КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГЕОЛОГИИ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДР
ПИСЬМО
от 7 июня 1994 г. N ВЩ-61/1539
Направляю для сведения и руководства в качестве временного
нормативного документа "Основные требования к проведению конкурсов
и аукционов на право пользования недрами".
Прошу дать замечания по указанному документу с учетом
предложений органов власти субъектов Российской Федерации, которые
будут учтены в окончательной редакции.
В.П.ЩЕРБАКОВ
Приложение
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСОВ И АУКЦИОНОВ НА ПРАВО
ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Основные требования к проведению конкурсов и
аукционов на право пользования недрами разработаны в соответствии
с Законом Российской Федерации "О недрах", Положением о порядке
лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 N 3314-1,
директивным письмом Роскомнедр (б. Геолкома России) от 10.09.92
N ВО-61/2296, зарегистрированным в Минюсте России 18.02.93 N 151.
Основные требования определяют порядок применения отдельных
положений указанных нормативных актов при подготовке и проведении
конкурсов и аукционов на право пользования недрами и являются
обязательными для исполнения органами государственного управления,
обеспечивающими функционирование государственной системы
лицензирования пользования недрами.
1.2. При необходимости территориальные подразделения
Роскомнедр совместно с органами власти субъектов Федерации в
соответствии с настоящими Основными требованиями разрабатывают и
утверждают нормативные документы, определяющие специфику
проведения конкурсов и аукционов в условиях подведомственных им
территорий с учетом видов недропользования.
1.3. Настоящие Основные требования не распространяются на
проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами
континентального шельфа Российской Федерации за внешней границей
территориального моря, а также с целью разработки месторождений
общераспространенных полезных ископаемых.
Проведение указанных конкурсов и аукционов, учитывая их
специфику, регламентируется отдельными нормативными документами.
Порядок проведения конкурсов и аукционов с целью разработки
месторождений общераспространенных полезных ископаемых
устанавливается органами власти субъектов Российской Федерации.
2. Подготовка объектов к вынесению на конкурс (аукцион)
2.1. Территориальные подразделения Роскомнедр на основе
анализа имеющихся фондовых материалов ведут учет участков недр,
представляющих интерес в качестве объектов лицензирования, и
подготавливают проекты перечней объектов лицензирования на
планируемый год и на перспективу.
2.2. Проект перечня объектов лицензирования должен включать:
наименование объекта, степень его геологической изученности,
данные об оценке запасов, включая дату и орган, осуществивший их
оценку (утверждение), предполагаемый срок проведения конкурса
(аукциона), вид пользования недрами (разработка, поиски и
разработка на условиях предпринимательского риска и др.), вид
конкурса (открытый, закрытый для определенных категорий
недропользователей и др.).
При подготовке проектов перечней учитывается конъюнктура
минерального сырья, поступающие заявки на пользование недрами,
организационные возможности территориальных подразделений
Роскомнедр и другие условия.
2.3. По всем объектам лицензирования, включаемым в перечень,
должны иметься документально оформленные предварительные согласия
компетентных органов на предоставление земельных участков.
2.4. Подготовленные перечни объектов лицензирования
представляются на рассмотрение органов власти субъектов Федерации
и после их подписания направляются для рассмотрения и подписания в
Роскомнедр.
2.5. В соответствии с пунктом 2.4 Положения о порядке
лицензирования пользования недрами предложения о порядке, сроках и
условиях вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных
объектов лицензирования согласовываются с заинтересованными
министерствами и ведомствами, которые принимают участие в процессе
лицензирования в соответствии со своей компетенцией, установленной
положениями об этих органах.
Порядок указанного согласования, отнесение вопросов
согласования к компетенции федеральных органов управления или их
территориальных подразделений устанавливается по взаимной
договоренности Роскомнедр и заинтересованных министерств и
ведомств.
2.6. Объекты лицензирования, по которым имеются разногласия
между Роскомнедр и органами власти субъектов Федерации, в перечень
не включаются до устранения разногласий.
Односторонние решения о проведении конкурсов и аукционов
Роскомнедр или органами власти субъектов Российской Федерации
являются нарушением действующего Закона Российской Федерации "О
недрах" и не могут иметь юридической силы.
3. Виды конкурсов и аукционов на право пользования
недрами
3.1. По совместному решению органов власти субъектов Федерации
и Роскомнедр могут быть объявлены открытые или закрытые конкурсы
(аукционы).
3.2. Открытый конкурс (аукцион) проводится без каких-либо
ограничений по численности и категории недропользователей.
