МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 мая 1994 г. N 38
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ
И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ (ПРАС-90)",
УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА МОРСКОГО ФЛОТА
ОТ 29.12.89 N 118
В целях дальнейшего совершенствования расследования и
классификации аварийных случаев с судами, улучшения практики
применения ПРАС-90 в целях предупреждения аварийности на морском
транспорте приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 15 июня 1994 г.
согласованные с Прокуратурой России, Минобороны России и
Роскомрыболовством Изменения и дополнения к ПРАС-90 (Приложение).
2. Госморинспекции подготовить соответствующие изменения и
дополнения в "Инструкцию по применению Положения о порядке
классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами
(ИПРАС-92)", утвержденную инструктивным письмом Департамента
морского транспорта от 31 декабря 1992 г. N СМ-37/2222.
3. Считать утратившими силу п. п. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Приказа
Департамента морского транспорта от 30 марта 1992 г. N 15 о
внесении изменений в ПРАС-90.
4. Возложить на Госморинспекцию контроль за применением
ПРАС-90 с учетом вводимых изменений и дополнений.
Директор Департамента
морского транспорта
Н.П.ЦАХ
Приложение
к Приказу
Директора Департамента
морского транспорта
Минтранса России
от 19 мая 1994 г. N 38
Согласованы
письмом Генпрокуратуры РФ
от 20 апреля 1994 г. N 23д/12-94
письмом ВМФ МО РФ
от 4 мая 1994 г. N 703/142
письмом Роскомрыболовства
от 20 апреля 1994 г. N 14/3-215
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
В "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ,
РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ
(ПРАС-90)"
1. Пункт 1.2.1 изложить в редакции:
"АС - событие с судном, приведшее его к бедствию в результате
воздействия непреодолимых стихийных явлений природы или
экстремально тяжелых гидрометеорологических условий плавания,
различные повреждения судна (корпуса, устройств, судовых
технических средств), смещение перевозимого груза и/или изменение
его физико - химических свойств в процессе морской перевозки,
посадка судна на грунт, касание грунта, намотка троса и/или сетей
на гребной винт или руль и другие случаи, повлекшие утрату
мореходных качеств и препятствующие нормальной эксплуатации
(плаванию) судна; повреждение судном другого судна (судов),
средств навигационного оборудования (СНО), берегового сооружения,
подводного кабеля, подводного трубопровода, потеря судном
буксируемого объекта".
2. В примечании к пункту 1.2.2 вместо указанного выражения
внести предложение в редакции: "Суда, используемые для рыбного
промысла, охраны рыбных запасов и иные, обслуживающие
рыбопромысловый комплекс и зарегистрированные в морских рыбных
портах, независимо от форм собственности".
3. В пункте 1.2.3 после слова "Правилами" указать слово
"морского", выражение "СССР" исключить. Далее в тексте вместо
выражения "Регистр СССР" читать "Морской Регистр".
4. Пункт 1.4.1 изложить в редакции:
"на поднадзорные Морскому Регистру или другому
классификационному обществу суда, принадлежащие судовладельцам
Российской Федерации, независимо от форм собственности и
подчиненности, плавающих под Государственным флагом Российской
Федерации, АС с которыми произошел во время их эксплуатации,
ремонта или отстоя в морском или приравненном к нему районе
плавания, исключая участки внутренних судоходных путей (ВСП), где
навигационно - гидрографическое обеспечение плавания судов
осуществляется органами речного транспорта".
5. Пункт 1.5.1 изложить в редакции:
"на корабли и суда Военно - Морского Флота Российской
Федерации, погранвойск МБ Российской Федерации, Министерства
внутренних дел Российской Федерации".
6. Пункт 1.5.2 изложить в редакции:
"на маломерные суда, не поднадзорные Морскому Регистру или
другому признанному классификационному обществу (самоходные с
мощностью СЭУ 55 кВт и менее, кроме пассажирских, наливных и
судов, предназначенных для перевозки горючих и других опасных
грузов, а также буксиров; несамоходные с валовой вместимостью 80
рег. тонн и менее)".
7. В пункте 2.2 вместо указанного текста изложить
"Кораблекрушением считается:".
