КОМИТЕТ РФ ПО ГЕОЛОГИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДР
ПРИКАЗ от 3 марта 1994 г. N 41
В целях выполнения возложенных на комитет Российской Федерации
по геологии и использованию недр и его территориальные
подразделения функций по государственной экспертизе геологической
информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр,
определяющих их ценность, а также обеспечение условий для
эффективной деятельности территориальных комиссий по запасам
полезных ископаемых (ТКЗ)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение о территориальных комиссиях по запасам
полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и
использованию недр (приложение 1).
2. Утвердить Инструкцию о порядке проведения государственной
экспертизы геологический материалов территориальными комиссиями по
запасам полезных ископаемых (приложение 2).
3. Установить, что рассмотрению ТКЗ подлежат материалы по:
общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам,
имеющим местное значение;
участкам недр, используемым с целью строительства и
эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных
с добычей полезный ископаемых.
месторождениям полезных ископаемых, попадающих под перечень,
утвержденный письмом Роскомнедр от 14.04.93 N ВО-61/904, а также
по иным месторождениям, перечень которых согласовывается с
Роскомнедрами.
4. Руководителям территориальных подразделений Роскомнедр
принять необходимые меры по организационному обеспечению
деятельности территориальных комиссий по запасам полезных
ископаемых (ТКЗ).
5. ГП "Геолэкспертиза" (Бежанову) разработать и предоставить
на утверждение в срок до 15 апреля 1994 г. нормы и расценки по
оплате труда специалистов, привлекаемых для проведения
государственной геологической экспертизы информации о запасах
полезных ископаемых и иных свойствах недр.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за
собой.
Первый заместитель Председателя В.П.Щербаков
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о территориальных комиссиях по запасам полезных
ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии
и использованию недр
1. Территориальные комиссии по запасам (ТКЗ) образуются в
составе соответствующих территориальных подразделений Комитета
Российской Федерации по геологии и использованию недр с целью
исполнения возложенных на Комитет и его территориальные
подразделения функций по государственной экспертизе геологической
информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр,
определяющих их ценность.
2. Основной задачей территориальных комиссий по запасам
полезных ископаемых является оценка достоверности информации о
запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр и возможности
использования этой информации в намеченных целях.
3. В соответствии с основной задачей территориальные комиссии
по запасам:
- организуют и проводят в пределах своей компетенции
экспертизу геологической информации о запасах полезных ископаемых
и иных свойствах недр, включая технико-экономические показатели их
освоения, и дают заключение о возможности использования указанных
объектов в хозяйственных и иных целях;
- утверждают кондиции (технические условия) для подсчета
запасов полезных ископаемых в недрах и участков недр, пригодных
для использования в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых, и их учета в государственных балансах;
- рассматривают при необходимости результаты оперативного
учета запасов полезных ископаемых, осуществляемого в процессе их
геологического изучения или добычи, и дают заключение о
возможности использования этих данных;
- рассматривают по заявкам юридических лиц материалы подсчета
запасов полезных ископаемых и оценки участков недр, пригодных для
использования в целях, не связанных м добычей полезных ископаемых,
независимо от степени их изученности и дают соответствующие
заключения по поставленным перед ними вопросам;
- выполняют экспертизу геологической информации о запасах
полезных ископаемых и иных свойствах недр в связи с их переоценкой
по результатам эксплуатационных работ и необходимостью пересмотра
условий пользования;
- обобщают результаты экспертизы и готовят предложения по
совершенствованию геологического изучения, охраны и использования
недр и их ресурсов;
- анализируют данные государственного и оперативного учета
месторождений полезных ископаемых и участков недр промышленного
назначения, готовят предложения по совершенствованию учета запасов
полезных ископаемых и участков недр, используемых в целях, не
связанных с добычей полезных ископаемых, пересмотру подсчетных и
оценочных кондиций;
- проводят государственную политику в вопросах экспертизы
геологической информации о запасах, оценки и учета полезных
ископаемых и иных свойствах недр;
- обеспечивают участие заинтересованных органов управления в
рассмотрении результатов экспертизы информации о запасах и иных
свойствах недр.
