Утверждена
решением Коллегии
Минсвязи России
от 18 февраля 1994 г. N 3-1
Одобрена
решением ГКЭС России
от 23 февраля 1994 г. N 71
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ В РОССИИ ДО 2010 ГОДА СЕТЕЙ
СУХОПУТНОЙ ПОДВИЖНОЙ РАДИОСВЯЗИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
(В ЧАСТИ СОТОВЫХ, РАДИАЛЬНО-ЗОНОВЫХ
И РАДИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ)
Введение
Сети сухопутной подвижной радиосвязи создавались на территории
России на протяжении последних 3-х десятков лет исходя из
необходимости организации оперативной связи, в основном, для
высших органов государственной власти и управления.
Переход к новым экономическим условиям, стимулирующим развитие
деловой активности и предпринимательства, существенно повысил
спрос на услуги сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования
(СПР-ОП). Удовлетворить его возможно только путем использования
современных технологий и выделения дополнительных полос
радиочастот для СПР-ОП в диапазонах, определенных регламентом
радиосвязи для сухопутной подвижной службы.
Развитие СПР-ОП в России будет также способствовать
комплексному развитию сетей связи общего пользования.
Целью настоящей концепции является определение основных
направлений и принципов создания сетей СПР-ОП в реальных условиях,
сложившихся в Российской Федерации, с учетом мирового опыта
развития подобных сетей.
1. Исходные положения концепции
1.1. Под сетями сухопутной подвижной радиосвязи общего
пользования понимается совокупность технических средств
(радиооборудование, коммутационное оборудование, соединительные
линии и сооружения), с помощью которых можно предоставлять
подвижным абонентам связь между собой и с абонентами телефонной
сети общего пользования. Вопросы организации сетей персонального
радиовызова, использования радиоудлинителей телефонных линий и
бесшнуровых телефонов в настоящей концепции не рассматриваются
<*>.
--------------------------------
<*> Концепция развития сетей СПР-ОП для всех типов систем
будет представлена в конце 1994 года в НИР "Разработка основных
положений развития взаимоувязанной сети связи Российской
Федерации", шифр "Факел-2".
1.2. Сети СПР-ОП в Российской Федерации создаются с целью
максимального удовлетворения на современном мировом уровне и в
наиболее короткие сроки потребностей в услугах подвижной
радиосвязи всех категорий пользователей.
1.3. Сети СПР-ОП являются частью взаимоувязанной сети связи
Российской Федерации (ВСС), ее дополнением и расширением. Они
должны взаимодействовать с телефонной сетью общего пользования
(ТФОП).
Создание ведомственных сотовых сетей целесообразно
осуществлять в рамках сотовых сетей общего пользования (на правах
виртуальных сетей).
1.4. Принципы организации сетей СПР-ОП основываются на
действующих правилах государственного регулирования в отрасли
"Связь", снижении доли централизованного планирования и
финансирования с учетом расширения форм собственности и законов
рыночных отношений. Сети СПР-ОП создаются, в основном, за счет
привлечения негосударственных финансовых средств.
1.5. Основой для решения вопросов по внедрению в России систем
СПР-ОП являются решения Государственной комиссии по радиочастотам
России (ГКРЧ России), определяющие условия использования
частотного спектра на территории страны.
1.6. Подключение сетей СПР-ОП к сетям связи общего пользования
должно осуществляться по техническим требованиям, согласованным в
каждом конкретном случае с соответствующими предприятиями связи.
При создании и эксплуатации сетей СПР-ОП должны использоваться
нормативно-технические документы, определяющие общие принципы
организации сетей связи общего пользования, нумерацию и
сигнализацию. Также должны выполняться общие требования по
предоставлению услуг связи, в том числе и при чрезвычайных
ситуациях, а также эксплуатационно-технические требования к
средствам и сетям электросвязи по обеспечению оперативно-розыскных
мероприятий в соответствии с Законом Российской Федерации "Об
оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".
