ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПРИКАЗ от 14 апреля 1994 г. N 16
О РАСЧЕТАХ ТАРИФОВ НА МЕДИЦИНСКИЕ И ИНЫЕ УСЛУГИ
В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАН
(Извлечение)
В целях совершенствования нормативно-методической базы
обязательного медицинского страхования, обеспечения единого
методического подхода при расчетах, согласовании и использовании
тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного
медицинского страхования граждан утверждаю:
Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги
в системе обязательного медицинского страхования граждан согласно
приложению.
Приказываю:
1. Исполнительным директорам территориальных фондов
обязательного медицинского страхования:
1.1. Руководствоваться в работе по вопросам тарифов на
медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского
страхования "Рекомендациями по расчетам тарифов на медицинские и
иные услуги в системе обязательного медицинского страхования
граждан", утвержденными настоящим приказом.
1.2. Довести до сведения участников обязательного медицинского
страхования "Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и
иные услуги в системе обязательного медицинского страхования
граждан" для практического использования в работе по расчетам и
согласованию тарифов на медицинские и иные услуги в системе
обязательного медицинского страхования.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТАМ ТАРИФОВ НА МЕДИЦИНСКИЕ И ИНЫЕ УСЛУГИ
В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАН
Утверждены приказом Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
от 14 апреля 1994 г. N 16
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги
в системе обязательного медицинского страхования граждан
(именуемые в дальнейшем Рекомендации) разработаны в соответствии с
Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации", Временным порядком финансового
взаимодействия и расходования средств в системе обязательного
медицинского страхования граждан (утвержденным Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования от 19 августа 1993 г. N
03-01 по согласованию с Министерством финансов Российской
Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации),
Методическими рекомендациями по выбору способа и организации
оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского
страхования граждан в Российской Федерации" (утвержденными
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 18
октября 1993 г.), Типовыми правилами обязательного медицинского
страхования (утвержденными Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования от 1 декабря 1993 г. по согласованию с
Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью),
Методическими указаниями по бухгалтерскому учету в фондах
обязательного медицинского страхования (утвержденными приказом
Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19
января 1994 г. N 3 по согласованию с Министерством финансов
Российской Федерации от 3 ноября 1993 г. N 122), Методическими
рекомендациями по расчету тарифов на медицинские услуги (письмо
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 сентября
1992 г. N 19-15/03).
Настоящие Рекомендации применяются для расчетов и проведения
мероприятий по согласованию и использованию тарифов на медицинские
и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования.
2. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТАРИФОВ НА МЕДИЦИНСКИЕ И ИНЫЕ УСЛУГИ
В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
2.1. Тарифы на медицинские и иные услуги в системе
обязательного медицинского страхования (именуемые в дальнейшем
"тарифы") представляют отдельную группу ценовых показателей,
отличающуюся от расчетной стоимости медицинских услуг в новых
условиях хозяйствования, цен на платные услуги населению, цен на
медицинские услуги по договорам с предприятиями и организациями.
2.2. Тарифы являются денежными суммами, определяющими уровень
возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского
учреждения по выполнению Территориальной программы обязательного
медицинского страхования граждан.
2.3. Под объектом установления тарифа понимается медицинская
помощь выраженная в определенных комиссией по согласованию тарифов
объемных показателях деятельности медицинских учреждения по
обязательному медицинскому страхованию (например, годовая
программа амбулаторного ведения пациента, пролеченный больной в
стационаре, консультация, конкретная манипуляция и др.).
2.4. Тарифы разрабатываются, согласовываются и используются
для оплаты медицинской помощи (медицинских и иных услуг),
оказываемой по Территориальной программе и финансируемой за счет
фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с
выбранным способом оплаты.
2.5. В состав тарифа включаются расходы медицинского
учреждения на выполнение Территориальной программы обязательного
медицинского страхования в соответствии с бюджетнрой
классификацией расходов без выделения себестоимости и прибыли.
Финансирование медицинского учреждения в форме оплаты
медицинской помощи по выполнению Территориальной программы
обязательного медицинского страхования обеспечивает рентабельность
этого вида деятельности, поскольку состав расходов бюджетной
классификации включает возмещение текущих затрат и финансирование
развития деятельности (расширенное воспроизводство).
