ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 5 мая 1994 г. N НИ-6-07/152
"ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИНАХ"
В целях оказания методической и консультационной помощи
налоговым органам в применении законодательства Государственная
налоговая служба Российской Федерации направляет для
использования в практической работе Методические рекомендации по
отдельным вопросам применения законодательства о
контрольно-кассовых машинах, используемых при осуществлении
денежных расчетов с населением.
Указанные Методические рекомендации, основанные на
законодательных и иных нормативных актах, действовавших по
состоянию на 25 апреля 1994 г., не являются ведомственным
нормативным актом, а носят методологический характер.
Приложение: по тексту на 14 листах.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга Н.В.Иванов
Приложение
к письму Госналогслужбы РФ
от 5 мая 1994 г. N НИ-6-07/152
Методические рекомендации
по вопросам применения контрольно-кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением
Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью
оказания помощи налоговым органам в осуществлении контроля за
соблюдением законодательства Российской Федерации о применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением. Рекомендации разработаны с учетом запросов,
поступивших из налоговых органов и заданных на семинарах -
совещаниях.
1. Куда следует зачислять 20 процентов от общей суммы
штрафов за нарушения требований Закона Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением", взысканных в республиканский бюджет
Российской Федерации и 80 процентов в местный бюджет?
Зачисления 20 процентов от общей суммы штрафов за нарушения
требований указанного Закона следует производить на балансовый
счет 100 "Доходы федерального бюджета", лицевой счет 20 "Прочие
поступления" и 80 процентов на соответствующий счет в местный
бюджет.
2. Производятся ли отчисления в централизованный фонд
социального развития Госналогслужбы России от суммы штрафов,
взысканных за нарушения требований законодательства о применении
контрольно-кассовых машин?
Отчисления в централизованный фонд социального развития
Госналогслужбы России от суммы штрафов, взысканных за нарушения
требований законодательства о применении контрольно-кассовых
машин, не предусмотрены.
3. Распространяется ли действие п. 30 Указа Президента
Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в
налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней"
в части предоставления отсрочки и рассрочки уплаты штрафов за
нарушения налогового законодательства Российской Федерации на
штрафы, взыскиваемые за нарушения требований законодательства о
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением?
Не распространяется, поскольку законодательство о применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населения не относится к налоговому законодательству.
4. Как должно быть организовано взаимодействие налоговых
органов разных районов в тех случаях, когда при проверке торговой
точки, расположенной на территории одного района, установлены
нарушения указанного выше Закона, а предприятие, которому
принадлежит упомянутая торговая точка, расположено на территории
другого района?
В тех случаях, когда налоговым органом одного района в ходе
проверки обнаружены нарушения правильности применения
контрольно-кассовых машин в торговой точке, принадлежащей
предприятию, зарегистрированному в налоговом органе другого
района, следует составить акт о допущенных нарушениях в
соответствии с установленным порядком и направить материалы
проверки в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия*.
Налоговая инспекция по месту нахождения предприятия выносит
решение по представленным материалам проверки. На эти же органы
возлагаются обязанности по обеспечению своевременного взыскания
санкций, а также рассмотрению споров в судебных органах.
5. Как должно осуществляться взаимодействие работников
налоговых органов и налоговой полиции при проведении проверок
соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением?
В соответствии со ст. 6 указанного Закона контроль за
соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за
полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях возложен
на налоговые органы. Статьей 9 Закона Российской Федерации "О
федеральных органах налоговой полиции" установлено, что органы
налоговой полиции осуществляют свою деятельность во
взаимодействии с налоговыми органами.
Приказом Госналогслужбы России и Департамента налоговой
полиции Российской Федерации от 14.03.94 N BГ-3-14/18/77
конкретизированы формы и способы этого взаимодействия.