1.7. Все операторы сетей СПР-ОП обязаны принимать участие в
развитии и модернизации сетей связи общего пользования, степень
которого определяется Министерством связи Российской Федерации
(далее - Министерство) при выдаче лицензий.
2. Тенденции развития сетей СПР-ОП в мире
Аналоговые радиальные системы положили начало развитию сетей
СПР-ОП во всех странах мира.
Освоение новых полос радиочастот и переход на создание сотовых
систем подвижной радиосвязи общего пользования позволили
значительно увеличить емкость сетей СПР-ОП. Таким образом большое
количество подвижных абонентов получило услуги автоматической
местной, междугородной и международной связи.
Использование цифровой технологии сделало оборудование более
надежным и обеспечило возможность расширения набора услуг,
предоставляемых сетями СПР-ОП.
Унификация оборудования сотовой связи на международном уровне
и принятие многими странами единых стандартов позволили
предоставлять услуги СПР-ОП и при пересечении подвижными
абонентами границ государств.
В экономически развитых странах мира на 100 жителей приходится
в среднем 3 радиотелефона, а в странах Скандинавии - 8, где зона
обслуживания сетей СПР-ОП охватывает практически всю территорию
этих стран (около 98%).
Тенденция дальнейшего мирового развития сетей СПР-ОП состоит в
создании единой сети СПР-ОП с широким набором услуг для абонентов.
3. Уровень обеспеченности населения России
услугами СПР-ОП
По итогам 1993 года количество абонентов сетей СПР-ОП
составило около 38 тыс., что соответствует приблизительно 0,025
радиотелефона на 100 жителей.
Все эти абоненты, в основном, сосредоточены в городах с
населением свыше 0,2 млн. человек, с учетом исторически
сложившейся ситуации, как правило, являются юридическими лицами.
Большинство абонентов сетей СПР-ОП пользуются услугами
отечественной радиальной системы радиотелефонной связи "Алтай".
Системы сотовой подвижной радиосвязи действуют в Москве и
Санкт-Петербурге.
4. Направления развития сетей СПР-ОП
(федеральные и региональные сети СПР-ОП)
Для преодоления имеющегося отставания в области СПР-ОП
необходимо построить сети, которые будут:
а) основываться на перспективных технологиях;
б) предоставлять широкому кругу российских пользователей
услуги местной, междугородной и международной телефонной связи,
других служб электросвязи, а также автоматический национальный и
международный роуминг, т.е. обслуживание "блуждающего" абонента,
приписанного к другому центру коммутации аналогичной сети.
При этом качественные показатели предоставляемых услуг должны
соответствовать существующим национальным и международным нормам;
в) охватывать, в основном, всю территорию страны;
г) обеспечивать предоставление экстренных услуг связи в
условиях возникновения на обслуживаемой территории чрезвычайных
ситуаций;
д) интегрироваться с сетями СПР-ОП многих государств.
Сети, отвечающие перечисленным требованиям, получили название
федеральных сетей.
Строительство федеральных сетей невозможно без принятия единых
стандартов на используемое оборудование, которое также должно быть
совместимо с действующими на территории России радиосредствами и
иметь возможность взаимодействия с сетями связи общего
пользования.
С учетом геополитической ориентации России целесообразно
внедрять европейские стандарты, разработанные Европейским
институтом стандартов связи (ETSI).
Так как оборудование общеевропейского цифрового стандарта GSM
отвечает самым современным требованиям, и этот стандарт принят
многими странами мира, было решено на его основе строить
федеральную цифровую сеть СПР-ОП России.
В связи с тем, что состояние сетей связи общего пользования и
имеющиеся в настоящее время ограничения по использованию
необходимого частотного ресурса несколько сдерживают создание
федеральной сети на основе стандарта GSM (далее - федеральная сеть
GSM), предполагается продолжить строительство аналоговой
федеральной сети на базе оборудования стандарта NMT-450 (далее -
федеральная сеть NMT-450).
