Утв. Государственной речной судоходной
инспекцией РФ 10 мая 1994 г.
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОСМОТРОВ СУДОВ РАБОТНИКАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЧНОЙ СУДОХОДНОЙ ИНСПЕКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Положением о Государственной речной
судоходной инспекции Российской Федерации (утвержденным
Министерством транспорта Российской Федерации от 18.09.92 г.)
работники судоходных инспекций обязаны:
- производить осмотры судов (составов, плотов) ,
эксплуатируемых на судоходных путях Российской Федерации,
независимо от их ведомственной принадлежности (кроме судов МО) и
форм собственности и давать указания их владельцам, командному
составу судов об устранении недостатков, обнаруженных при
осмотре;
- приостанавливать движение судов (составов и плотов),
которые не укомплектованы экипажем, не имеют удостоверения о
годности к плаванию, не оборудованы в соответствии с
действующими Правилами, стандартами, нормами и состояние которых
угрожает безопасности их и находящихся на них людей и имущества,
а также безопасности движения других судов (составов, плотов),
гидротехнических сооружений.
1.2. Настоящая Инструкция устанавливает порядок и объем
осмотров судов (составов) и распространяется на суда, подлежащие
регистрации (приписке) в Государственной речной судоходной
инспекции, а также на российские суда смешанного "река-море"
плавания.
1.3. Суда Департамента морского транспорта осматриваются в
соответствии с межведомственным "Протоколом по установлению
условий, которым должны отвечать морские суда при плавании по
внутренним водным путям Российской Федерации" от 12 октября 1987
года.
1.4. Иностранные суда, включая суда стран СНГ,
осматриваются в соответствии с Протоколом от 12.10.87 г. и
письмом Департамента речного транспорта 53 от 09.07.93 г.
1.5. Правовой основой для плавания по внутренним водным
путям Российской Федерации иностранных судов являются
межправительственные Соглашения по судоходству и другие
правительственные решения по данному вопросу.
2. Порядок проведения осмотров
2.1. Государственные речные судоходные инспекции бассейнов
проводят осмотры судов с целью выявления соответствия судна
(независимо от места его регистрации) и экипажа требованиям
нормативных документов, регламентирующих безопасную эксплуатации
флота. Осмотры могут проводиться как на стоянке, так и в ходу в
присутствии капитана или первого штурмана (старшего помощника
капитана).
Осмотр судов внутреннего плавания производится после
межнавигационного периода, а судов смешанного "река-море"
плавания после экплуатации в море, при заходе их на внутренние
судоходные пути.
Контрольные осмотры судов производятся в период навигации,
не чаще чем через полтора-два месяца и при совершении
транспортного происшествия.
2.2. При осмотрах самоходных судов проверке подлежат:
2.2.1. Судовые документы (наличие, сроки действия, порядок
их ведения):
судовое свидетельство (для судов внутреннего плавания) или
свидетельство о праве собственности на судно и праве плавания
под флагом России (для судов смешанного "река-море" плавания);
свидетельство о годности к плаванию или акт Российской
инспекции Регистра с разрешением на разовый переход (для
перегоняемого судна), или акт приема плота к буксировке (для
плота), акт приемки в эксплуатацию;
судовая роль;
вахтенный (судовой журнал);
единая книга осмотра судна;
радиотелеграфный журнал (радиожурнал) - если на судне
предусмотрена должность радиста;
санитарное свидетельство (акт осмотра);
пожарное свидетельство (акт осмотра).
2.2.2. Штатное расписание и приказ (или другой документ)
судовладельца о режиме эксплуатации судна и работе экипажа.
2.2.3. Указания по организации радиосвязи в соответствующем
бассейне.
2.2.4. Информация капитану об остойчивости судна.
2.2.5. Атласы (ЕГС) и навигационные карты (для озер), их
корректура.
2.2.6. Внутрисудовая документация по организации вахтенной,
штурманской, общесудовой службы, спасания людей и борьбы за
живучесть судна (наличие, качество ведения):
расписание вахт;
расписание по тревогам и личные карточки членов экипажа;
журнал (подшивка) прогнозов погоды;
журнал (подшивка) путевой информации и извещений
судоводителям;
таблица девиации магнитного компаса;
таблица маневренных элементов судна;
схема маневрирования при падении человека за борт;
схема теневых секторов РЛС.