Необходимо, также иметь в виду, что согласно телеграмме
Госналогслужбы России и Департамента налоговой полиции Российской
Федерации от 31.08.93 N BГ-6-09/303/20/47 налоговые органы в
целях повышения эффективности контроля за применением
контрольно-кассовых машин и обеспечения безопасности своих
работников обязаны проводить контрольные мероприятия по этому
вопросу с обязательным участием работников налоговой полиции. При
совместном проведении проверок работники налоговых органов
определяют характер выявленных нарушений законодательства, а
работники налоговой полиции, наряду с обеспечением безопасности
членов бригады проверяющих, решают вопросы в соответствии с их
компетенцией.
6. Могут ли служить основанием для взыскания штрафов за
нарушения требований Закона Российской Федерации "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" акты проверок, проведенных правоохранительными или
иными контролирующими органами?
В соответствии со ст. 6 указанного Закона обязанности по
контролю за правильностью применения контрольно-кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением возложены на
налоговые органы. В случае проведения проверок
правоохранительными или иными контролирующими органами и
получения от них материалов проверок, налоговым органам следует
перепроверить выявленные нарушения, предусмотренные ст. 7 этого
Закона, составить акт, если они подтверждаются, и принять
соответствующее решение.
7. Где должна быть зарегистрирована контрольно-кассовая
машина - по месту нахождения предприятия или принадлежащей ему
торговой точки?
В соответствии со ст. 4 указанного Закона и п. 2 Порядка
регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах,
утвержденного приказом Госналогслужбы России от 11.08.93 N
BГ-3-14/71, регистрация контрольно-кассовых машин должна
проводиться в налоговых органах по месту нахождения предприятия.
8. Необходимо ли налоговым органам при регистрации
контрольно-кассовой машины требовать отметки центра технического
обслуживания в ее техническом паспорте о постановке
контрольно-кассовый машины на техническое обслуживание?
В соответствии с действующим Порядком регистрации
контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденным
приказом Госналогслужбы России от 11.08.93 NBГ-3-14/71, налоговые
органы не имеют права требовать наличия отметки центра
технического обслуживания в техническом паспорте о взятии
контрольно-кассовой машины на техническое обслуживание. Однако,
ввиду того, что наличие такой отметки позволит налоговым органам
более тесно взаимодействовать с центром по техническому
обслуживанию контрольно-кассовых машин, им следует организовать
учет сведений о постановке регистрируемых контрольно-кассовых
машин на техническое обслуживание, например, в Книге учета
контрольно-кассовых машин предприятий, организаций и учреждений
(графа 7).
9. Как зарегистрировать контрольно-кассовую машину в случае
отсутствия технического паспорта в связи с его утратой?
Для регистрации контрольно-кассовой машины в случае
отсутствия технического паспорта в связи с его утратой
предприятию следует рекомендовать обратиться на
завод-изготовитель для получения дубликата паспорта или в центр
по техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин для
получения документа (паспорта технического освидетельствования,
формуляра и др.) его заменяющего, в котором должны быть отражены
следующие основные реквизиты: наименование контрольно-кассовой
машины, заводской номер, наименование завода-изготовителя, дата
выпуска, наименование предприятия-владельца контрольно-кассовой
машины, адрес, телефон, показания денежных счетчиков, показания
контрольных счетчиков, кем выдан документ и др.). До получения
такого документа контрольно-кассовая машины регистрации не
подлежит.
10. Подлежат ли регистрации в налоговых органах
контрольно-кассовые машины, включенные в Государственный реестр
контрольно-кассовых машин со сроком использования до 01.01.94, но
разрешенные к эксплуатации решением Государственной
межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым
машинам (протокол от 09.12.93 N 6) до 01.01.95?
Указанные контрольно-кассовые машины подлежат регистрации в
налоговых органах, однако, владельцы этих машин должны быть
предупреждены об ограничении срока их использования до 01.01.95 и
о том, что по истечении указанного срока они подлежат снятию с
эксплуатации и регистрации.
11. Подлежат ли регистрации контрольно-кассовые машины,
находящиеся в учреждениях Сберегательного банка Российской
Федерации и используемые для приема коммунальных платежей?
