УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 26.05.97 N 643
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 1994 г. N 375
г.Москва
Об утверждении Положения о Министерстве охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
2. Установить, что финансирование Министерства охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
осуществляется за счет средств федерального бюджета, а его
территориальных органов как за счет средств федерального бюджета,
так и иных источников финансирования, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу Положение о Министерстве охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации,
утвержденное постановлением Правительства от 18 декабря 1992 г. N
996 "Об утверждении Положения о Министерстве охраны окружающей
среды и природных ресурсов Российской Федерации" (Собрание актов
Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 3,
ст.172).
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 23 апреля 1994 г. N 375
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации
1. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим государственное
управление и координацию деятельности в области охраны окружающей
среды, регулирования природопользования, обеспечения
экологической безопасности, и наряду с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации несет ответственность за
оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Минприроды
России при регулировании природопользования природных ресурсов, а
также правила ведения хозяйственной и иной деятельности,
оказывающей воздействие на окружающую природную среду.
2. Для реализации своих полномочий Минприроды России создает
территориальные органы в субъектах Российской Федерации,
специализированные территориальные инспекции и другие органы и
организации.
3. Территориальные органы Минприроды России вправе создавать
местные природоохранные органы по согласованию с соответствующими
органами местного самоуправления.
4. Минприроды России и его территориальные органы являются
специально уполномоченными государственными органами Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды.
5. Территориальные органы Минприроды России создаются,
реорганизуются и ликвидируются Минприроды России по согласованию
с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Минприроды России по согласованию с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей
региона определяют численность аппарата, структуру, штаты и фонд
оплаты труда территориальных органов.
6. Территориальные органы Минприроды России действуют на
основании положений о них, утверждаемых Минприроды России и
соответствующими органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, и осуществляют свою деятельность под
контролем Минприроды России, а по вопросам, входящим в
компетенцию субъектов Российской Федерации,-под контролем
соответствующих органов исполнительной власти.
7. Минприроды России в совей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, а также настоящим Положением.
8. Минприроды России и его территориальные органы
осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
правоохранительными органами, органами местного самоуправления,
общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и
организациями, гражданами.
9. Основными задачами Минприроды России являются:
комплексное управление в области охраны окружающей природной
среды в Российской Федерации, проведение единой научно-
технической политики по вопросам охраны окружающей среды и
использования природных ресурсов;
координация деятельности министерств, ведомств, предприятий,
учреждений и организаций в области охраны окружащей среды и
природных ресурсов;
оценка и прогнозирование антропогенного воздействия на
окружающую среду, а также состояния и использования природных
ресурсов;
формирование нормативно-методической базы в области охраны
окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения
экологической безопасности;
организация единой государственной системы экологического
мониторинга;
организация и проведение государственной экологической
экспертизы;
организация и осуществление государственного контроля в
области охраны окружающей среды и использования природных
ресурсов, а также за соблюдением норм экологической безопасности;
обеспечение населения экологической информацией;
организация природно-заповедного дела, управление природно-
заповедным фондом Российской Федерации, ведение книги Российской
Федерации;
реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из
членства России в международных организациях и участия в
международных договорах по охране окружающей среды и природных
ресурсов, осуществление международного сотрудничества в этой
области;
развитие и эффективное использование материально-технической
базы территориальных органов и подведомственных организаций
Министерства.
10. В соответствии с основным направлением государственной
экологической политики, совместно со специально уполномоченным
государственными органами Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды организует разработку и реализацию
федеральных и межгосударственных программ по охране окружающей
среды и рациональному использованию природных ресурсов,
участвует в прогнозировании и подготовке программ социально-
экономического развития;
подготавливает предложения по совершенствованию
законодательства Российской Федерации по вопросам, относящимся к
компетенции Министерства;
организует и осуществляет в установленном порядке выдачу
(аннулирование) лицензий и разрешений на:
комплексное природопользование с учетом заключений
специально уполномоченных органов по охране и использованию
отдельных видов природных ресурсов;
складирование, размещение и захоронение промышленных и иных
отходов (материалов, веществ);
выбросы, сбросы загрязняющих веществ (включая радиоактивные)
в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на
окружающую среду и потребление атмосферного воздуха для
производственных нужд в случаях, когда это может привести к
изменениям состояния атмосферы;
добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку,
содержание, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну
биологических коллекций, биологических объектов, в том числе
относящихся к видам животных и растений, занесенным в Красную
книгу Российской Федерации, видов животных растений, подпадающих
под воздействие международных договоров и конвенций, а также их
продуктов, частей и дериватов;
осуществление видов деятельности, связанных с работами
(услугами) природоохранительного назначения;
согласовывает или утверждает по согласованию с
