ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 12 февраля 1994 г. N 123 г.Москва
О подписании Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Финляндской
Республики о сотрудничестве и взаимной помощи
в таможенных делах
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Одобрить представленный Государственным таможенным комитетом
Российской Федерации проект Соглашения между Правительством Россий-
ской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничес-
тве и взаимной помощи в таможенных делах (прилагается).
Государственному таможенному комитету Российской Федерации про-
вести переговоры с Финляндской Стороной по окончательному согласова-
нию текста указанного Соглашения и подготовке его к подписанию. Раз-
решить вносить в проект Соглашения изменения и дополнения, не имеющие
принципиального характера.
По достижении договоренности Государственному таможенному коми-
тету Российской Федерации подписать указанное Соглашение от имени
Правительства Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
Проект
С О Г Л А Ш Е Н И Е
между Правительством Российской Федерации и Правительством
Финляндской Республики о сотрудничестве и взаимной
помощи в таможенных делах
Правительство Российской Федерации и Правительство Финляндской
Республики, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,
исходя из того, что нарушения таможенного законодательства нано-
сят ущерб экономическим, налоговым и социальным интересам их стран, а
также законным интересам торговли,
принимая во внимание, что незаконный оборот наркотических
средств и психотропных веществ представляет опасность для здоровья
граждан и общества,
исходя из важности обеспечения точного исчисления и взимания та-
моженных пошлин и других налогов и сборов при экспорте и импорте то-
варов, а также надлежащего выполнения условий запрета, ограничения
или контроля,
считая, что усилия по предотвращению нарушений таможенного зако-
нодательства и обеспечению правильного взимания импортных и экспор-
тных пошлин и налогов могут стать более эффективными благодаря сот-
рудничеству между их таможенными службами,
принимая во внимание Рекомендацию Совета таможенного сотрудни-
чества о взаимном административном содействии от 5 декабря 1953 г.,
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Финляндской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 5
марта 1993 г., а также положения Единой Конвенции 1961 года о нарко-
тических средствах, Конвенции 1971 года о психотропных веществах и
Конвенции 1988 года о незаконном обороте наркотических средств и пси-
хотропных веществ, разработанных под эгидой Организации Объединенных
Наций,
согласились о нижеследующем:
Определение терминов
Статья 1
В целях настоящего Соглашения:
1) "таможенные законы" означают совокупность законов и правил,
применяемых таможенными службами, касающихся ввоза, вывоза и транзита
товаров, или других таможенных процедур, которые относятся либо к та-
моженным пошлинам и другим налогам и сборам, взимаемым таможенными
службами, либо к мерам по запрету, ограничению или контролю;
2) "нарушение" означает любое нарушение таможенного законода-
тельства, а также любую попытку нарушения этого законодательства;
3) "таможенные службы" означают: в Российской Федерации - Госу-
дарственный таможенный комитет Российской Федерации, в Финляндской
Республике - Национальный таможенный совет.
Сфера действия Соглашения
Статья 2
1. Договаривающиеся Стороны через свои таможенные службы и в со-
ответствии с условиями настоящего Соглашения оказывают друг другу
взаимное содействие, в том числе непосредственно на российско-финлян-
дской границе, как это предусмотрено статьей 23 настоящего Соглаше-
ния:
а) в целях облегчения и ускорения перемещения товаров;
б) в целях обеспечения надлежащего выполнения таможенных зако-
нов;
в) в целях предотвращения, расследования и пресечения нарушений
таможенного законодательства.
2. Содействие в рамках настоящего Соглашения осуществляется в
соответствии с законодательством, действующим на территории государ-
ства запрашиваемой таможенной службы, и в пределах компетенции и воз-
можностей запрашиваемой таможенной службы. В случае необходимости та-
моженные службы могут организовать содействие других компетентных ор-
ганов в соответствии с законодательством, действующим на территории
государства запрашиваемой таможенной службы.
3. Настоящее Соглашение не распространяется на возмещение неуп-
лаченных таможенных пошлин, налогов или любых других сборов.
