ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 мая 1994 г.
"ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЙ РАБОТНИКАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ
(СУММИРУЕТСЯ) К ОТПУСКУ В 24 РАБОЧИХ ДНЯ"
Прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд
с заявлением об отмене п.1 постановления заместителя главы
администрации округа от 14 июня 1993 г. N 128 "О дополнительных
отпусках работникам аппарата администрации округа", которым был
установлен ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью не
более 12 рабочих дней, присоединяемый к отпуску в 24 рабочих дня.
Свое заявление в суд прокурор мотивировал тем, что
предусмотренное п.1 постановления суммирование основного отпуска
с дополнительным противоречит Закону РСФСР от 19 апреля 1991 г.
"О повышении социальных гарантий для трудящихся", п.2
постановления Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. "О
порядке введения в действие Закона РСФСР "О повышении социальных
гарантий для трудящихся", ст.13 Закона Российской Федерации от 19
февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для
лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях".
Решением народного суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
оставленным без изменения определением Судебной коллегии по
гражданским делам Верховного Суда РФ, заявление прокурора
удовлетворено, п.1 постановления заместителя главы администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа признан незаконным.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте
поставил вопрос об отмене судебных постановлений и внесении
нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Президиум Верховного Суда РФ 18 мая 1994 г. протест
удовлетворил по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд в решении указал, что
п.1 постановления заместителя главы администрации округа от 11
июня 1993 г. N 128, касающийся вопроса суммирования основного и
дополнительных отпусков, издан с нарушением действующего
законодательства, в частности: Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г.
"О повышении социальных гарантий для трудящихся", постановления
Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. "О порядке введения
в действие Закона РСФСР "О повышении социальных гарантий для
трудящихся".
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии со ст.4 Закона РСФСР "О повышении социальных
гарантий для трудящихся" установлен ежегодный оплачиваемый отпуск
продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на
шестидневную рабочую неделю. При этом в п.2 постановления
Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г., регламентирующего
порядок введения в действие данного Закона, указано, что впредь
до принятия нового законодательства об отпусках сохраняются
порядок и условия предоставления дополнительных отпусков,
предусмотренных действующим законодательством. Предприятия
(учреждения, организации) с учетом производственных и финансовых
возможностей могут предоставлять работникам дополнительные
отпуска (полностью или частично) путем присоединения их к отпуску
в 24 рабочих дня.
Разрешая возникший спор, суд не учел, что после принятия
названного выше Закона от 19 апреля 1991 г. и постановления о
порядке его применения, предусмотревшего до принятия нового
законодательства об отпусках сохранение действовавшего в то время
порядка предоставления дополнительных отпусков, был принят Закон
Российской Федерации от 25 сентября 1992 г., введенный в действие
с 6 сентября 1992 г., "О внесении изменений и дополнений в Кодекс
законов о труде Российской Федерации", который, в частности,
изменил ст.67 КЗоТ и установил, что ежегодный, оплачиваемый
отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24
рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю. Порядок
исчисления продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска
определяется законодательством.
Ни этим Законом, ни постановлением Верховного Совета
Российской Федерации о его принятии не предусматривалось, в
отличие от ранее принятого Закона, сохранение прежнего порядка и
условий предоставления дополнительных отпусков.
Принимая во внимание, что ст.67 КЗоТ в редакции Закона
Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. устанавливает
минимальный отпуск в 24 рабочих дня, то, следовательно, все
дополнительные отпуска должны присоединяться (полностью или
частично) к отпуску в 24 рабочих дня. В противном случае они не
достигают своего назначения и смысл предоставления
дополнительного отпуска утрачивается.
Учитывая эти требования Закона, заместитель главы
администрации вправе был издать правовой акт о дополнительных
отпусках работникам аппарата администрации округа, предусмотрев в
нем присоединение их к отпуску продолжительностью в 24 рабочих
дня.
При указанных обстоятельствах судебные постановления
отменены.
Учитывая, что по делу не требовалось собирания или
дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела
установлены судом первой инстанции полно и правильно, но
допущенная ошибка в применении норм материального права,
Президиум нашел возможным, не передавая дело на новое судебное
рассмотрение, вынести решение об отказе в удовлетворении
заявления прокурора о признании правового акта недействительным.
|