ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 марта 1994 г. N 15-24-94; N 1/1026
О серьезных недостатках в работе
по установлению личности неопознанных
и невостребованных трупов
(Извлечения)
В последнее время резко возросло количество неопознанных
невостребованных трупов граждан, погибших в результате
преступлений, несчастных случаев и скоропостижной смерти...
Выборочное изучение положения дел на местах свидетельствует,
что по многим фактам обнаружения трупов осмотры проводятся без
участия специалистов и следователей, более половины трупов не
дактилоскопируются, фотосъемка не проводится, опознавательные
карты заполняются небрежно, попыток идентификации неопознанных и
части невостребованных трупов не предпринимается, ориентировки о
таких трупах в соседние регионы не направляются, современные
научные методики и средства автоматизации сравнительного
исследования опознавательных карт на без вести пропавших и
неопознанные трупы в работу большинства информационных центров
практически не внедряются.
Решения об отказе либо возбуждении уголовных дел по каждому
третьему материалу принимаются несвоевременно, отмечаются
многочисленные случаи массовых захоронений неизвестных и
невостребованных трупов в общих могилах, без проверки по
соответствующим учетам и оформления документов. Зачастую розыскные
дела по ним не заводятся, опознавательные документы в ИЦ МВД, УВД
и ГИЦ МВД России не направляются, захоронения производятся без
согласования с правоохранительными органами.
...продолжается практика кремации неопознанных и
невостребованных трупов, что приводит к необратимой утрате
возможностей их идентификации.
Некоторые городские, районные и соответствующие им прокуроры
от надзора за правильным и своевременным разрешением заявлений и
сообщений о неопознанных трупах самоустранились, в осмотрах мест
их обнаружения не участвуют, проверки правомерности решений по
таким фактам проводятся редко.
Указанные недостатки в значительной мере объясняются
упущениями в организации работы на этом направлении, отсутствием
контроля со стороны руководства МВД, УВД и горрайорганов
внутренних дел, некачественным надзором прокуроров за законностью
в их деятельности...
Предлагаем:
Применительно к местным условиям разработать систему мер,
направленных на выполнение требований нормативных актов,
регламентирующих работу по идентификации и практике захоронения
неопознанных трупов. Организовать сверку учетов их в органах
внутренних дел с данными ЗАГСов, бюро судебно-медицинских
экспертиз, администраций кладбищ, проверить все невостребованные и
захороненные трупы по учетам без вести пропавших ИЦ МВД, УВД и ГИЦ
МВД России.
3. Начальникам органов внутренних дел при поступлении сведений
о неопознанном трупе обеспечивать незамедлительный выезд на место
обнаружения следственно-оперативной или оперативной группы,
укомплектованной соответствующими специалистами, своевременное
принятие решения о возбуждении либо отказе в возбуждении
уголовного дела. Когда основания к возбуждению уголовного дела
отсутствуют, захоронение трупов неизвестных лиц разрешать только
после принятия исчерпывающих мер по фиксации и документированию
опознавательных признаков, не допуская кремации таких трупов.
4. Прокурорам усилить надзор за соблюдением законности при
разрешении заявлений и сообщений об обнаружении неопознанных
трупов...
|