4. Настоящее Соглашение не затрагивает содействия, оказываемого
в соответствии с другими обязательствами или правилами, в частности,
взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Облегчение таможенных формальностей
Статья 3
1. Таможенные службы принимают по взаимному согласованию необхо-
димые меры по упрощению таможенного оформления в целях облегчения и
ускорения перемещения товаров между территориями обоих государств.
2. Перемещение товаров и транспортных средств через россий-
ско-финляндскую государственную границу осуществляется через пункты
пропуска, установленные по взаимной договоренности между Договарива-
ющимися Сторонами.
3. Таможенные службы согласовывают режим работы и, насколько
возможно, пропускную способность соответствующих таможенных учрежде-
ний, расположенных на общей границе, учитывая при этом действующие
соглашения о международном сообщении.
4. Таможенные службы будут признавать таможенные пломбы и штампы
друг друга.
5. Товары и транспортные средства, следующие транзитом, подле-
жат, как правило, только внешнему таможенному осмотру, если по сооб-
ражениям общественного порядка и, в частности, общественной безопас-
ности, морали и здравоохранения или в целях контроля за экспортом
стратегических товаров и товаров, имеющих особо важное значение, ох-
раны окружающей среды, сохранения культурного наследия, интеллекту-
альной или иной собственности или по другим важным причинам не возни-
кает необходимости проведения их полного или частичного досмотра.
6. Таможенные службы могут по взаимному согласованию признавать
применяемые единообразные бланки таможенных документов на русском и
финском языках.
Формы сотрудничества и взаимопомощи
Статья 4
1. Таможенные службы передают друг другу по собственной иници-
ативе или по запросу всю необходимую информацию согласно статьям 7,
8, 9, 10, 11, 12 настоящего Соглашения.
2. Таможенные службы:
а) обмениваются опытом, касающимся их деятельности, и информаци-
ей о новых средствах и методах совершения нарушений таможенного зако-
нодательства;
б) сообщают друг другу о существенных изменениях их таможенных
законов, а также о применяемых ими технических средствах контроля и
методах их использования, а также обсуждают другие вопросы, представ-
ляющие взаимный интерес.
Наблюдение за лицами, товарами и средствами транспорта
Статья 5
Таможенная служба одной Договаривающейся Стороны по собственной
инициативе или по запросу таможенной службы другой Договаривающейся
Стороны проводит специальное наблюдение за:
а) перемещениями, в частности въездом на ее территорию и выездом
с нее лиц, о которых известно, что они нарушили таможенное законода-
тельство, действующее на территории другой Договаривающейся Стороны,
или которые подозреваются в таком нарушении;
б) перемещениями товаров и средств платежа, определяемыми тамо-
женной службой другой Договаривающейся Стороны как приводящие к зна-
чительному незаконному перемещению на ее территорию или с нее или
вызывающими такое подозрение;
в) любыми средствами транспорта, о которых известно, что они ис-
пользуются с целью нарушения таможенного законодательства, действу-
ющего на территории другой Договаривающейся Стороны или которые вызы-
вают подозрение в этом;
г) местами, используемыми для складирования товаров, которые мо-
гут стать предметом существенного незаконного ввоза на территорию
другой Договаривающейся Стороны.
Контролируемая поставка
Статья 6
1. Таможенные службы могут по взаимному согласию и договореннос-
ти использовать метод контролируемой поставки наркотических средств и
психотропных веществ в целях выявления лиц, вовлеченных в незаконный
оборот этих средств и веществ.
2. Незаконные партии наркотических средств, контролируемые пос-
тавки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договорен-
ностями, с согласия обеих таможенных служб могут быть перехвачены и
оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением, или изъятием, или
полной либо частичной заменой незаконной партии.
3. Решения об использовании контролируемых поставок принимаются
в каждом отдельном случае и могут при необходимости учитывать финан-
совые договоренности и взаимопонимание, в отношении осуществления
юрисдикции достигнутые обеими таможенными службами.