2.6. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета по
обязательному медицинскому страхованию и классификацией расходов
медицинских учреждений в составе тарифа не предусмотрены расходы
на амортизацию основных фондов медицинского учреждения. Полное
восстановление активной части основных фондов медицинского
учреждения осуществляется по статье расходов "Приобретение
оборудования и инвентаря".
2.7. Правила расчетов предусматривают исключение из состава
тарифа статей и групп расходов, финансируемых или возмещаемых из
других источников, например, из бюджетов разных уровней, из
доходов от предпринимательской деятельности и др.
В состав тарифа также не включаются расходы, которые по
решению комиссии по согласованию тарифов финансируются целевым
назначением на календарный период (помесячно, поквартально) и
средств обязательного медицинского страхования.
2.8. Подготовка, рассмотрение и согласование тарифов
осуществляются представителями участников системы обязательного
медицинского страхования в соответствии с Законом Российской
Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации и Временным порядком финансового взаимодействия и
расходования средств в системе обязательного медицинского
страхования граждан.
2.9. Тарифы являются контролируемыми ценами, подлежащими
регулированию через тарифное соглашение, заключенное членами
комиссии по согласованию тарифов.
Все решения по тарифам принимаются коллегиально (в
соответствии с Методическими рекомендациями по выбору способа и
организации оплаты медицинской помощи в системе обязательного
медицинского страхования граждан в Российской Федерации).
3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАСЧЕТАМ ТАРИФОВ НА МЕДИЦИНСКИЕ
И ИНЫЕ УСЛУГИ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Для разработки методики и проведения расчетов тарифов на
медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского
страхования рекомендуется в качестве основной использовать
методику, изложенную в параграфе 2 Методических рекомендаций по
расчету тарифов на медицинские услуги (письмо Министерства
здравоохранения РФ N 19-15/03 от 1 сентября 1992 г.), в
соответствии с выбранным способом оплаты медицинской помощи.
При разработке методики и проведении расчетов тарифов
рекомендуется, кроме того, учитывать следующие положения.
3.1. В целях обеспечения сопоставимости, анализа и обобщения
финансовых, экономических и статистических показателей на
территории субъекта Федерации используется единая для медицинских
учреждений данной территории методика расчета тарифов. Единая
методика расчета тарифов разрабатывается с учетом накопленного на
территории субъекта Федерации опыта расчетов, настоящих
Рекомендаций и утверждается комиссией по согласованию тарифов.
3.2. При разработке единой методики расчета тарифов
территориальному фонду обязательного медицинского страхования по
согласованию с органом управления здравоохранения необходимо
провести работу по экономическому анализу содержания статей
расходов медицинских учреждений и разделению расходов на две
группы:
расходы, финансируемые за счет средвт бюджетов
государственной, муниципальной системы здравоохранения в
соответствии с перечнем, утвержденным администрацией субъекта
Федерации на основании приложения 1 к Временному порядку
финансового взаимодействия и расходования средств в ситеме
обязательного медицинского страхования граждан;
расходы, финансируемые за счет средств обязательного
медицинского страхования.
3.3. В целях недопущения повторного счета при формировании
тарифов учитываются только расходы, отнесенные к финансируемым за
счет средств обязательного медицинского страхования.
3.4. Перечень целевых программ и мероприятий, учреждений
здравоохранения, видов медицинской помощи, а также статей
расходов, финансируемых за счет средств бюджетов государственной,
муниципальной системы здравоохранения, считается приложением у
утверждаемой единой методике расчета тарифов.
3.5. Территориальные фонды обязательного медицинского
страхования в соответствии с решениями комиссии по согласованию
тарифов доводят до медицинских учреждений перечень расходов (по
наименованиям и статьям расходов), включаемых в состав тарифов и
финансируемых целевым назначением на календарный период, а также
другие необходимые материалы для подготовки расчетных данных
(таблицы, формулы, нормы расходов, индексы удорожания и др.).
3.6. При переходе к новым (по сравнению со сметой расходов)
способам оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому
страхованию выбирается один из двух вариантов возмещения расходов,
указанных ниже,
3.6.1. В первом варианте в тарифы включают одновременно все
возмещаемые по обязательному медицинскому страхованию расходы.
При этом компенсирующая сторона организует контроль за
рациональным использованием средств и структурой (соотношением)
расходов, включенных в тариф.
