УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 21.03.2003 N 119
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
22 апреля 1996 г.
N 155
О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ЗАЩИТА..."
Постановлением от 05.11.95 г. N 1102 для снижения загрязнения
окружающей природной среды диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами и обеспечения охраны здоровья населения Правительство
Российской Федерации:
1. Утвердило Федеральную целевую программу "Защита окружающей
природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов на 1996 - 1997 годы".
2. Определило:
- государственным заказчиком Программы Министерство охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации;
- основными разработчиками Программы: Минприроды России,
Госкомсанэпиднадзор России, Минздравмедпром России, Росгидромет,
Госстандарт России, МГУ им. М.В.Ломоносова.
3. Поручило Минэкономики России и Минфину России включить
Программу в перечень федеральных целевых программ, финансируемых в
установленном порядке из федерального бюджета.
4. Рекомендовало органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, имеющих территории, загрязненные диоксинами
и диоксиноподобными токсикантами, и производства, являющиеся
источниками их поступления в окружающую среду, разработать и
утвердить в 1996 - 1997 годах по согласованию с Минприроды России
и Госкомсанэпиднадзором России целевые региональные программы
неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов на окружающую среду и население,
предусмотрев привлечение для их финансирования средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
В целях организации работ по реализации Федеральной целевой
программы "Защита окружающей природной среды и населения от
диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996 - 1997 годы"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Определить разработчиком - координатором Программы
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
научно-практических работ по защите населения и окружающей
природной среды от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов в
системе Минздравмедпрома России Федеральное управление
медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации
("Медбиоэкстрем").
2. Федеральному управлению "Медбиоэкстрем" сформировать в 1996
году на базе Научно-исследовательского института гигиены,
токсикологии и профпатологии (НИИ ГТП г. Волгоград) и
Научно-исследовательского института гигиены и профпатологии (НИИ
ГП г. Санкт-Петербург) Минздравмедпрома России региональные Центры
работ по защите населения и окружающей природной среды от
диоксинов и диоксиноподобных токсикантов.
3. Возложить функции координатора научно-методического
обеспечения работ по выполнению разделов и основных мероприятий
Федеральной целевой программы, относящихся к компетенции
Минздравмедпрома России, на директора НИИ ГТП г. Волгоград
(Шкодича П.Е.) и директора НИИ ГП г. Санкт-Петербург (Мусийчука
Ю.И.).
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
Первого заместителя Министра Москвичева А.М.
Министр
Министерства здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ
Приложение
к приказу Минздравмедпрома России
от 22.04.96 г. N 155
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 ноября 1995 г. N 1102
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ
ОТ ДИОКСИНОВ И ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ
НА 1996 - 1997 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ
ОТ ДИОКСИНОВ И ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ
НА 1996 - 1997 ГОДЫ"
Наименование Программы Защита окружающей природной
среды и населения от
диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов на 1996 - 1997 годы
Дата принятия решения о Постановление Правительства
разработке Программы, дата ее Российской Федерации от 18 мая
утверждения (наименование и 1994 г. N 496 "О плане действий
номер соответствующего акта) Правительства Российской
Федерации по охране окружающей
среды на 1994 - 1995 годы"
Постановление Правительства
Российской Федерации от
5 ноября 1995 г. N 1102
"О Федеральной целевой
программе "Защита окружающей
природной среды и населения от
диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов на 1996 - 1997 годы"
Государственные заказчики Минприроды России
Программы Госкомсанэпиднадзор России
Основные разработчики Минприроды России
Программы Госкомсанэпиднадзор России
Минздравмедпром России
Росгидромет
Госстандарт России
МГУ им. М.В. Ломоносова
Цели и задачи Программы, Сокращение техногенного
важнейшие целевые показатели загрязнения природной среды
диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами и минимизация их
вредного воздействия на
здоровье населения на территории
Российской Федерации;
разработка правовых,
экономических и организационных
мероприятий по защите окружающей
природной среды и населения