4. В своей деятельности территориальные комиссии по запасам
полезных ископаемых руководствуются законами Российской Федерации,
указами Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями
и указаниями Роскомнедр, другими нормативными актами и настоящим
Положением. Они несут ответственность за обоснованность экспертных
оценок информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах
недр, лицензионных материалов по предоставлению недр в
пользование, а также за нарушение прав собственности на
информацию, представленную им в процессе экспертизы, в том числе
за нарушение ее конфиденциальности.
5. Территориальным комиссиям по запасам полезных ископаемых
предоставляется право:
- привлекать к проведению государственной экспертизы
информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр
научные или иные организации, временные творческие коллективы,
отечественных и иностранных специалистов на договорной или
контрактной основе;
- требовать от организаций, предприятий и учреждений
соблюдения установленного порядка представления и оформления
геологической информации о запасах полезных ископаемых и иных
свойствах недр, определяющих их ценность;
- заключать договора с организациями, предприятиями и
учреждениями, представляющими в комиссию технико-экономические
обоснования (расчеты) и геологические материалы, на выполнение
работ по экспертизе и апробации указанных материалов;
- получать в установленном порядке всю необходимую информацию
об объектах экспертизы независимо от ведомственной принадлежности
и прав пользования;
- предоставлять экспертам в установленном порядке необходимую
для проведения экспертизы информацию с соблюдение существующих
правил пользования этой информацией;
- отклонять или направлять на доработку экспертные
заключения, выполненные с нарушениями законодательных норм,
порядка проведения государственной экспертизы и требований
настоящего Положения;
- рассматривать спорные вопросы по организации и проведению
экспертизы, а также участвовать в обсуждении возникающих
разногласий при их рассмотрении вышестоящими органами управления;
- заключать в установленном порядке хозрасчетные договора с
организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их
ведомственной принадлежности и форм собственности на проведение
обследований и консультаций по вопросам экспертизы;
- по согласованию с Роскомнедрами и его территориальными
подразделениями:
- осуществлять проведение научно-методических разработок по
совершенствованию государственной геологической экспертизы
информации о запасах и иных свойствах недр, созданию и ведению
автоматизированной системы учета ее результатов, проводить
совещания, семинары и публиковать в печати информацию по вопросам,
отнесенным к их компетенции;
- устанавливать деловые контакты с зарубежными специалистами
и учреждениями по вопросам организации и проведения экспертизы
информации о недрах.
6. Принятые территориальными комиссиями по запасам полезных
ископаемых решения по вопросам, отнесенным к их компетенции,
являются обязательными для организаций, предприятий и учреждений,
независимо от их ведомственной подчиненности и форм организации
(собственности).
7. Численный состав и структура территориальной комиссии по
запасам полезных ископаемых утверждаются Роскомнедрами по
представлению соответствующего территориального подразделения.
8. Территориальную комиссию по запасам полезных ископаемых
возглавляет Председатель комиссии. Председатель комиссии и его
заместители назначаются на должности и освобождаются от должности
приказами Роскомнедр.
9. Персональный состав членов территориальных комиссий по
запасам полезных ископаемых и экспертов утверждается
территориальным подразделение Роскомнедр по представлению
Председателя комиссии.
10. Решения территориальной комиссии по запасам полезных
ископаемых принимаются большинством голосов членов комиссии,
участвующих в заседании по рассмотрению результатов экспертизы при
условии, что в заседании принимает участие не менее двух третей от
общего числа ее членов.
11. Территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых
ежегодно, в сроки, установленные Роскомнедрами, представляют
заинтересованным организациям (по списку) информацию о результатах
своей деятельности и предложения по повышению качества и
эффективности геологического изучения, охраны и использования
недр.
12. Содержание, оформление и порядок предоставления на
экспертизу геологических материалов о запасах полезных ископаемых
и иных свойствах недр устанавливаются нормативными документами
Роскомнедр, настоящим Положение и Инструкцией по государственной
экспертизе геологической информации о запасах ископаемых и иных
свойствах недр.
13. Предоставленные на экспертизу материалы о запасах
полезных ископаемых и участках недр, предназначенных для
использования в целях, не связанных с разработкой месторождений,
рассматриваются территориальными комиссиями по запасам полезных
ископаемых не позднее, чем в трехмесячный срок со дня их
поступления, если иное не предусмотрено условиями договора по
экспертизе.
