МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 мая 1994 г. N 161
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ МИНПРИРОДЫ РОССИИ"
(в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.03.1995 N 120)
Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 апреля
1994 г. N 375 утвердило "Положение о Министерстве охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации". В
связи с возложением на Минприроды России и его территориальные
органы дополнительных задач и функций приказываю:
1. Утвердить "Примерное положение о территориальном органе
Минприроды России" (Приложение 1), подготовленное на основании
"Положения о Министерстве охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации.
2. Руководителям территориальных органов Минприроды России:
в 3-месячный срок привести положения о министерствах,
комитетах, департаментах в соответствие с "Примерным положением о
территориальном органе Минприроды России" с учетом особенностей
природоохранной деятельности на территории, утвердить их в органах
исполнительной власти и представить в Минприроды России для
утверждения;
в случае необходимости уточнить структуру министерств,
комитетов, департаментов.
3. Утвердить порядок подготовки, представления, прохождения и
утверждения в Министерстве положений о территориальных органах
Минприроды России (Приложение 2).
4. Главному управлению нормативно-правового регулирования
(Максименко) обеспечить соблюдение требований Министерства,
изложенных в "Примерном положении о территориальном органе
Минприроды России", регистрацию и оформление утвержденных
положений.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя министра А.А. Аверченкова.
Министр охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
Приложение 1
к Приказу Минприроды России
от 25 мая 1994 г. N 161
Утверждаю
Министр охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации
"____" ____________ 199__ года
Утверждено
Постановлением Администрации
(Правительства) субъекта
Российской Федерации
"____" _____________ 199__ года
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ МИНИСТЕРСТВА ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.03.1995 N 120)
1. Комитет, министерство, департамент и т.д. по охране
окружающей среды и природных ресурсов субъекта Российской
Федерации - далее сокращенное наименование, является
территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России),
осуществляющим государственное управление и координацию в области
охраны окружающей среды, регулирования природопользования,
обеспечения экологической безопасности, и наряду с исполнительной
властью субъекта Российской Федерации несет ответственность за
оздоровление и улучшение качества окружающей среды на территории
субъекта Российской Федерации (наименование). Территориальный
орган Минприроды России при регулировании природопользования
согласовывает и утверждает региональные нормы и правила
использования природных ресурсов, а также правила ведения
хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на
окружающую природную среду.
2. В целях реализации полномочий территориальный орган
Минприроды России вправе создавать местные (городские, районные,
межрайонные) природоохранные органы по согласованию с
соответствующими органами местного самоуправления.
3. Территориальный орган Минприроды России является специально
уполномоченным государственным органом Российской Федерации в
области охраны окружающей природной среды. Создаваемые
территориальным органом Минприроды России местные природоохранные
органы являются также специально уполномоченными государственными
органами субъектом Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды.
4. Территориальный орган Минприроды России действует на
основании Положения о нем и осуществляет свою деятельность под
контролем Минприроды России, а по вопросам, входящим в компетенцию
субъекта Российской Федерации - под контролем органов власти
субъекта Российской Федерации. Территориальный орган Минприроды
России в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, другими законодательными актами Российской
Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, приказами Минприроды России, правовыми
актами субъектов Российской Федерации, а также настоящим
Положением.
5. Численность аппарата, структуру, штаты и фонд оплаты труда
территориального органа определяет Минприроды России по
согласованию с исполнительной властью субъекта Российской
Федерации, с учетом особенностей региона.
6. Решения территориального органа Минприроды России по
вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для органов
государственного управления, юридических и физических лиц и эти
решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
7. Территориальный орган Минприроды России финансируется за
счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской
Федерации, а также иных источников финансирования, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
8. Территориальный орган Минприроды России осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с другими органами государственного
управления, органами власти субъекта Российской Федерации,
правоохранительными органами, общественными организациями,
гражданами.
