РЕШЕНИЯ БУДАПЕШТСКОГО САММИТА СБСЕ
1994 года
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
(Будапешт, 1994 г.)
ВВЕДЕНИЕ
1. Рассматривая выполнение обязательств по СБСЕ в области
человеческого измерения, государства-участники исходили в своих
дискуссиях из достигнутой ими общности ценностей, которая нашла
отражение в высоких стандартах, установленных в рамках СБСЕ. В
ходе обсуждения отмечался значительный прогресс, достигнутый в
выполнении обязательств по человеческому измерению. В то же
время государства-участники признали, что в некоторых областях
положение серьезно ухудшилось и что необходимо принятие мер
против продолжающихся нарушений прав человека и проявлений
агрессивного национализма, в том числе территориального
экспансионизма, а также расизма, шовинизма, ксенофобии и
антисемитизма, которые все еще приводят к человеческим
страданиям.
2. В рамках всеобъемлющей концепции безопасности права
человека и основные свободы, верховенство закона и
демократические институты, решающим образом способствуя
предотвращению конфликтов, служат основой мира и безопасности.
Защита прав человека, в том числе прав лиц, принадлежащих к
национальным меньшинствам, представляет собой краеугольный
камень демократического гражданского общества. Пренебрежение
этими правами, когда оно приобретало серьезный характер,
ставилось одной из причин экстремизма, региональной
нестабильности и конфликтов. Государства-участники подтвердили,
что проблемы в области соблюдения обязательств по СБСЕ
представляют законный и общий интерес для всех
государств-участников и что поэтому постановка этих проблем в
характерном для СБСЕ духе сотрудничества и ориентированности на
достижение результатов является позитивной практикой. Они
обязались стимулировать выполнение обязательств по СБСЕ путем
повышения эффективности диалога, а также обзоров и механизмов
выполнения. Они будут расширять оперативную основу СБСЕ, в
частности, путем укрепления Бюро по демократическим институтам и
правам человека (БДИПЧ), повышения степени его участия в работе
Постоянного совета и в деятельности миссий, а также посредством
развития сотрудничества с международными организациями и
институтами, занимающимися вопросами человеческого измерения.
3. Полезным вкладом в обзор выполнения явилось участие
неправительственных организаций (НПО). В своих выступлениях
представители этих организаций поделились своими идеями и
вынесли интересующие их вопросы на рассмотрение
государств-участников. Они также информировали
государства-участники о своей деятельности, в том числе в
области предотвращения и урегулирования конфликтов. Опыт
Будапештской конференции по обзору дает повод для дальнейшего
рассмотрения вопроса о содействии в рамках СБСЕ диалогу между
правительствами и неправительственными организациями
государств-участников в дополнение к межгосударственному диалогу.
4. Вновь подтверждая свои обязательства в области
человеческого измерения, государства-участники, считая
чрезвычайно важной задачей сосредоточить усилия на выполнении
уже существующих обязательств по СБСЕ, в то же время
договорились расширять рамки своего сотрудничества и в этих
целях приняли следующие положения:
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
ПО СБСЕ И СОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИЧЕСТВУ И ДИАЛОГУ
В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ
5. Развивая предусмотренные в Хельсинском документе 1992
года структуры для обзора выполнения, а также стремясь к
совершенствованию выполнения обязательств в области
человеческого измерения, государства-участники будут
использовать Постоянный совет для более широкого диалога по
вопросам человеческого измерения и для возможного принятия мер в
случаях невыполнения обязательств. С этой целью
государства-участники постановляют, что вопросы человеческого
измерения будут регулярно рассматриваться Постоянным советом.
Они будут шире использовать предоставляемые Московским
механизмом возможности для изучения вопросов человеческого
измерения на их территории или для содействия их решению.
6. Они призывают действующего Председателя информировать
Постоянный совет о поступивших сигналах относительно серьезных
случаев невыполнения обязательств в области человеческого
измерения, в том числе на основе сведений, полученных от БДИПЧ,
докладов и рекомендаций ВКНМ или докладов руководителей миссий
СБСЕ, а также информации, представленной соответствующим
государством.
7. Государства-участники вновь подтверждают свою высокую
оценку деятельности ВКНМ, которому удалось, в полном
соответствии с его мандатом, сосредоточить внимание на целом
ряде вопросов, касающихся национальных меньшинств, и успешно
рассмотреть их, принимая при этом во внимание конкретную
ситуацию, в которой находятся государства-участники и
непосредственно заинтересованные стороны.
Государства-участники призывают ВКНМ продолжать его
нынешнюю деятельность и высказываются в поддержку проведения им
работы по новым направлениям, в развитие уже сделанного, в том
числе в связи с его рекомендациями. Они будут активизировать
свои усилия по выполнению этих рекомендаций.