3.6.2. Во втором варианте расходы на медицинскую помощь
делятся на две части:
условно-переменные расходы;
условно-постоянные расходы.
При разделении расходов на условно-переменные и
условно-постоянные с целью установления взаимосвязи между
размерами расходов (по их видам) и объемам деятельности
медицинского учреждения следует провести предварительный
экономический анализ. Необходимость отнесения расходов к
условно-переменным или условно-постоянным определяется степенью
детализации медицинской помощи, выбранной за единицу оплаты
(финансирования): чем выше степень детализации медицинской помощи
(врачебная манипуляция, консультация и т.п.), тем больше
необходимость в точности разделения расходов в зависимости от
объемов деятельности.
К условно-переменным расходам относятся расходы медицинских
учреждений, величина которых зависит от объемов деятельности. В
указанную группу расходов рекомендуется включать: заработную плату
персонала с начислениями (по видам заработной платы, надбавкам и
доплатам зависящим от выполненных объемов работы); расходы на
приобретение медикаментов и перевязочных средств; расходы на
приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов
медицинского назначения, в том числе мягкого инвентаря и
обмундирования; расходы на питание больных.
При отсутствии возможности получения данных об
условно-переменных расходах конкретного наименования на единицу
оплаты (финансирования) медицинской помощи эти расходы
рекомендуется относить к условно-постоянным.
К условно-постоянным расходам относятся расходы медицинских
учреждений, величина которых зависит от продолжительности
календарного периода и незначительно реагирует на изменение
объемов деятельности; заработная плата персонала с начилениями (по
видам заработной платы, надбавкам и доплатам, не зависящим от
объемов работ); канцелярские и хозяйственные расходы; приобретение
оборудования и инвентаря; приобретение мягкого инвентаря и
обмундирования общего назначения; расходы на спецпитание
персонала, работающего в особых условиях труда; командировочные
расходы и т.д.
Такое разделение расходов позволяет условно-переменную часть
включать в состав тарифов на медицинскую помощь и возмещать (или
авансировать) в суммах, зависящих от выполненных объемов
деятельности.
Условно-постоянные расходы в этом случае возмещаются (или
авансируются) без включения в тарифы за счет средств обязательного
медицинского страхования календарным способом (помесячно,
поквартально).
3.7.Комиссией по согласованию тарифов проводится анализ
состояния учета (бухгалтерского, оперативного, статистического) в
медицинских учреждениях с целью оценки организационной готовности
перейти на учет затрат по местам возникновения затрат (основным
подразделениям и службам медицинского учреждения; кабинетам и
рабочим местам внутри подразделений и т.п.) и по носителям затрат
(пациентам, заболеваниям, услугам, исполнителям работ и т.п.).
Состояние бухгалтерского, оперативного и статистического учета
оценивается с точки зрения наличия данных прямого учета (рабочего
времени и заработной платы; расходования основных и
вспомогательных материалов; использования установленного
работоспособного оборудования; коммунальных расходов и др.) по
рабочим местам и видам услуг; наличия базы данных для
сопоставления фактических расходов с нормами и нормативами.
При этом точность, степень детализации и полота данных
оперативного учета учитываются при организации перехода к новым
принципам нормирования расходов, а также к новым способам оплаты
медицинской помощи.
3.8. Комиссия по согласованию тарифов анализирует практику
расчета затрат в медицинских учреждениях с целью выявления
расходов, рассчитываемых прямым способом, и расходов, включаемых в
тариф косвенным способом. При этом учитывается, что прямой расчет
дает более точные результаты, чем косвенный.
Информация о сложившемся на территории соотношении между
прямыми и косвенными затратами, позволяет определить практическую
возможность применения единой методики с точки зрения техники
расчетов тарифов.
3.9. При расчете начислений на заработную плату (по всем
основаниям) используется суммарный процент в соответствии с
решениями законодательной власти.
3.10. При планировании увеличения тарифов в течение 1994 года
и размеров календарного финансирования целевого назначения
рекомендуется использовать прогнозные коэффициенты удорожания,
приведенные в письме Министерства финансов Российской Федерации от
23 декабря 1993 г. N 2-02-05 "О порядке и сроках разработки
показателей Федерального бюджета Российской Федерации на 1994 год"
(см.приложение).
Методика расчета тарифов должна предусматривать порядок и
правила индексации тарифов, определенные тарифным соглашением.