8. Внести пункт 2.2.1 в редакции:
"АС, в результате которого произошла гибель судна или его
полное конструктивное разрушение, после чего проведение
восстановительного ремонта нецелесообразно".
9. Внести пункт 2.2.2 в редакции:
"АС, в результате которого потерян буксируемый судном объект".
10. Пункт 2.3.1 изложить в редакции:
"АС (пункт 1.2.1 настоящего Положения), повлекший гибель
человека (людей)". В примечании к упомянутому пункту указать
"Случай гибели и/или травмирования человека (людей) расследуется в
установленном порядке, независимо от проведения расследования АС".
11. Пункт 2.3.2 изложить в редакции:
"АС с пассажирским судном, в результате которого произошло
повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных
качеств и/или создавшее препятствие в производственной
деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных
ограничений".
12. Пункты 2.3.3 - 2.3.5 исключить.
13. В пунктах 2.4.1, 2.4.2, 2.4.4 выражение "с убытками от 50
до 500 тыс. р." исключить.
14. Пункт 2.4.3 изложить в редакции:
"АС, в результате которого судно находилось на мели 24 ч и
более, независимо от размера и характера полученных и/или
нанесенных повреждений".
15. Внести пункт 2.4.5 в редакции:
"АС, в результате которого произошла намотка тросов и/или
сетей на гребной винт или руль, повреждение судном другого судна,
создавшие препятствия в производственной деятельности судна
(судов) в связи с появлением каких-либо эксплуатационных
ограничений".
16. Пункт 2.5.1 изложить в редакции:
"АС, в результате которого произошло повреждение судна или
другого судна или смещение перевозимого груза и/или изменение его
физико - химических свойств, не подпадающие под признаки,
указанные в п. п. 2.4.1, 2.4.4, 2.4.5 настоящего Положения".
17. В пунктах 2.5.2 - 2.5.4 выражение "размера причиненных
убытков и" исключить.
18. Пункт 2.5.5 изложить в редакции:
"АС, в результате которого судном нанесено повреждение СНО, не
приведшее к выводу его из эксплуатации".
19. Пункт 2.5.6 изложить в редакции:
"АС, в результате которого произошло повреждение судна при
правомерных действиях экипажа во время проведения швартовных и/или
перегрузочных и/или бункеровочных операций в море, не подпадающее
под признаки, указанные в п. 2.4.1 настоящего Положения".
20. Пункт 2.5.7 изложить в редакции:
"АС, в результате которого судно находилось на мели менее 24 ч
и при этом не получило повреждений, приведших к утрате хотя бы
одного из мореходных качеств и/или создавших препятствие в
производственной деятельности в связи с появлением каких-либо
эксплуатационных ограничений".
21. Пункт 2.5.8 изложить в редакции:
"АС, связанный с незначительным повреждением судном подводного
кабеля, подводного трубопровода, берегового сооружения, не
приведшим их к выводу из эксплуатации".
22. Пункт 2.9 изложить в редакции:
"После АС (п. п. 2.3.2, 2.4.1, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5, 2.5.2,
2.5.3, 2.5.4, 2.5.7) свидетельство о годности судна к плаванию,
международные свидетельства, классификационное свидетельство и
другие судовые документы Морского Регистра или другого
классификационного общества утрачивают силу, в связи с чем для
возобновления их действия судно должно быть предъявлено к
освидетельствованию Морскому Регистру или, по его поручению,
иностранному классификационному обществу с целью определения
технического состояния, условий дальнейшей эксплуатации и/или
ремонта".
23. Пункт 3.4 изложить в редакции:
"АС, подпадающий под признаки, указанные в п. п. 2.2 - 2.4, а
также в п. п. 3.6 - 3.8 настоящего Положения, расследуется
капитаном порта. Надзор за расследованием перечисленных АС
осуществляется министерством (ведомством) по подчиненности порта".
24. Пункт 3.5 исключить.
25. Пункт 3.6 изложить в редакции:
"АС, связанный со столкновением судов, принадлежащих разным
судовладельцам, а также АС, происшедший на акватории морского
торгового порта Российской Федерации, расследуется капитаном
морского торгового порта с участием представителей судовладельца
аварийного судна; АС, происшедший на акватории морского рыбного
порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского
рыбного порта с участием представителей судовладельца аварийного
судна".
