СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 1994 г. N 41-1 СФ
О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
ПО ОТРАБОТКЕ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКАНСКИМ БЮДЖЕТОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БЮДЖЕТАМИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1994 ГОД
Рассмотрев решение Комитета Совета Федерации по бюджету,
финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной
эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию, Совет
Федерации постановляет:
1. Направить предложения рабочей группы по отработке
методологии формирования взаимоотношений между республиканским
бюджетом Российской Федерации и бюджетами субъектов Российской
Федерации на 1994 год (прилагаются) в Правительство Российской
Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации.
2. Предложить Правительству Российской Федерации поручить
Министерству финансов Российской Федерации подготовить и направить
в Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и
кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и
таможенному регулированию заключение по указанным в пункте 1
настоящего Постановления предложениям, отметив конкретно, как они
будут использованы при формировании республиканского бюджета
Российской Федерации на второй - четвертый кварталы 1994 года.
3. Предложить Правительству Российской Федерации представить в
Совет Федерации для ознакомления рабочий проект республиканского
бюджета Российской Федерации на 1994 год до его официального
представления и направления в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.Ф.ШУМЕЙКО
Приложение
к Постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 3 февраля 1994 г. N 41-1 СФ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ОТРАБОТКЕ МЕТОДОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКАНСКИМ
БЮДЖЕТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БЮДЖЕТАМИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1994 ГОД
1. Законодательно закрепить разграничение видов расходов между
республиканским бюджетом Российской Федерации и бюджетами
субъектов Российской Федерации. При этом передачу регионам функций
по финансированию дополнительных видов расходов производить по
согласованию с ними.
2. Уточнить расчет трансфертов (финансовой помощи) бюджетам
регионов на 1994 год на отчетные данные об исполнении бюджетов по
доходам и расходам субъектов Российской Федерации и данные сводок
о поступлении государственных налогов и доходов Государственной
налоговой службы по результатам за 1993 год с учетом имеющейся на
1 января 1994 года недоимки и переплат по платежам в бюджет, с
учетом изменений в доходной базе в соответствии с Указами
Президента Российской Федерации: от 22.12.93 N 2268 "О
формировании республиканского бюджета Российской Федерации и
взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994
году", от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в
налогообложении и по взаимоотношениях бюджетов различных уровней",
а также с учетом изменений, внесенных Указом Президента Российской
Федерации от 24.12.93 N 2292. При этом в показателях по расходам
бюджетов необходимо учесть дополнительные ассигнования в связи с
Указами Президента Российской Федерации от 05.12.93 N 2115 и от
10.12.93 N 2122.
3. Расчет трансфертов производится на период апрель - декабрь
1994 года, как это предусмотрено Указом Президента Российской
Федерации от 22.12.93 N 2268, с исключением в расчетах показателей
по доходам и расходам бюджетов закрытых административно -
территориальных образований Министерства обороны Российской
Федерации, других министерств, по которым все закрепленные и
регулирующие доходы, поступающие на их территорию, полностью
зачисляются в эти бюджеты.
4. Определить, что при принятии решений федеральными органами
власти, влекущих изменения по доходам и расходам бюджетов
субъектов Российской Федерации, а также при передаче ведомственных
объектов социально - культурной сферы и жилищно - коммунального
хозяйства на баланс муниципальных органов власти образующиеся в
бюджетах выпадающие доходы и дополнительные расходы должны
компенсироваться из республиканского бюджета Российской Федерации
с учетом введения на территориях специальных налогов и доходов
(налога на содержание жилищно - коммунального хозяйства, объектов
социально - культурной сферы и так далее). В этой связи
предполагается отменить положение пункта 4 Указа Президента
Российской Федерации от 22.12.93 N 2268 о том, что принимаемые
после 1 января 1994 года решения федеральных органов власти,
приводящие к увеличению расходов бюджетов национально -
государственных и административно - территориальных образований,
носят рекомендательный характер, а их реализация осуществляется по
отдельным решениям органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации за счет и в пределах собственных доходов
соответствующих бюджетов.
5. Установить, что при расчете финансовой помощи регионам
показатели по численности населения регионов используются на
основании данных Госкомстата России на начало планируемого года, а
в случае отсутствия таких данных - на начало года, предшествующего
планируемому.