9. Основными задачами территориального органа Минприроды России
являются:
(1) комплексное управление в области охраны окружающей
природной среды в субъекте Российской Федерации, проведение единой
научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и
использования природных ресурсов;
(2) координация деятельности территориальных органов
министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и
организаций в области охраны окружающей среды и природных
ресурсов;
(3) оценка и прогнозирование антропогенного воздействия на
окружающую среду, а также состояния и использования природных
ресурсов на территории субъекта Российской Федерации;
(4) формирование региональной нормативно-методической базы в
области охраны окружающей среды, регулирования природопользования,
обеспечения экологической безопасности;
(5) организация единой государственной системы экологического
мониторинга;
(6) организация и проведение государственной экологической
экспертизы;
(7) организация и осуществление государственного контроля в
области охраны окружающей среды и использования природных
ресурсов, а также за соблюдением норм экологической безопасности;
(8) обеспечение населения экологической информацией;
(9) управление природно-заповедным фондом, находящимся на
территории субъекта Российской Федерации, участие в ведении
Красной книги Российской Федерации, ведение Красной книги субъекта
Российской Федерации, организация природно-заповедного дела;
(10) реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих
из членства России в международных организациях и участия в
международных договорах по охране окружающей среды и природных
ресурсов, осуществление международного сотрудничества в этой
области;
(11) развитие и эффективное использование материально-
технической базы местных природоохранных органов и
подведомственных организаций.
10. В соответствии с основными задачами территориальный орган
Минприроды России:
(1) разрабатывает предложения по основным направлениям
государственной экологической политики совместно с
территориальными органами специально уполномоченных
государственных органов Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды, организует разработку и реализацию
территориальных программ по охране окружающей среды и
рациональному использованию природных ресурсов, участвует в
прогнозировании и подготовке программ социально-экономического
развития субъекта Российской Федерации;
(2) подготавливает предложения по совершенствованию правовых
актов субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к
компетенции территориального органа Минприроды России;
(3) организует и осуществляет в установленном порядке выдачу
(аннулирование) лицензий и разрешений на:
а) комплексное природопользование с учетом заключений
территориальных органов специально уполномоченных органов по
охране и использованию отдельных видов природных ресурсов;
б) складирование, размещение и захоронение промышленных и иных
отходов (материалов, веществ);
в) выбросы, сбросы загрязняющих веществ (включая радиоактивные)
в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на
окружающую среду и потребление атмосферного воздуха для
производственных нужд в случаях, когда это может привести к
изменениям состояния атмосферы;
г) добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку,
содержание, хранение биологических коллекций, биологических
объектов, в том числе относящихся к видам животных и растений,
занесенных в Красную книгу России, видов, подпадающих под действие
международных договоров и конвенций, их продуктов, частей и
дериватов, а также согласование экспортных лицензий на
биологические образцы и объекты;
д) осуществление видов деятельности, связанных с работами
(услугами) природоохранного назначения;
(4) согласовывает или утверждает по согласованию с
соответствующими территориальными органами специально
уполномоченных государственных органов Российской Федерации в
области охраны окружающей природной среды региональные нормы
(нормативы) и правила использования отдельных видов природных
ресурсов, лимиты (квоты) на их изъятие;
(5) подготавливает предложения по формированию и использованию
средств внебюджетного экологического фонда;
(6) осуществляет научное обеспечение подведомственных
предприятий и организаций и координацию работ, связанных с
решением проблем в области охраны окружающей среды, регулирования
природопользования и соблюдения норм экологической безопасности на
территории субъекта Российской Федерации, выявлением и
предотвращением отрицательных экологических последствий;
(7) организует учет и оценку природно-ресурсного потенциала
субъекта Российской Федерации, ведет учет объектов, загрязняющих
окружающую среду;
(8) во взаимодействии с территориальными органами других
специально уполномоченных государственных органов Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды ведет