РОЛЬ БДИПЧ
8. БДИПЧ, являющееся основным институтом в области
человеческого измерения, будет по согласованию с действующим
Председателем участвовать в качестве консультанта в обсуждениях,
ведущихся в Руководящем совете и Постоянном совете, докладывая
через регулярные промежутки времени о своей деятельности и
представляя информация по вопросам выполнения. Оно будет
предоставлять вспомогательные материалы для ежегодного обзора
выполнения и при необходимости давать разъяснения по полученной
информации или дополнять ее. На основе тесных консультаций с
действующим Председателем директор БДИПЧ может вносить
предложения о последующих мерах.
9. Государства-участники признают необходимость расширения
сотрудничества через БДИПЧ с другими международными
организациями и институтами, занимающимися вопросами
человеческого измерения, в том числе с Верховным комиссаром ООН
по правам человека, в целях обмена информацией, включая доклады,
а также дальнейшей разработки ориентированных на будущее
мероприятий, таких как те, о которых говорится в настоящем
документе.
10. Государства-участники постановляют:
- укреплять сотрудничество СБСЕ с другими международными
организациями и институтами, в частности с УВКБ и МБМ, с тем
чтобы вносить вклад в проводимую УВКБ работу по подготовке
региональной конференции для рассмотрения проблем, касающихся
беженцев, перемещенных лиц, других форм вынужденного
переселения, а также лиц, возвращающихся в места своего
постоянного проживания в странах Содружества Независимых
Государств (СНГ) и в других заинтересованных соседних
государствах, путем учреждения, после проведения консультаций в
рамках неофициальной финансовой комиссии, временной
финансируемой за счет добровольных взносов должности для
эксперта по вопросам миграции;
- возложить на БДИПЧ функции центра для обмена информацией,
касающейся проблем средств массовой информации в регионе; они
также выражают пожелание, чтобы правительства, журналисты и НПО
представляли БДИПЧ данные о положении средств массовой
информации.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И СОТРУДНИЧЕСТВО
ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА
18. Государства-участники подчеркивают, что все действия
органов государственной власти должны соответствовать принципу
верховенства закона, что служит гарантией правовой защищенности
личности.
Они также подчеркивают необходимость защиты тех, кто
отстаивает права человека, и с заинтересованностью ожидают
доработки и принятия в рамках ООН декларации о праве и
обязанности лиц, групп и общественных органов укреплять и
отстаивать общепризнанные права человека и основные свободы.
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ
19. Государства-участники вновь подтверждают свои
обязательства по Копенгагенскому и Московскому документам в
отношении вопроса о смертной казни.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПЫТОК
20. Государства-участники решительно осуждают все формы
пыток как одно из грубейших нарушений прав человека и
человеческого достоинства. Они обязуются вести дело к их
искоренению. Они признают важность в этом отношении
международных норм, закрепленных в международных договорах о
правах человека, в частности, в Конвенции ООН против пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов
обращения и наказания, а также Европейской конвенции о
предотвращении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство
обращения и наказания. Они также признают важность национального
законодательства, направленного на искоренение пыток. Они
обязуются расследовать все заявления о случаях применения пыток
и преследовать виновных в судебном порядке. Они, кроме того,
обязуются включать в свои программы обучения и подготовки
личного состава сил по поддержанию правопорядка и полиции
конкретные положения, имеющие целью искоренение пыток. Они
считают, что существенно необходимым условием является обмен
информацией по данной проблеме. Государства-участники должны
иметь возможность получать такую информацию. В этом контексте
СБСЕ следует также опираться на опыт Специального докладчика по
вопросам пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания, назначенного Комиссией
ООН по правам человека, а также использовать информацию,
предоставляемую неправительственными организациями.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА
21. Государства-участники подтверждают свою решимость
последовательно способствовать выполнению положений
Заключительного акта и всех других документов СБСЕ, касающихся
защиты прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Они
высоко оценивают работу, проводимую ВКНМ в этой области.
22. Государства-участники приветствуют международные усилия
по улучшению защиты прав лиц, принадлежащих к национальным
меньшинствам. Они отмечают принятие в Совете Европы Рамочной
конвенции о защите национальных меньшинств, которая основывается
на нормах СБСЕ в этой области и развивает их. Они подчеркнули,
что данная Конвенция также открыта для подписания - по
приглашению - государствами, не являющимися членами Совета
Европы; они могут рассмотреть вопрос об изучении возможности
присоединения к ней.