В развитии этих федеральных сетей СПР-ОП можно наметить два
этапа, сроки которых зависят от проведения конверсии частотного
спектра, цифровизации ТФОП, внедрения системы сигнализации ОКС N 7
МККТТ:
первый этап - создание федеральной аналоговой сети NMT-450
(1994 - 2000 гг.) с полным набором услуг (в том числе национальный
и международный роуминг) с одновременным созданием фрагментов
цифровой федеральной сети GSM при возможных ограничениях по набору
услуг;
второй этап - создание федеральной цифровой сети GSM с полным
(2001 - 2010 гг.) набором услуг.
Взаимодействие между абонентами федеральных сетей GSM и
NMT-450 будет осуществляться через ТФОП либо по каналам,
непосредственно соединяющим коммутационное оборудование этих
сетей.
Предполагается, что к 2010 году эти две федеральные сети
смогут полностью удовлетворить потребность российских
пользователей в современных услугах СПР-ОП. При этом ожидается,
что к 2010 году в России процент охвата населения услугами сетей
СПР-ОП составит не менее 2 процентов (то есть 2 радиотелефона на
100 жителей).
Создание федеральных сетей GSM и NMT-450 определено как
главное направление развития сетей СПР-ОП России до 2010 года, и
на этом направлении следует максимально концентрировать усилия
операторов, инвесторов и отечественных производителей оборудования
связи.
Создание федеральных сетей на основе других технологий
целесообразно в случаях, когда федеральные сети NMT-450 и GSM
исчерпают свои технические возможности по набору и качеству услуг,
а также увеличению числа абонентов и охвату территории.
Так как в настоящее время практически отсутствует
отечественное оборудование, соответствующее требованиям стандартов
GSM и NMT-450, создание федеральных сетей требует валютных
инвестиций.
С целью скорейшего насыщения российского рынка электросвязи
услугами СПР-ОП допускается создание региональных сетей, которые
прежде всего должны базироваться на отечественном оборудовании.
Региональные сети могут предоставлять абонентам меньший, чем в
федеральных сетях СПР-ОП, набор услуг и зона их обслуживания
ограничивается территорией региона (территорией, совпадающей с
междугородной зоной нумерации) или даже отдельного населенного
пункта.
Для их создания разрешается использовать любой тип
оборудования СПР-ОП, кроме оборудования стандартов GSM и NMT-450.
Региональные сети могут работать в традиционном для России
диапазоне 330 МГц (радиальные системы типа "Алтай",
радиально-зоновые и др.) и в диапазоне 800 МГц, где для этих целей
имеются согласованные полосы частот.
Они могут создаваться также с использованием и других
диапазонов, если на это имеются соответствующие разрешения ГКРЧ
России.
Каждая региональная сеть обслуживает только закрепленных за
ней абонентов.
Условия организации региональных сетей СПР-ОП определяются
Министерством при выдаче лицензий с учетом состояния и развития
федеральных сетей СПР-ОП, возможностей использования
отечественного оборудования СПР-ОП и желаний администраций
регионов (на уровне субъектов Федерации).
Региональные сети могут также использоваться для решения
вопросов телефонизации труднодоступных районов и территорий с
низкой плотностью населения.
5. Условия, обеспечивающие развитие сетей СПР-ОП
в России (федеральные и региональные операторы,
национальные координационные комитеты)
Принципы организации сетей СПР-ОП соответствуют новым
экономическим подходам к отрасли "Связь", то есть снижению доли
централизованного планирования и финансирования, использованию
различных форм собственности.
Повышенная заинтересованность отечественных коммерческих
структур и зарубежных фирм во вложении своих финансовых средств в
конкретные проекты по организации сетей СПР-ОП позволяет считать
коммерческую основу вполне оправданной. Любые юридические лица,
зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской
Федерации, могут стать операторами сетей СПР-ОП, если они берут на
себя обязательства создавать эти сети в соответствии с
существующими нормами и правилами, выполнять все требования
Министерства, изложенные в лицензиях на право предоставления услуг
связи.