3.3. Закрытый конкурс (аукцион) проводится для определенных
категорий недропользователей, в том числе для:
предприятий Российской Федерации;
малых предприятий (типа старательских артелей);
оборонных предприятий, осуществляющих программу конверсии;
государственных предприятий Российской Федерации с целью
получения права на разработку месторождений радиоактивных руд или
комплексных месторождений, содержащих указанные руды в
существенных количествах.
4. Подготовка условий конкурсов и аукционов
4.1. Условия конкурса или аукциона разрабатываются до начала
их проведения и в последующем изменению не подлежат.
4.2. В качестве основных условий конкурса или аукциона в
зависимости от вида полезного ископаемого и горно - технических и
экологических условий его разработки устанавливаются:
сроки ввода месторождения полезного ископаемого в разработку и
уровень добычи минерального сырья по годам в течение срока
действия лицензии;
степень полноты отработки выявленных и оцененных запасов
основных и попутных полезных ископаемых и ценных компонентов;
требования к охране окружающей природной среды;
начальный размер разового и размер систематического платежей
за право пользования недрами;
требования к проведению социальных мероприятий для населения,
проживающего в районе осваиваемого месторождения.
4.3. С учетом специфики конкретных объектов лицензирования в
качестве условий конкурсов и аукционов могут быть установлены
темпы и интенсивность геолого - разведочных работ, порядок найма
местной рабочей силы, особые требования к безопасным условиям
труда и т.д.
4.4. Допускается в качестве одного из условий проводимых
конкурсов и аукционов устанавливать обязательное участие в
разработке месторождения предприятий и организаций, ранее
участвовавших в геологическом изучении и оценке этого
месторождения и иных работах, связанных с его освоением.
4.5. В случае, если на конкурс выносится участок недр,
пользование которым будет осуществляться на основе соглашения о
разделе продукции, то в условиях конкурса должны быть отражены
основные показатели или критерии, в соответствии с которыми будет
заключаться это соглашение.
4.6. Перечень условий конкурсов и аукционов для месторождений
подземных вод и подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, устанавливается инструкциями по применению
Положения о порядке лицензирования пользования недрами к
участкам недр, предоставляемых для добычи подземных вод и для
целей, не связанных с разработкой месторождений полезных
ископаемых.
4.7. Условия конкурса (аукциона) подготавливаются по каждому
объекту недропользования или по группе однотипных объектов.
4.8. В случае, если достижение экономической рентабельности
возможно только при совместной разработке группы близрасположенных
месторождений (участков, блоков), то разрабатываются единые
условия конкурса или аукциона для такой группы месторождений
(участков, блоков).
Также единые условия конкурса или аукциона разрабатываются для
двух или более месторождений, добываемое сырье из которых может
использоваться только совместно.
4.9. Подготовка проектов условий конкурсов и аукционов
осуществляется территориальными подразделениями Роскомнедр
совместно с рабочими органами власти субъектов Федерации.
Порядок, сроки и условия вовлечения в освоение имеющихся и
вновь выявленных объектов согласовываются с заинтересованными
министерствами и ведомствами в соответствии с пунктом 2.4
настоящих Основных требований.
4.10. Сроки проведения и условия конкурсов и аукционов
утверждаются совместным решением органов власти субъектов
Федерации и Роскомнедр (или по его поручению территориальным
подразделением Роскомнедр).
5. Порядок формирования экспертных (конкурсных,
аукционных) комиссий
5.1. Экспертные (конкурсные, аукционные) комиссии формируются
с целью создания условий для принятия объективных решений по
результатам проведения конкурсов и аукционов.
5.2. Задачами экспертной (конкурсной) комиссии являются оценка
соответствия представленных участниками конкурса материалов
условиям конкурса и определение на основе этого победителя или
победителей конкурса.
5.3. Задачей экспертной (аукционной) комиссии является
непосредственное проведение аукциона, а в случае, если аукцион
поручено проводить специализированной организации, - контроль за
соблюдением установленного порядка проведения аукциона.
5.4. В состав экспертных (конкурсных, аукционных) комиссий
включаются представители органов власти субъектов Федерации,
Роскомнедр и (или) его территориальных подразделений,
территориальных и (или) федеральных органов управления, в том
числе органов горного надзора, экологического контроля,
высококвалифицированные специалисты различного профиля, а также
могут быть включены представители других организаций.
5.5. Персональный состав экспертных (конкурсных, аукционных)
комиссий, их председатели или сопредседатели назначаются
совместным решением органов власти субъектов Федерации и
Роскомнедр или по его поручению территориальным подразделением.
