Утверждено
приказом Федеральной службы
России по валютному и
экспортному контролю
от 16 февраля 1994 г. N 31
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ПО ВАЛЮТНОМУ И
ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
Общие положения
1. Территориальные органы по валютному и экспортному контролю
(региональные центры, отделения и представительства - далее
Территориальные органы) являются структурными подразделениями
Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю,
осуществляющими свою деятельность непосредственно в субъектах
Российской Федерации.
2. В своей деятельности Территориальные органы руководствуются
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными
и иными документами ВЭК России, настоящим Положением.
3. Являясь полномочными представителями ВЭК России в
субъектах Российской Федерации, Территориальные органы в тесном
взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации осуществляют свою деятельность и координируют
в пределах своей компетенции деятельность других агентов валютного
и экспортного контроля в целях реализации общегосударственной
политики, направленной на создание единой системы контроля и
надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в
сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических
операций.
4. Структура и штаты Территориальных органов определяются
руководителем ВЭКа России в пределах утверждаемых Правительством
Российской Федерации общей численности работников Территориальных
органов и фонда оплаты их труда.
Руководители Территориальных органов назначаются на должность
и освобождаются от занимаемой должности руководителем ВЭКа России
по согласованию с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и утверждаются Коллегией ВЭК России.
5. Территориальные органы являются юридическими лицами, имеют
свой расчетный и другие счета в отделениях банка, обособленное
имущество, гербовую и иные печати, штампы и бланки с собственным
наименованием.
Задачи Территориальных органов
6. Проведение единой общегосударственной политики в области
организации контроля и надзора за соблюдением федерального
законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных
внешнеэкономических операций.
7. Контроль за использованием выделяемых из федерального
бюджета валютных средств, дополнительно предоставляемых квот,
лицензий и льгот во внешнеэкономической деятельности, имеющих
целевое назначение в качестве государственной поддержки программ
социально-экономического развития регионов, а также выполнением
субъектами Российской Федерации встречных обязательств перед
государством.
8. Содействие органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в реализации программ экономического и
социального развития регионов за счет задействования их
собственного экспортного потенциала путем обеспечения контроля за
использованием валютных средств и материальных ценностей,
получаемых при осуществлении хозяйствующими субъектами, независимо
от форм их собственности, внешнеэкономической деятельности.
Функции Территориальных органов
9. Осуществление контроля:
а) за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательных
и иных нормативных актов, регулирующих движение капитала, ценных
бумаг, иностранной валюты, а также другие валютные операции;
б) за эффективностью использования государственных кредитов и
кредитов в иностранной валюте, поступающих в Российскую Федерацию
на основе международных договоров и соглашений;
в) за выполнением резидентами обязательств перед государством
в иностранной валюте и полнотой поступления средств в иностранной
валюте по внешнеэкономическим операциям;
г) за соблюдением порядка и правил квотирования и
лицензирования экспорта товаров и услуг, а также правильностью
использования получаемых квот и лицензий.
10. Организация проведения с участием заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти и с привлечением
независимых российских и зарубежных специалистов аудиторских
проверок, экспертных оценок внешнеэкономической деятельности
хозяйствующих субъектов.
11. Участие в работе по учету, оценке и контролю за целевым
использованием конфискованных валютных ценностей.
Права и обязанности
12. Территориальные органы России в соответствии с
возложенными на них задачами и выполняемыми ими функциями имеют
право:
а) представлять ВЭК России в ее отношениях с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в
соответствии с внесенными в сферу их деятельности территориями);
б) запрашивать у министерств и ведомств Российской Федерации,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
предприятий, организаций и учреждений (в том числе банков)
независимо от форм их собственности сведения, документальные,
информационно-аналитические, нормативные, статистические,
конъюнктурные и методические материалы, необходимые для выполнения
возлагаемых на территориальные органы ВЭК задач;
в) проводить у хозяйствующих субъектов проверки финансовых
документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций,
контрактов, отношений, договоров и иных документов, связанных с
осуществлением экспорта и импорта товаров, работ и услуг,
бартерных и иных внешнеэкономических операций, получением и
переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед
государством в иностранной валюте резидентами и в валюте
Российской Федерации нерезидентами.
По согласованию с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, руководителями других государственных
структур привлекать для проведения проверок и связанных с ними
мероприятий квалифицированных специалистов для решения входящих в
их компетенцию задач;
г) в установленном порядке ставить вопрос о приостановлении
валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций,
о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области
внешнеэкономической деятельности, вносить предложения по
исключению предприятий и организаций из перечня экспортеров
стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления
(или отказа в представлении) Территориальным органам
соответствующих документов, связанных с проведением
внешнеэкономических операций;
д) привлекать юридических и физических лиц в установленном
порядке к ответственности за нарушение федерального
законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих
проведение внешнеэкономических операций;
е) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании
сделок незаконными и недействительными и взыскании в доход
государства всего по ним полученного;
ж) давать юридическим и физическим лицам обязательные для
выполнения предписания об устранении выявленных в ходе проверок их
деятельности и актированных нарушений установленных порядка и
правил ведения валютных, экспортно-импортных и иных
внешнеэкономических операций.
13. Должностные лица Территориальных органов обязаны:
а) сохранять ставшую им известной при реализации ими своих
функций коммерческую тайну резидентов и нерезидентов, не
разглашать сведения о средствах, способах получения юридическими и
физическими лицами на законных основаниях валютной прибыли и ее
размерах;
б) обобщать материалы и проводить регулярный анализ практики
осуществления валютного и экспортного контроля в субъектах
Российской Федерации, представлять в ВЭК России в установленном
порядке оперативную и обобщенную информацию по итогам
деятельности, а также подготавливать предложения по
совершенствованию действующей нормативной базы и мерах по
повышению эффективности работы территориальных органов ВЭК и
системы валютного и экспортного контроля в целом;
в) информировать руководителей органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации о выявленных нарушениях
законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности и
недостатках в ее организации, а также причинах, их порождающих, в
целях:
их своевременного устранения;
подготовки предложений по внесению изменений в федеральное
законодательство;
учета при подготовке проектов программ комплексного
социально-экономического развития регионов и предложений о
необходимой для их реализации государственной поддержке за счет
целенаправленного выделения из федеральных резервов
соответствующих средств и ресурсов;
обеспечения выполнения субъектами Российской Федерации
встречных обязательств перед государством.
Ответственность должностных лиц Территориальных органов
14. Руководители Территориальных органов подотчетны в своей
деятельности руководителю Федеральной службы России по валютному и
экспортному контролю, несут персональную ответственность за
выполнение возложенных на возглавляемые ими Территориальные органы
задач и функций, определяют степень ответственности подчиненных им
сотрудников за выполнение ими своих служебных обязанностей.
15. Ревизия деятельности Территориальных органов
осуществляется функциональными подразделениями центрального
аппарата Федеральной службы России по валютному и экспортному
контролю.
|