соответствующими специально уполномоченными государственными
органами Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды нормы (нормативы) и правила использования
отдельных видов природных ресурсов, лимиты (квоты) на их изъятие;
подготавливает предложение по формированию и использованию
средств внебюджетных экологических фондов;
осуществляет научное обеспечение подведомственных
предприятий и организаций и координацию работ, связанных с
решением проблем в области охраны окружающей среды, регулирования
природопользования и соблюдения норм экологической безопасности,
выявлением и предотвращением отрицательных экологических
последствий;
организует учет и оценку природно-ресурсного потенциала,
ведет учет объектов, загрязняющих окружающую среду;
во взаимодействии с другими специальными уполномоченными
государственными органами Российской Федерации в области охраны
окружающей среды ведет комплексный территориальный кадастр
природных ресурсов;
организует и ведет государственный регистр опасных отходов
(в том числе радиоактивных);
обеспечивает создание и функционирование экологических
информационных систем; организует сбор, хранение, обработку,
анализ и распространение информации по проблемам охраны
окружающей среды и природных ресурсов, ведет совместно с
соответствующими органами управления банки данных об окружающей
среде, природных ресурсах и их использовании, об инновационных
природоохранительных и ресурсосберегающих технических,
технологических и организационно-экономических решениях;
совместно с Госкомстатом России и участием других специально
уполномоченных государственных органов Российской Федерации в
области охраны окружающей среды разрабатывает порядок и формы
статистической отчетности по вопросам охраны окружающей среды и
природных ресурсов;
организует совместно с другими министерствами и ведомствами
работу по нормативному и метрологическому обеспечению,
стандартизации и сертификации в области охраны окружающей среды,
регулирования природопользования, обеспечения экологической
безопасности;
организует разработку, согласовывается или утверждает по
согласованию с другими специально уполномоченными
государственными органами Российской Федерации в области
окружающей природной природной среды нормативы качества
окружающей среды, нормы (нормативы) воздействия на окружающую
среду, размещения отходов; ведет регистрацию, организует издание
и распространение государственных и распространение
природоохранных нормативных документов;
обеспечивает совместно с другими министерствами и
ведомствами разработку экологических требований для учета их в
государственных стандартах, ведомственных инструктивно-
методических и нормативно-технических документах;
обеспечивает нормативно-правовую основу экологической
паспортизации хозяйственных объектов, осуществляет контроль за
этой деятельностью;
осуществляет общее руководство созданием и функционированием
единой государственной системы экологического мониторинга;
организует и осуществляет государственную экологическую
экспертизу предплановых, предпроектных и проектных материалов по
объектам и мероприятиям, намеченным к реализации на территории
Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и
принадлежности, а также экологических обоснований лицензий и
сертификатов;
организует и осуществляет государственный экологический
контроль;
обеспечивает в взаимодействии со специально уполномоченными
государственными органами охрану окружающей среды, регулирование
природопользования, соблюдение норм экологической безопасности в
территориальных водах, морской экономической зоне и на
континентальном шельфе Российской Федерации;
участвует в организации системы всеобщего непрерывного
экологического воспитания, образования просвещения, ведет работу
по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды;
координирует в пределах своей компетенции деятельность
других специально уполномоченных государственных органов
Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды
и их территориальных органов, в том числе по вопросам:
учета, оценки и ведения кадастров отдельных видов природных
ресурсов;
разработка и утверждение инструктивно-методической
документации по установлению и взиманию платы за пользование
природными ресурсами, определению и компенсации ущерба,
наносимого нерациональным использованием природных ресурсов;
экологического мониторинга;
осуществления государственного контроля за использованием и
охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного
воздуха (в том числе за осуществление мер по предотвращению
истощения озонового слоя атмосферы), лесов и иной растительности,
животного мира (в том числе рыбных запасов), природных ресурсов
континентального шельфа и морской экономической зоны Российской
Федерации, а также по другим вопросам в области охраны окружающей
среды и природных ресурсов;
лицензирования в области проведения наблюдений за
загрязнением окружающей среды;
организует подготовку ежегодного государственного доклада о
состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации;
управляет государственными природными заповедниками и иными
особо охраняемыми природными территориями, находящимися в его
ведении; осуществляет меры по развитию единой системы особо
охраняемых природных территорий, сохранению биологического
разнообразия, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов
животных и растений, уникальных природных объектов и комплексов;
ведет Красную книгу Российской Федерации и обеспечивает
представление материалов для Красной книги Международного союза
охраны природы ресурсов; согласовывает создание другими
министерствами ведомствами особо охраняемых природных
территорий;
организует совместно с другими федеральными органами
исполнительной власти выполнение обязательств,вытекающих из
членства России в международных договорах по охране окружающей
среды и природных ресурсов, изучает, обобщает и распространяет
зарубежный опыт в данной области; согласовывает в установленном
порядке международные договоры по вопросам охраны окружающей
среды и природных ресурсов;
организует переподготовку и повышение квалификации кадров
для системы Минприроды России;
в установленном порядке разрабатывает и утверждает порядок
ношения форменной одежды для своих сотрудников;
в пределах предоставленных полномочий осуществляет
управление подведомственными органами и организациями,
осуществляет контроль за их деятельностью, в том числе за целевым
использованием финансовых и материальных ресурсов;
обеспечивает развитие и эффективное использование
материально-технической базы организаций Министерства.