Все операторы сетей СПР-ОП должны принимать участие в
модернизации и развитии ТФОП, а также в других мероприятиях,
способствующих развитию сетей СПР-ОП.
Операторы делятся на федеральных и региональных.
Федеральными считаются те операторы, которые участвуют в
создании федеральных сетей СПР-ОП Российской Федерации, имея на
это соответствующие лицензии.
Федеральные операторы обязаны предоставлять услуги всем
абонентам федеральной сети соответствующего стандарта, независимо
от места регистрации этих абонентов.
Целесообразно объединение федеральных операторов сети GSM и
сети NMT-450 в два национальных координационных комитета
соответственно с целью разработки технических и административных
мероприятий по обеспечению национального и международного
роуминга, определения условий использования федеральных сетей при
чрезвычайных ситуациях, согласования вопросов участия федеральных
операторов в мероприятиях по модернизации и развитию ТФОП,
проведение которых необходимо для реализации проектов.
Национальные координационные комитеты не вмешиваются в
финансовую деятельность федеральных операторов. Они имеют статус
юридических лиц и работают на принципах самофинансирования за счет
отчислений финансовых средств входящими в их состав федеральными
операторами. Основными их задачами являются: разработка единых
правил предоставления услуг федеральных сетей; решение общих
технических задач по выполнению условий лицензий; согласование
вопросов взаимоплатежей федеральных операторов и порядка расчетов
с другими операторами сетей связи общего пользования.
Министерство оказывает содействие работе этих комитетов.
В сферу деятельности национальных координационных комитетов
входит взаимодействие с международными организациями,
занимающимися вопросами интеграции и развития зарубежных сетей
аналогичных стандартов (международные комитеты GSM и NMT-450), а
также контакты с Европейским институтом стандартов связи (ETSI) и
другими международными организациями.
Региональными считаются те операторы, которые исходя из своих
коммерческих интересов организуют сети СПР-ОП на базе оборудования
нефедеральных стандартов на условиях, изложенных в полученных ими
лицензиях Министерства.
С целью выработки единых подходов к организации региональных
сетей СПР-ОП возможно создание координационных комитетов
региональных операторов.
6. Вопросы использования частотного спектра
Если частотный диапазон 330 МГц является для России
традиционным, и электромагнитная обстановка здесь для сетей СПР-ОП
достаточно благоприятная, то в диапазонах 450, 800 и 900 МГц
ситуация весьма сложная, так как в них работают радиоэлектронные
средства (РЭС) другого назначения.
Радиочастоты для создания федеральных сетей СПР-ОП NMT-450 и
GSM в диапазоне 450 МГц и 900 МГц соответственно, а также для
региональных сетей в диапазоне 800 МГц разрешено использовать на
совмещенной основе. Это означает, что частоты для этих сетей могут
использоваться только при условии обеспечения в конкретных
регионах электромагнитной совместимости РЭС (ЭМС РЭС) СПР-ОП с РЭС
другого назначения, которые работают в совмещенных или смежных
полосах частот и имеют приоритет перед средствами СПР-ОП.
Для федеральных сетей GSM положение может улучшиться после
завершения перевооружения летательных аппаратов и аэродромов
новой, более совершенной аппаратурой ближней радионавигации и
посадки. Однако этот процесс будет зависеть от возможности
выделения необходимых средств.
Для некоторых территорий может оказаться невозможным выделение
достаточного количества частот и в диапазоне 800 МГц, и в
диапазоне 900 МГц. В этих случаях предпочтение будет отдаваться
операторам, участвующим в создании федеральной сети GSM.
Конкретные участки полос радиочастот и номиналы радиоканалов
для сетей СПР-ОП в соответствующих регионах определяются
установленным порядком на этапе их проектирования по результатам
специальных расчетов обеспечения ЭМС, проводимых с использованием
норм частотно-территориального разноса (ЧТР), утвержденных ГКРЧ
России (для диапазона 450 МГц и 900 МГц), или норм ЧТР,
согласованных с Минобороны России (для диапазона 800 МГц).
