ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 1994 г. N ОЩ-7/ОЗ-103
Верховным Советом Российской Федерации 24 июня 1993 года
принят Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой
полиции", который вступил в действие с момента опубликования
(опубликован в "Российской газете" N 134 от 15 июля 1993 года). В
порядке информации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
сообщает следующее.
Закон определяет правовые основы, принципы организации и
деятельности, систему и структуру, а также полномочия федеральных
органов налоговой полиции.
В соответствии со статьями 1 и 2 Закона федеральные органы
налоговой полиции являются правоохранительными органами и
создаются с целью выявления, предупреждения и пресечения
налоговых преступлений и правонарушений; обеспечения безопасности
деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их
сотрудников от противоправных посягательств при исполнении
служебных обязанностей; предупреждения, выявления и пресечения
коррупции в налоговых органах.
Согласно статье 5 Закона систему федеральных органов налоговой
полиции составляют:
Департамент налоговой полиции Российской Федерации на правах
государственного комитета Российской Федерации;
органы налоговой полиции в республиках в составе Российской
Федерации;
органы налоговой полиции автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
органы налоговой полиции городов и районов в городах Москве и
Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов
Департамента налоговой полиции.
В соответствии со статьей 9 Закона федеральные органы
налоговой полиции решают поставленные перед ними задачи во
взаимодействии с налоговыми органами и иными государственными
органами. Основой взаимодействия федеральных органов налоговой
полиции, налоговых органов и иных государственных органов является
обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных
платежей.
В целях реализации возложенных на федеральные органы налоговой
полиции контрольных функций статья 11 Закона наделяет их
следующими полномочиями:
пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами,
предоставленными законодательством должностным лицам налоговых
органов <*> и агентам валютного контроля (п. 2 части первой статьи
11);
--------------------------------
<*> См. статью 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой
службе РСФСР" и статью 14 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков
(в том числе контрольные) после проверок, проведенных должностными
лицами органов Государственной налоговой службы Российской
Федерации, в полном объеме с составлением актов по результатам
этих проверок. Утверждение актов проверок и применения
соответствующих санкций <**> осуществляются начальником органа
налоговой полиции или его заместителем (п. 3 части первой статьи
11);
--------------------------------
<**> См. пункт 8 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной
налоговой службе РСФСР" и статью 13 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в
банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях
непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой
налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам
принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель
(п. 4 части первой статьи 11);
налагать административный арест на имущество юридических и
физических лиц с последующей реализацией этого имущества в
установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами
обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных
платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых
налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий
бюджет (п. 12 части первой статьи 11).
По вопросам применения пунктов 2, 3, 4 и 12 части первой
статьи 11 Закона арбитражным судам будут направлены
соответствующие рекомендации, принятые на совещании по
судебно-арбитражной практике.
Частью первой статьи 20 Закона установлено, что вред,
причиненный гражданам, предприятиям и организациям противоправными
действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в
порядке, предусмотренном уголовным и гражданским
законодательством. Частью второй статьи 20 Закона
предусматривается возможность обжалования гражданами и
юридическими лицами действий сотрудника налоговой полиции в
вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.
Учитывая, что основания ответственности за вред, причиненный
незаконными действиями государственных органов и их должностных
лиц, а также порядок его возмещения предусматриваются статьями 12
и 127 Основ гражданского законодательства, споры, возникающие в
связи с причинением вреда гражданам - предпринимателям или
юридическим лицам противоправными действиями органов налоговой
полиции и их должностных лиц, подлежат рассмотрению арбитражными
судами согласно статье 22 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Споры об обжаловании действий сотрудников налоговой полиции
арбитражным судам неподведомственны.
Следует также иметь в виду, что п. 2 постановления Верховного
Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона
Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции"
установлено, что Департамент налоговой полиции Российской
Федерации, департаменты (управления) налоговой полиции республик в
составе Российской Федерации, управления (отделы) Департамента
налоговой полиции Российской Федерации автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга являются правопреемниками соответственного
Главного управления налоговых расследований при Государственной
налоговой службе Российской Федерации, управлений (отделов)
налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях
автономной области, автономных округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга.
Председатель Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|