6. Учитывая существенное значение подоходного налога с
физических лиц для регулирования местных бюджетов, рассмотреть
возможность отмены федерального подоходного налога с физических
лиц (в размере 1 процента от фонда оплаты труда).
7. В целях создания стимулов для изыскания территориями
резервов увеличения доходов бюджетов при расчете оказываемой
регионам финансовой помощи на 1994 год установить поправочный
коэффициент по среднедушевому доходу всех регионов Российской
Федерации в размере 0,95.
8. Подготовить альтернативный вариант расчета поправочного
коэффициента расходов, исходя из медианы расходов по их бюджетам,
и рассмотреть возможность отмены понижающего коэффициента.
9. Уточнить норматив образования Фонда финансовой поддержки
регионов, его двух составных частей и доли каждого региона
(субъекта Российской Федерации), получающего финансовую помощь
(трансферт) в зависимости от статуса, с учетом фактически
сложившегося соотношения между указанным фондом и налогом на
добавленную стоимость в 1993 году.
10. В целях обеспечения устойчивого перечисления регионам
средств из Фонда финансовой поддержки регионов открыть на
федеральном уровне целевой счет для аккумулирования средств,
перечисляемых в указанный Фонд из поступлений платежей по НДС в
республиканский бюджет Российской Федерации.
11. Установить срок перечисления средств регионам из Фонда
финансовой поддержки регионов 1 раз в месяц до 15 числа текущего
месяца. Рассмотреть вопрос об использовании авансовых
перечислений.
12. Обеспечить ежемесячную информацию о суммах финансовой
помощи (трансфертов), перечисляемых регионам, исходя из
фактического поступления налога на добавленную стоимость и
доведение этой информации до регионов.
13. Согласовать контингент прогнозируемого налога на
добавленную стоимость на 1994 год с представителями субъектов
Российской Федерации.
14. Определить порядок выделения регионам ассигнований на
финансирование централизованных капитальных вложений в целях
выравнивания их развития. В связи с этим предусмотреть в
республиканском бюджете Российской Федерации необходимые средства.
15. В связи с возможным недопоступлением в течение года налога
на добавленную стоимость целесообразно предусмотреть в
республиканском бюджете Российской Федерации резервный страховой
фонд для оказания, в случае необходимости, финансовой помощи
соответствующим регионам, имея в виду регионы, по которым
предусматриваются трансферты и произошло снижение норматива
отчислений по НДС и имеются потери от разделения ставок по
подоходному налогу с физических лиц.
16. Поручить ученым - членам рабочей группы совместно с
работниками Министерства финансов Российской Федерации разработать
рекомендации по регулированию межбюджетных отношений внутри
субъектов Российской Федерации с учетом нового порядка
взаимоотношений между республиканским бюджетом Российской
Федерации и бюджетами субъектов Российской Федерации.
17. В процессе реализации нового порядка межбюджетных
отношений в Российской Федерации Министерству финансов Российской
Федерации, НИФИ проанализировать ход его внедрения с целью
внесения при необходимости соответствующих корректировок.
Предложенный новый механизм межбюджетных отношений призван
обеспечить установление в Российской Федерации единой методологии
бюджетного регулирования регионов и устранение субъективного
подхода к формированию взаимоотношений с бюджетами субъектов
Российской Федерации как со стороны Центра, так и со стороны
регионов.
В основу этой методологии заложено фактически сложившееся в
базовом году отклонение между среднедушевым бюджетным доходом по
всем регионам Российской Федерации и душевым бюджетным доходом
каждого региона (с корректировкой его на поправочные коэффициенты
по доходам и расходам).
Предложенный метод определения финансовой помощи (трансферта)
соответствующим регионам Российской Федерации (исходя из
фактических поступлений от налога на добавленную стоимость в целом
по Российской Федерации) позволяет снять проблему индексации сумм
трансферта.
Введение предложенной методики определения трансфертов
преследует цель обеспечить территориям определенный уровень
среднедушевых доходов по Российской Федерации и позволяет избежать
разногласий, связанных с определением минимального бюджета.