Учитывая, что в диапазоне 800 МГц допускается применение
оборудования различных типов, для каждого из них должны
разрабатываться свои нормы ЧТР с РЭС, использующими эти же полосы
радиочастот. Разработка норм ЧТР обеспечивается заинтересованными
юридическими лицами, планирующими применение оборудования,
работающего в диапазоне 800 МГц.
Вопросы, связанные с использованием новых диапазонов
радиочастот для создания сетей СПР-ОП, решаются через ГКРЧ России
и Госсвязьнадзор Российской Федерации в установленном порядке.
7. Принципы построения сетей СПР-ОП
Руководствуясь существующими нормами и правилами по
проектированию и строительству, а также требованиями принятых
стандартов, операторы сетей СПР-ОП вправе сами определять
проектные и технические решения, которые обеспечивали бы
выполнение условий лицензий. В то же время их техническая политика
должна соответствовать общим подходам к построению сетей СПР-ОП.
7.1. Взаимодействие с ТФОП
Современное оборудование СПР-ОП обеспечивает взаимодействие с
ТФОП на любом иерархическом уровне - местном, внутризоновом и
междугородном. Однако взаимодействие региональных и федеральных
сетей СПР-ОП с ТФОП осуществляется по-разному.
Региональные сети СПР-ОП ориентированы на обслуживание
подвижных и фиксированных абонентов внутри границ регионов
(междугородных зон) и являются дополнением и расширением местных
телефонных сетей общего пользования. Поэтому подключение этих
сетей к ТФОП определено на местном уровне.
Федеральные сети СПР-ОП ориентированы на обслуживание
абонентов, перемещающихся на большие расстояния (то есть и за
пределы своей междугородной зоны). В связи с этим их подключение к
ТФОП определено на внутризоновом и междугородном уровнях.
Внутризоновый уровень подключения к ТФОП означает подключение
центров коммутации подвижных абонентов (ЦКП) к АМТС зоны на правах
вновь организованной местной телефонной сети с закреплением за
сетью СПР-ОП индекса ab. Для обслуживания местного трафика
возможна при необходимости организация соединения с другими
местными сетями.
Для создания федеральных сетей, полностью отвечающих
требованиям принятых стандартов NMT-450 и GSM, на ТФОП должна быть
организована сеть сигнализации по ОКС N 7. Предполагается, что
сеть ОКС N 7 на ТФОП в первую очередь будет организована на
междугородной сети, обеспечивая сигнализацию на участках АМТС -
АМТС, АМТС - узел автоматической коммутации (УАК), УАК - УАК.
Поэтому вариант подключения федеральных сетей на внутризоновом и
междугородном уровне ускоряет организацию национального и
международного роуминга.
До появления сети сигнализации по ОКС N 7 национальный роуминг
в федеральной сети GSM может обеспечиваться операторами
посредством административно-технических мероприятий на основе
соглашений о временной регистрации и предоставлении услуг визитным
абонентам.
Для расширения обслуживаемой территории возможно подключение
базовых станций (БС), расположенных на территории зоны телефонной
нумерации, не имеющей ЦКП федеральной сети GSM, к существующему
ЦКП в другой зоне. Однако после создания в таких зонах
собственного ЦКП БС этой зоны должны быть подключены к нему.
Федеральная сеть NMT-450 с полным набором услуг может быть
построена с использованием системы сигнализации ОКС N 7 или R2.
Конкретные технические решения по построению федеральных сетей
должны быть определены в схеме развития федеральной сети СПР-ОП
каждого стандарта, в которой должны быть учтены перспективы
цифровизации, развития и модернизации ТФОП, а также разработан
план нумерации.
7.2. Принципы нумерации
Нумерация подвижных абонентов должна проводиться в
соответствии с требованиями Рекомендаций Е.212 и Е.213 МККТТ.
В федеральных сетях СПР-ОП нумерация абонентов должна
одновременно удовлетворять и требованиям международных планов
нумерации сетей стандартов GSM и NMT-450, и в соответствии с
руководящим документом по ОГСТфС требованиям национальной системы
нумерации.