Борьба с незаконным оборотом товаров,
имеющих особо важное значение
Статья 7
1. Таможенные службы незамедлительно передают друг другу по соб-
ственной инициативе или по запросу всю необходимую информацию об ус-
тановленных действиях, которые нарушают или могут нарушить таможенные
законы одного из государств в области:
а) перемещения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрыв-
ных устройств;
б) перемещения предметов старины и искусства, представляющих
значительную историческую, художественную или археологическую цен-
ность для одной из Договаривающихся Сторон;
в) перевозки ядовитых веществ, а также веществ, представляющих
опасность для окружающей среды и здоровья людей;
г) перемещения товаров, облагаемых высокими таможенными пошлина-
ми или налогами;
д) перемещения товаров, имеющих особо важное значение, в соот-
ветствии с перечнями, согласованными обеими таможенными службами, и
стратегических товаров, которые подвергаются нетарифным ограничениям.
2. В пределах своей компетенции таможенные службы не допускают:
а) вывоз товаров, о которых известно, что они вывозятся на тер-
риторию другого государства для использования в целях, отличных от
законной торговли между Договаривающимися Сторонами, или в отношении
которых есть достаточно оснований полагать, что они могут быть ис-
пользованы в таких целях;
б) ввоз товаров, о которых известно, что они ввозятся на терри-
торию этого государства для использования в целях, отличных от закон-
ной торговли между Договаривающимися Сторонами, или в отношении кото-
рых есть достаточно оснований полагать, что они могут быть использо-
ваны в таких целях;
в) вывоз товаров, запрещенных к ввозу на территорию другого го-
сударства;
г) ввоз товаров, вывоз которых с территории другого государства
запрещен.
Предоставление информации
Статья 8
1. Таможенные службы предоставляют друг другу по собственной
инициативе или по запросу всю информацию, которая может помочь в
обеспечении правильности при:
а) взимании таможенными службами таможенных пошлин, налогов и
других сборов, и в частности информацию, могущую помочь в оценке та-
моженной стоимости товаров и установлении их тарифной классификации;
б) соблюдении запретов и ограничений по ввозу, вывозу и транзиту
или освобождении от таможенных пошлин, налогов и других сборов;
в) применении национальных правил происхождения, на которые не
распространяются другие соглашения, заключенные одной или обеими До-
говаривающимися Сторонами.
2. В случае, если запрашиваемая таможенная служба не располагает
запрошенной информацией, она примет меры к получению этой информации,
действуя от своего собственного имени в соответствии с законодатель-
ством государства запрашиваемой таможенной службы.
Статья 9
Каждая таможенная служба предоставляет по запросу другой тамо-
женной службе следующую информацию:
а) были ли товары, ввезенные на территорию государства запраши-
вающей таможенной службы, законно вывезены с территории другого госу-
дарства;
б) были ли товары, вывезенные с территории государства запраши-
вающей таможенной службы, законно ввезены на территорию другого госу-
дарства.
Статья 10
Каждая таможенная служба по собственной инициативе или по запро-
су предоставляет другой таможенной службе всю информацию, которая мо-
жет быть использована ею в связи с нарушениями таможенных законов ее
государства, в частности касающуюся:
а) физических и юридических лиц, известных или подозреваемых в
нарушении таможенных законов другого государства;
б) товаров, которые известны как предметы значительного незакон-
ного перемещения или вызывают подозрение в этом;
в) средств транспорта, о которых известно, что они используются
при нарушениях таможенных законов другого государства или которые вы-
зывают подозрение в этом.
Статья 11
Каждая таможенная служба по собственной инициативе или по запро-
су предоставляет другой таможенной службе акты, свидетельские показа-
ния или заверенные копии документов, содержащие всю имеющуюся инфор-
мацию, касающуюся действий, готовящихся или совершенных, которые при-
водят или могут привести к нарушению таможенных законов другого госу-
дарства.
Статья 12
Вместо документов, предусмотренных настоящим Соглашением, для
тех же целей может быть передана в любом виде компьютеризованная ин-
формация. Одновременно должна быть передана вся сопутствующая инфор-
мация, необходимая для толкования или использования этих материалов.