11. Минприроды России, его территориальные органы и их
должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
утверждать инструктивно-методические и нормативно-
технические документы (правила) в области охраны окружающей
среды, регулирования природопользования, обеспечения
экологической безопасности;
запрашивать и получать в установленном порядке от
федеральных органов исполнительной власти, их территориальных
органов, предприятий, утверждений и организаций информацию,о
необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей
среды, регулирования природопользования, обеспечения норм
экологической безопасности;
заслушивать отчеты руководителей предприятий, учреждений и
организаций по вопросам соблюдения экологических требований
законодательства Российской Федерации, выполнения планов и
программ осуществления природоохранных мероприятий;
беспрепятственно посещать предприятия, учреждения,
организации (в том числе в установленном порядке режимные),
охраняемые территории, другие объекты независимо от ведомственной
принадлежности, расположенные и осуществляющие свою деятельность
на территории России, в территориальных водах, на континентальном
шельфе и в морской экономической зоне Российской Федерации,
составлять по результатам их проверок акты и протоколы, давать
обязательные предписания по устранению нарушений требований
законодательства в области охраны окружающей среды и
использования природных ресурсов;
ограничивать или приостанавливать в установленном порядке
деятельность предприятий или иных объектов независимо от форм
собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с
нарушением требований природоохранительного законодательства,
лицензий на использование природных ресурсов, с превышением
лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также давать
предписания о прекращении финансирования таких работ;
в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации, рассматривать дела об административных нарушениях в
области охраны окружающей среды и использования природных
ресурсов;
в установленном порядке аннулировать или давать предписания
об аннулировании лицензий (разрешений) на использование
отдельными видами природных ресурсов при нарушении условий,
установленных в них;
вносить предложения об изъятии в установленном порядке
земельных участков при использовании их способами, приводящими к
развитию эрозии и деградации земель, химическому и радиоактивному
загрязнению, а также о запрещении использования загрязненных и
деградированных земель;
запрещать ввод в эксплуатацию объектов,строительство которых
выполнено с нарушением экологических норм и правил; в
взаимодействии с другими специально уполномоченными органами
останавливать и осматривать российские и иностранные суда и
другие плавучие средства для проверки фактов нарушения требований
природоохранительного ущерба в случае установления нарушения;
во взаимодействии с другими специально уполномоченными
органами проверять транспортные средства и запрещать их
эксплуатацию в случае нарушениями экологических норм и правил;
запрещать ввоз на территорию Российской Федерации, а также
транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов
(изделий), сырьевых ресурсов, осуществляемые с нарушением
экологических норм и правил;
взыскивать в установленном порядке задолженность по платежам
за загрязнение окружающей среды другие отрицательные
воздействия на нее;
предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного в
результате нарушения природоохранительного законодательства;
утверждать уставы подведомственных учреждений и организаций
в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Госкомимуществом
России;
назначать на должность и освобождать от должности
руководителей подведомственных учреждений и организаций,
заключать, изменять и расторгать контракты с этими руководителями
в порядке, установленном действующим законодательством;
публиковать либо передавать для публикации информацию о
качестве окружающей среды и другие данные, имеющие прямое
отношение к экологической безопасности населения
12 Решения Минприроды России и его территориальных органов
по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для органов
государственного управления, юридических и физических лиц.
Эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
13. Минприроды России возглавляет Министр, назначаемый
Президентом Российской Федерации.
Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации:
осуществляет общее руководство деятельностью Министерства на
основе единоначалия и несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на Министерство задач, утверждает в
пределах установленных численности работников центрального
аппарата и фонда оплаты труда структуры, штатное расписание и
положения о подразделениях центрального аппарата;
издает приказы, указания, инструкции, обязательные для
исполнения работниками Министерства и подведомственны органов,
организаций и учреждений;
назначает на должность и освобождает от должности по
согласованию с исполнительными органами власти субъектов
Российской Федерации руководителей территориальных органов
Минприроды России.
14. В Минприроды России образуется коллегия в составе
Министра (председатель), его заместителей по должности,
руководителей главных управлений, управлений и отделов
Министерства, ведущих ученых и специалистов.
Персональный состав коллегии утверждается Правительством
Российской Федерации(кроме лиц, входящих в нее по должности).
Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности
Министерства, подведомственных учреждений, организаций и
предприятий, результаты проверок исполнения принятых решений,
вопросы, международного сотрудничества, подбора, расстановки,
обучения и использования кадров, заслушивает руководителей
органов управления и других должностных лиц по вопросам,
относящимся к компетенции Министерства.
15. В Минприроды России создаются:
научно-технический совет из ученых, высококвалифицированных
специалистов, а также представителей научных, инженерных обществ
других организаций;
совет государственной экологической экспертизы.
Персональный состав указанных советов и положения о них
утверждаются Министром.
16. Минприроды России является юридическим лицом, имеет
расчетный и иные счета в учреждениях банков,печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием.
"Собрание законодательства РФ", 16.05.94, N 3, ст. 211
|