Российской Федерации от
диоксинов;
создание в Российской
Федерации государственного банка
данных по содержанию диоксинов в
объектах окружающей среды,
продуктах питания, кормах,
промышленной продукции и отходах
производства;
проведение локального
экологического и гигиенического
мониторинга, инвентаризация
диоксиноопасных технологий и
производств;
санитарно-гигиеническая и
медико-биологическая оценка
состояния окружающей среды и
здоровья человека в регионах,
загрязненных диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами;
разработка и создание
системы социально-медицинских
мероприятий по диагностике,
профилактике и реабилитации
здоровья населения;
разработка гигиенических и
экологических нормативов
содержания диоксинов и фуранов
в различных объектах окружающей
природной среды, промышленной
продукции, отходах производства
и потребления, питьевой воде,
продуктах питания и кормах;
нейтрализация диоксинов и
ограничение их распространения
в окружающей среде
Сроки реализации Программы 1996 - 1997 годы
Перечень подпрограмм (разделов) Раздел 1. Нормативно-правовое
и основных мероприятий обеспечение безопасности
окружающей природной среды и
населения
Раздел 2. Экономические и
организационные мероприятия по
обеспечению безопасности
окружающей природной среды и
населения
Раздел 3. Оценка масштабов и
степени загрязнения отдельных
регионов России диоксинами и
фуранами
Раздел 4. Санитарно -
гигиеническая и медико -
биологическая оценка состояния
окружающей природной среды и
здоровья населения в регионах,
загрязненных диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами
Раздел 5. Методы и средства
реабилитации территорий и
здоровья населения в регионах,
загрязненных диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами
Раздел 6. Разработка
диоксинобезопасных технологий
и методов обезвреживания
диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов
Раздел 7. Научно-информационное
обеспечение
Исполнители подпрограмм Научные и научно -
(разделов) и основных производственные организации
мероприятий министерств и ведомств
Российской Федерации,
ответственных за выполнение
заданий, подпрограмм (разделов),
и иные научные и научно -
производственные организации и
коллективы по определению
государственных заказчиков
Объемы и источники 7622 млн. рублей (в ценах
финансирования I квартала 1995 года)
из федерального бюджета,
в том числе на 1996 год -
3852 млн. рублей и на 1997 год -
3770 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты Сокращение техногенного
реализации Программы загрязнения природной среды
диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами и минимизация их
вредного воздействия на
здоровье населения на территории
Российской Федерации
Система организации контроля Контроль за выполнением
за исполнением Программы мероприятий Программы
осуществляется в порядке,
установленном для контроля
реализации федеральных целевых
программ
1. Состояние проблемы
Одной из глобальных экологических проблем в настоящее время
является защита окружающей природной среды и населения от
воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов (класс
соединений, включающий в себя полихлорированные
дибензо-n-диоксины, полихлорированные дибензофураны, бифенилы,
другие полиароматические хлорсодержащие вещества). Диоксины
образуются в технологических процессах химической, целлюлозно -
бумажной, металлургической и других отраслей промышленности, а
также при сжигании промышленных отходов, городского мусора,
этилированного бензина, дизельного топлива и некоторых других
органических веществ. Диоксины относятся к высокотоксичным
веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и
экологические системы.
Наиболее угрожаемыми по загрязнению диоксинами являются
Центральный, Уральский и Северо-Западный экономические регионы
России с развитой промышленностью, интенсивным земледелием, где
проживает основная часть населения страны.
Являясь чрезвычайно устойчивыми соединениями (период
полураспада в почве около 10 лет), диоксины накапливаются в почве,
растениях, животных и в организме человека. При достижении
определенного уровня накопления диоксинов в организмах происходят
опасные генетические изменения, последствия которых для генофонда
населения, растительного и животного мира непредсказуемы.
Российская Федерация - единственная из промышленно развитых
стран, не проводившая до последнего времени развернутых
экологотоксикологических исследований и не имевшая государственной
программы по проблеме диоксинов. Данные об опасности диоксинов для
человека и результаты выборочного обследования содержания этих
ксенобиотиков в природной среде и продуктах питания в Российской
Федерации потребовали разработки Федеральной целевой программы
"Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов на 1996 - 1997 годы" (далее
именуется - Программа).
