ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 1994 г. N 4
ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ
ПУНКТА 4 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 22 ДЕКАБРЯ 1993 Г. N 2265 "О ГАРАНТИЯХ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В связи с поступлением на имя Президента Российской Федера-
ции запроса губернатора Нижегородской области Немцова Б.Е., в со-
ответствии с поручением Президента Российской Федерации и на ос-
новании Указа Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г.
N 363 Государственно-правовое управление Президента Российской
Федерации разъясняет.
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 22 декаб-
ря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Рос-
сийской Федерации" установлено, что "глава местного самоуправле-
ния вправе выносить на местный референдум проект положения (уста-
ва) о местном самоуправлении, председательствует на заседаниях
выборного представительного органа местного самоуправления и яв-
ляется главой соответствующей администрации".
Частью первой пункта 6 Указа Президента Российской Федерации
от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в
Российской Федерации" установлено, что "главы местных администра-
ций, назначенные или избранные до вступления в силу настоящего
Указа, являются главами местного самоуправления".
Необходимость принятия положения (устава) о местном самоуп-
равлении местным референдумом вытекает из части первой статьи 131
Конституции Российской Федерации, закрепляющей исключительное
право населения соответствующей территории определять структуру
органов местного самоуправления.
В соответствии с абзацем третьим пункта 3 Положения об осно-
вах организации местного самоуправления в Российской Федерации на
период поэтапной конституционной реформы, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. N 1760, со-
ответствующий выборный представительный орган местного самоуправ-
ления принимает положение (устав) о местном самоуправлении.
Принимая во внимание, что Указ Президента Российской Федера-
ции от 22 декабря 1993 г. N 2265 в равной степени гарантирует
права населения соответствующих территорий, а также избираемых им
выборных представительных органов местного самоуправления и глав
местного самоуправления, вопрос о принятии положения (устава) о
местном самоуправлении должен решаться с учетом системного харак-
тера местного самоуправления, предполагающего наличие всех орга-
нов местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с частью второй статьи 130 и
частью первой статьи 131 Конституции Российской Федерации, абза-
цем третьим пункта 3 Положения об основах организации местного
самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной консти-
туционной реформы, утвержденного Указом Президента Российской Фе-
дерации от 26 октября 1993 г. N 1760, и пунктом 4 Указа Президен-
та Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2265 возможен
один из трех вариантов:
глава местного самоуправления может вынести на местный рефе-
рендум проект положения (устава) о местном самоуправлении, кото-
рый принят соответствующим выборным представительным органом
местного самоуправления;
положение (устав) о местном самоуправлении может быть приня-
то на местном референдуме, после вынесения его одним из выборных
органов местного самоуправления либо гражданами в порядке, уста-
новленном законодательством;
положение (устав) о местном самоуправлении может быть приня-
то соответствующим выборным представительным органом местного са-
моуправления.
Государственно-правовое управление
Президента Российской Федерации
|