Статья 13
1. Подлинники дел и документов могут быть запрошены лишь в слу-
чаях, когда предоставления заверенных копий недостаточно.
2. Подлинники дел и документов, полученные от другой таможенной
службы, должны быть возвращены при первой же возможности.
Расследования
Статья 14
1. По получении запроса запрашиваемая таможенная служба проводит
официальные расследования в отношении действий, которые противоречат
или могут противоречить таможенному законодательству, действующему на
территории государства запрашивающей таможенной службы. Результаты
такого расследования передаются запрашивающей таможенной службе.
2. Такие расследования проводятся в соответствии с законодатель-
ством, действующим на территории государства запрашиваемой таможенной
службы. Запрашиваемая таможенная служба проводит расследование, дей-
ствуя от своего собственного имени.
3. Запрашиваемая таможенная служба может разрешить официальным
лицам государства запрашивающей таможенной службы присутствовать при
таких расследованиях.
Порядок присутствия должностных лиц
Статья 15
Когда в случаях, предусмотренных настоящим Соглашением, должнос-
тные лица одной таможенной службы находятся на территории государства
другой таможенной службы, они должны быть способны представить в лю-
бое время доказательство своих официальных полномочий. Они не должны
быть одеты в форменную одежду и иметь при себе оружие.
Эксперты и свидетели
Статья 16
По запросу судебных или административных органов одной Договари-
вающейся Стороны в связи с рассмотрением ими нарушений таможенного
законодательства таможенная служба другой Договаривающейся Стороны
может уполномочить своих служащих выступить в качестве экспертов или
свидетелей при таких судебных или административных разбирательствах.
Эти служащие дают показания по фактам, установленным ими во время ис-
полнения своих служебных обязанностей. В запросе об участии в судеб-
ном или административном разбирательстве должно быть ясно указано, по
какому делу и в каком качестве должен предстать служащий.
Использование информации и документов
Статья 17
1. Информация, документы и другие сведения, полученные в соот-
ветствии с настоящим Соглашением, не должны быть использованы для це-
лей, не указанных в настоящем Соглашении. Они могут быть переданы или
использованы для любых других целей только с явно выраженного согла-
сия таможенной службы, передавшей эти документы.
2. Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отноше-
нии информации о нарушениях, касающихся наркотических средств и пси-
хотропных веществ. Такая информация может быть передана другим ведом-
ствам, непосредственно занимающимся борьбой с незаконным оборотом
наркотиков.
3. Любая информация, переданная на основании настоящего Соглаше-
ния в какой бы то ни было форме, носит конфиденциальный характер. Она
имеет такую же степень секретности и пользуется такой же защитой от
огласки, какими пользуются такого рода документы и информация в соот-
ветствии с законодательством, действующим на территории государства
передавшей ее таможенной службы.
Статья 18
Таможенные службы могут в соответствии с целями и в объеме нас-
тоящего Соглашения использовать информацию и документы, полученные на
основании настоящего Соглашения, в качестве доказательства в своих
протоколах, актах, записях свидетельских показаний, а также в ходе
судебных и административных разбирательств.
Использование такой информации и документов в качестве доказа-
тельства в судебных органах и их доказательная сила определяются в
соответствии с внутренним законодательством государства, на террито-
рии которого проводится разбирательство.
Исключения из обязательства по оказанию содействия
Статья 19
1. В случае, если запрашиваемая таможенная служба считает, что
запрошенное содействие может нанести ущерб суверенитету, общественно-
му порядку, безопасности и другим существенным интересам государства
запрашиваемой таможенной службы, или же нарушить промышленную, ком-
мерческую или профессиональную тайну на территории запрашиваемой та-
моженной службы, она может отказать в содействии, либо оказать его не
в полном объеме, либо оказать его при соблюдении определенных условий
или требований.
2. В случае, если запрос о содействии не может быть выполнен,
таможенная служба, которая обратилась с запросом, должна быть неза-
медлительно уведомлена об этом с указанием причин отказа в содей-
ствии.