В соответствии с решением Государственной межведомственной
экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (протокол от
05.11.93 N 4) контрольно-кассовые машины, находящиеся в
учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации и
используемые при приеме коммунальных платежей, подлежат
регистрации на срок до 01.01.95. При их регистрации необходимо
предупреждать владельцев контрольно-кассовых машин об ограничении
срока их использования до 01.01.95 и о том, что по истечении
указанного срока, они подлежат снятию с эксплуатации и
регистрации.
12. При передаче контрольно-кассовых машин в аренду, кто
должен регистрировать ее в налоговых органах и нести
ответственность за соблюдение правил ее эксплуатации -
арендодатель или арендатор контрольно-кассовой машины?
В случае аренды контрольно-кассовой машины
предприятие-арендатор согласно установленному порядку регистрации
контрольно-кассовых машин зарегистрировать контрольно-кассовую
машину в налоговом органе и нести ответственность за соблюдение
требований законодательства по ее применению.
13. Должны ли применяться контрольно-кассовые машины при
торговле бензином с бензовозов?
В Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, в случае осуществления ими
торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений,
которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей
местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением
без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный
постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 30.07.93 N 745, включены предприятия, осуществляющие
продажу из цистерн пива, кваса, молока, керосина. Бензин в этом
перечислении не упомянут. Следовательно, применение
контрольно-кассовых машин при торговле бензином с бензовозов
обязательно.
Кроме того, бензовоз является передвижной АЗС и согласно
подпункту "а" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской
Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие
Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением"
применение контрольно-кассовых машин при торговле бензином с
бензовозов обязательно с 01.08.93 на всей территории Российской
Федерации.
14. Должны ли применяться контрольно-кассовые машины при
реализации пива населению в бутылках, в розлив из емкостей в
палатках, ларьках, киосках?
В соответствии с указанным постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации, продажа пива населению без
применения контрольно-кассовых машин разрешена только в случаях
торговли из цистерн. В остальных случаях продажи пива применение
контрольно-кассовых машин обязательно.
15. Должны ли применяться контрольно-кассовые машины в
случае реализации населению промышленным предприятием продукции
собственного производства?
В соответствии со ст. 1 указанного Закона, промышленное
предприятие, реализующее населению за наличный расчет продукцию
собственного производства, обязано применять контрольно-кассовые
машины. Кроме того, обязательность применения контрольно-кассовых
машин при приеме наличных денег предприятиями, ведущими расчеты с
населением, предусмотрена п. 3 Порядка ведения кассовых операций
в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров
Банка России от 22.09.93 N 40.
16. Обязано ли предприятие, осуществляющее мелкорозничную
торговлю с автолавки (машины), применять контрольно-кассовые
машины при денежных расчетах с населением?
В соответствии с постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745,
мелкорозничная торговля без применения контрольно-кассовых машин
разрешена только с лотков, ручных тележек, из корзин.
В остальных случаях продажи товаров, в том числе с автолавок
(машин), применение контрольно-кассовых машин обязательно.
17. Должны ли применяться контрольно-кассовые машины
уполномоченными банками и их филиалами при осуществлении операций
купли-продажи иностранной валюты у граждан?
В соответствии с инструкцией Банка России от 25.01.94 N 21
"О порядке организации работы пунктов обмена иностранной валюты
на территории Российской Федерации" указанные обменные пункты,
являясь структурными подразделениями уполномоченных банков,
используют при совершении валютно-обменных операций бланки
строгой отчетности: "справка форма N 377", "разрешение на вывоз
иностранной валюты за границу". Указанные бланки заказываются
уполномоченными банками в Банке России и учитываются на
внебалансовых счетах.
Вместе с тем, форма N 377 не утверждена Минфином России в
качестве документа строгой отчетности и согласно п. 2
постановления Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 30.07.93 N 745 ее использование не освобождает банки
и их филиалы от обязанности применять контрольно-кассовые машины
при осуществлении денежных расчетов с населением.
18. В каких случаях при торговле на колхозных рынках можно
не применять контрольно-кассовые машины?