Общая концепция решения проблемы диоксинов исходит из
требований Закона Российской Федерации "Об охране окружающей
природной среды", реальных социально-политических и экономических
условий, объективной оценки диоксиновой опасности для генофонда
населения, животного и растительного мира и основывается на
анализе данных состояния здоровья населения и результатов
выборочного обследования содержания диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов в объектах окружающей природной среды, питьевой воде и
продуктах питания в Российской Федерации, а также из предпосылки,
что решение данной проблемы в первую очередь зависит от отказа от
диоксиноопасных производств и технологий.
Обеспечение защиты окружающей природной среды и населения от
диоксинов и диоксиноподобных токсикантов будет способствовать
реализации Основных положений государственной стратегии Российской
Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого
развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от
4 февраля 1994 г. N 236.
2. Цели и технико-экономическая эффективность Программы
Целями Программы являются осуществление системных
исследований, научно-технических разработок и решение следующих
первоочередных для данного этапа задач по сокращению техногенного
загрязнения природной среды диоксинами и аналогичными
суперэкотоксикантами и минимизации их вредного воздействия на
здоровье населения на территории Российской Федерации:
санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка
состояния окружающей среды и здоровья населения в районах,
загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;
разработка и создание системы социально-медицинских
мероприятий по диагностике, профилактике воздействия диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей,
пострадавших в результате воздействия этих веществ;
разработка экологических и гигиенических нормативов содержания
диоксинов и фуранов в различных объектах окружающей природной
среды, промышленной продукции, отходах производства и потребления,
питьевой воде, продуктах питания и кормах.
Социальная эффективность реализации Программы достигается:
повышением достоверности и полноты информации о содержании
диоксинов в природной среде и продуктах питания;
созданием государственного санитарно-эпидемиологического
регистра и разработкой гигиенических и экологических нормативов
содержания диоксинов в объектах окружающей среды, питьевой воде,
продуктах питания, кормах, в промышленной продукции и отходах
производства;
формированием сети аналитических центров по контролю за
содержанием диоксинов;
разработкой научно обоснованных рекомендаций по локализации,
снижению поступлений этих веществ от известных источников и по
реабилитации территорий и здоровья населения в диоксиноопасных
районах;
разработкой правовых, экономических и организационных
механизмов защиты окружающей природной среды и населения от
диоксинов;
проведением локального экологического и гигиенического
мониторинга, выявлением источников поступления диоксинов в
окружающую природную среду и инвентаризацией диоксиноопасных
технологий и производств;
получением объективных данных о санитарно-гигиеническом и
медико-биологическом состоянии окружающей среды и здоровья
человека в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами;
обеспечением диагностики, профилактики воздействия диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей,
пострадавших в результате их воздействия.
Технико-экономическая эффективность Программы обеспечивается
концентрацией необходимых финансовых и материальных ресурсов, их
минимизацией за счет использования перспективных разработок,
исключением дублирования в исследованиях и координацией усилий
компетентных научно-исследовательских организаций.
Для финансирования научно-исследовательских и опытно -
конструкторских работ и мероприятий согласно Приложению,
рассчитанных на период 1996 - 1997 годов, необходимо выделение
7622 млн. рублей (в ценах I квартала 1995 года) из средств
федерального бюджета.
Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации,
внебюджетных и иных источников планируется на последующем этапе
разработки и реализации региональных программ неотложных мер по
снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на
окружающую природную среду и население в соответствии с настоящей
Программой.
Трудовые ресурсы для реализации Программы включают в себя
специалистов профильных научно-исследовательских учреждений
министерств, ведомств и организаций, привлекаемых к выполнению
проектов Программы.
Материальные ресурсы для реализации Программы выделяются
исполнителям проектов по согласованию с заказчиками в пределах,
предусмотренных сметной стоимостью соответствующих проектов
Программы.
Экономическая эффективность Программы по критерию
предотвращенного возможного экологического ущерба показывает, что
предотвращенный ущерб от воздействия диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов на окружающую природную среду и здоровье населения при
реализации Программы и последующих мероприятий на ее основе, по
экспертным оценкам, может составить не менее нескольких десятков
триллионов рублей.
