ОТМЕНЕНО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОТ 08.06.96 N 668
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 1994 г. N 312
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Положение о Министерстве Российской Федерации по
делам национальностей и региональной политике (прилагается).
2. Разрешить Министерству Российской Федерации по делам
национальностей и региональной политике наряду с другими
подразделениями иметь в составе центрального аппарата следующие
департаменты:
по делам национальностей;
по делам депортированных и репрессированных народов;
по делам российских немцев;
по международному сотрудничеству и делам этнических россиян;
по взаимодействию с субъектами Российской Федерации;
по федеральным и региональным программам;
по проблемам самоуправления;
по делам казачества;
анализа, прогноза и оперативного реагирования;
научного обеспечения национальной и региональной политики;
правовой;
по бюджетно-финансовым и инвестиционным проблемам регионов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 апреля 1994 г. N 312
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
I. Общие положения
1. Министерство Российской Федерации по делам национальностей
и региональной политике (Миннац России) является федеральным
органом исполнительной власти, разрабатывающим и осуществляющим
государственную политику федерализма, совершенствования
национально-государственного и административно -
территориального устройства, развития местного самоуправления,
государственную национальную политику, государственную
региональную политику, а также государственную социально -
экономическую политику развития районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей (далее именуются - районы Севера).
2. В своей деятельности Миннац России руководствуется
Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации,
указами Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также
настоящим Положением.
3. Миннац России осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной
власти, органами власти республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга и с общественными организациями.
4. Миннац России создает в установленном порядке
территориальные органы и региональные структуры - подразделения
Миннаца России.
5. Миннац России является юридическим лицом, имеет свой
расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать с
изображением Государственного герба Российской Федерации и со
своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
6. Расходы на содержание центрального аппарата Миннаца России
осуществляются за счет средств федерального бюджета, направляемых
на содержание федеральных органов исполнительной власти.
7. Местонахождение Миннаца России - г. Москва.
II. Основные задачи Миннаца России
8. В области реализации политики федерализма,
совершенствования национально-государственного и административно -
территориального устройства Российской Федерации, развития
местного самоуправления основными задачами Миннаца России
являются:
разработка концепции федерализма, а также программ
совершенствования национально-государственного и административно
- территориального устройства Российской Федерации, развитие
местного самоуправления;
участие совместно с федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в разработке механизмов разграничения полномочий между
ними;
разработка предложений по совершенствованию национально -
государственного и административно-территориального устройства
Российской Федерации, развитию форм национально-культурной
автономии;
подготовка предложений по реализации государственной политики
в области самоуправления с учетом национальных и территориальных
особенностей регионов;
разработка механизмов организации и обеспечения
конституционных гарантий местного самоуправления;
подготовка предложений и участие в реализации государственных
программ по возрождению российского казачества;
информирование Президента Российской Федерации, Федерального
Собрания и Правительства Российской Федерации, заинтересованных
министерств и ведомств о ходе реализации политики федерализма, о
состоянии межнациональных отношений в Российской Федерации, ее
отдельных регионах, о прогнозах развития межнациональных отношений
и представление своих предложений по этим вопросам.
9. В области разработки и осуществления государственной
национальной политики Российской Федерации основными задачами
Миннаца России являются:
разработка концепции государственной национальной политики
Российской Федерации;
оказание методической помощи органам федеральной
исполнительной власти и органам власти республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в
организации и проведении работы в области регулирования
национальных отношений;
осуществление в пределах своей компетенции и во взаимодействии
с соответствующими министерствами и ведомствами Российской
Федерации мер по предупреждению и разрешению возникновения
межэтнических и межрегиональных противоречий;
принятие в случае возникновения конфликтных ситуаций в
межнациональных отношениях по поручению Президента и Правительства
Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт -
Петербурга мер по стабилизации обстановки; координация
деятельности министерств и ведомств, органов государственной
власти и местного самоуправления в районах возникновения
конфликтных ситуаций;
взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской
Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами
с целью защиты гражданских прав этнических россиян, проживающих за
рубежом, содействие обеспечению их равноправия во всех сферах
социальной жизни;
осуществление совместно с Министерством иностранных дел
Российской Федерации связи с зарубежными культурными,
национальными, религиозными и другими общественными формированиями
соотечественников, содействие в установлении и развитии связей
Российской Федерации с соотечественниками за рубежом;
определение основных направлений научных исследований в
области национальной политики и межнациональных отношений,
взаимодействие с организациями и научными учреждениями в России и
за рубежом с целью обмена опытом в области научных основ
национальной политики;
оказание содействия этническим общинам в создании культурных
центров, обществ, землячеств, других общественных объединений;
разработка предложений по решению проблем малочисленных
народов и национальных меньшинств;
подготовка рекомендаций и осуществление совместно с
соответствующими министерствами и ведомствами, органами
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга организационных мероприятий по
реализации политики в области реабилитации репрессированных и
депортированных народов, а также участие в решении проблем
беженцев и вынужденных переселенцев.