Индексация тарифов проводится на основании территориальных
показателей прироста средств обязательного медицинского
страхования с учетом изменения размеров минимальной заработной
платы и данных об индексах цен Управления по статистике субъекта
Федерации.
3.11. При решении вопроса о целесообразности унификации
тарифов на медицинские и иные услуги разных медицинских учреждений
учитывается следующее.
Выбор в пользу тарифов индивидуальных, групповых или единых
основывается на результат экономического анализа деятельности
медицинских учреждений территории. При наличии взаимозаменяемых
(по учреждениям-исполнителям) услуг отклонения в фактических
расходах по этим услугам в учреждениях должны быть
проанализированы по причинам и размерам отклонений. При наличии
необъективных, по мнению сторон, участвующих в согласовании
тарифов, причин отклонений, а равно при выявлении незначительных
(для усреднения) размеров отклонений целесообразно устанавливать
единые тарифы методом усреднения.
Индивидуальные тарифы экономически оправданы для услуг или
работ, не имеющих аналогов в других учреждениях (исполнителях), а
также при наличии объективных различий в ресурсах медицинских
учреждений, ведущих к существенной разнице в фактических затратах.
Групповые тарифы целесообразно использовать для услуг или
программ (по учреждениям), финансирование которых можно поставить
в зависимость от факторов (причин, условий), поддающихся
классификации.
3.12. С целью преодоления различий в размерах на стационарную
медицинскую помощь, вызванных расходами на гостиничные услуги
(обеспечение мест размещения пациентов), предлагается:
при наличии на территории субъекта Федерации значительных
различий в фактических условиях размещения пациентов (между
больничными учреждениями и внутри них), а также отклонений от
стандартных условий размещения и обеспечения проживания пациентов
(между больничными учреждениями и внутри них), комиссия по
согласованию тарифов изучает результаты аккредитации и
лицензирования медицинских учреждений; среднетерриториальные
условия размещения пациентов; оценивает их соответствие
действующим нормам и стандартам; разрабатывает правила и
согласовывает размеры финансирования гостиничных расходов отдельно
от медицинской помощи.
В таких случаях для медицинской помощи и гостиничных услуг
могут выбираться и использоваться разные единицы оплаты
(финансирования). За счет средств обязательного медицинского
страхования оплачиваются гостиничные услуги только в размерах,
соответствующих стандартным условиям размещения пациентов. В
случаях обеспечения пациентов гостиничными услугами выше
стандартных разница в расходах оплачивается из других источников.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Рекомендациям по расчетам тарифов
на медицинские и иные услуги в системе
обязательного медицинского страхования
В письме Министерства финансов РФ от 23 декабря 1993 г. N
2-02-05 "О порядке и сроках разработки показателей Федерального
бюджета Российской Федерации на 1994 год" приведены следующие
цепные квартальные индексы-дефляторы, применяемые при расчете
финансовых показателей (включая оплату труда):
по материальны затратам:
I квартал 1994 г. к IV кварталу 1993 г. - 1,52
II квартал 1994 г. к I кварталу 1994 г. - 1,46
III квартал 1994 г. ко II кварталу 1994 г. - 1,36
IV квартал 1994 г. к III кварталу 1994 г. - 1,21
по оплате труда:
I квартал 1994 г. к IV кварталу 1993 г. - 1,90
II квартал 1994 г. к I кварталу 1994 г. - 1,25
III квартал 1994 г. ко II кварталу 1994 г. - 1,21
IV квартал 1994 г. к III кварталу 1994 г. - 1,13
Среднегодовой коэффициент пересчета финансовых показателей на
1994 год составляет 2,6 (ожидаемый индекс-дефлятор) среднегодовых
цен в 1994 году к ценам IV квартала 1993 года).
При определении на 1994 год расходов на питание применяется
коэффициент 3,2 (ожидаемые в сельском хозяйстве индекс-дефлятор
среднегодовых цен в 1994 году к ценам IV квартала 1993 года).
Цепные квартальные индексы по питанию составляют:
I квартал 1994 г. к IV кварталу 1993 г. - 1,75
II квартал 1994 г. к I кварталу 1994 г. - 1,54
III квартал 1994 г. ко II кварталу 1994 г. - 1,40
IV квартал 1994 г. к III кварталу 1994 г. - 1,23
|