СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 1994 г. N 133-1 СФ
О КРИЗИСЕ ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ
МАШИНОСТРОЕНИИ
19 мая 1994 года Комитетом Совета Федерации по аграрной
политике при участии депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, представителей Министерства
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации,
Комитета Российской Федерации по машиностроению, ученых Российской
академии сельскохозяйственных наук, директоров предприятий
сельскохозяйственного машиностроения проведены парламентские
слушания по вопросу о кризисе производства в сельскохозяйственном
машиностроении.
Участники парламентских слушаний отметили, что производство
машин и оборудования на предприятиях сельскохозяйственного
машиностроения за 1993 год снизилось на 33 процента, а за четыре
месяца 1994 года произведено всего 19 процентов тракторов и 8 - 10
процентов сельскохозяйственных машин по отношению к
соответствующему периоду 1993 года.
По сравнению с 1985 годом производство тракторов сократилось в
2,8 раза, зерноуборочных комбайнов - в 3,4 раза, плугов - в 3
раза, сеялок, культиваторов, косилок, машин для внесения в почву
минеральных удобрений - в 5,9 раза.
Неоплаченные долги сельскохозяйственных потребителей за
полученную технику, отсутствие механизма пополнения оборотных
средств в условиях инфляции, разрыв хозяйственных связей с
предприятиями, находящимися на территориях государств - бывших
республик СССР, установление высоких ставок налогов и пошлин,
кризис неплатежей и отсутствие механизма взаиморасчетов с
государствами - участниками Содружества Независимых Государств, а
также сокращение объемов инвестиций привели к началу разрушения
производственного и научно-технического потенциала отрасли.
В январе - апреле 1994 года не работала треть предприятий
сельскохозяйственного машиностроения, десятки предприятий работали
по сокращенному графику.
Прекращено производство целого ряда сельскохозяйственных машин
и оборудования, в том числе машин для уборки льна в АО
"Бежецксельмаш", рисоуборочных и кормоуборочных машин в АО
"Дальсельмаш", машин для внесения в почву минеральных удобрений в
АО "Башсельмаш".
За 1990 - 1993 годы парк основных сельскохозяйственных машин
на селе сократился на 25 - 30 процентов и составил в 1993 году 50
- 60 процентов от нормативного уровня. В результате проведение
сельскохозяйственных работ существенно затягивается, а объемы их
резко сокращаются. Это привело к снижению урожайности и увеличению
потерь сельскохозяйственной продукции.
Дебиторская задолженность предприятиям сельскохозяйственного
машиностроения за поставленные технику и запасные части на 15 мая
1994 года составила 405 млрд. рублей.
В связи с отсутствием финансовых средств объем работ по
созданию новой сельскохозяйственной техники сократился в 15 раз.
Это приведет к отставанию России в создании новой
сельскохозяйственной техники от развитых стран более чем на два
поколения.
Для выхода из кризисного состояния Министерством сельского
хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с
Комитетом Российской Федерации по машиностроению, другими
заинтересованными министерствами и ведомствами подготовлен проект
федеральной программы машиностроения для агропромышленного
комплекса России, который одобрен Президиумом Совета Министров -
Правительства Российской Федерации (протокол заседания N 19 от 10
июня 1993 года). Однако до настоящего времени указанная
федеральная программа не утверждена Правительством Российской
Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Совет Федерации оценивает
положение, сложившееся в сельскохозяйственном машиностроении, как
чрезвычайное и постановляет:
1. Предложить Правительству Российской Федерации:
утвердить федеральную программу машиностроения для
агропромышленного комплекса России и обеспечить ее финансирование
с июня 1994 года, а также осуществить финансирование
следующих государственных программ:
программы "Фермер" (постановление Правительства Российской
Федерации от 16 ноября 1992 года N 930);
Государственной комплексной программы повышения плодородия
почв России (постановление Правительства Российской Федерации от
17 ноября 1992 года N 879);
программы по производству и переработке сои (постановление
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22
февраля 1993 года N 146);
программы по производству техники по выращиванию и уборке
сахарной свеклы (постановление Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 26 июня 1993 года N 596);
Межгосударственной программы обеспечения сельского хозяйства
зерноуборочной техникой в 1993 - 1995 годах (решение Совета глав
правительств государств - участников Содружества Независимых
Государств от 27 сентября 1993 года);
рассмотреть вопрос о создании федеральной государственно -
акционерной корпорации по производственно-техническому обеспечению
агропромышленного комплекса;
разработать и реализовать механизм финансирования сельского
хозяйства Российской Федерации, создав необходимые экономические
условия для развития агропромышенного комплекса за счет
оптимального соотношения цен на машиностроительную и
сельскохозяйственную продукцию, а также за счет дотирования
сельского хозяйства из федерального бюджета, обеспечив при этом
платежеспособный спрос в соответствии с необходимой потребностью в
сельскохозяйственной технике и запасных частях;
восстановить льготное кредитование сельского хозяйства (не
более 28 процентов годовых) с возмещением разницы в процентных
ставках за счет прибыли Центрального банка Российской Федерации;
разработать порядок продажи тракторов, комбайнов и другой
дорогостоящей сельскохозяйственной техники потребителям в
рассрочку или по беспроцентному кредиту на пять - семь лет;
выделять ежегодно в течение трех лет Министерству сельского
хозяйства и продовольствия Российской Федерации необходимую
бюджетную ссуду или целевой льготный кредит сроком на пять лет с
началом погашения после третьего года на создание фондов
лизинговых операций, сезонных запасов сельскохозяйственной
техники, запасных частей и приобретение других материально -
технических средств;
выделить предприятиям сельскохозяйственного машиностроения для
возобновления производства и обеспечения бесперебойной поставки
сельскохозяйственной техники и запасных частей к началу уборочных
работ 1994 года бюджетную ссуду во втором и в третьем кварталах в
объеме 250 млрд. рублей и обеспечить погашение задолженности
агропромышленного комплекса России и государств - участников
Содружества Независимых Государств за поставленную технику,
запасные части и комплектующие изделия;
распространить на предприятия сельскохозяйственного
машиностроения тарифы на электрическую энергию, предусмотренные
для сельскохозяйственных потребителей постановлением Правительства
Российской Федерации от 22 апреля 1994 года N 352.
2. Поручить Комитету Совета Федерации по аграрной политике
совместно с Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам и
Комитетом Государственной Думы по промышленности, строительству,
транспорту и энергетике до 1 июля 1994 года подготовить
предложения по восстановлению действия статей 2 - 4, 8, 9, 14, 17
- 20 Закона Российской Федерации "О зерне", отмененных Президентом
Российской Федерации Указом от 21 декабря 1993 года N 2232,
предусматривающих возмещение производителям зерна 50 процентов
затрат на приобретение зерноуборочных комбайнов и техники для
обработки зерна, а также предложения по льготному налогообложению
для производителей сельскохозяйственной техники.
3. Предложить Министерству финансов Российской Федерации,
Центральному банку Российской Федерации выдавать государствам -
участникам Содружества Независимых Государств технически связанные
кредиты, обеспечивающие реализацию сельскохозяйственной техники.
Заместитель Председателя
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Р.Г.АБДУЛАТИПОВ
|