2.2.7. Наличие и состояния государственного флага, марки на
трубе, наименования (номера) судна и регистрационных номеров на
бортах, грузовой марки на корпусе;
2.2.8. Соответствие судна (состава) разряду и условиям
района плавания, типовым схемам формирования составов и
габаритам пути, а плотов - Правилам (ТУ) сплотки;
2.2.9. Соблюдение норм пассажировместимости и
грузоподъемности, высоты надводного борта ( на грузовой марке),
обеспечение нормального обзора с поста управления судном;
2.2.10. Наличие и действие световой, зрительной и звуковой
сигнализации;
2.2.11. Наличие и действие навигационных, штурманских и
электрорадионавигационных приборов по нормам Регистра;
2.2.12. Соответствие нормам Российских инспекций Регистра
количества коллективных и индивидуальных спасательных средств,
пиротехники, аварийного снабжения (выборочно). Правильность их
маркировки, расположения и хранения;
2.2.13. Укомплектованность экипажа в соответствии со
штатным расписанием и Положением о минимальном составе экипажей
транспортных судов внутреннего и смешанного "река-море" плавания;
2.2.14. Наличие у командного и рядового состава дипломов
(квалификационных свидетельств) на право занятия соответствующих
должностей, контрольных талонов к дипломам, справок о проверке
знаний;
2.2.15. Соблюдение в текущем и предыдущих рейсах (по
записям в вахтенном журнале) типовых схем формирования составов,
норм пассажировместимости и грузоподъемности, ограничений по
району и условиям плавания и других требований, указанных в
регистровых документах, режима несения вахт, периодичности
проведения учебных тревог и тренировок по действиям при отказе
рулевого устройства, ДАУ, ДУ;
2.2.16. Знание и умение членов экипажа действовать по
тревогам (путем опроса нескольких человек) при отказе рулевого
устройства, ДАУ, ДУ (проверяется выборочно).
При сомнении в достаточной подготовке экипажа дается
указание о проведении тревог. При тревогах "шлюпочной" или
"человек за бортом" обязательно спускать шлюпку (шлюпки) на воду.
2.3. Проверяется выполнение предписаний работников
судоходной инспекции в текущей навигации.
2.4. Если в процессе осмотра работник судоходной инспекции
выявит неработоспоспособность механизмов, устройств,
оборудования и систем, влияющих на обеспечение безопасности
плавания, он должен предписать капитану о предъявлении судна для
осмотра Российским Речным Регистром.
2.5. По результатам осмотра работник судоходной инспекции
составляет акт с указанием перечня выявленных нарушений, статей
нормативно-правовых документов и сроков устранения замечаний.
При отсутствии судовых документов и в случаях, угрожающих
безопасности плавания, принимает решения о запрещении движения
судна (состава, плота), о чем капитан судна информирует
судовладельца.
Акт осмотра составляется в двух экземплярах и подписывается
работником Государственной речной судоходной инспекции бассейна
и капитаном (или первым штурманом). В случае отказа капитана
(первого штурмана) от подписи, в акте делается запись с
указанием заявленных мотивов отказа.
Первый экземпляр акта хранится на судне, второй - в делах
судоходной инспекции.
2.6. Инспектирующие работники Государственных речных
судоходных инспекций бассейнов Российской Федерации в
установленном порядке несут ответственность за достоверность
записей в актах по осмотру судов.
3. Запрещение (приостановка) движения судна (состава)
3.1. Отсутствие или истечение срока действия хотя бы одного
из судовых документов, указанных в п. 2.2.1, а также отсутствие
Указаний по организации радиосвязи, откорректированных атласов
(ЕГС), навигационных карт, акта об испытании спасательных
средств, местных Правил плавания.
3.2. Укомплектование экипажа с нарушением Положения о
минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов или
отсутствие у членов экипажа документов на право занятия
соответствующей должности (пп. 2.2.13, 2.2.14), нахождение
капитана, механика, сменного капитана-механика, 1 штурмана,
помощника механика (старшего помощника капитана) по
электрооборудованию в состоянии алкогольного или наркотического
опьянения, несение вахты сверх установленной продолжительности;
3.3. Неподготовленность экипажа к действиям по борьбе за
живучесть судна;
3.4. Загромождение грузом или другим имуществом доступа к
спасательным средствам, аварийному и противопожарному снабжению,
мерительным трубкам, путей эвакуации людей.
3.5. Нарушения требований нормативных документов по пунктам
данной инструкции 2.2.2, 2.2.8, 2.2.9, 2.2.10, 2.2.11, 2.2.12,
2.2.16, которые создают угрозу безопасности самого судна
(состава), находящихся на нем людей и имущества или движения
других судов.
3.6. Невыполнение предписаний (актов) инспектирующих лиц
предыдущих осмотров по вопросам обеспечения безопасного плавания.
3.7. При выявлении недостатков, указанных в пп. 3.1 - 3.6 в
зависимости от степени их опасности судну (составу) до их
устранения запрещается выход в рейс (если осмотр производится на
стоянке) или оно ставится на якорь или к берегу (если осмотр
производится на ходу), или ему разрешается следовать до
ближайшего пункта, где недостатки могут быть устранены, с
указанием в акте ограничений по режиму движения, несению ходовых
вахт, сокращению ходового времени в течение суток и т.д.
В акте указывается необходимость предъявления судна осмотру
работникам Государственной речной судоходной инспекции бассейнов
или Российского Речного Регистра после устранения выявленных
недостатков.
Заместитель начальника Государственной
речной судоходной инспекции Российской Федерации Ю.К.Мошнин
|