ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 мая 1994 г. N 01-13/4914
О СОБЛЮДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО
И УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ВЕЩЕСТВЕННЫМИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ
(с изм., согл. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675,
с изм., внесенными Приказом ГТК РФ от 17.07.2002 N 758)
В Государственный таможенный комитет Российской Федерации
поступает информация о том, что таможенные органы не всегда
обеспечивают сохранность и установленный порядок обращения с
вещественными доказательствами, если таковыми являются товары и
транспортные средства юридических лиц.
Так, после направления материалов или уголовных дел в
прокуратуру или в следственные подразделения таможенные органы не
решают одновременно вопрос о передаче таких товаров и транспортных
средств по принадлежности в эти подразделения и не отменяют свои
решения о предварительном помещении их на хранение в транспортные
и иные предприятия, организации и на склады.
Рассмотрение же материалов и уголовных дел в следственных
подразделениях и судах продолжается многие месяцы, а иногда и
годы. В связи с длительным простоем вагонов с товарами на
железнодорожных станциях, обеспечением хранения таких товаров и
транспортных средств в портах, на складах предприятий и
организаций последние несут значительные расходы, испытывают
трудности в переработке и пропуске товаропотока.
В результате предприятия и организации, у которых находились
на хранении грузы, задержанные таможенными органами, предъявляют к
последним претензии о возмещении затрат, которые таможенные органы
вынуждены удовлетворять за свой счет, так как возместить их в
порядке ст. 398 ТК России из сумм, полученных от реализации
задержанных товаров и транспортных средств, они не вправе без
соответствующего решения следственных органов или суда, в
производстве или на рассмотрении которых находятся материалы или
уголовные дела о контрабанде.
Таким образом, таможенные органы, передав в следственные
подразделения или прокурору материалы либо уголовные дела о
контрабанде без определения дальнейшей судьбы задержанных товаров,
тем самым, с одной стороны, оставляют за собой обязанности по
обеспечению хранения товаров, в том числе и возмещению затрат
транспортным и иным предприятиям и организациям, где такие товары
находятся, а с другой, - делают невозможным возмещение в порядке
ст. 398 ТК России за счет средств, полученных от реализации
задержанных товаров, расходов по их хранению, не говоря уже об
использовании этих средств на цели, предусмотренные ст. 403 ТК
России, то есть внесение их во внебюджетный фонд развития
таможенной системы.
В то же время в соответствии со ст. 328 ТК России по окончании
дознания по уголовному делу о контрабанде или иных преступлениях,
проведение дознания по которым отнесено к компетенции таможенных
органов Российской Федерации, вещественные доказательства подлежат
передаче вместе с уголовным делом в орган предварительного
следствия, на который законодательством возложена обязанность
производства по делам этой категории.
Если в силу громоздкости или по другим причинам вещественные
доказательства не могут быть переданы в органы предварительного
следствия вместе с делом, таможенные органы должны в момент
передачи дела сообщить органу предварительного следствия о месте
нахождения вещественных доказательств.
С момента передачи органу предварительного следствия
уголовного дела (материалов) ответственность за обеспечение
сохранности вещественных доказательств возлагается на органы
предварительного следствия (эти положения закреплены в ст. ст. 84,
85 УПК РСФСР и в межведомственной Инструкции "О порядке изъятия,
учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным
делам, ценностей и иного имущества органами предварительного
следствия, дознания и судами" от 18.10.89).
В ст. 328 ТК РФ предусматривается, что с момента передачи
органу предварительного следствия уголовного дела все расходы,
связанные с хранением и транспортировкой вещественных
доказательств, не относятся на счет таможенных органов, а порядок
возмещения таких расходов определяется законодательством
Российской Федерации.
Из этого следует, что следственные органы после принятия от
таможенных органов дела к своему производству обязаны обеспечивать
сохранность вещественных доказательств независимо от места их
хранения. Оставление их на хранение в таможенных органах или
подразделениях ГП "Росвнештерминал" может производиться лишь при
условии согласия последних и последующем возмещении следственными
органами расходов за такое хранение либо представлении
соответствующих гарантий оплаты расходов.
Таким образом, вопросы, связанные с оплатой за хранение
вещественных доказательств, должны решаться следственными органами
в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РСФСР, с теми
организациями и предприятиями, которые приняли их на хранение.
Все вышеизложенное не исключает возможности обращения с
вещественными доказательствами, если таковыми являются товары и
транспортные средства юридических лиц, в порядке и на цели,
предусмотренные ст. ст. 389, 403 ТК РФ, но только в том случае,
если в силу отсутствия необходимых средств следственные
подразделения не в состоянии обеспечить оплату их хранения и не
возражают против оставления товаров в распоряжении таможенных
органов.
Так, статьями 231 и 301 ТК РФ установлено, что если в процессе
дознания по делу о контрабанде или иных преступлениях,
производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных
органов Российской Федерации, будут выявлены признаки нарушения
таможенных правил, совершенного юридическим лицом, производство по
этим правонарушениям должно быть продолжено должностным лицом
таможенного органа Российской Федерации независимо от
расследования уголовного дела в отношении физических лиц или
должностных лиц.
Таким образом, направление материалов дела о таможенном
правонарушении, за которое предусмотрена уголовная ответственность
физических лиц, по подследственности в МВД или прокурору не
освобождает таможенные органы от обязанности принятия решения об
административной ответственности юридических лиц.
Ст. 327 ТК РФ дает определение вещественных доказательств по
делу о нарушении таможенных правил, к которым относятся и "товары
и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами
нарушения таможенных правил".