В пределах национальной сети номер подвижного абонента должен
иметь вид АВС-abххххх, где АВС - это код зоны, к которой приписана
данная подвижная станция. Внутризоновый код ab должен быть
определен для каждого стандарта в соответствующей схеме развития
федеральной сети СПР-ОП.
В связи с тем, что региональные сети СПР-ОП подключаются к
ТФОП на местном уровне, их абоненты имеют нумерацию
соответствующих местных сетей.
8. Формы и способы государственного регулирования
Государственное регулирование в отрасли "Связь" осуществляется
через лицензирование вида деятельности, выдачу разрешений на
использование полос (номиналов) радиочастот, сертификацию
оборудования.
Лицензии Министерства устанавливают требования к создаваемым
сетям СПР-ОП и определяют условия операторской деятельности.
Одними из основных условий лицензий являются монтированная
емкость создаваемых сетей, территория обслуживания, начало
предоставления услуг СПР-ОП, выполнение
эксплуатационно-технических требований к средствам и сетям
электросвязи по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий.
Условия введения лицензий являются неотъемлемой частью
лицензий и определяют для каждого из операторов сетей СПР-ОП
размер, срок и порядок передачи безвозмездного и безвозвратного
взноса, предназначаемого прежде всего на развитие и модернизацию
сетей связи общего пользования.
Лицензии не могут быть переданы их владельцами (лицензиатами)
другим юридическим лицам.
С учетом возможностей по использованию радиочастотного спектра
Министерством принято решение, что до 2004 года включительно на
конкретной территории может работать по одному оператору каждой из
федеральных сетей GSM и NMT-450, и соответственно может быть
выдано по одной лицензии.
Определение операторов осуществляется, как правило, через
проводимые Министерством конкурсные рассмотрения.
Необходимые сведения о порядке и условиях конкурсных
рассмотрений сообщаются Министерством через средства массовой
информации, а также через специальные приглашения, направляемые
коммерческим структурам, положительно проявившим себя в области
создания сетей СПР-ОП в России.
При создании региональных сетей СПР-ОП с радиально-зоновой и
сотовой структурами заявки на выдачу лицензий должны быть
предварительно согласованы с администрациями соответствующих
субъектов Федерации.
Министерством определено, что в связи с особенностями
работающего в диапазоне 800 МГц оборудования в каждом регионе
может быть только один оператор, использующий данный диапазон.
Лицензии являются основанием для получения в установленном
порядке (в ГКРЧ России, Госсвязьнадзоре Российской Федерации)
разрешений на использование полос и номиналов радиочастот
средствами подвижной радиосвязи для создания на базе этого
оборудования конкретных сетей СПР-ОП. Без указанных разрешений
лицензии не могут быть реализованы.
Обязательным условием лицензий является то, что используемое
операторами оборудование должно иметь сертификат соответствия
Министерства.
Сертификации подлежит как отечественное, так и импортное
оборудование.
Перечень оборудования связи, сертифицированного Министерством,
публикуется в бюллетене Центра научно-технической информации
"Информсвязь" Министерства.
Контроль за выполнением условий лицензий, за наличием
разрешений на использование частот и сертификатов соответствия
возложен на Госсвязьнадзор Российской Федерации.
9. Рекомендации по производству и разработке
в России оборудования СПР-ОП
Использование существующих стандартов NMT-450 и GSM для
создания федеральных сетей СПР-ОП позволяет применять зарубежное
оборудование, уже разработанное и апробированное странами
Европейского сообщества. Отечественной промышленности
целесообразно принять меры по скорейшему выпуску оборудования,
соответствующего требованиям стандартов GSM и NMT-450, и
подготовке технологической базы для перехода в дальнейшем на
выпуск средств подвижной радиосвязи третьего поколения.
Усилия отечественной науки необходимо направить на разработку
перспективных стандартов международного уровня.
|