Применение контрольно-кассовых машин при торговле на
колхозных рынках не обязательно, если для территорий, где они
расположены не наступили сроки, установленные постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О
порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением".
Кроме того, согласно п. 2 Перечня отдельных категорий
предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых
машин, утвержденного постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745,
осуществление торговых операций без применения
контрольно-кассовых машин на колхозных рынках разрешено только в
отношении мелкорозничной торговли с ручных тележек, из цистерн
(при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин,
а также продажи сельскохозяйственной продукции. В остальных
случаях применение контрольно-кассовых машин при осуществлении
торговли на колхозном рынке обязательно.
19. Завод продает населению стройматериалы. Прием денег за
отпущенный товар осуществляется по приходному кассовому ордеру.
Обязан ли в данном случае завод применять контрольно-кассовую
машину?
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие
Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением" продажа
строительных материалов населению с 01.08.93 осуществляется с
обязательным применением контрольно-кассовых машин. Кроме того,
форма приходного кассового ордера не утверждена Минфином России в
качестве формы документа строгой отчетности, а потому не может
являться основанием для получения наличных денег от населения без
применения контрольно-кассовых машин.
20. Должны ли применяться контрольно-кассовые машины в
магазинах торговой площадью свыше 400 кв. м., но использующих для
целей торговли лишь ее часть, площадью менее 400 кв. м., а
остальную часть сдающие в аренду?
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 указанного выше
постановления такие магазины не освобождаются от обязанности
применять контрольно-кассовые машины, если неиспользуемая площадь
остается в их распоряжении.
В тех случаях, когда эта площадь передана магазином в аренду
другому предприятию, то обязанность применять контрольно -
кассовые машины магазином наступает в сроки, предусмотренные
подпунктами "б" и "г" пункта 1 этого постановления.
21. Как должны применяться контрольно-кассовые машины в тех
случаях, когда предприятие торговой площадью менее 400 кв. м,
расположенное в городе или поселке городского типа, торгует
алкогольными напитками?
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления
Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О
порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" предприятия, расположенные в городах или
поселках городского типа и торгующие алкогольными напитками,
обязаны применять контрольно-кассовые машины независимо от
размеров торговой площади. При этом весь ассортимент товаров,
выставленных на продажу, подлежит реализации с использованием
контрольно-кассовых машин.
22. Можно ли продолжать реализацию товара при выходе из
строя контрольно-кассовой машины?
Продолжать реализацию товара при выходе из строя
контрольно-кассовой машины возможно лишь при замене ее на
исправную резервную контрольно - кассовую машину с соблюдением
требований, изложенных в Порядке регистрации контрольно-кассовых
машин в налоговых органах, утвержденном Госналогслужбой России от
11.08.93 NBГ-3-14/71, и в Типовых правилах эксплуатации
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденных Минфином России 30.08.93 N 104.
23. Какими нормативными документами следует
руководствоваться при определении перечня строительных
материалов?
Перечень строительных материалов определяется в соответствии
с действующим Классификатором промышленной и сельскохозяйственной
продукции, утвержденным постановлением Госстандарта СССР 25.12.75
N 44. С 1 июля 1994 г. будет действовать Общероссийский
классификатор продукции, утвержденный постановлением Госстандарта
России от 30.12.93 N 301.
24. Относится ли пиво к алкогольным напиткам?
В соответствии с ГОСТом 3473-78 "Пиво. Общетехнические
условия" и п. 11 раздела III Методических рекомендаций по
отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам
народного потребления, утвержденных Минэкономикой России
совместно с Госкомстатом России 27.07.93 NMЮ-636/14-131, N
10-01/246, пиво относится к алкогольным напиткам.
25. На какие виды деятельности и услуг при осуществлении
денежных расчетов с населением не распространяется действие
Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением"?
Действие указанного Закона не распространяется на виды
деятельности, а также услуги, не связанные с
предпринимательством. К таким видам деятельности относится,
например, деятельность частных нотариусов. В соответствии с
частью 6 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о
нотариате, нотариальная деятельность не является
предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
26. Какие организации и предприятия могут осуществлять
техническое обслуживание контрольно-кассовых машин?
