У К А З
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об исследовательской программе "Пути и формы
укрепления российского государства"
В целях совершенствования правового регулирования деятельности
российского государства и развития научных исследований в области
права п о с т а н о в л я ю:
1. Одобрить инициативу Института государства и права Российской
академии наук о проведении в 1994-1995 годах комплексного полити-
ко-правового исследования "Пути и формы укрепления российского госу-
дарства".
Утвердить основные направления программы исследования "Пути и
формы укрепления российского государства" (прилагаются).
Начальнику Государственно-правового управления Президента Рос-
сийской Федерации по представлению директора Института государства и
права Российской академии наук утвердить в месячный срок программу
исследования "Пути и формы укрепления российского государства".
2. Министерству финансов Российской Федерации выделять Институту
государства и права Российской академии наук - главному исполнителю
исследования по 80 млн. рублей ежемесячно, начиная с мая 1994 г., за
счет средств федерального бюджета с последующей индексацией, в том
числе:
48 млн. рублей целевым назначением на материальное стимулирова-
ние сотрудников института, участвующих в выполнении программы;
18 млн. рублей на финансирование междисциплинарных исследований;
14 млн. рублей целевым назначением на финансирование экспертных
работ, проводимых по заявкам Администрации Президента Российской Фе-
дерации, Государственно-правового управления Президента Российской
Федерации, и организационных работ.
3. Министерствам и ведомствам Российской Федерации оказывать со-
действие Институту государства и права Российской академии наук в по-
лучении материалов, необходимых для выполнения программы, предусмот-
ренной в пункте 1 настоящего Указа.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
29 апреля 1994 года
N 848
Утверждены
Указом Президента
Российской Федерации
от 29 апреля 1994 г.
N 848
Основные направления исследовательской программы
"Пути и формы укрепления российского государства"
1. Развитие правовой системы Российской Федерации
после принятия новой Конституции Российской Федерации
Принятие новой Конституции Российской Федерации создало предпо-
сылки для формирования в нашей стране демократического государства,
основанного на принципах приоритета и гарантированности прав челове-
ка, верховенства права, разделения властей, федерализма.
В первую очередь необходимо обеспечить последовательное проведе-
ние в конституционном и текущем законодательстве Российской Федерации
принципов правового государства:
связанность государства правом;
верховенство закона;
гарантированность прав и свобод человека;
разделение и взаимное сдерживание властей.
Принцип верховенства закона предполагает формирование субордини-
рованной правовой системы государства в соответствии с признаком юри-
дической силы, в которой высшей юридической силой обладает главный
закон государства - его Конституция, а все остальные нормативные акты
(конституционные и обычные законы, указы, постановления, распоряжения
и др.) должны соответствовать ей. Однако на сегодняшний день не су-
ществует комплексного правового акта - закона, устанавливающего со-
подчиненность нормативных актов, определяющего правила их применения,
вступления в юридическую силу, опубликования и действия. Необходи-
мость разработки и принятия такого "закона о законе" или закона о фе-
деральных законах, других федеральных нормативных актах давно назре-
ла.
2. Человек в современном мире.
Государственные гарантии конституционного статуса
Провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью в
Российской Федерации, признание в качестве главной обязанности госу-
дарства соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина пре-
допределяют необходимость совершенствования уже имеющегося законода-
тельства, приведения его в соответствие с общепринятыми принципами и
нормами международного права, международными стандартами в этой об-
ласти, а также разработки и принятия новых нормативных актов (прямо
предусмотренных нормами Конституции Российской Федерации или вытека-
ющих из их содержания). Необходимо внести изменения в действующий За-
кон о порядке обжалования незаконных действий государственных органов
и должностных лиц, обеспечив защиту всего комплекса прав и свобод,
закрепленных ныне в Конституции, разработать концепции и проекты за-
конодательных актов о коллективных обращениях граждан (закон о пети-
циях), о свободе ассоциаций, об Уполномоченном по правам человека.
Провозглашение России социальным государством настоятельно тре-
бует подготовки целого законодательного пакета о социально-правовой
защите человека. Это и новый Жилищный кодекс, Кодекс законов и браке
и семье, законы об охране семьи, материнства, отцовства и детства, об
обеспечении прожиточного минимума, о правах пациентов в лечебных уч-
реждениях и, наконец, основы законодательства о здравоохранении. Не-
обходимо продолжить работу по созданию нормативных актов, гарантиру-
ющих экологические права и интересы личности, ее право на благоприят-
ную окружающую среду и достоверную информацию об окружающей среде;
законов о производстве и использовании атомной энергии, об обеспече-
нии радиационной безопасности населения, о государственной политике в
области обращения с радиоактивными отходами.
Чрезвычайно важной представляется дальнейшая работа над Феде-
ральной программой борьбы с преступностью, принятие нового Уголовно-
го, Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса об административных
правонарушениях, законов о борьбе с организованной преступностью,
борьбе с коррупцией, призванных оградить человека от преступного про-
извола. Необходимо продолжить совершенствование уголовно-исполнитель-
ного законодательства, разработку принципиально иных систем ювеналь-
ной юстиции и предупреждения преступлений несовершеннолетних и моло-
дежи. Необходимо ликвидировать пробелы, возникшие в уголовном законо-
дательстве в связи с развитием рыночных отношений в России. Необходи-
ма разработка нормативных актов, устанавливающих ответственность за
нарушение налоговых и таможенных правил, недобросовестную конкуренцию
и рекламу, банковские правонарушения, ложное банкротство, коррупцию
государственных служащих.