Примечание к указанному пункту изложить в редакции: "В
Департаменте морского транспорта Министерства транспорта
Российской Федерации органом, осуществляющим контроль за
расследованием АС, является Главная государственная морская
инспекция; в Комитете Российской Федерации по рыболовству -
Управление безопасности мореплавания, портов и охраны труда".
26. В пункте 3.7 вместо выражения "СССР" указать "Российской
Федерации", вместо "ММФ" указать "Департамент морского транспорта
Минтранса России".
27. В пункте 3.9 вместо выражения "внутренних водных путей
(ВВП)" указать "внутренних судоходных путей (ВСП)", вместо
выражения "Минморфлота СССР, Минречфлота РСФСР, союзных республик"
указать "Минтранса России".
28. Пункт 4.1 изложить в редакции:
"Капитан (шкипер) судна о происшедшем АС обязан донести
судовладельцу (по рыбопромысловым судам - также капитану порта
регистрации). Если АС произошел на акватории российского порта,
донесение направляется также и капитану данного порта".
29. Пункт 4.2 изложить в редакции:
"Об АС, затрагивающем иностранные интересы, имевшем место в
иностранных территориальных и внутренних водах, капитан судна
обязан сообщить судовладельцу, представителю Департамента морского
транспорта Минтранса России, торгпредству, консульству или
посольству России и обратиться к ним за оказанием содействия и
помощи, а капитаны рыбопромысловых судов должны действовать в
соответствии с "Руководством по оформлению документов при
происшествиях между рыбопромысловыми судами России и иностранными
судами (фирмами)". О происшедшем случае также информируется
представитель Ингосстраха или Клуба взаимного страхования по
данному риску".
30. В пункте 4.3 вместо выражения "СССР" указать "Российской
Федерации", вместо выражения "ММФ" указать "Департамента морского
транспорта Минтранса России". После слова "внутреннего" указать
"судоходного".
31. Пункт 4.4 изложить в редакции:
"О всех кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях, а
также АС, затрагивающих иностранные интересы, и повреждениях
судна, полученных при проведении аварийно - спасательных работ, во
время плавания в ледовых условиях, а также при условиях, когда не
обеспечивается навигационная безопасность, судовладелец сообщает
соответствующему министерству (ведомству). Одновременно о
кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях судовладелец
сообщает транспортному прокурору независимо от тяжести последствий
конкретного случая".
32. В пунктах 5.3, 5.6 вместо слова "советский" указать
"российский".
33. Пункт 5.8 изложить в редакции:
"После рассмотрения представленных капитаном судна документов
капитан порта классифицирует АС. Если АС классифицируется как
эксплуатационное повреждение, капитан порта возвращает материалы
капитану судна, который проводит расследование в соответствии с
условиями пункта 5.11 настоящего Положения". Примечание к
указанному пункту исключить.
34. В пункте 5.11 выражение "или судовладельцем" исключить.
35. В пункте 5.13 последний абзац дополнить выражением "жизнь
людей".
36. Пункт 5.19 изложить в редакции: "По итогам расследования
АС судовладельцем заполняется аварийная карта, проформа которой
прилагается. По АС с рыбопромысловыми судами аварийная карта
заполняется органом расследования".
37. В пунктах 6.1 - 6.2:
вместо выражения "СССР" указать "Российской Федерации", вместо
выражения "советского" указать "российского".
38. В пункте 6.3 вместо слова "советским" указать
"федеральным".
39. В пункте 7.5 выражение "расследованные им" исключить.
40. Пункт 7.6 изложить в редакции:
"Министерство (ведомство) учитывает АС с подведомственными
судами, расследованные капитаном порта. По рыбопромысловым судам -
в соответствии с порядком, установленным Комитетом Российской
Федерации по рыболовству".
41. В пункте 7.8 вместо выражения "СССР" указать "Российской
Федерации", вместо выражения "Минрыбхозом СССР" указать "Комитетом
Российской Федерации по рыболовству".
42. В приложении 1 к Положению:
42.1. Примечание к заглавию изложить в редакции:
"По рыбопромысловым судам классификационная таблица АС
устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству".
42.2. В позиции 2.5 вместо слова "тактики" указать "практики".
42.3. В позиции 3.6 вместо учетного индекса "ПД" указать "НО".