14. Для проведения экспертизы материалов по конкретным
объектам территориальными комиссиями по запасам полезных
ископаемых:
- формируются на временной основе экспертные группы,
численный и квалификационный состав которых определяется исходя из
состава и назначения представленных материалов и задач экспертизы;
- назначается, по согласованию с привлекаемыми специалистами,
руководитель экспертной группы и устанавливается распределение
обязанностей между ее членами.
15. Достижение согласованности действий экспертов в процессе
проведения экспертизы, а также подготовка сводного заключения
экспертной группы, учитывающего результаты работы отдельных
экспертов, возлагается на руководителя экспертной группы.
16. Решения территориальных комиссий по запасам полезных
ископаемых оформляются протоколами, копии которых вместе с
материалами экспертизы направляются в организацию, предоставившую
материалы, федеральный и территориальные геологические фонды и в
местные органы исполнительной власти.
17. Финансирование деятельности территориальных комиссий по
запасам полезных ископаемых осуществляется за счет средств
республиканского бюджета Российской Федерации, а также средств,
полученных по договорам от организаций - заказчиков экспертизы.
18. Средства, выделяемые на проведение экспертизы,
используются на оплату труда штатных сотрудников и экспертов,
расходы по их командировкам и оформление экспертных материалов, а
также организационное и информационное обеспечение экспертных
работ, с том числе учет и анализ результатов экспертизы средствами
компьютерной техники, и другие нужды по обеспечению
государственной экспертизы.
19. Оплата экспертов, привлекаемых для проведения
государственной геологической экспертизы, производится по нормам и
расценкам, установленными Роскомнедрами.
Приложение 2
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы
геологических материалов территориальными комиссиями
по запасам полезных ископаемых
Настоящая Инструкция вводится в действие в соответствии с
Положение о Комитете Российской Федерации по геологии и
использованию недр, утвержденному постановлением Правительства
Российской Федерации от 25.12.92 N 1017. Инструкция определяет
основные требования к государственной экспертизе геологической
информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр
территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых (ТКЗ)
Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр.
1._ Общие положения
1.1. Государственная экспертиза геологической информации о
запасах полезных ископаемых и иных свойств недра, (далее -
государственная геологическая экспертиза) проводится в целях
создания условий для эффективного управления государственным
фондом недр, их рационального и комплексного использования, а
также определения платы и условий пользования недрами.
Государственная геологическая экспертиза предшествует
принятию хозяйственных и иных решений по геологическому изучению,
охране и использованию недр или проводится с целью контроля и
оценки эффективности либо точности исполнения ранее принятых
решений.
1.2. Предоставление участков недр в пользование для добычи
полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных, а в
отдельных случаях и наземных сооружений разрешается только после
проведения государственной геологической экспертизы информации о
природных свойствах этих участков.
Про одновременном предоставлении недр для геологического
изучения и добычи полезных ископаемых разработка месторождения
может быть начата до проведения государственной геологической
экспертизы при условии, что это предусмотрено лицензионным
соглашением.
Указанная норма применяется для небольших и сложных по своим
природным свойствам месторождений (россыпные месторождения золота,
олова, месторождения оптического и камнесамоцветного сырья и
подземных вод) и других, добычные работы на которых экономически
целесообразно проводить одновременно с геологическим изучением,
либо для тех объектов, оценка запасов которых в силу их природный
свойств требует проведения опытно-эксплуатационных работ.