3. Государственная власть Российской Федерации
Конституция заложила основы демократической организации власти в
Российской Федерации. Новое государственно-правовое содержание приоб-
рел институт Президента - главы государства, сформирован парламент -
Федеральное Собрание, существенно изменен правовой статус Правитель-
ства, его место в системе разделения властей, осуществляется судебная
реформа, нацеленная на преобразование суда в действительно независи-
мую "ветвь" государственной власти. Институционализация федеральной
государственной власти в федеральном законодательстве - одна из пер-
воочередных задач правовой реформы. В этой сфере необходимо разрабо-
тать и принять такие акты, как закон о Правительстве Российской Феде-
рации; закон или общее положение о федеральных министерствах, госу-
дарственных комитетах и других федеральных органах исполнительной
власти (в том числе территориальных); законы об основах организации
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; о феде-
ральной государственной службе; о судоустройстве; о Конституционном
Суде Российской Федерации; о Верховном Суде Российской Федерации; о
гарантиях государственной защиты судей, присяжных и народных заседа-
телей, свидетелей, потерпевших, других участников процесса; о судеб-
ных исполнителях; а также законы о прокуратуре; о следственном коми-
тете; о милиции и некоторые другие.
4. Россия - федеративное государство
Закрепление федеративного характера российского государства
предполагает последовательное раскрытие в текущем федеральном законо-
дательстве принципов единства основ государственного строя, равнопра-
вия субъектов Российской Федерации, верховенства федерального закона,
территориальной целостности государства (в том числе и в плане сво-
бодного передвижения людей, информации, товаров, денег и т.п.). Необ-
ходимым представляются разработка и принятие законов о порядке изме-
нения конституционного статуса субъекта Российской Федерации, об об-
разовании нового субъекта Российской Федерации, о принятии в Россий-
скую Федерацию нового субъекта, закона об автономном округе и облас-
ти. Российская Федерация должна установить законодательным путем (за-
кон о порядке передачи полномочий органами государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов) принципы разграничения предметов
ведения и условий взаимного делегирования (передачи) полномочий "по
вертикали": Федерация - субъект или субъект - Федерация, разграничив
функции, права и обязанности, ответственность между федеральными го-
сударственными органами и органами субъектов Федерации.
Необходимо и дальнейшее совершенствование законодательства, ре-
ализующего этническую политику государства, назрела безотлагательная
необходимость разработки и принятия следующих нормативных актов: о
национальных меньшинствах, о развитии национальной культуры и языка,
о национальном регионе (районе, округе, поселке, поселении, совете),
о национально-культурной автономии.
Тесно связана с этой группой проблем и проблема создания на тер-
ритории бывшего СССР единого гуманитарного пространства, гарантиру-
ющего защиту прав русскоязычного населения в странах ближнего зару-
бежья и способствующего разрешению проблемы вынужденной миграции (не-
обходимость принятия закона о беженцах очевидна). Инструментами, под-
держивающими подобный правовой режим, могут выступать Евроазиатская
Комиссия по правам человека и Евроазиатский Суд по правам человека.
Необходима также подготовка и принятие Евроазиатской Хартии (Конвен-
ции) прав человека и прав народов.
Одной из территориальных форм демократии, наряду с собственно
федерализмом, выступает местное самоуправление. И перед федеральной
властью стоит важнейшая задача - разграничение государственных фун-
кций и функций местного самоуправления, предметов ведения этих двух
систем общественной власти, их прав и обязанностей, ответственности.
Хотя формирование законодательной базы местного самоуправления - ком-
петенция субъектов Российской Федерации, общие принципы местного са-
моуправления, его исходные начала могут быть закреплены на федераль-
ном уровне путем принятия закона об общих принципах организации мес-
тного самоуправления в Российской Федерации.
5. Экономическая роль российского государства
Проблема формирования законодательной базы рыночной экономики
является, вероятно, одной из наиболее актуальных в современный период
развития российского государства. Особенность же данного момента в
том, что сегодня создается второе поколение законодательства, регули-
рующего вхождение России в рыночную экономику. В целях наиболее пол-
ного правового обеспечения необходимо разработать и принять такие ак-
ты, как новый Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы, Ко-
декс законов о труде, Налоговый и Предпринимательский кодексы, феде-
ральные законы об инновационной деятельности, электронных операциях с
ценными бумагами, о переводе денежных средств электронным способом,
пакет законов о банках и банковской деятельности, федеральный закон о
транспорте и многие другие.
Необходима разработка и принятие пакета федеральных законов,
обеспечивающих проведение аграрной реформы: закона о государственном
регулировании сельского хозяйства, закона о сельскохозяйственной ко-
операции, закона о контрактации, новой редакции закона о крестьянском
(фермерском) хозяйстве, а также законов о регулируемом земельном обо-
роте, земельном кадастре и некоторых других.
6. Россия в мировом сообществе
Работа по созданию правовой основы, обеспечивающей вхождение
Российской Федерации в мировое сообщество, в том числе в мировую эко-
номическую систему, во многом должна быть сосредоточена на доработке
уже имеющихся проектов. Это проекты законодательных актов об инос-
транных инвестициях, о концессионных договорах, о свободных экономи-
ческих зонах, об исключительной экономической зоне, о континентальном
шельфе. Необходимы также подготовка и принятие таких актов, как закон
о внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей зоне,
закон о контроле над экспортом. Кроме того, в Российской Федерации
отсутствует законодательный акт о статусе дипломатических и консуль-
ских представителей иностранных государств на территории России и за-
кон о международных договорах Российской Федерации.
|