комплексный территориальный кадастр природных ресурсов субъекта
Российской Федерации;
(9) организует и ведет региональный государственный регистр
опасных отходов (в том числе радиоактивных);
(10) обеспечивает создание и функционирование экологических
информационных систем; организует сбор, хранение, обработку,
анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей
среды и природных ресурсов, ведет совместно с соответствующими
органами управления банки данных об окружающей среде, природных
ресурсах и их использовании, об инновационных природоохранных и
ресурсосберегающих технических, технологических и организационно-
экономических решениях;
(11) подготавливает предложения по разработке экологических
требований для учета их в государственных стандартах,
ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических
документах;
(12) организует совместно с территориальными органами других
министерств и ведомств работу по нормативному и метрологическому
обеспечению, стандартизации и сертификации в области охраны
окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения
экологической безопасности;
(13) осуществляет контроль за экологической паспортизацией
хозяйственных объектов на территории субъекта Российской
Федерации;
(14) осуществляет общее руководство созданием и
функционированием единой государственной системы экологического
мониторинга на территории субъекта Российской Федерации;
(15) организует и проводит государственную экологическую
экспертизу предплановых, предпроектных и проектных материалов по
объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории
субъекта Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости
и принадлежности, а также экологических обоснований лицензий и
сертификатов;
(16) организует и осуществляет на территории субъекта
Российской Федерации государственный экологический контроль;
(17) участвует в организации системы всеобщего непрерывного
экологического воспитания, образования и просвещения, ведет работу
по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды;
(18) в пределах своей компетенции координирует деятельность
территориальных органов специально уполномоченных государственных
органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной
среды, в том числе по вопросам:
а) учета, оценки и ведения кадастров отдельных видов природных
ресурсов;
б) разработки и утверждения инструктивно-методической
документации по установлению и взиманию платы за пользование
природными ресурсами, определению и компенсации ущерба, наносимого
нерациональным использованием природных ресурсов;
в) экологического мониторинга;
г) осуществления государственного контроля за использованием и
охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного
воздуха (в том числе за осуществлением мер по предотвращению
истощения озонового слоя атмосферы), лесов и иной растительности,
животного мира (в том числе рыбных запасов), а также по другим
вопросам в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;
е) лицензирования в области проведения наблюдений за
загрязнением окружающей среды;
(19) организует подготовку ежегодного доклада о состоянии
окружающей природной среды в субъекте Российской Федерации;
(20) управляет в пределах своей компетенции особо охраняемыми
природными территориями, находящимися в ведении Минприроды России
на территории субъекта Российской Федерации; осуществляет меры по
развитию системы особо охраняемых природных территорий в субъекте
Российской Федерации, сохранению биологического разнообразия,
редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и
растений, уникальных природных объектов и комплексов;
(21) ведет Красную книгу субъекта Российской Федерации;
обеспечивает представление материалов для ведения Красной книги
Российской Федерации, согласовывает материалы по созданию другими
министерствами и ведомствами особоохраняемых природных территорий;
(22) организует совместно с территориальными органами других
федеральных органов исполнительной власти выполнение обязательств,
вытекающих из членства Российской Федерации в международных
организациях и участия в международных договорах по охране
окружающей среды и природных ресурсов, участвует в международном
сотрудничестве в этой области, изучает, обобщает и распространяет
зарубежный опыт в данной области;
(21) участвует в организации переподготовки и повышения
квалификации кадров для природоохранных органов субъекта
Российской Федерации;
(22) в пределах предоставленных полномочий осуществляет
управление подведомственными органами и организациями,
осуществляет контроль за их деятельностью, в том числе за целевым
использованием ими финансовых и материальных ресурсов;
(23) обеспечивает развитие и эффективное использование
материально-технической базы местных подведомственных органов.
