацию установленного Законом права
граждан на получение начального и основного общего образования и
сохранение рациональной сети общеобразовательных учреждений,
позволяющих максимально удовлетворить потребности детей и их
родителей (лиц, их заменяющих) в выборе форм обучения и
общеобразовательного учреждения, возложена на органы местного
самоуправления.
Государственным и муниципальным органам управления
образованием необходимо рассматривать обращения родителей (лиц, их
заменяющих) в случае конфликтной ситуации при приеме их детей в
общеобразовательное учреждение.
В течение последних двух лет на основе решений советов
(педагогических советов) общеобразовательных учреждений
допускаются необоснованные отчисления обучающихся из VIII - IX
классов, не достигших 14 лет.
Несмотря на то, что предусмотренный Законом Российской
Федерации "Об образовании" (п. 7 ст. 9) перечень оснований
отчисления обучающихся из общеобразовательных учреждений
расширительному толкованию не подлежит, почти повсеместно уставы
вводят надуманные, противоречащие Закону основания отчисления, в
том числе и для обучающихся 12 - 13-летнего возраста, следующего
характера: отчисление за три прогула, за курение, за отказ от
работы на уроке, неподготовленность к урокам и т.д. При этом в
уставах не оговаривается обязанность общеобразовательного
учреждения информировать об отчислении обучающегося орган местного
самоуправления, на который в соответствии со ст. 31 Закона
Российской Федерации "Об образовании" возложена ответственность за
реализацию права граждан на получение обязательного основного
общего образования.
Руководителям общеобразовательных учреждений следует иметь в
виду, что исключение обучающихся является крайней мерой
педагогического воздействия и применяется только в случаях
совершения подростками противоправных действий, грубых и
неоднократных нарушений устава общеобразовательного учреждения.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации "Об
образовании" с учетом потребностей и возможностей личности
общеобразовательные программы могут осваиваться в форме семейного
образования и экстерната. Однако на практике право родителей (лиц,
их заменяющих) на выбор формы обучения ребенка реализуется не в
полной мере. Многочисленные обращения родителей (лиц, их
заменяющих) в министерство свидетельствуют о том, что местные
органы управления образованием, руководители общеобразовательных
учреждений не содействуют им в выборе формы получения образования
для детей.
Органы управления образованием в регионах недостаточно
осуществляют контроль за реализацией Закона Российской Федерации
"Об образовании", не располагают информацией о происходящих
негативных процессах при приеме граждан в дошкольные и
общеобразовательные учреждения и при отчислении из них не
предпринимают меры по оперативному пресечению выявленных
нарушений.
Органам управления образованием, образовательным учреждениям
необходимо принять меры к устранению нарушений Закона РФ "Об
образовании" и усилению контроля за соблюдением прав и законных
интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации на
получение образования.
*1 Подчеркнем, что с утверждением Правил подготовки
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти и их государственной регистрации (подробнее см. с. 88)
данное письмо не является нормативным правовым актом и может иметь
только рекомендательный характер. - Ред.
*2 Здесь и далее в соответствии с текстом новой редакции
Закона (Федеральный закон от 13.01.96 N 12-ФЗ) следует читать:
"родителей (законных представителей)" в соответствующем падеже. -
Ред.
*3 В новой редакции Закона - п. 2.14 ст. 32. - См. Образование
в документах. 1996. - N 5. - С. 33. - Ред.
*4 В новой редакции Закона п. 2 ст. 18 дополнен положением о
том, что государство обеспечивает доступность образовательных
услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев
населения. - Ред.
*5 В новой редакции Закона действие данного пункта
распространено также на ступени среднего (полного) общего и
начального профессионального образования. - Ред.
*6 В новой редакции Закона действие данного пункта
распространено на ступени среднего (полного) общего и начального
профессионального образования. - Ред.
|