РОМА И СИНТИ
23. Государства-участники постановляют создать в БДИПЧ
пункт для контактов по вопросам, касающимся народности рома и
синти (цыган). БДИПЧ будет поручено:
- действовать в качестве центра для обмена информацией по
вопросам, связанным с рома и синти (цыганами), включая
информацию о выполнении обязательств, касающихся рома и синти
(цыган);
- облегчать контакты по проблемам народности рома и синти
(цыган) между государствами-участниками, международными
организациями и институтами, а также НПО;
- поддерживать и развивать контакты по этим вопросам между
институтами СБСЕ и другими международными организациями и
институтами.
Для выполнения этих задач БДИПЧ будет в полной мере
использовать имеющиеся ресурсы. В этом контексте они
приветствуют заявление некоторых организаций, представляющих
рома и синти (цыган), об их намерении внести добровольные взносы.
24. Государства-участники приветствуют мероприятия,
проводимые другими международными организациями и институтами, в
частности Советом Европы, по вопросам, касающимся рома и синти
(цыган).
ТЕРПИМОСТЬ И НЕДИСКРИМИНАЦИЯ
25. Государства-участники осуждают проявления нетерпимости,
особенно - агрессивного национализма, расизма, шовинизма,
ксенофобии и антисемитизма, и будут оказывать дальнейшее
содействие эффективным мерам, направленным на их искоренение.
Они предлагают БДИПЧ и впредь уделять особое внимание этим
явлениям, собирая информацию об их различных проявлениях в
государствах-участниках. Они будут стремиться укрепить или
принять надлежащее законодательство на этот счет и осуществлять
необходимые меры для обеспечения эффективного применения
существующего законодательства таким образом, чтобы
предотвратить проявления этих явлений. Они также подчеркивают,
что действия по борьбе с этими явлениями должны рассматриваться
как составная часть политики и просвещения, ориентированных на
интеграцию. Они осуждают все преступления, совершенные в целях
так называемой этнической чистки, и будут продолжать оказывать
эффективную поддержку находящемуся в Гааге Международному
трибуналу по военным преступлениям для бывшей Югославии.
26. Они положительно оценивают принятый Советом Европы план
действий в отношении расизма, ксенофобии, антисемитизма и
нетерпимости. Предпринимая дальнейшие шаги в свете Декларации
римской Встречи Совета, институты СБСЕ будут изучать возможности
для совместной работы с Советом Европы, а также с ООН и другими
международными организациями.
27. Вновь подтверждая свое обязательство обеспечивать
свободу совести и религии и способствовать созданию климата
взаимной терпимости и уважения между верующими различных общин,
а также между верующими и неверующими, они выразили
озабоченность в связи с использованием религии в агрессивных
националистических целях.
РАБОЧИЕ-МИГРАНТЫ
28. Государства-участники вновь подтверждают, что права
человека являются всеобщими и неделимыми. Они признали, что
защита и обеспечение прав рабочих-мигрантов имеют свое
человеческое измерение. Они подчеркивают право рабочих-мигрантов
на свободное проявление своих этнических, культурных,
религиозных и языковых особенностей. Осуществление этих прав
может подвергаться таким ограничениям, которые установлены
законом и соответствуют международным нормам.
29. Они постановили, что должны приниматься надлежащие меры
для более эффективного предотвращения расистских вылазок и
других насильственных проявлений нетерпимости в отношении
рабочих-мигрантов и их семей.
30. Они вновь подтверждают свое осуждение всех актов
дискриминации по признаку расы, цвета кожи и этнического
происхождения, а также нетерпимости и ксенофобии в отношении
рабочих-мигрантов. В соответствии с внутренним законодательством
и международными обязательствами они будут и впредь
предпринимать эффективные меры в этой области.
31. Они будут продолжать содействовать социальной
интеграции рабочих-мигрантов в тех странах, где они законно
проживают. Они признают, что успех процесса интеграции также
зависит от его активного осуществления самими мигрантами, и,
соответственно, приняли решение поощрять их в этом отношении.
МИГРАЦИЯ
32. Государства-участники выражают свою озабоченность в
связи с происходящей в регионе СБСЕ массовой миграцией, в том
числе появлением миллионов беженцев и перемещенных лиц - главным
образом в результате войн, вооруженных конфликтов, социальной
вражды и грубых нарушений прав человека. Принимая во внимание
решения римской Встречи Совета 1993 года, они постановляют
расширить сотрудничество в этой области с соответствующими
международными организациями.