42.4. В позиции 5.3 исключить выражение "убытки от которых
составляют".
42.5. Позиции 5.3.1, 5.3.2 исключить.
42.6. В позиции 5.5 после слова "Правилами" внести "Морского",
выражение "СССР" исключить.
42.7. В позиции 5.6 выражение "суммы убытков и" исключить.
42.8. В позиции 5.6.1 вместо выражения "свыше 48 ч" указать
"24 ч и более".
42.9. В позиции 5.6.2 вместо выражения "48 ч" указать "24 ч".
42.10. Позиции 5.6.3 и 5.6.4 исключить.
43. Примечание к заглавию приложения 2 к Положению изложить в
редакции:
"По рыбопромысловым судам классификационная таблица АС
устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству".
44. В приложении 3 к Положению:
44.1. Примечание к заглавию изложить в редакции:
"По рыбопромысловым судам классификационная таблица АС
устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству".
44.2. Текст изложить в редакции:
"О всех АС с судами, которые по предварительной оценке могут
быть впоследствии классифицированы кораблекрушением, аварией или
аварийным происшествием, независимо от объема имеющейся первичной
информации, судовладельцы независимо от форм собственности и
подчиненности обязаны немедленно передать имеющуюся информацию по
следующим адресам:
1. Начальнику Государственного морского спасательно -
информационного центра (позывной ГКЦ).
2. Начальнику Главной государственной морской инспекции
позывной (ЦММ).
3. Начальнику отдела технической политики (позывной ЦУМ) (при
техническом АС).
4. Начальнику отдела специализированной общестрелковой и
пожарно - технической службы ВОХР морского транспорта (позывной
ЦМПМ) (в случае пожара и/или взрыва).
5. Начальнику администрации Северного морского пути (позывной
АСП) (в случае, происшедшем при плавании судна в ледовых
условиях).
Если АС произошел на акватории морского торгового порта
России, то наряду с судовладельцем соответствующий капитан порта
также должен немедленно информировать о происшедшем АС в указанное
подразделение Департамента морского транспорта Минтранса России.
После передачи первичной информации об АС следует выяснить и
дополнительно сообщить следующие сведения:
1. Название судна, позывные, тип (серия), год и место
постройки. При ледовом АС указать фактическую категорию ледовых
усилений корпуса.
2. Дата, судовое и московское время.
3. Район (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние или
территориальные воды, открытое море), координаты.
4. Откуда, куда следует.
5. В грузе или балласте, род груза (если наливное судно, то
сведения о дегазации, системе инертных газов).
6. Гидрометеорологические условия (направление и сила ветра,
волнение моря, зыбь, течение, видимость, характеристика ледяного
покрова, прогноз погоды).
7. Присутствие на борту лоцмана, использование буксиров.
8. Обстоятельства АС.
8.1. При столкновении: курс, скорость, состав вахты, кто
управлял судном, ситуация (обгон, следование встречным,
пересекающимся курсом).
8.2. При посадке на мель: характер грунта, осадка (носом,
кормой) до и после АС, потеря осадки, крен, курс, величина
прилива, число тонн на 1 см осадки, размещение груза по трюмам,
танкам, палубный груз, наличие и размер буксирного троса и троса
для браги.
9. Название судов, вовлеченных в АС, их флаг, порт приписки,
сведения о владельцах.
10. Потеря мореходных качеств судами, вывод причала (объекта)
из эксплуатации.
11. Количество пострадавших людей с указанием фамилии, имени,
отчества, должностей.
12. Загрязнение водной среды, объем, место, предполагаемая
причина, вид и количество сброшенных с судна нефтепродуктов и
других вредных веществ.
13. Принимаемые меры по оказанию помощи и спасанию людей,
ликвидации повреждений и последствий загрязнения моря. Количество
и тип спасательных средств, спущенных на воду.
14. Координаты действий по борьбе за живучесть, связь с судами
и береговыми станциями.
15. Фамилия, имя, отчество капитана, год рождения,
образование, стаж работы в должности капитана, время работы на
данном судне.
16. Другие сведения, характеризующие и уточняющие
обстоятельства АС и его последствий".
Начальник Госморинспекции
А.Н.БЫСТРОВ
|