Техническое обслуживание контрольно-кассовых машин могут
осуществлять предприятия и организации, которые согласно п. 3
постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93
N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской
Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" органами
исполнительной власти определены как республиканские (республик в
составе Российской Федерации) и региональные (краевые, областные,
межрайонные, районные, городские) центры технического
обслуживания контрольно-кассовых машин.
Согласно п. 7.2.2 Типовых правил эксплуатации
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденных Минфином России от 30.08.93 N 104,
ремонт и техническое обслуживание контрольно-кассовых машин
частными лицами запрещены.
27. Какие организации имеют право осуществлять модернизацию
устаревших контрольно-кассовых машин с целью увеличения
разрядности вводимых чисел цены товара?
Какими документами должны комплектоваться модернизированные
контрольно-кассовые машины?
Модернизация контрольно-кассовых машин устаревших моделей
(например, моделей "ОКА" Рязанского производственного объединения
счетно-аналитических машин) с целью увеличения разрядности
вводимых чисел цены товара по технологии завода-изготовителя
может производиться заводом-изготовителем или центром
технического обслуживания контрольно-кассовых машин.
В документе (паспорте технического освидетельствования,
формуляре и др.), выданном после модернизации указанными заводом
или центром, должен быть отражен факт соответствия модели
контрольно - кассовой машины заводской модели более высокого
класса, а также все основные реквизиты, указанные в п. 9
настоящих Рекомендаций.
28. В каких случаях контрольно-кассовая машина считается
неисправной во время ее применения?
Контрольно-кассовая машина считается исправной, если ее
функциональные характеристики соответствуют техническим
требованиям к контрольно-кассовым машинам данной модели.
Отклонение характеристик применяемой контрольно-кассовой машины
от технических требований означает ее неисправность.
В ряде случаев эти отклонения могут быть установлены
налоговым инспектором в ходе проверки (например: отсутствие
блокировки чековой и контрольной ленты, если она предусмотрена
конструкцией контрольно-кассовой машины, нарушение пломбировки
кожуха контрольно-кассовой машины, неисправность дататора,
нумератора, не полностью выполняется предусмотренный состав
кассовых операций и т. д.). Кроме того, в соответствии с п. 4.5.
Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных
Минфином России от 30.08.93 N 104, работы на контрольно-кассовой
машине должна быть остановлена в случаях неясного печатания
реквизитов на чеке, невыхода чека или обрыва контрольной ленты,
что приравнивается к неисправностям контрольно-кассовой машины.
Более сложные неисправности определяются техническими
специалистами центров технического обслуживания
контрольно-кассовых машин.
29. Правомерно ли взыскание штрафов с предприятия, не
вывесившего ценник на продаваемый товар, если на территории, где
оно расположено, не наступил срок введения в действие Закона
Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением"?
Взыскание штрафов за любые нарушения указанного Закона, в
т.ч. и за невывешивание ценника, с предприятия, расположенного на
территории, где не наступил срок введения этого Закона в действие
- неправомерно.
30. Как применяются штрафы к предприятию, допустившему
одновременно два или несколько видов нарушений?
Нарушения, выразившиеся в неприменении контрольно-кассовой
машины при осуществлении денежных расчетов с населением или
применении неисправной контрольно-кассовой машины могут
рассматриваться как однородные, поэтому в тех случаях, когда
предприятие допустило упомянутые нарушения одновременно, при
исчислении размера штрафа следует руководствоваться принципом
"поглощения", т.е. налагать на это предприятие штраф лишь в 350
-кратном установленном законом размере минимальной месячной
оплаты труда.
В то же время, при одновременном неприменении
контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с
населением и невывешивании ценников на продаваемые товары, на
предприятие может быть наложен штраф, равный сумме штрафов,
предусмотренных в абзацах втором и четвертом части первой статьи
7 указанного Закона, т.е. 350+100=450-кратному установленному
законом размеру минимальной месячной оплаты труда.
