ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 1994 г. N С-3-10-364
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
И РУКОВОДИТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЗАНЯТОСТИ
В соответствии с "Основным положением политики в области
профессиональной ориентации в государственной службе занятости на
1994 - 1995 гг." в Российском учебном центре Федеральной службы
занятости России организована отработка принципиально новой
учебно-программной документации по обучению руководителей и
специалистов региональных органов занятости по вопросам
профориентации.
Содержание обучения дифференцировано по трем категориям
обучающихся:
специалисты подразделений профориентации, не имеющие
психологического образования;
специалисты подразделений профориентации, имеющие
психологическое образование;
руководители (заместители руководителей органов занятости,
курирующие профориентацию, руководители профориентационных
подразделений и их заместители).
Обучение будет проводиться на протяжении двух лет (три раза по
две недели и стажировка в течение двух недель) по целевой
программе, предусматривающей повышение квалификации или
переподготовку в соответствии с "Квалификационными требованиями к
профконсультантам федеральной государственной службы занятости"
(приложение N 1 к "Положению об организации профессиональной
ориентации в федеральной государственной службе занятости",
утвержденному Приказом Федеральной службы занятости России от
02.02.94 N 15). Специалисты (за исключением руководителей),
которые успешно освоят полную программу обучения, могут получить в
установленном порядке допуск к работе по профконсультированию.
В дальнейшем такое повышение квалификации по учебным планам и
программам Федеральной службы занятости России будет организовано
в ряде территорий, где имеются высококвалифицированные специалисты
в этой области.
Просим направить в Российский учебный центр Федеральной службы
занятости России (129329, Москва, ул. Кольская, д. 2, телефон для
справок: 189-26-15, Погорелова Елена Васильевна) списки тех
специалистов и руководителей региональных органов занятости
(республиканских в составе Российской Федерации, краевых,
областных, автономных образований, г. г. Москвы и Санкт -
Петербурга), которых целесообразно обучить в первую очередь (с
указанием ФИО, должности и специальности по базовому высшему
образованию).
Одновременно предлагаем организовывать в регионах обучение
специалистов, не имеющих психологического образования, районных,
межрайонных и городских служб занятости в соответствии с типовыми
планами и программами, утвержденными Федеральной службой занятости
России (прилагаются).
Программы обучения специалистов, имеющих высшее
психологическое образование, и руководителей будут высланы
дополнительно.
Приложение
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ,
НЕ ИМЕЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Форма обучения: с отрывом от работы,
4 сессии по 2 недели (по 80 часов)
I сессия
Рынок труда и проблемы занятости в России. Определение
структуры региональной потребности в кадрах.
Основные положения социальной защиты и социальной поддержки
различных категорий населения. Нормативные документы по занятости.
Проблемы и перспективы развития профориентации в федеральной
службе занятости (нормативные акты и документы).
Стратегия профессиональной ориентации в системе занятости
(цели, содержание, организация, методы).
Особенности проведения социологических исследований в системе
занятости (предмет, задачи, методы, техника, технология
социологических исследований).
Содержание и основные направления деятельности
профконсультанта службы занятости.
Особенности профориентационной работы с различными группами
населения:
- молодежью;
- инвалидами, лицами, имеющими отклонения в состоянии
здоровья;
- женщинами;
- военнослужащими.
Введение в психологическое профессиоведение (классификация
профессий, профессиональные требования, условия труда и т.д.).
Психологические методы профотбора.
Применение классических психодиагностических методов в
профконсультировании.
Компьютерные варианты психодиагностических методов.
Проблема целеполагания для профконсультанта. Техника делового
общения. Методики ведения тренинговых групп. Методика
видеообратной связи в пролонгированном обучении профконсультанта.
Методы активизации профконсультанта при подготовке к работе с
клиентом.
Основные методы осуществления психологической поддержки
клиентов в процессе профконсультации.
Организация и опыт работы центра занятости Московской области.
II сессия
Основные принципы и методы изучения трудовой деятельности в
профессиоведении.
Основные понятия психологического профессиоведения. Проблема
классификации профессий.
Профессиография как один из основных способов описания
профессиональной деятельности. Виды и структура профессиограмм.
Использование профессиограмм в деятельности работников службы
занятости.
Профориентация как система мер по управлению адекватным
профессиональным выбором. Основные составляющие
профориентационного процесса.
Основы профессиональной переориентации взрослого населения.
Основные формы и методы профессионального консультирования.
Психологические основы профконсультирования.
Выбор профессии как социокультурный феномен. Основные факторы,
влияющие на выбор профессии. Типичные ошибки при выборе профессии
и способы их коррекции.
Психологическая поддержка как одно из основных направлений
деятельности профконсультанта службы занятости. Активные методы в
работе профконсультанта. Деятельность профконсультанта в "Клубе
ищущих работу", на курсах "Новый старт".
Нейролингвистическое программирование в работе
профконсультанта службы занятости: базовые понятия и основные
техники.
Психологические и психофизиологические основы профотбора.
Методы профотбора.
Роль индивидуальных особенностей человека в трудовой
деятельности.
Психологические аспекты трудовой деятельности: мотивы и
ценности трудовой деятельности. Уровень притязаний и т.д.
Этический стандарт деятельности профконсультанта службы
занятости.
Обучение навыкам работы с психодиагностическими методиками и
оборудованием.
III сессия. Общепсихологическая подготовка
Основы общей психологии. Основные понятия психологии
личности.
Основы возрастной и педагогической психологии.
Основа социальной психологии.
Психология делового общения. Коммуникативная культура
профконсультанта.
Основы психологии труда и инженерной психологии.
Особенности психологического состояния безработных граждан.
Психокоррекционная работа с безработными как составляющая
психологической поддержки: базовые понятия, теоретические подходы
и основные техники.
Основы конфликтологии.
Некоторые клинические аспекты профконсультирования. Типология
и симптоматика пограничных состояний: способы их первичной
диагностики.
Различные формы групповых занятий: их особенности,
эффективность, способы проведения. Базовые понятия и теоретические
основы.
Медицинские аспекты профориентации.
Делопроизводство и обработка информации. Применение
компьютерных технологий в работе профконсультанта. АРМ
профконсультанта.
Возможные способы оценки деятельности профконсультанта. Методы
контроля и оценки адаптации трудоустроившихся.
Анализ и обобщение опыта работы региональных органов
занятости.
IV сессия. Стажировка
Анализ и обобщение индивидуального опыта профконсультационной
работы.
Аттестация
|