10. В области государственной региональной политики Российской
Федерации основными задачами Миннаца России являются:
разработка канцепции государственной региональной политики
Российской Федерации;
проведение систематического, объективного и гласного анализа
региональной ситуации в Российской Федерации и на ее отдельных
территориях;
разработка конкретных мер, обеспечивающих минимизацию
негативных последствий неоправданной территориальной
дезинтеграции;
поддержка местных инициатив, обеспечивающих максимальное
использование внутрирегиональных возможностей для стабилизации
социально-экономической ситуации, рыночных преобразований и
социальной защиты населения;
разработка мер по селективной государственной поддержке
регионов с наиболее сложными социально-экономическими,
демографическими и экологическими условиями;
разработка предложений по совершенствованию региональных
бюджетно-налоговых систем, а также отношений региональных
органов власти с хозяйствующими субъектами по вопросам
землепользования, природопользования и иным вопросам
взаимодействия;
разработка механизмов учета региональных особенностей при
проведении экономической реформы, в том числе в процессах
структурной перестройки экономики, а равно в процессах
приватизации, формирования земельного рынка, развития фермерства и
других областях государственного управления;
разработка механизмов учета региональных особенностей при
проведении государственной политики социальной защиты населения,
государственной политики труда и занятости, государственной
социальной политики;
взаимодействие с добровольными объединениями (ассоциациями)
экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов
местного самоуправления по вопросам разработки и реализации
государственной региональной политики;
решение специфических проблем крупных и малых городов,
депрессивных районов и населенных пунктов при промышленных
предприятиях, закрытых административно-территориальных
образований;
создание механизмов правового, финансового, организационного и
информационного обеспечения в соответствии с задачами, принципами
и содержанием государственной региональной политики Российской
Федерации;
обеспечение координации научных исследований по проблемам
разработки и реализации региональной политики, а также
финансирование этих работ за счет средств, предусмотренных в
федеральном бюджете на развитие науки.
11. В области разработки и осуществления государственной
социально-экономической политики развития районов Севера основными
задачами Миннаца являются:
разработка концепции государственной социально-экономической
политики развития районов Севера;
разработка предложений по защите мест проживания и
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера,
возрождению и развитию традиционных форм их хозяйствования и
природопользования, созданию системы охраняемых территорий и
заповедников;
координация работы федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
предприятий и организаций по поставкам продукции (товаров) в
районы Севера, а также по подготовке рекомендаций Банку России о
распределении кредитных ресурсов для закупок и завоза продукции
(товаров) в указанные регионы;
обеспечение координации научно-исследовательских и опытно -
конструкторских работ по проблемам развития районов Севера и
финансирование указанных работ за счет средств, предусмотренных в
федеральном бюджете на развитие науки, содействие внедрению
достижений науки и техники в Северных регионах;
разработка предложений по развитию Северного морского пути;
организация экспертизы проектов освоения и развития районов
Севера, включая вопросы размещения и строительства крупных народно
- хозяйственных объектов;
разработка с участием заинтересованных министерств и
ведомств, предприятий и организаций государственной программы
строительства на территории России жилья для граждан, выезжающих
из районов Севера, участие в ее реализации за счет выделяемых
Миннацу России государственных капитальных вложений в пределах
средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
III. Основные функции Миннаца России
12. Для решения основных задач по разработке и осуществлению
государственной политики федерализма, совершенствования
национально-государственного и административно-территориального
устройства, развития местного самоуправления, государственной
национальной политики Российской Федерации, государственной
региональной политики Российской Федерации, государственной
социально-экономической политики развития районов Севера Миннац
России выполняет следующие функции:
осуществляет регулярный сбор оперативной информации о
состоянии и динамике социально-экономических и общественно -
политических процессов в регионах, тенденциях развития
межнациональных отношений, проводит на основе ее анализа
разработку соответствующих материалов, прогнозов и предложений;
обобщает практику применения законодательства по вопросам,
отнесенным к сфере ведения Миннаца России, и вносит в
установленном порядке предложения по совершенствованию
действующего законодательства, разрабатывает проекты
законодательных и иных нормативных актов по этим вопросам и вносит
их в Правительство Российской Федерации. По поручению
Правительства Российской Федерации принимает участие в подготовке
проектов законодательных актов, решений Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам,
входящим в компетенцию Миннаца России. Участвует в установленном
порядке в подготовке проектов межгосударственных, межрегиональных
договоров и иных соглашений по вопросам своей компетенции;
совместно с Минэкономики России, Минфином России,
