МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 22 февраля 1994 г. N 63-у
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПО УСЫНОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ
Министерство здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации доводит до сведения, что в министерства и
ведомства поступили информация рабочего Центра экономических
реформ при Правительстве Российской Федерации "Проблемы
межгосударственного усыновления российских детей" и предписание
Генеральной прокуратуры "О нарушениях законности в работе
учреждений здравоохранения по усыновлению российских детей
иностранными гражданами".
Представленные материалы свидетельствуют о серьезных нарушениях
действующих законодательных и правовых норм при передаче
российских детей на усыновление иностранным гражданам.
Нарушается приоритетность прав на усыновление детей нашими
гражданами; в большинстве личных дел детей-сирот отсутствуют
официальные документы, подтверждающие отказ усыновления гражданами
России. Руководители детских лечебно-профилактических и
родовспомогательных учреждений, домов ребенка в обход службы опеки
и попечительства передают сведения о детях, подлежащих
усыновлению, в Центры усыновления или представителям иностранных
агентств. При даче заключений о состоянии здоровья детей указанные
в анамнезе сведения об отягощенной наследственности документально
не подтверждались, что трактуется органами прокуратуры как
умышленное действие. Имеются не единичные случаи передачи на
усыновление иностранным гражданам здоровых детей. Получение домами
ребенка гуманитарной помощи и денежных средств от усыновителей
расценено как плата за ребенка.
По материалам Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
сотрудники государственного консультативно-правового агентства
"Право ребенка" при Министерстве образования Российской Федерации
пошли на прямой подкуп работников образования и здравоохранения,
занимающихся на местах вопросами усыновления и располагающих
необходимой информацией о таких детях.
Особое усердие в работе на агентство "Право ребенка" проявили
главный врач и врачи дома ребенка Владимира Г., К. и С., которые
поочередно получали от агентства деньги за каждого усыновленного
ребенка и полученное делили между собой. При этом выдачу денег
оформляли на Б., полагая, что это поможет ей при перерасчете
пенсии. Всего из этого дома ребенка передано на усыновление
иностранным гражданам 25 детей. За проявленную активность в этих
вопросах агентство согласилось оплатить представленный главным
врачом счет за ремонт водоочистителей в сумма 800 тысяч рублей, а
также другие расходы.
Подачки оформляли трудовыми соглашениями, сумма выплат по
которым зависела от оклада по основному месту работы и количества
детей, передаваемых на усыновление через агентство. Такие
соглашения были заключены с 23 работниками образования и
здравоохранения Краснодарского и Хабаровского краев, Владимирской,
Московской, Тульской, Ивановской, Саратовской, Ярославской и
других областей.
Сочинский дом ребенка за передачу на удочерение Карины Ч.
получил от агентства США "Азия" одну тысячу долларов, оформив это
как акт "милосердия".
Неоднократно получала деньги за усыновление детей директор дома
ребенка г. Ярославля Л.. Деньги ей вручались ведущим специалистом
департамента образования Ярославской области С., которая заключила
трудовое соглашение с агентством. Таким образом было установлено
своего рода разделение труда - один подбирает детей, другой
оформляет, а агентство платит, получая за посредничество валюту от
инофирм и усыновителей.
Проверкой установлено, что в результате деятельности указанного
агентства созданный им банк данных о детях, лишившихся
родительского попечения, был заведомо ориентирован на передачу
детей только иностранным гражданам с целью получения прибыли.
Такая работа по межгосударственному усыновлению, в т.ч. и
учреждений здравоохранения, противоречит Конвенции ООН "О правах
ребенка", предусматривающей принятие всех мер к устройству ребенка
в стране происхождения и недопустимость получения неоправданных
финансовых выгод, связанных с усыновлением.
В связи с изложенным предлагаем руководителям органов
здравоохранения территорий, входящих в состав Российской
Федерации:
1. Провести проверку всех случаев международного усыновления за
1993 г. в части компетенции органов здравоохранения и материалы
представить в Министерство здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации к 01.04.94.
2. Принять меры к исключению злоупотреблений и нарушений
установленного порядка усыновления российских детей иностранными
гражданами со стороны работников органов и учреждений
здравоохранения.
3. Взять под личный контроль медицинское освидетельствование
детей, готовящихся на международное усыновление, и оформление
медицинских документов. Установить порядок представления в
территориальные органы здравоохранения сведений на больных детей-
сирот главными врачами детских больниц, родильных домов, домов
ребенка для определения возможности передачи на международное
усыновление по медицинским показаниям.
4. До утверждения правовых норм согласовывать с Управлением
охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации подробные
медицинские документы детей, готовящихся на международное
усыновление, с указанием в них необходимых сведений об отягощенной
наследственности, отказе российских граждан от усыновления и
других необходимых для решения вопроса данных.
Заместитель Министра
Н.Н.ВАГАНОВ
|