1.3. Государственная геологическая экспертиза информации о
запасах полезных ископаемых и иных свойств недр проводится в связи
с рассмотрением:
состояния и перспективы развития работ по формированию
минерально-сырьевой базы и использования недр в целях, не
связанных с добычей полезный ископаемых;
технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов
строительства (реконструкции) горнодобывающих предприятий,
подземных сооружений для захоронения промышленных отходов,
нефтегазохранилищ и других объектов, а также ответственных
наземных сооружений промышленного и гражданского назначения (ГЭС,
АЭС, каналов и др.);
проектов лицензионных соглашений и условий предоставления
недр в пользование, а также в случае необходимости пересмотра
ранее определенных показателей, вследствие установленного в
процессе геологического доизучения и эксплуатации объектов
несоответствия этих показателей проектным или лицензионным;
проектов комплексных схем использования и охраны природных
ресурсов в части, относящейся к использованию и охране недр, в том
числе проектов использования вторичного техногенного сырья,
накопленного в отвалах горнодобывающего и перерабатывающего
производств;
вопросов формирования федерального резервного фонда
месторождений полезных ископаемых и включения запасов полезных
ископаемых по отдельным месторождениям в этот фонд;
состояния и эффективности использования запасов минерального
сырья и участков недр, предназначенных для целей, не связанных с
разработкой месторождений полезных ископаемых;
материалов о денежных вознаграждениях за открытие
месторождений полезных ископаемых и участков недр, пригодных для
использований в целях, не связанных с добычей полезный ископаемых;
споров и разногласий по вопросам геологического изучения,
охраны и использования ресурсов недр, а также по вопросам
использования информации о недрах.
1.4. Основной задачей государственной геологической
экспертизы является анализ и оценка соответствия геологических и
других материалов, содержащих информацию о запасах полезных
ископаемых и иных свойствах недр, установленным стандартам
(правилам, нормам), современному уровню научно-технического
прогресса и возможности использования этих материалов в намеченных
целях;
1.5. В соответствии с основной задачей государственная
геологическая экспертиза оценивает:
достоверность данных о количестве, качестве, составе,
технологических и иных свойствах запасов полезных ископаемых, а
также свойствах недр, определяющих возможность их использования в
целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
полноту и достоверность географо-экономических,
геологических, горно-технических, гидрогеологических,
инженерно-геологических, экологических и иных условий освоения
месторождений полезных ископаемых и участков недр, пригодных для
использования в целях, не связанных с добычей минерального сырья;
обоснованность выводов и предложений по оценке, охране и
использованию недр, в том числе выводов и предложений о
целесообразности и направлениях развития работ по расширению
минерально-сырьевой базы, степени подготовленности запасов и
участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с
добычей, для последующего геологического изучения или
промышленного освоения, а также предложений по представлению недр
в пользование;
результаты и качество поисковых, разведочных и иных работ по
геологическому изучению и оценке недр, эффективность использования
государственных иных средств, направляемых на воспроизводство
минерально-сырьевой базы;
последствия, в том числе связанные с воздействием работ на
окружающую среду, и условия реализации программ, проектов,
технико-экономических обоснований и других документов, явившихся
обоснованием для производства работ по геологическому изучению,
охране и использованию недр;
эффективность использования разведанных запасов полезных
ископаемых и участков недр, предназначенных для целей, не
связанных с добычей полезных ископаемых, а также эффективность мер
по ограничению вредного воздействия работ на недра и окружающую
природную среду.
1.6. Объектами государственной геологической экспертизы
являются все виды геологических и иных материалов, содержащих
информацию о запасах полезных ископаемых и участках недр,
пригодных для использования в целях, не связанных с разработкой
месторождений, в том числе:
отчеты о результатах геолого-съемочных, поисково-разведочных,
гидрогеологических и инженерно-геологических,
научно-исследовательских, включая изыскания под строительство
объектов промышленного и гражданского назначения, и других видов
работ по геологическому изучению недр;
геологическая и горно-технологическая документация,
полученная в процессе геологического изучения и использования
недр, включая данные по эксплуатации месторождений полезных
ископаемых и участков недр;
технико-экономические обоснования и проекты горнодобывающих
предприятий и других объектов, сооружение которых связано с
использованием недр;
проекты лицензионных соглашений на предоставление недр в
пользование;
программы, (схемы) и проекты развития и проведения поисковых,
разведочных, горнодобычных и иных видов работ, относящихся к
геологическому изучению, охране и использованию недр.
1.7. Государственная геологическая экспертиза проводится с
учетом назначения экспертизы, состава, полноты и детальности
представляемых на экспертизу материалов, технической политики,
осуществляемой органами государственной власти и управления в
вопросах использования недр, существующей конъюнктуры на
минеральное сырье и достижений научно-технического прогресса.
1.8. Государственная геологическая экспертиза может
проводиться на любой стадии геологического изучения и
использования недр при условии, что представленные на экспертизу
материалы позволяют дать объективную оценку основных параметров и
экономического потенциала запасов полезных ископаемых или других
свойств недр, соответствующую стадии их изучения.