Госкомимуществом Российской Федерации разрабатывает региональные
аспекты развития экономики, подготавливает предложения по
размещению производительных сил, в том числе важнейших объектов
федеральной собственности, определяет совместно с органами
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга особенности проведения экономической
реформы в этих регионах, формы и объемы селективной
государственной поддержки отдельных регионов, в том числе регионов
экологических бедствий и других регионов с особыми условиями
развития;
участвует в установленном порядке в формировании отдельных
статей доходов и расходов федерального бюджета;
участвует в подготовке ежегодного послания Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию о положении в стране,
об основных направлениях внутренней и внешней политики
государства;
подготавливает государственный доклад о ситуации в регионах
Российской Федерации и тенденциях ее развития;
выступает в установленном порядке в качестве государственного
заказчика и осуществляет с участием министерств, ведомств, органов
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга разработку федеральных целевых
программ по вопросам, порученным Миннацу России; определяет
совместно с Минфином России централизованные финансовые и другие
ресурсы, необходимые для реализации этих программ;
разрабатывает совместно с Минфином России предложения по
региональным аспектам финансовой, налоговой, кредитно-денежной
и валютно-кредитной политики;
в установленном порядке участвует в определении размера
федеральных субсидий и субвенций, выделяемых субъектам Российской
Федерации;
принимает участие в разработке мер по стимулированию
инвестиционной активности, привлечению и регулированию иностранных
инвестиций, формированию перечня крупных инвестиционных проектов,
осуществляемых за счет федерального бюджета;
участвует в формировании федеральной социальной политики,
включая развитие потребительского рынка, структуру потребления и
доходов населения, определение форм государственной поддержки
отраслей социальной сферы, а также общих направлений политики в
области трудовых ресурсов, занятости, рынка рабочей силы, создания
рабочих мест и переквалификации работников;
подготавливает предложения по совершенствованию региональной
политики, проведению организованного переселения части населения
из экстремальных по природно-климатическим условиям и
депрессивных регионов в более благоприятные для жизни районы
России;
осуществляет взаимодействие с политическими партиями и
движениями, религиозными, правозащитными и другими общественными
объединениями по вопросам, относящимся к компетенции Миннаца
России;
по поручению Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации проводит переговоры, подписывает
межправительственные соглашения и выступает с официальными
заявлениями по вопросам реализации Федеративного договора,
национальной и региональной политики, межнациональных отношений,
социально-экономического развития районов Севера и иным вопросам,
отнесенным к компетенции Миннаца России;
разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и
ведомствами предложения по формированию внешнеэкономической
политики, развитию внешнеэкономических связей, в том числе с
государствами - участниками Содружества Независимых Государств,
взаимовыгодному торговому и экономическому сотрудничеству с ними,
осуществлению совместных проектов и программ на основе прямых
контактов субъектов Федерации с зарубежными государствами;
участвует вместе с заинтересованными министерствами и
ведомствами в разработке предложений по заключению
межправительственных договоров по вопросам экономических связей, в
том числе по экономическим соглашениям с государствами -
участниками Содружества Независимых Государств;
подготавливает совместно с заинтересованными министерствами и
ведомствами предложения по механизму регулирования
внешнеэкономической деятельности, вносит предложения об
установлении региональных квот экспортных поставок стратегических
видов сырья и продукции;
участвует в разработке направлений использования
централизованных валютных ресурсов, валютно-кредитной политики,
в формировании платежного баланса, участвует в работе по
привлечению и использованию в экономике России иностранных
кредитных ресурсов, а также в формировании товарного наполнения
кредитов, получаемых под правительственные гарантии, вносит
предложения о размерах экспортных и импортных тарифов и пошлин;
участвует в определении ресурсных возможностей осуществления
внешнеэкономических операций по важнейшим товарам и услугам,
объемов федеральных валютных поступлений;
вносит в Министерство иностранных дел Российской Федерации
предложения по формированию состава соответствующих служб
посольств и других дипломатических представительств за рубежом;
в установленном порядке создает исследовательские учреждения и
экспертные группы по вопросам своей компетенции, организует
фундаментальные и прикладные исследования по проблемам
национальной политики и федеративных отношений, а также создает
соответствующие аналитические и информационно-справочные
системы, выпускает информационные бюллетени и иные информационно -
аналитические издания;
в целях всестороннего освещения проблем развития федерализма,
совершенствования национально-государственного и административно
- территориального устройства Российской Федерации, развития
местного самоуправления, региональной и национальной политики
поддерживает постоянные контакты с представителями средств
массовой информации, учреждает в установленном порядке средства
массовой информации.
