МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 марта 1994 г. N 25
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВКЛАДЧИКАМ, ПЕРЕЧИСЛЯЮЩИМ ВСЮ СУММУ
ЕДИНОВРЕМЕННОЙ КОМПЕНСАЦИИ НА ОТДЕЛЬНЫЙ БЕСПРОЦЕНТНЫЙ
ДЕПОЗИТНЫЙ СЧЕТ, ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ И
ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской
Федерации от 18 февраля 1994 г. N 124 "О предоставлении
вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, получающим
единовременные компенсации, льгот по оплате коммунальных и
жилищных услуг" направляем подготовленные Министерством финансов
Российской Федерации с участием Сберегательного банка Российской
Федерации Методические указания по предоставлению льгот,
предусмотренных пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от
24 декабря 1993 г. N 2297 "О единовременных компенсациях
вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим
вклады на 1 января 1992 г.".
Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
А.И.КАЗЬМИН
Руководитель
Департамента кредита
и денежного обращения
Л.Ф.МОИСЕЕВА
Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 5 марта 1994 г. N 25
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ВКЛАДЧИКАМ, ПЕРЕЧИСЛЯЮЩИМ ВСЮ СУММУ
ЕДИНОВРЕМЕННОЙ КОМПЕНСАЦИИ НА ОТДЕЛЬНЫЙ БЕСПРОЦЕНТНЫЙ
ДЕПОЗИТНЫЙ СЧЕТ, ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ И
ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с
пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993
г. N 2297 "О единовременных компенсациях вкладчикам
Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим вклады на 1
января 1992 г." и во исполнение пункта 3 постановления
Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1994 г. N 124 "О
предоставлении вкладчикам Сберегательного банка Российской
Федерации, получающим единовременные компенсации, льгот по оплате
коммунальных и жилищных услуг".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18
февраля 1994 г. N 124 органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации поручено в 10-дневный срок решить вопрос о
предоставлении льгот вкладчикам Сберегательного банка Российской
Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992 г., предусмотренных
пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993
г. N 2297.
При определении условий предоставления льгот по оплате
коммунальных и жилищных услуг следует указать, что органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также
органы местного самоуправления выступают распорядителями средств
беспроцентного депозитного счета, сумма которого формируется в
разовом порядке, а расходуется постепенно, по мере возмещения
затрат предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.
Должен быть определен банк, в котором открывается
беспроцентный депозитный счет. Следует определить порядок
использования средств данного счета, в котором, в частности, можно
предусмотреть, будут ли средства по целевому назначению
расходоваться централизованно (органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления)
или децентрализованно (предприятиями жилищно-коммунального
хозяйства); услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства
будут оплачиваться в предварительном порядке или при наступлении
срока платежа и т.д. Принятые решения по этим вопросам доводятся в
установленный постановлением Правительства Российской Федерации от
18 февраля 1994 г. N 124 срок до территориальных банков
Сберегательного банка Российской Федерации, а также до населения
региона.
По принятию решения об оказании льгот необходимо установить
срок, в течение которого вкладчики могут перечислить причитающуюся
им сумму единовременной компенсации на беспроцентный депозитный
счет. Исходными датами являются для вкладчиков - пенсионеров и
инвалидов - дата принятия органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления решения об
оказании льготы, а для остальных вкладчиков - 1 июля 1994 года.
Конкретный срок устанавливается решением органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, но не более месяца после указанных выше
дат. Если вкладчики использовали сумму единовременной компенсации
до выхода решения об оказании льгот и изъявили желание
воспользоваться ими, то в течение установленного срока они могут
обратиться с соответствующей просьбой в органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления. В порядке исключения может быть принято решение о
предоставлении им льгот. В таком случае суммы единовременной
компенсации должны быть возвращены учреждениям Сберегательного
банка Российской Федерации, где вкладчики их получили, и полностью
в трехдневный срок перечислены на отдельный беспроцентный
депозитный счет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления должны рекомендовать
территориальным банкам и учреждениям Сберегательного банка
Российской Федерации перечислять суммы единовременных выплат на
беспроцентный депозитный счет для оплаты коммунальных и жилищных
услуг вкладчика только по месту его постоянной прописки.
Для более четкой организации работы по реализации
постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля
1994 г. N 124 при разработке органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
Положения о порядке предоставления льгот следовало бы с учетом
размера средств, поступающих на беспроцентный депозитный счет,
рассмотреть вопрос о периоде пользования льготами, исходя из
социальной структуры вкладчиков и действующих в регионе норм
обеспечения жильем и других подобных факторов, характерных именно
для данного региона; о предоставлении указанных льгот тем
вкладчикам, на которых будет распространено действие постановления
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22
сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций
(субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" и т.д.
Для недопущения расходования средств на цели, не
предусмотренные Положением, необходимо установить контроль за их
использованием, начиная с момента их зачисления на отдельный
беспроцентный депозитный счет и до их конечного целевого
использования на оплату услуг предприятий и организаций,
оказывающих коммунальные и жилищные услуги.
В зависимости от метода использования средств беспроцентного
депозитного счета (централизованного или децентрализованного)
определяется порядок перечисления компенсаций предприятиям
жилищно-коммунального хозяйства. При этом важно постоянно
проводить согласование действий, с одной стороны, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления по расходованию средств беспроцентного
депозитного счета, с другой, предприятий жилищно-коммунального
хозяйства по обеспечению гарантированной оплаты их услуг в
действующих расценках.
Следует иметь в виду, что оплата коммунальных и жилищных услуг
по тарифам (расценкам), действовавшим по состоянию на 1 ноября
1993 г., начинает производиться с момента перечисления вкладчиком
всей суммы единовременной компенсации на отдельный беспроцентный
депозитный счет.
При согласовании порядка перечисления единовременных
компенсаций с территориальным банком Сберегательного банка
Российской Федерации важно предусмотреть возможность контроля за
целевым поступлением средств. В частности, можно рекомендовать
учреждениям Сберегательного банка Российской Федерации оформлять
факт перечисления платежным документом (форма N 187), составленным
в двух экземплярах. При этом первый экземпляр формы N 187 -
"Извещение" вместе с платежным поручением направляются в банк по
месту открытия беспроцентного депозитного счета не позднее срока,
установленного пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от
24 декабря 1993 г. N 2297. Поступившие в указанный банк извещения
вместе с выпиской движения по беспроцентному депозитному счету
передаются в органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления, которые оформляют
содержащуюся в извещениях информацию в соответствующем реестре.
Первый экземпляр формы N 187 - "Поручение вкладчика" приобщается
учреждением Сберегательного банка Российской Федерации к
документам по вкладу. Второй экземпляр формы N 187 выдается
вкладчику. При этом "Извещение" представляется им в бухгалтерию
жилищно-коммунального хозяйства по месту прописки.
Важно в целом иметь в виду, что разница в оплате коммунальных
и жилищных услуг исходя из тарифов (расценок), действующих на
момент оплаты, и тарифов (расценок) по состоянию на 1 ноября 1993
г. должна производиться за счет средств беспроцентного депозитного
счета, формируемого в разовом порядке в объеме полных сумм
единовременных компенсаций вкладчиков - жителей региона,
изъявивших желание воспользоваться льготами.
* * *
Данные методические указания носят рекомендательный характер и
не могут рассматриваться в качестве нормы, обязательной к
исполнению.
|