В то же время новый порядок в условиях после принятия указов
Президента Российской Федерации по вопросам налогообложения:
1) сокращает в целом поступления, за счет изменения нормативов
и ставок, в территориальные бюджеты налога на добавленную
стоимость и подоходного налога с физических лиц, что в сложившихся
условиях, даже при использовании дополнительных прав,
представляемых регионам в области налогообложения, может не дать
возможность в короткий срок полностью компенсировать выпадающие
доходы бюджетов (особенно это касается бюджетов сельских регионов,
сельских и поселковых населенных пунктов);
2) не решает проблему сокращения объема перераспределяемых
средств между республиканским бюджетом Российской Федерации и
бюджетами субъектов Российской Федерации, наоборот, увеличивает
встречные финансовые потоки в связи с применением единого
норматива отчислений в бюджеты территорий от налога на добавленную
стоимость (25 процентов);
3) привязывает расчеты трансфертов, выделяемых регионам,
только в сумме контингента НДС в целом по Российской Федерации,
что усиливает зависимость исполнения бюджетов территорий от
выполнения этого источника;
4) не гарантирует в случае отсутствия на федеральном уровне
специального целевого счета для аккумулирования средств в Фонде
финансовой поддержки регионов возможности в полном объеме, исходя
из фактических поступлений НДС, перечисления средств финансовой
помощи регионам, что может свести на нет преимущества данного
механизма.
Положение с перечислением трансфертов регионам может
усугубиться в связи с нечеткой работой банковской системы, а также
в связи с тем, что система казначейства находится в стадии
становления.
Учитывая это, рабочая группа по отработке методологии
формирования взаимоотношений между республиканскими бюджетами
Российской Федерации и бюджетами субъектов Российской Федерации на
1994 год считает необходимым рекомендовать увеличить нормативы
отчислений от НДС в бюджеты субъектов Российской Федерации,
получающих трансферты, при соответствующем уменьшении последних,
что требует разработки необходимого механизма.
Рабочая группа считает целесообразным продолжить работу по
дальнейшей отработке нового порядка бюджетного регулирования.
Заместитель руководителя
Бюджетного департамента
Министерства финансов
Российской Федерации
А.И.ЛУБЯНОЙ
Заместитель начальника Отдела
территориальных бюджетов
Бюджетного департамента
Министерства финансов
Российской Федерации
А.А.ЛАРИНА
Заместитель начальника
Бюджетного отдела
Финансового управления
администрации
Тульской области
В.В.КУЗНЕЦОВА
Заместитель руководителя
Департамента финансов,
Начальник Бюджетного управления
Департамента финансов
города Москвы
В.П.ШИРЯЕВ
Заместитель начальника
Бюджетного отдела
Главного финансового
управления администрации
Московской области
А.В.КРАСНОВА
Заместитель
министра финансов
Чувашской Республики
И.Н.КЛЮКОВА
Министр финансов
Республики Коми
А.В.ЗАХАРОВ
Заместитель начальника
Комитета финансов мэрии
г. Санкт - Петербурга
С.И.СОБОЛЕВА
Начальник Финансового
управления администрации
Курской области
З.А.МОСОЛОВ
Начальник Бюджетного отдела
Финансового управления
администрации
Пензенской области
Л.Ю.МОЛЧАНОВА
Министр финансов
Кабардино - Балкарской Республики
Х.В.ШЕОЖЕВ
Начальник Финансового
управления администрации
Ростовской области
В.Ф.КОСТЮЧЕНКО
Министр финансов
Республики Башкортостан
Ю.В.КИНЗЯБУЛАТОВ
Начальник Финансового
управления администрации
Курганской области
В.А.ПЫЛИН
И.о. начальника
Финансового управления
администрации
Томской области
Н.А.ЗИМЕНКОВ
Первый заместитель председателя
Комитета финансов администрации
Сахалинской области
Н.И.ГУДЫМА
Профессор
Всероссийского заочного
финансово - экономического института,
доктор экономических наук
П.Г.ПАВЛОВА
Профессор
Всероссийского заочного
финансово - экономического института,
доктор экономических наук
Г.Б.ПОЛЯК
Профессор
Финансовой академии,
доктор экономических наук
В.М.РОДИНОВА
Профессор
Всероссийского заочного
финансово - экономического института,
кандидат экономических наук
М.И.ХОДОРОВИЧ
Заведующий сектором финансов регионов
Отдела государственных финансов
Научно - исследовательского
финансового института,
кандидат экономических наук
А.Г.ИГУДИН
|