3. Если таможенная служба обращается за содействием, которое не
могла бы оказать сама в случае такого обращения к ней таможенной
службы другой Договаривающейся Стороны, в своем запросе она отмечает
этот факт. Выполнение такого запроса передается на усмотрение запра-
шиваемой таможенной службы.
Вручение документов или доведение их до сведения
Статья 20
По запросу запрашиваемая таможенная служба в соответствии с за-
конодательством, действующим на территории государства запрашиваемой
таможенной службы, передает заинтересованным физическим или юридичес-
ким лицам, проживающим или учрежденным на ее территории, все докумен-
ты и заключения, которые получены от запрашивающей таможенной службы,
либо уведомляет о них.
Форма и содержание запросов о помощи
Статья 21
1. Запросы, сделанные на основании настоящего Соглашения, должны
представляться в письменном виде. К запросу должны быть приложены до-
кументы, необходимые для осуществления запроса. В условиях чрезвычай-
ной ситуации может быть принят устный запрос, однако он должен быть
незамедлительно подтвержден в письменной форме.
2. Запросы, сделанные на основании пункта 1 настоящей статьи,
включает в себя следующую информацию:
а) таможенная служба, делающая запрос;
б) запрашиваемое действие;
в) цель и причина запроса;
г) законы, правила и другие законодательные акты, имеющие отно-
шение к делу;
д) возможно более точные и исчерпывающие сведения о физических и
юридических лицах, являющихся объектом расследования;
е) краткое описание обстоятельств, имеющих отношение к делу, за
исключением случаев, предусмотренных в статье 20 настоящего Соглаше-
ния.
3. Запросы должны быть сделаны на официальном языке государства
запрашиваемой таможенной службы, на английском или другом языке, при-
емлемом для запрашиваемой таможенной службы.
4. В случае, если запрос не отвечает официальным требованиям,
может быть выдвинуто требование о его корректировке или дополнении.
При этом не должны быть нарушены меры предосторожности.
Расходы
Статья 22
Таможенные службы Договаривающихся Сторон отклоняют любые требо-
вания о возмещении расходов, связанных с выполнением настоящего Сог-
лашения, за исключением расходов на экспертов и свидетелей, предус-
мотренных статьей 16 настоящего Соглашения.
Реализация Соглашения
Статья 23
1. Настоящее Соглашение будет выполняться таможенными службами
Договаривающихся Сторон. Таможенные службы достигнут между собой до-
говоренности о конкретных мероприятиях, необходимых для его реализа-
ции.
2. Таможенные службы могут предусмотреть установление прямых ка-
налов связи между их центральными и местными подразделениями по борь-
бе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, а также следствен-
ными и другими подразделениями.
Территориальное действие Соглашения
Статья 24
Настоящее Соглашение имеет действие на таможенных территориях
государств обеих Договаривающихся Сторон.
Вступление в силу и прекращение действия
Статья 25
1. Договаривающиеся Стороны уведомят друг друга по дипломатичес-
ким каналам о выполнении всех внутригосударственных юридических про-
цедур, необходимых для вступления Соглашения в силу. Настоящее Согла-
шение вступает в силу через 30 дней с даты получения последнего уве-
домления.
2. Со вступлением в силу настоящего Соглашения прекращает дей-
ствие Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистичес-
ких Республик и Правительством Финляндской Республики о сотрудничес-
тве по таможенным вопросам от 24 апреля 1975 года.
3. Действие настоящего Соглашения может быть прекращено путем
письменного уведомления по дипломатическим каналам. Оно утратит свою
силу через шесть месяцев с даты получения такого уведомления другой
Договаривающейся Стороной.
В удостоверение чего мы, нижеподписавшиеся, будучи должным обра-
зом уполномоченными на это, подписали настоящее Соглашение.
Совершено в ................ "..." ........... 199.. г. в двух
экземплярах, каждый на русском, финском и английском языках, причем
все тексты имеют одинаковую силу. В случае разночтения в качестве ра-
бочего будет использоваться текст на английском языке.
За Правительство За Правительство
|