2. Основные требования к информации о запасах полезных
ископаемых и иных свойств недр
Информация о запасах полезных ископаемых и участках недр,
используемых в целях, не связанных с добычей минерального сырья,
представляемая на государственную геологическую экспертизу, должна
содержать все необходимые данные для оценки промышленного значения
последствий, которые могут быть получены в результате
хозяйственного освоения этих запасов и участков, в том числе:
2.1. Информация о разведанных запасах должна содержать:
сведения о географо-экономическом положении месторождения,
климате, рельефе, гидрографической сети, транспортных и
энергетических коммуникациях, населении и населенных пунктах,
промышленном и сельскохозяйственном производстве, возможности
использования местных ресурсов в процессе освоения и разработки
месторождения (запасов);
данные о возможных потребителях основной и побочной
продукции, которая может быть получена при вскрытии и разработке
запасов полезных ископаемых, и возможном экономическом эффекте с
учетом ожидаемых отрицательных последствий добычи и переработки на
окружающую среду и затрат на выполнение природоохранных
мероприятий;
данные о проведенных поисковых, разведочных,
гидрогеологических и других работах, в том числе
научно-исследовательских и проектно-изыскательских, состоянии
геологической изученности месторождения и района, основных
результатах этих работ и уровне их использования для оценки
запасов и условий разработки месторождения;
сведения о геологическом строении месторождения, составе,
возрасте, фациальной и формационной принадлежности вмещающих
пород, их распространении, мощностях и условиях залегания,
основных геологических структурах (складчатых и разрывных) и
других элементах геологического строения, оказывающих влияние на
морфологию, состав и пространственное размещение запасов полезных
ископаемых и условия их разработки;
сведения о горно-технических, гидрогеологических,
инженерно-геологических и иных условиях эксплуатации месторождений
полезный ископаемых, в там числе физико-механических свойствах
пород, их устойчивости, возможности проявления суффузионных
процессов и динамических ударов, газо- и взрывоопасности, динамике
подземных вод и вероятных притоках в горные выработки, возможности
использования этих вод для целей водоснабжения и о мерах по
предотвращению развития процессов, которые могут осложнить
отработку запасов полезных ископаемых;
данные о количестве, качестве и условиях залегания полезных
ископаемых, в том числе сведения о составе и других свойствах
полезного ископаемого, определяющих направления его использования,
количестве, форме и размерах залежей, содержании основных и
попутных компонентов, наличии и характере распределения вредных
примесей;
данные опробования и результаты химических и других видов
анализов пород и полезного ископаемого, включая данные внутреннего
и внешнего контроля анализов;
сведения о наличии в пределах месторождения других видов
полезных ископаемых и ценных компонентов, которые могут
извлекаться попутно с основным полезным ископаемым и найти
применение, а также о вмещающих породах, извлекаемых в процессе
разработки месторождения, и их пригодности для промышленного
использования (в качестве стройматериалов и др.)
сведения о технологической изученности полезного ископаемого,
соответствии научно-методического уровня оценки технологических
свойств полезного ископаемого современному уровню переработки
аналогичного минерального сырья и принятым показателям, учтенным в
ТЭО кондиций, степени учета комплексного характера руд,
изученности возможности использования отходов и воздействии
принятой технологии переработки полезного ископаемого на
окружающую среду;
для разрабатываемых месторождений - результаты
эксплуатационной деятельности, включая данные эксплуатационной
(промысловой) разведки, в том числе о количестве и качестве
извлекаемых запасов, потерях, разубоживании, извлечении основных и
попутных компонентов при добыче и переработке, о соответствии
подсчетным и проектным или лицензионным показателям, а также по
использованию отходов добычи и переработки и экономические
показатели добычи и переработки (себестоимость, прибыль и др.);
при значительном несоответствии фактических показателей
добычи и переработки подсчетным и проектным или лицензионным,
подтвержденном результатами эксплуатационной разведки, добычи и
переработки, - сведения о размерах неподтверждения и причинах,
следствием которых явилось это неподтверждение;
сведения о кондициях для подсчета запасов, включая основной и
альтернативные варианты, влиянии каждого из вариантов на
экономические показатели освоения месторождения;
данные подсчета запасов основных и попутно извлекаемых
полезных ископаемых, а также вскрышных пород, раздельно по залежам
и категориям запасов, типам и сортам, с приведением выполненных
расчетов и определений всех параметров запасов (содержаний,
мощностей, объемов, и количества поправочных коэффициентов и др.);
сведения об источниках информации с указанием вида материала
(документа) года публикации (составления) и принадлежности
(авторство, организация), включая перечень первичной документации,
а в необходимых случаях и саму документацию горных выработок,
скважин и иных видов геологоразведочных, добычных и иных работ,
связанных с изучение, оценкой, подготовкой к эксплуатации и
собственно отработкой полезного ископаемого;
сведения о природоохранных и ресурсосберегающих мероприятиях,
их назначении (задачах), способах организации и исполнения,
ожидаемых затратах и эффективности.