11. Территориальный орган Минприроды России, его местные органы
и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
(1) запрашивать и получать в установленном порядке от
территориальных органов министерств и ведомств, предприятий,
учреждений и организаций, расположенных или осуществляющих свою
деятельность на территории субъекта Российской Федерации,
информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны
окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения
норм экологической безопасности;
(2) заслушивать отчеты руководителей предприятий, учреждений и
организаций по вопросам соблюдения экологических требований
законодательства Российской Федерации, законодательных (правовых)
актов субъекта Российской Федерации, выполнения планов и программ
осуществления природоохранных мероприятий;
(3) беспрепятственно посещать предприятия, учреждения,
организации (в том числе в установленном порядке режимные),
охраняемые территории, другие объекты вне зависимости от их
ведомственной принадлежности, расположенные и осуществляющие свою
деятельность на территории субъекта Российской Федерации,
составлять по результатам проверок акты и протоколы, давать
обязательные предписания по устранению нарушений требований
законодательства в области охраны окружающей среды и использования
природных ресурсов;
(4) ограничивать или приостанавливать в установленном порядке
деятельность предприятий или иных объектов, осуществляющих свою
деятельность на территории субъекта Российской Федерации,
независимо от форм собственности и подчинения, если их
эксплуатация осуществляется с нарушением требований
природоохранительного законодательства, лицензий на использование
природных ресурсов, с превышением лимитов выбросов и сбросов
загрязняющих веществ, а также давать предписания о прекращении
финансирования таких работ;
(5) в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации, рассматривать дела об административных правонарушениях
в области охраны окружающей среды и использования природных
ресурсов;
(6) в установленном порядке аннулировать или давать предписания
об аннулировании лицензий (разрешений) на пользование отдельными
видами природных ресурсов при осуществлении деятельности с
нарушением условий, определенных в них;
(7) вносить предложения об изъятии в установленном порядке
земельных участков при использовании их способами, приводящими к
развитию эрозии и деградации земель, химическому, биологическому и
радиоактивному загрязнению, а также о запрещении использования
загрязненных и деградированных земель;
(8) запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство
которых выполнено с нарушением экологических норм и правил; во
взаимодействии с территориальными органами других специально
уполномоченных органов останавливать и осматривать российские и
иностранные суда и другие плавучие средства для проверки фактов
нарушения требований природоохранительного законодательства и
задерживать их до решения вопроса о компенсации ущерба в случае
установления нарушения;
(9) во взаимодействии с территориальными органами других
специально уполномоченных органов останавливать, задерживать и
проверять транспортные средства и запрещать их эксплуатацию в
случае нарушения ими экологических норм и правил;
(10) запрещать ввоз на территорию субъекта Российской
Федерации, а также транзит (дальнейшую транспортировку)
экологически опасных грузов (изделий), сырьевых ресурсов,
осуществляемых с нарушением экологических норм и правил;
(11) взыскивать в установленном порядке задолженность по
платежам за загрязнение окружающей среды и другие отрицательные
воздействия на нее;
(12) предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного в
результате нарушения природоохранительного законодательства;
(13) утверждать уставы подведомственных учреждений и
организаций в соответствии с типовым уставом, утверждаемым
Государственным комитетом Российской Федерации по управлению
государственным имуществом;
(14) назначать на должность и освобождать от должности
руководителей подведомственных учреждений и организаций,
заключать, изменять и расторгать контракты с этими руководителями
в порядке, установленном действующим законодательством;
(15) публиковать либо передавать для публикации информацию о
качестве окружающей среды и другие данные, имеющие прямое
отношение к экологической безопасности населения.
12. По решению органов государственной власти субъекта
Российской Федерации и по согласованию с Министерством охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
территориальный орган Минприроды России может наделяться
дополнительными функциями, не противоречащими статусу специально
уполномоченного государственного органа Российской Федерации в
области охраны окружающей природной среды.
13. Территориальный орган (комитет, министерство, департамент и
т.д.) Минприроды России возглавляет руководитель (председатель,
министр, начальник и т.д.), назначаемый Министром охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по
согласованию с администрацией (правительством) субъекта Российской
Федерации, если иное не предусмотрено законодательством.
(п. 13 в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.03.95 N 120)
14. Руководитель территориального органа Минприроды России:
(1) осуществляет общее руководство деятельностью
территориального органа Минприроды России на основе единоначалия и
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на
территориальный орган задач, утверждает в пределах установленной
численности работников аппарата и фонда оплаты труда структуру,
штатное расписание и положения о подразделениях аппарата,
положения о местных природоохранных органах;
(2) издает приказы, указания, инструкции и иные акты в
соответствии с его компетенцией, обязательные для исполнения
работниками территориального органа Минприроды России и
подведомственных организаций и учреждений;
(3) назначает на должность и освобождает от занимаемой
должности по согласованию с органами местного самоуправления
руководителей местных (городских, районных, межрайонных)
природоохранных органов.
