Утверждена
Постановлением Госстроя России
от 22 ноября 1993 г. N 18-48
Согласовано
письмом ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 2 сентября 1993 г. N 309-4
Дата введения 1 января 1994 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ БУЛЬДОЗЕРОВ
ТОИ Р-66-12-93
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением
Госстроя РФ от 13.03.1995 N 18-22)
Разработана ЦНИИОМТП (канд. техн. наук В.А. Алексеев,
Н.Д. Левинсон, И.С. Санин) с участием специализированных
организаций строительных акционерных обществ, концернов,
корпораций с учетом Основ законодательства Российской Федерации об
охране труда и нормативных документов в строительстве взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных министерствами и
ведомствами. Типовая инструкция является нормативным документом
для работников строительных профессий.
Утверждена Постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 г.
N 18-48.
Машинисты бульдозеров (далее - машинисты) при производстве
работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования
безопасности, изложенные в Типовой инструкции по охране труда для
работников строительства, промышленности строительных материалов и
жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой инструкции,
разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, а также требования инструкций заводов - изготовителей
по эксплуатации управляемых ими машин.
Требования безопасности перед началом работы
1. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить руководителю удостоверение на право управления
бульдозером и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом
специфики выполняемых работ;
б) надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;
в) получить задание у бригадира или руководителя работ.
2. После получения задания на выполнение работы машинист
обязан:
а) осмотреть с руководителем место расположения подземных
сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками
или вешками;
б) уточнить последовательность выполнения работы и меры по
обеспечению безопасности;
в) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно
инструкции по эксплуатации бульдозера;
г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих
машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг
переключения скоростей находится в нейтральном положении;
д) произвести запуск двигателя (при наличии устройств,
выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых
элементов - вне кабины);
е) после запуска двигателя проверить на холостом ходу работу
всех механизмов и на малом ходу работу тормозов.
3. Машинист обязан не приступать к работе в случае следующих
нарушений требований безопасности:
а) при неисправностях или дефектах, указанных в инструкции
завода - изготовителя, при которых не допускается его
эксплуатация;
б) при обнаружении подземных коммуникаций, не указанных
руководителем работ, при выполнении работ по срезке или планировке
грунта;
в) при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте
завода - изготовителя.
Обнаруженные нарушения требований безопасности следует
устранить собственными силами, а при невозможности сделать это
машинист обязан сообщить о них руководителю работ и лицу по
надзору за безопасной эксплуатацией машины.
Требования безопасности во время работы
4. Перед началом движения машины машинист обязан убедиться в
отсутствии людей в зоне движения и подать звуковой сигнал.
5. При работе на пересеченной местности машинист обязан:
выключить первую скорость при движении машины под уклон;
затормозить машину при остановке ее на уклоне.
6. При засыпке выемок в грунте машинист обязан убедиться в
отсутствии в них людей, оборудования, инструмента и строительных
материалов и не допускать выход отвала бульдозера за край откоса.
Запрещается передвижение бульдозера в пределах призмы обрушения
откосов.
7. Работа бульдозера в опасной зоне работающего экскаватора не
допускается. Производство работ бульдозером в зоне действия
экскаватора разрешается только при остановке экскаватора и
нахождении ковша на земле.
8. Одновременная работа двух бульдозеров с прицепными
скреперами допускается при расстоянии между ними не менее 20 м.
Интервал между работающими бульдозерами без скреперов должен быть
не менее 10 м.
9. При работе бульдозера в местах проведения взрывных работ
перед каждым взрывом грунта бульдозер следует удалить на
безопасное расстояние, указанное руководителем. Возвращение
бульдозера к месту производства работ после взрыва разрешается
только после соответствующего сигнала.
10. При необходимости очистки отвала бульдозера машинист
обязан опустить отвал на землю и выключить двигатель.
11. При транспортировании машины своим ходом с одного места
работы на другое машинист обязан:
а) поднять отвал бульдозера на ограниченную высоту,
обеспечивающую необходимую видимость машинисту по ходу движения;
б) следить за тем, чтобы нож отвала не врезался и не задевал
встречающиеся на пути предметы;
в) соблюдать правила дорожного движения;
г) пересекать железнодорожный путь только на действующем
переезде, руководствуясь соответствующими сигналами;
д) устанавливать сигнальные красные фонари в случае
вынужденной остановки бульдозера на дороге в ночное время.
12. Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшую машину
допускается с применением жесткого буксира, без сильных рывков.
Применение для этих целей стального каната разрешается только при
защищенности стекол кабины машиниста решеткой или проволочной
сеткой.
13. При выполнении сцепки машинист обязан:
осуществлять маневрирование на первой передаче и внимательно
следить за работником, выполняющим сцепку машины;
избегать резких рывков;
по первому сигналу быть готовым затормозить машину;
осуществлять сцепку только после остановки машины.
14. Перед погрузкой бульдозера на трейлер машинист обязан
убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен. После погрузки
бульдозера следует опустить его отвал и закрепить бульдозер. Во
время перевозки бульдозера машинисту не разрешается находиться в
кабине.
15. Машинисту в процессе работы не разрешается:
а) передавать управление машиной лицам, не имеющим на это
прав;
б) оставлять машину с работающим двигателем;
в) перевозить в кабине посторонних лиц;
г) выходить из кабины и входить в нее на ходу.
16. При техническом обслуживании бульдозера машинист обязан
остановить двигатель и снять давление в гидросистеме.
17. Во время заправки бульдозера горючим машинисту и лицам,
находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем.
После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и
смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический
закрывающийся ящик. Разведение огня на расстоянии менее 50 м от
места работы или стоянки машины не допускается.
18. При необходимости ремонта или профилактического осмотра
бульдозера отвал следует заблокировать в поднятом состоянии
страховочными цепями или опустить на прочную и устойчивую опору.
При промывке деталей пользоваться этилированным спиртом не
допускается.
19. При обнаружении на участке выполнения земляных работ, не
указанных при получении задания, подземных коммуникаций и
сооружений, машинист обязан немедленно приостановить работу и
сообщить об этом руководителю.
20. При работе на косогорах машинисту не следует:
а) делать резких поворотов машины;
б) поворачивать машину с заглубленным рабочим органом;
в) передвигать машину поперек склонов, угол которых превышает
указанный в паспорте машины.
21. При передвижении машины по льду водоема машинисту следует:
а) трогать машину с места плавно на пониженной скорости без
пробуксовки;
б) осуществлять повороты осторожно и на сниженной скорости;
в) держать двери кабины открытыми.
Требования безопасности по окончании работы
22. По окончании работы машинист обязан;
а) поставить машину на стоянку;
б) поставить рычаг переключения скорости в нейтральное
положение и включить тормоз;
в) выключить двигатель;
г) закрыть кабину на замок;
д) сообщить руководителю работ или ответственному за исправное
состояние машины обо всех неполадках, возникших во время работы.
|