2.2. Информация о прогнозных запасах полезных ископаемых
должна включать:
сведения о месторождении, его расположении, состоянии
изученности, геологическом строении, составе, морфологии и
условиях размещения залежей полезного ископаемого в геологических
структурах;
данные о структуре разведанных запасов, если таковые имеются,
их количестве, качестве и технико-экономических показателях
освоения;
результаты проведенных поисковых, геофизических,
геохимических и других работ, на основании которых выполнена
оценка прогнозных ресурсов, включая цифровые и аналоговые
экстраполяции геологических данных, использованных для обоснования
прогнозных построений, площадей и глубин распространения полезных
ископаемых;
оценку прогнозных запасов (принципы оценки, обоснования
контуров распространения, мощностей, содержаний и других
подсчетных параметров);
общие сведения и соображения о горно-геологических,
гидрогеологических, инженерно-геологических и других природных
особенностях нахождения прогнозных запасов;
соображения о возможности и целесообразности промышленного
освоения прогнозных запасов и дальнейшего их геологического
доизучения.
2.2.2. Для прогнозных запасов вне месторождений полезных
ископаемых (негеометризованные запасы);
сведения о территориальном размещении благоприятных формаций
(рудоносных и иных), их распространенности и положении в
геологических структурах, глубинах и формах залегания,
особенностях состава и строения, стратиграфически, литологических
и иных признаках выделения, характер отображения этих формаций в
геофизических и геохимических полях;
сведения о предполагаемых формах концентрации полезного
ископаемого и геологических обстановках, наиболее благоприятных
для обнаружения запасов полезного ископаемого, литологических,
петрографических, структурных и других факторах контроля
оруденения;
соображения об ожидаемых типах и размерах месторождений,
составе руд, принципы и методы определения этих параметров;
сведения о работах, на основе которых выполнены прогнозные
оценки, и соображения о целесообразных направлениях дальнейшего
геологического изучения прогнозируемых объектов.
2.3. Информация об участках недр, пригодных для строительства
и эксплуатации сооружений, не связанных с разработкой
месторождений полезных ископаемых, в том числе наземных зданий и
сооружений должна содержать:
сведения о географо-экономическом положении и условиях
освоения (эксплуатации) участка;
характеристику сооружения, размещаемого на данном участке
недр (его назначение, основные параметры, намечаемые сроки ввода и
эксплуатации, технико-экономические и стоимостные показатели), и
кроме того, для участков недр, предназначенных для размещения
продукции и отходов, - сведения о конструкции приемных скважин и
емкостей;
сведения о геологическом строении участка, составе, возрасте
и условиях залегания горных пород, в зависимости от технических
условий, определяемых назначением и свойствами сооружения, а также
наличии полезных ископаемых, в том числе тех, которые могут быть
использованы при сооружении объекта;
сведения о горно-геологических, горно-технических,
гидрогеологических, инженерно-геологических и иных условиях
эксплуатации сооружения, суффозионных и гидродинамических
процессах, проявлениях внутреннего и поверхностного карста,
динамике и возможных водопритоках и других процессах, которые
могут оказывать влияние на показатели и условия эксплуатации
сооружений;
результаты исследований физико-механических свойств пород, их
химического состава и иных свойств в зависимости от технических
условий, определяемых назначение и свойствами сооружения. По
участкам недр, предназначенным для захоронения радиоактивных и
высокотоксичных отходов, не поддающихся очистке, кроме того -
результаты оценки надежности водоупорных пород, используемых
непосредственно для захоронения твердых отходов или изолирующих в
плане и разрезе геологические образования, выбранные в качестве
коллекторов для размещения стоков, а также совместимости вмещающих
пород и закачиваемых (складируемых) отходов - приемистости
коллекторов, скорости распространения и безопасности ореола
закачиваемых стоков;
технико-экономическое обоснование целесообразности
использования данного участка недр для строительства
проектируемого сооружения;
данные о влиянии работ по эксплуатации сооружения и
собственно сооружения на состояние недр и окружающей природной
среды, а также мерах по предотвращению ущерба, оказываемого
сооружением на недра и эту среду.