15. В территориальном органе Минприроды России образуется
Коллегия в составе руководителя (председатель), его заместителей
по должности, руководителей управлений и отделов, ведущих ученых и
специалистов.
Персональный состав Коллегии утверждается приказом министра
охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
по представлению Администрации (Правительства) субъекта Российской
Федерации (кроме лиц, входящих в нее по должности).
16. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности
территориального органа Минприроды России, подведомственных
учреждений, организаций и предприятий, результаты проверок
исполнения принятых решений, вопросы международного
сотрудничества, подбора, расстановки, обучения и использования
кадров, заслушивает руководителей органов управления и других
должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции
территориального органа Минприроды России.
17. В территориальном органе Минприроды России создаются:
(1) научно-технический совет из ученых, высококвалифицированных
специалистов, а также представителей научных, инженерных обществ и
других организаций;
(2) совет государственной экологической экспертизы.
Персональный состав указанных советов и положения о них
утверждаются руководителем территориального органа Минприроды
России.
18. Территориальный орган Минприроды России является
юридическим лицом, имеет расчетный и иные счета в учреждениях
банков, печать с изображением Государственного герба Российской
Федерации и со своим наименованием.
Приложение 2
к Приказу Минприроды России
от 25 мая 1994 г. N 161
ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ПРОХОЖДЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
В МИНИСТЕРСТВЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ
МИНПРИРОДЫ РОССИИ
1. Территориальный орган Минприроды России на основании
"Примерного положения о территориальном органе Минприроды России"
разрабатывает проект положения о нем.
2. Проект положения о территориальном органе Минприроды России
направляется разработчиком на утверждение в Администрацию
(Правительство) субъекта Российской Федерации.
3. Утвержденный (что должно быть подтверждено наличием печати
Администрации (Правительства) субъекта Российской Федерации)
проект положения о территориальном органе Минприроды России (7
экз.) поступает в Минприроды России в Главное управление
нормативно-правового регулирования (ГУНПР). Входной контроль в
ГУНПР осуществляет отдел учета и систематизации нормативных и
правовых актов (Королева).
4. ГУНПР проверяет комплектность (наличие печати и 7 экз.) и
регистрирует проект положения о территориальном органе Минприроды
России на общих основаниях. Если поступившие документы
некомплектны, то ГУНПР возвращает их территориальному органу для
доукомплектования или дооформления (при отсутствии печати).
5. Проверку соблюдения требований Министерства в Положении о
территориальном органе Минприроды России (на соответствие
"Примерному положению о территориальном органе Минприроды России")
в ГУНПР проводит отдел природоохранительного законодательства
(Кузьмин).
6. Оформление (шнурование, проставление печати Минприроды
России) и регистрацию утвержденных положений о территориальных
органах Минприроды России осуществляет в ГУНПР учета и
систематизации нормативных и правовых актов (Королева).
7. Утверждение проекта положения в Минприроды России
осуществляет ответственный представитель территориального органа
Минприроды России.
8. Утвержденные, оформленные и зарегистрированные в Минприроды
России экземпляры положения о территориальном органе Минприроды
России распределяются следующим образом:
а) 1 экз. остается в Главном управлении нормативно-правового
регулирования (отдел учета и систематизации нормативных и правовых
актов) Минприроды России;
б) 1 экз. остается в Главном организационно-распорядительном
управлении (в Архиве) Минприроды России;
в) 5 экз. Главным организационно-распорядительным управлением
Минприроды России заказным письмом (или передается на руки
ответственному представителю территориального органа) направляется
в территориальный орган Минприроды России.
9. Территориальный орган Минприроды России передает:
а) 1 экз. - в органы исполнительной власти субъекта Российской
Федерации;
б) 1 экз. - в финансовый орган исполнительной власти по месту
нахождения территориального органа Минприроды России;
в) 1 экз. - в банк по месту нахождения территориального органа
Минприроды России для открытия счетов;
г) 1 экз. - в официальные средства массовой информации субъекта
Российской Федерации;
д) 2 экз. - остаются в территориальном органе Минприроды
России.
Начальник Главного управления
нормативно-правового регулирования
Минприроды России
Ю.Л.МАКСИМЕНКО
|