Ст. 83 УПК РСФСР в число вещественных доказательств по
уголовному делу включает "объекты преступных действий".
Из этого следует, что задержанные таможенными органами товары
и транспортные средства, являющиеся объектом правонарушения, могут
одновременно обладать признаками вещественных доказательств как по
уголовному делу, так и по делу о нарушении таможенных правил,
совершенном юридическим лицом, что позволяет таможенным органам
при согласии или просьбе следственных подразделений либо прокурора
обращаться с такими товарами и транспортными средствами в порядке,
предусмотренном для вещественных доказательств по делу о нарушении
таможенных правил.
В связи с изложенным для предотвращения причинения государству
материального ущерба и упорядочения обращения с вещественными
доказательствами предлагаем:
1. При производстве дознания или разрешении материалов с
признаками контрабанды или иных преступлений, производство
дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, как
правило, заблаговременно информировать следственные органы, куда
предполагается передача уголовного дела или материалов, о месте
хранения вещественных доказательств, в качестве которых могут
выступать товары и транспортные средства юридических лиц, и о том,
что в силу требований ст. 328 ТК РФ с момента такой передачи вся
ответственность за обеспечение сохранности вещественных
доказательств и связанных с этим расходов возлагается на
соответствующее следственное подразделение.
Об этом же в обязательном порядке указывать и в
сопроводительных письмах о направлении в следственные органы
уголовных дел или материалов.
Одновременно необходимо письменно уведомлять транспортные и
иные предприятия и организации, у которых находятся на хранении
товары юридических лиц, являющиеся вещественными доказательствами,
о состоявшейся передаче таможенным органом уголовного дела или
материалов с указанием наименования и адреса конкретного органа
предварительного следствия, которому они передаются и на который в
силу требований ст. 328 ТК РФ с этого момента возлагается
ответственность за обеспечение сохранности вещественных
доказательств.
Оставление их на хранение в таможенных органах или
подразделениях ГП "Росвнештерминал" может производиться лишь при
наличии согласия последних на это и при условии возмещения
следственными органами расходов таможенных органов по хранению
либо представления соответствующих гарантий оплаты расходов, то
есть в порядке, предусмотренном нормами Гражданского кодекса
России.
2. До передачи в следственные органы вещественных
доказательств по уголовному делу в виде товаров и транспортных
средств юридических лиц, одновременно с этим обладающих признаками
вещественных доказательств по делу о нарушении таможенных правил,
в обязательном порядке производить с соблюдением требований
ст. ст. 342 и 347 ТК РФ осмотр, оценку, а также взятие проб и
образцов таких товаров для проведения экспертиз.
3. После передачи в органы предварительного следствия
материалов или уголовных дел, по которым на товары и транспортные
средства юридических лиц, обладающие признаками вещественных
доказательств, был в порядке, предусмотренном ст. 340 ТК РФ,
таможенным органом ранее уже наложен арест, отменять постановления
о наложении такого ареста. Как правило, такие действия
предпринимаются после получения соответствующего процессуального
решения следственного органа по определению дальнейшей судьбы этих
товаров и транспортных средств, принятого в соответствии с нормами
УПК РСФСР, либо при отказе таких органов принимать решения по
указанным предметам или, наконец, в ситуациях, когда таможенный
орган в установленный им срок, достаточный для принятия
соответствующего процессуального решения, не получил от органа
предварительного следствия ответа по поводу дальнейшей судьбы
вещественных доказательств - товаров и транспортных средств
юридических лиц.
4. В случаях, вызванных необходимостью, принимать на себя
обязанности и расходы по хранению товаров и транспортных средств,
являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам,
переданным для дальнейшего расследования в органы предварительного
следствия, без гарантий оплаты со стороны этих органов только в
порядке исключения и при наличии письменного обращения органов
предварительного следствия в таможенные органы об оставлении таких
товаров и транспортных средств за таможенными органами в качестве
вещественных доказательств, но по делам о нарушении таможенных
правил, возбужденным в отношении юридических лиц, - с последующим
обращением таких предметов в федеральную собственность в порядке,
предусмотренном ст. ст. 380, 398 и 403 ТК РФ. В указанных случаях
в органы предварительного следствия в обязательном порядке
таможенными органами передаются образцы и пробы товаров, протоколы
их взятия или выемки, протоколы осмотра товаров и транспортных
средств, а также другие надлежаще оформленные процессуальные
документы, имеющие отношение к обнаружению, изъятию, осмотру и
оценке таких товаров и транспортных средств.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
5. В случаях уклонения органов предварительного следствия от
принятия процессуальных решений о дальнейшей судьбе товаров и
транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по
уголовному делу, а также при необоснованном и незаконном
возложении этими органами на таможенные учреждения обязанностей по
обеспечению хранения вещественных доказательств без гарантий
оплаты им соответствующих расходов или самовольном отнесении на
них таких расходов указанные товары и транспортные средства, после
отмены таможенным органом своего постановления о наложении на них
ареста возвращаются их законным владельцам. Товары и транспортные
средства, которые в соответствии со ст. 398 ТК РФ после
рассмотрения дела о нарушении таможенных правил подлежат
реализации на таможенных аукционах, товарных биржах либо через
торговые предприятия для возмещения расходов таможенных органов по
транспортировке и хранению товаров и транспортных средств с
момента их задержания до передачи материалов и уголовных дел в
органы предварительного следствия, при этом остаются в
распоряжении таможенных органов.
Заместитель Председателя
Государственного таможенного
комитета Российской Федерации
В.Г.ДРАГАНОВ
|