IV. Основные права Миннаца России
13. Для решения поставленных перед Миннацем России задач и
выполнения возложенных на него функций Министерство наделяется
следующими правами:
координировать работу федеральных министерств и ведомств по
вопросам, входящим в его компетенцию;
запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
учреждений и организаций материалы, необходимые для решения
вопросов, входящих в его компетенцию;
принимать по вопросам, отнесенным к его компетенции, документы
нормативного характера, обязательные для исполнения федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт -
Петербурга, а также предприятиями, организациями и учреждениями
независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
В необходимых случаях решения принимаются Миннацем России
совместно или по согласованию с другими органами исполнительной
власти;
разрабатывать методические материалы и рекомендации по
вопросам, отнесенным к его компетенции;
выступать в установленном порядке в качестве государственного
заказчика по федеральным целевым программам, рассматривать
предложения субъектов Федерации о выделении им дотаций, субвенций
и других бюджетных и внебюджетных средств и принимать совместно с
Минфином России соответствующие решения;
участвовать в установленном порядке в разработке, рассмотрении
и согласовании вопросов социально-экономического развития
страны, входящих в компетенцию других органов государственного
управления;
подготавливать совместно с Минэкономики России и Минфином
России предложения по регулированию инвестиционной и инновационной
деятельности, осуществляемой за счет внебюджетных фондов;
участвовать в установленном порядке в согласовании вопросов
экономического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными
странами, торгово-экономическими союзами, международными
экономическими и финансовыми организациями;
определять в пределах средств, выделяемых на научные
исследования, перечень важнейших работ в сфере своей деятельности,
привлекать в установленном порядке для разработки вопросов,
входящих в его компетенцию, Российскую академию наук, научно -
исследовательские организации и другие организации и учреждения, а
также ученых и других специалистов, участвовать в распределении
финансовых ресурсов, направляемых на эти цели;
организовывать проведение экспертиз целевых проектов и
программ, имеющих важное народно-хозяйственное межрегиональное и
региональное значение, и подготавливать предложения Правительству
Российской Федерации о целесообразности реализации этих проектов и
программ;
созывать в установленном порядке совещания по вопросам,
входящим в его компетенцию, с привлечением специалистов других
органов исполнительной власти предприятий, организаций и
учреждений;
создавать в установленном порядке в республиках в составе
Российской Федерации, краях, областях, автономной области,
автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге
территориальные органы и региональные структурные подразделения
Миннаца России.
V. Организация деятельности Миннаца России
14. Миннац России возглавляет Министр, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Президентом Российской
Федерации по представлению Председателя Правительства Российской
Федерации.
Министр Российской Федерации по делам национальностей и
региональной политике несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на Миннац России задач и осуществление им
своих функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности по его представлению Правительством
Российской Федерации, и распределяет обязанности между ними.
Министр:
руководит деятельностью министерства;
вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства
Российской Федерации проекты нормативных актов по вопросам,
входящим в компетенцию министерства;
устанавливает обязанности заместителей Министра и
руководителей структурных подразделений министерства;
издает совместные нормативные документы с руководителями
других федеральных органов исполнительной власти;
утверждает структуру центрального аппарата министерства в
пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда
оплаты труда и численности его работников, штатное расписание
центрального аппарата, положения о его структурных подразделениях,
а также смету расходов на содержание центрального аппарата
министерства и его территориальных органов и региональных
структурных подразделений в пределах утвержденных на
соответствующий период бюджетных ассигнований;
назначает на должность и освобождает от должности работников
центрального аппарата министерства, утверждает положения (уставы)
о подведомственных организациях и учреждениях;
представляет в установленном порядке особо отличившихся
работников к присвоению почетных званий и награждению
государственными наградами Российской Федерации.
Министр вправе делегировать отдельные предоставленные ему
полномочия подчиненным должностным лицам, кроме прав, относящихся
исключительно к компетенции Министра.
15. В Миннаце России образуется коллегия в составе Министра
(председатель коллегии), его заместителей по должности и
руководящих работников центрального аппарата Министерства. В
состав коллегии могут входить представители других министерств и
ведомств, предприятий, организаций и учреждений, отдельные ученые
и специалисты.
Члены коллегии Миннаца России утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы
деятельности Миннаца России. Решения коллегии оформляются
протоколами и проводятся в жизнь приказами Министра.
В заседаниях коллегии в необходимых случаях участвуют
руководители органов государственной власти предприятий,
организаций и учреждений, ученые и специалисты, имеющие
непосредственное отношение к обсуждаемым вопросам.
16. Для рассмотрения базовых проблем федерализма,
совершенствования национально-государственного и административно
- территориального устройства, местного самоуправления,
национальных отношений, региональной политики, а также социально -
экономического развития северных регионов Миннац России может
образовывать консультативные органы с включением в их состав
представителей министерств и ведомств, предприятий, организаций и
учреждений.
17. Миннац России в установленном порядке издает и учреждает
журналы и другие печатные издания.
------------------------- |