Аналогично, при использовании неисправной
контрольно-кассовой машины и невывешивания ценников, штраф равен
сумме штрафов, предусмотренных в абзацах третьем и четвертом
части первой этой же статьи, т.е. 200+100=300-кратному
установленному законом размеру минимальной месячной оплаты труда.
31. Как применяются штрафы к предприятию, имеющему ряд
торговых точек, если в нескольких из них обнаружены нарушения
правильности применения контрольно-кассовых машин?
Если при рассмотрении налоговыми органами актов проверок
правильности применения контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением выясняется, что
нарушения указанного Закона установлены в ряде торговых точек,
принадлежащих одному предприятию, то размер штрафов исчисляется в
соответствии со ст. 7 этого Закона независимо от числа торговых
точек, в которых обнаружены нарушения одного и того же вида. В
случае допущения нарушений различных видов, размер штрафов
определяется так же, как в п. 30 настоящих Рекомендаций.
32. Применяются ли штрафы к предприятию, если в ходе
проверки обнаружен излишек выручки в кассе?
В соответствии с п.6.2. Типовых правил эксплуатации
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденных Минфином России 30.08.93 N 104, и п. 12
Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки,
полученных с применением контрольно-кассовых машин, при
осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления
выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской
Федерации, утвержденных Центральным банком России, совместно с
Госналогслужбой России 18.08.93 N 51, N BЗ-6-13/272,
администрация предприятия при обнаружении излишков денежных
средств обязана оприходовать их и отразить в учете на результатах
хозяйственной деятельности. Однако, наличие значительных сумм
излишков должно служить поводом для выяснения причин их
образования. Налоговые органы, используя предоставленные им права
и привлекая, при необходимости, органы налоговой полиции и других
контролирующих организаций, анализируют обстоятельства, повлекшие
за собой образование указанных излишков денежных средств.
В тех случаях, когда причиной образования излишков явилось
неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении
денежных расчетов с населением, возникает основание к наложению
на предприятие штрафа в 350-кратном установленном законом размере
минимальной месячной оплаты труда.
33. Какова ответственность предприятий и их работников,
имеющих право на использование квитанционной формы обслуживания и
осуществляющих на этой основе денежные расчеты с населением без
применения контрольно-кассовых машин: за невыдачу квитанций,
путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других
приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам,
утвержденным Минфином России, или выдачу квитанций не
утвержденного образца, а также с указанием в квитанции суммы
меньше фактически уплаченной?
В соответствии с п. 3 Положения по применению
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденного постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, выдаваемые
предприятиями счета, квитанции и другие документы по формам, не
утвержденным Минфином России в качестве документов строгой
отчетности, не освобождает эти предприятия от обязанности
применять контрольно-кассовые машины. Ответственность за эти
нарушения наступает в соответствии со ст. 7 указанного Закона.
Если предприятие, имея право на квитанционную форму
осуществления денежных расчетов с населением, не использует ее и
не применяет контрольно-кассовые машины для этой цели, то оно
также несет ответственность в соответствии с абзацем вторым части
первой статьи 7 указанного Закона.
В связи с тем, что указанные документы строгой отчетности
при осуществлении денежных расчетов с населением приравнены к
чекам, при их невыдаче или выдаче с указанием суммы менее
уплаченной, для лица, обязанного выдавать эти документы,
наступает ответственность в соответствии с абзацем шестым части
первой статьи 7 этого Закона.
34. Кому предоставлено право вынесения решения о взыскании
штрафов за нарушения требований Закона Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением"?
В соответствии со ст. 6 указанного Закона право вынесения
решения о взыскании штрафов за нарушения требований этого Закона
предоставлено налоговым органам. Решение подписывает начальник
налоговой инспекции или его заместитель.
-----------------------------------------
(*) - Далее по тексту в настоящих Рекомендациях термин
"предприятие" употребляется в значении: предприятия (в том числе
физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, в случае осуществления ими
торговых операций или оказания услуг), организации, учреждения,
их филиалы и другие обособленные подразделения.
|