ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О кризисном положении в российской науке
В условиях общего кризиса в стране, сопровождающегося резким
сокращением масштабов государственной поддержки науки, значи-
тельным уменьшением объемов бюджетного финансирования фундамен-
тальных и приоритетных прикладных исследований в научных учрежде-
ниях Российской академии наук (РАН), отраслевых академий, минист-
ерств, ведомств и в вузах, сложилась ситуация, граничащая с ка-
тастрофой.
Из науки ушли в иные сферы деятельности, уехали за рубеж
многие высококвалифицированные ученые и талантливая молодежь.
Закрываются лаборатории и сокращаются исследования по приоритет-
ным направлениям математики, физики, химии, биологии, экологии,
наук о Земле и по ряду направлений гуманитарных наук. Значительно
уменьшились объемы исследований по созданию новой техники и тех-
нологий, масштабы строительства институтов и оснащения их обору-
дованием, приборами и реактивами. Заработная плата ученых - док-
торов и кандидатов наук - в настоящее время существенно ниже
среднего ее уровня по стране. Создавшаяся в науке ситуация грозит
непоправимыми последствиями для государства, вызывает повышенную
социальную напряженность в коллективах научных учреждений и выс-
ших учебных заведений и требует принятия неотложных мер.
Учитывая приоритетность науки в обеспечении устойчивого эко-
номического развития страны и дальнейшем формировании ее экономи-
ческого потенциала и в целях выхода науки из кризиса Государст-
венная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т :
1. Предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть
вопросы:
об обеспечении сохранения и развития научного потенциала
страны на основе приоритетного финансирования фундаментальных и
перспективных прикладных исследований за счет увеличения расходов
бюджетов всех уровней на эти цели путем соответствующего расшире-
ния доходной базы федерального бюджета прежде всего за счет сок-
ращения расходов на содержание государственного аппарата и
масштаба субвенций территориям, обеспечив покрытие многократно
возросших расходов на электроэнергию и коммунальные услуги, повы-
шение уровня заработной платы ученых, укрепление материально-тех-
нической базы науки, закупку специальной литературы за рубежом,
содержание и развитие научных библиотек;
о включении затрат на проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ (НИОКР) в состав затрат, включаемых
в себестоимость продукции (работ, услуг) в полном объеме.
2. Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и
науке провести парламентские слушания с участием представителей
РАН, отраслевых академий, министерств, ведомств и вузов страны,
союзов ученых и других общественных объединений о положении в
российской науке, программе реформирования системы организации и
координации научных исследований в стране, об источниках, спосо-
бах и объемах финансирования научных исследований.
З. Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и
науке и Комитету Государственной Думы по экономической политике
подготовить и представить в 1994 году на рассмотрение Государст-
венной Думы проекты федеральных законов о науке и научно-техни-
ческой политике,о Российской академии наук и отраслевых академиях
наук и их научных учреждениях.
4. При рассмотрении федерального бюджета на 1994 год считать
недопустимым передачу расходов по финансированию высшего образо-
вания бюджетам субъектов Российской Федерации до проведения ат-
тестации высших учебных заведений и предусмотреть в 1994 году фи-
нансирование системы высшего образования за счет средств феде-
рального бюджета.
5. Предложить Правительству Российской Федерации создать ко-
миссию с привлечением специалистов Контрольно-бюджетного комите-
та, аудиторских фирм, представителей научных коллективов для ана-
лиза эффективности расходования средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации Министерством науки и
технической политики Российской Федерации, Государственным коми-
тетом Российской Федерации по высшему образованию, Российским
фондом фундаментальных исследований, Российским фондом технологи-
ческого развития, отраслевыми бюджетными фондами на цели НИОКР,
поддержание научных организаций, а результаты работы комиссии и
предложения по совершенствованию механизма финансирования науки
направить на рассмотрение Государственной Думы к 15 мая 1994 го-
да.
6. Признать целесообразным предоставление налоговых льгот
научным, проектным, конструкторским, образовательным учреждениям,
а также иным организациям в части затрат на финансирование НИОКР,
техническое перевооружение, модернизацию и обновление произ-
водств.
Комитету Государственной Думы по экономической политике, Ко-
митету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финан-
сам и Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и
науке подготовить необходимые законодательные предложения.
7. Считать недопустимым изъятие основных фондов и имущества
научно-исследовательских организаций, а также изменение профиля
их деятельности в ходе и в результате приватизации.
Комитету Государственной Думы по собственности, приватизации
и хозяйственной деятельности совместно с Комитетом Государствен-
ной Думы по образованию, культуре и науке внести соответствующие
предложения на рассмотрение Государственной Думы.
8. Предложить Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о создании специального фонда для финан-
сирования расходов по патентованию за рубежом отечественных раз-
работок и открытий;
разработать программу государственной поддержки продвижения
отечественных разработок, научно-технических и образовательных
услуг на мировых рынках.
9. Признать необходимым осуществление государственного
контроля за экспортом результатов НИОКР.
Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и на-
уке совместно с Комитетом Государственной Думы по экономической
политике провести анализ форм, методов и экономической эффектив-
ности заключения институтами, отдельными научными коллективами и
учеными контрактов на проведение исследований и разработок по за-
рубежным программам и заказам, продажу за рубеж оригинальных на-
учных результатов, "ноу-хау", уникальных изобретений и конструк-
ций. Разработать законопроекты, регламентирующие экспорт научно-
технических услуг и разработок в направлении, не допускающем дем-
пинговую распродажу накопленного научно-технического потенциала и
обеспечивающем соблюдение прав авторов на интеллектуальную собст-
венность.
10. Предложить Правительству Российской Федерации разрабо-
тать программу мер по сохранению кадрового потенциала науки, а
также поддержки наукоградов (научных городков).
Председатель Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации И.П.Рыбкин
25 марта 1994 года
N 77-I ГД
|