5.6. В состав экспертных (конкурсных, аукционных) комиссий не
могут быть включены представители предприятий, пользующихся
недрами или претендующих на это пользование.
5.7. Конкурсная комиссия формируется отдельно для каждого
конкурса и прекращает свою деятельность по его завершении.
6. Порядок работы экспертных (конкурсных,
аукционных) комиссий
6.1. Организационное обеспечение государственной системы
лицензирования пользования недрами, включая прием и регистрацию
заявок претендентов на получение права пользования недрами,
формирование пакетов геологической информации, рекламную и иную
деятельность, действующим законодательством возложено на
Роскомнедр и его территориальные подразделения.
Роскомнедр и его территориальные подразделения также
обеспечивают деятельность экспертных (конкурсных, аукционных)
комиссий за счет средств, получаемых от взимания лицензионных
сборов, и иных средств.
6.2. Работа экспертных (конкурсных, аукционных) комиссий
проводится на их заседаниях, руководство которыми осуществляет
председатель комиссии или поочередно ее сопредседатели.
6.3. Заседания комиссии проводятся при явке более половины ее
членов от списочного состава. Итоги каждого совещания оформляются
протоколом, подписываемым председателем или сопредседателями
комиссии.
6.4. Итоговый протокол деятельности комиссии, в котором
фиксируются результаты проведенного конкурса (аукциона),
подписывается всеми членами комиссии, согласными с принятыми
решениями.
Решение считается принятым, если оно подписано большинством
членов комиссии (50% плюс одна подпись) от списочного состава
комиссии.
Члены комиссии, не согласные с принятым решением, письменно
мотивируют свою позицию, которая прилагается к подписанному
протоколу.
6.5. Экспертные комиссии в своей деятельности руководствуются
действующим законодательством, другими нормативно - правовыми
актами, утвержденными условиями проведения конкурса (аукциона).
Органы, принявшие решение о проведении конкурса (аукциона) и
определившие условия его проведения, могут утвердить положение,
регламентирующее процедуру работы экспертной комиссии.
6.6. Председатель (или сопредседатели) экспертной комиссии
может через территориальные подразделения Роскомнедр привлекать
для решения отдельных вопросов, возникающих в ходе проведения
конкурсов (аукционов), или консультаций квалифицированных
специалистов, в том числе из зарубежных стран.
7. Порядок реализации решений экспертных
(конкурсных, аукционных) комиссий
7.1. Решения, принятые экспертными (конкурсными, аукционными)
комиссиями, утверждаются соответствующими органами власти
субъектов Федерации и Роскомнедр или по его поручению
территориальными подразделениями.
7.2. В случае, если условиям объявленного конкурса отвечают
материалы, представленные двумя или более претендентами на право
пользования недрами, то решение о выявлении победителя принимается
органами, принявшими решение о проведении конкурса (аукциона) и
утвердившими его условия, по дополнительным условиям. Таким
дополнительным условием может быть проведение аукциона среди
претендентов, материалы которых признаны отвечающими условиям
конкурса.
Претенденты на право пользования недрами, чьи материалы
признаны отвечающими условиям конкурса, могут дать предложения о
совместном пользовании недрами. Их предложения рассматриваются с
учетом норм, установленных действующим законодательством.
7.3. Утвержденные решения экспертных (конкурсных, аукционных)
комиссий являются основаниями для подготовки лицензий
Роскомнедр или его территориальными подразделениями. Условия
конкурса (аукциона) подлежат включению в лицензионное соглашение.
Включение дополнительных условий в лицензионное соглашение
осуществляется по взаимному согласию всех сторон, подписывающих
лицензию.
7.4. Материалы о проведенных конкурсах и аукционах хранятся
вместе с копиями лицензий, выданных на их основании, в федеральном
геологическом фонде, территориальном геологическом фонде и в
соответствующем подразделении органа власти субъекта Российской
Федерации.
7.5. Органы власти субъектов Федерации или Роскомнедр могут
признать конкурс (аукцион) несостоявшимся в случаях, если он
проведен с нарушениями требований и условий, установленных Законом
Российской Федерации "О недрах", Положением о порядке
лицензирования пользования недрами и настоящими Основными
требованиями, которые привели к необоснованным выводам экспертной
(конкурсной, аукционной) комиссии.
7.6. При признании конкурса (аукциона) несостоявшимся в
месячный срок проводится повторный конкурс (аукцион) новым
составом экспертной комиссии. В этом случае ранее объявленные
условия конкурса (аукциона) и состав его участников не меняются.
Дополнительная плата с участников конкурса (аукциона) не
взимается.
|