Полнота и детальность сведений, предоставление которых
предусмотрено настоящим Положение, зависят от назначения
экспертизы, сложности (природных свойств) объекта, характера и
цели (назначения) работ, значения этих сведений для оценки объекта
и обоснования его геолого-экономических и других показателей
освоения и эксплуатации.
Содержащиеся в информации данные должны обеспечивать
возможность проверки выводов и расчетов без личного участия
авторов.
Текстовые, графические и табличные материалы, содержащие
информацию о запасах полезных ископаемых и участках недр,
предназначенных для использования в целях, не связанных с добычей
полезных ископаемых, должны быть оформлены в соответствии с
требованиями инструкций Комитета Российской Федерации по геологии
и использованию недр, Государственной комиссии Российской
Федерации по запасам полезных ископаемых и правил ведения
делопроизводства.
3._ Основные требования к оформлению результатов государственной
_геологической экспертизы
3.1. Результаты государственной геологической экспертизы
оформляются в виде заключения, в котором отражаются основные
особенности объекта, информация по которому подлежит
государственной экспертизе, и дается оценка:
соответствия представленных материалов требованиям,
установленным настоящей Инструкцией и другими нормативными актами;
полноты использования и достоверности результатов проведенных
работ, а также достаточности последних для обоснования
предлагаемого вида хозяйственной деятельности;
соответствия примененной или предлагаемой методики и
технологии ведения работ природным особенностям и условиям
нахождения объекта;
обоснованности содержащихся в представленных материалах
построений, расчетов, оценок, выводов и заключений;
целесообразности и возможности применения информации для
обоснования предлагаемого вида ее хозяйственного использования;
эффективности предлагаемых (или реализуемых) технических,
инженерных, экономических, природоохранных и и иных решений по
геологическому изучению, оценке и промышленному освоению запасов
полезных ископаемых и участков недр, пригодных для использования в
целях, не связанных с добычей минерального сырья.
3.2. Детальность освещения отдельных вопросов в процессе
экспертизы определяется ее назначением, спецификой представленных
материалов и природных свойств объекта, а также исходя из
необходимости обеспечить обоснованные предложения по намеченным
(предлагаемым) видам деятельности.
3.3. Заключение по экспертизе рассматривается на заседаниях
территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых с
привлечением заинтересованных организаций и лиц. Результаты
рассмотрения оформляются протоколом, который является неотъемлемой
часть заключения.
3.4. Разногласия, возникающие между организацией,
представившей материалы на экспертизу и территориальной комиссией
по запасам полезных ископаемых по оценке результатов экспертизы
оформляются в виде приложения к протоколу заседания комиссии.
3.5. Заключение по экспертизе вместе с протоколом заседания
территориальной комиссии по запасам направляется в организацию,
предоставившую материалы на экспертизу, федеральный и
территориальный геологические фонды и в местные органы
исполнительной власти.
3.6. В случае выявившегося в процессе экспертизы
несоответствия материалов установленным требованиям
территориальная комиссий по запасам полезных ископаемых возвращает
эти материалы организации, их представившей, с мотивированным
изложением причин, послуживших основанием для их возврата.
3.7. При несогласии с выводами экспертизы организация,
представившая материалы, вправе поставить вопрос перед
территориальной комиссией по запасам или Роскомнедрами о
проведении повторной экспертизы.
3.8. При необходимости Роскомнедра вправе отменить решения,
принятые территориальными комиссиями по вопросам государственной
экспертизы, информации о запасах и иных свойств недр и назначить
повторную экспертизу.
|