Они отмечают усилия, предпринимаемые УВКБ по подготовке
региональной конференции для рассмотрения проблем, касающихся
беженцев, перемещенных лиц, других форм вынужденного переселения
и лиц, возвращающихся в места своего постоянного проживания, в
Содружестве Независимых Государств и других заинтересованных
соседних государств.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
33. Государства-участники выражают глубокое сожаление в
связи с рядом грубых нарушений международного гуманитарного
права, имевших место в регионе СБСЕ в последние годы, и вновь
подтверждают свое обязательство уважать и обеспечивать уважение
общего гуманитарного права и, в частности, своих обязательств по
соответствующим международно-правовым документам, включая
Женевские конвенции 1949 года и дополнительные протоколы к ним,
участниками которых они являются.
34. Они подчеркивают потенциальное значение декларации о
минимальных гуманитарных нормах, применимых во всех ситуациях, и
заявляют о своей готовности принять активное участие в ее
выработке в рамках ООН. Они обязуются обеспечивать надлежащее
информирование и подготовку личного состава их военных служб в
том, что касается положений международного гуманитарного права,
и считают, что информация на этот счет должна быть доступной для
ознакомления.
35. Они высоко ценят развивающееся сотрудничество между
СБСЕ и Международным Комитетом Красного Креста (МККК), в том
числе с участием миссий СБСЕ, приветствуют готовность МККК к
развитию этого сотрудничества и обязуются и впредь оказывать
МККК поддержку, в частности, путем укрепления контактов, уже
установленных между миссиями СБСЕ и делегациями МККК,
работающими на местах.
СВОБОДА ВЫРАЖЕНИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ/СВОБОДНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ
36. Государства-участники вновь подтверждают, что свобода
выражения своего мнения является правом человека и одним из
основополагающих элементов демократического общества. В свете
этого независимость и плюрализм средств массовой информации
чрезвычайно важны для свободного и открытого общества и
обеспечения подотчетности органов государственного управления.
Их руководящим принципом будет защита этого права.
37. Они осуждают все случаи нападения на журналистов и
целенаправленно враждебного поведения по отношению к ним и будут
стремиться привлекать к ответственности лиц, непосредственно
виновных в таких нападениях и в таком поведении.
38. Они отмечают также, что действия, особенно со стороны
правительств, по разжиганию ненависти и нагнетанию межэтнической
напряженности с помощью средств массовой информации смогут
служить предупреждением о назревающем конфликте.
Свобода передвижения/контакты между людьми/культурное наследие
39. Государства-участники будут и далее поощрять и
облегчать контакты между людьми, а также обмены в области
культуры и образования и сотрудничать в соответствии с
положениями документов СБСЕ. Они будут продолжать выполнять свои
обязательства в области культуры, закрепленные в Документе
краковского Симпозиума по культурному наследию
государств-участников СБСЕ и в других соответствующих документах
СБСЕ. Они будут поощрять усилия, предпринимаемые на
государственном и частном уровнях с целью сохранения культурного
наследия в их странах.
40. Они будут поощрять полное выполнение административными
органами, соприкасающимися в своей деятельности с гражданами
других государств, принятых в рамках СБСЕ обязательств
относительно поездок и воздерживаться от унизительного обращения
и других посягательств на достоинство личности. Они также
рассмотрят необходимость составления сборника соответствующих
положений, принятых в СБСЕ.
41. Постоянный совет будет изучать возможности проведения
неофициальных встреч по проблемам, упомянутым в двух предыдущих
пунктах.
УСИЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И СОТРУДНИЧЕСТВА
В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА
Государства-участники
(23) Подтверждают самым решительным образом свое намерение
выполнять без промедления и добросовестно все свои обязательства
по СБСЕ, включая обязательства, изложенные в Итоговом документе
Венской встречи, Копенгагенском документе и Докладе Женевского
совещания, в отношении вопросов, касающихся национальных
меньшинств и прав принадлежащих к ним лиц.
(24) В этой связи они активизируют свои усилия по
обеспечению свободного осуществления принадлежности к
национальным меньшинствам лицами, на индивидуальной основе и
совместно с другими, своих прав человека и основных свобод,
включая право участвовать в полной мере в соответствии с
демократическими процедурами принятия решений каждого
государства в политической, экономической, социальной и
культурной жизни своих стран, в том числе на основе
демократического участия в работе директивных и консультативных
органов на национальном, региональном и местном уровнях, в
частности, в рамках политических партий и ассоциаций.
(25) Будут продолжать изучение на основе усилий в
одностороннем, двустороннем и многостороннем порядке дальнейших
возможностей более эффективного выполнения своих соответствующих
обязательств по СБСЕ, включая обязательства, связанные с защитой
и созданием условий для поощрения этнической, культурной,
языковой и региональной самобытности национальных меньшинств.
(26) Будут решать проблемы национальных меньшинств в
конструктивном духе, мирными средствами и путем диалога между
всеми заинтересованными сторонами на основе принципов и
обязательств СБСЕ.
|