3. Основные направления Программы
Нормативное обеспечение безопасности окружающей
природной среды и населения
Предусматривается разработка и внедрение в практику надзорных
служб экологических и санитарно-гигиенических нормативов по
контролю за содержанием диоксинов в различных объектах.
Экономические и организационные мероприятия по
обеспечению безопасности окружающей природной
среды и населения
Предусматриваются разработка системы комплексной экономической
оценки ущерба окружающей природной среде от загрязнения
диоксинами, базовых нормативов платы за выбросы и сбросы диоксинов
в окружающую природную среду, разработка гибкой системы мер
экономического стимулирования при создании и внедрении
диоксинобезопасных технологий, организация межведомственного
научно-технического центра по проблеме диоксинов.
Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных
регионов России диоксинами и фуранами
Предусматриваются разработка аналитических методик,
скриннинговых тест-систем, государственная регистрация и введение
в действие отечественных стандартных образцов диоксинов и фуранов,
разработка усовершенствованного отечественного хромато-масс -
спектрометра, оценка масштабов и степени загрязнения диоксинами
районов размещения предприятий целлюлозно-бумажной и химической
промышленности.
Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая
оценка состояния окружающей природной среды и здоровья
населения в районах, загрязненных диоксинами
Предусматриваются проведение анализа данных о состоянии
здоровья и разработка основ профилактики и реабилитации здоровья
населения в диоксиноопасных регионах.
Методы и средства реабилитации территорий и
здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами
и диоксиноподобными токсикантами
Предусматривается осуществить разработку мероприятий по
реабилитации загрязненных территорий и здоровья населения.
Разработка диоксинобезопасных технологий и методов
обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов
Предусматриваются разработка технических карт основных
диоксиноопасных производств, мероприятий и технических решений по
диоксинобезопасным методам переработки твердых бытовых отходов,
очистке промышленных выбросов и сбросов, обезвреживанию
галогеносодержащих отходов, в том числе отходов
целлюлозно-бумажной промышленности, реконструкции
диоксинпродуцирующих производств.
Научно-информационное обеспечение
Планируются создание банков данных, получение и обработка
научной информации, подготовка сводных аналитических материалов и
докладов по проблеме диоксинов.
4. Механизм реализации и конечные результаты Программы
Формы и методы организации управления реализацией Программы
определяются государственными заказчиками:
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации по экологическим аспектам проблемы диоксинов;
Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации по санитарно-гигиеническим аспектам
проблемы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных
контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для
федеральных государственных нужд, заключаемых государственными
заказчиками Программы со всеми исполнителями программных
мероприятий. Государственный контракт определяет права и
обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению
федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при
выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает
контроль за ходом работ по выполнению государственного заказа
государственным заказчиком.
В результате реализации Программы будут:
реализованы правовые, экономические и организационные
мероприятия по защите населения и окружающей природной среды от
опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов,
создана система государственного экологического контроля,
разработаны для внедрения в народное хозяйство диоксинобезопасные
технологии, методы и средства реабилитации загрязненных
территорий;
созданы основы нормативно-правового и экономического
регулирования, организации систематического мониторинга и
внедрения научно обоснованной системы мер, направленных на
реорганизацию промышленного производства в России с целью
исключения возможности образования диоксинов как в получаемой
продукции, так и на всех стадиях ее производства и утилизации.
Социальная значимость выполнения Программы определяется
совокупностью мероприятий, направленных на снижение заболеваемости
населения, повышение качества продуктов питания, питьевой воды,
защиту здоровья и генофонда населения России от опасного
воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов.
В результате реализации Программы станет возможным переход к
следующему этапу решения проблемы защиты окружающей природной
среды и населения от воздействия диоксинов - снижению уровня
загрязнения ими территории России до физиологически допустимых
норм. Для этого предстоит разработать и организовать систему
постоянного мониторинга окружающей среды, реализовать план
мероприятий по локализации и снижению уровня загрязнения
территории России диоксинами и фуранами, реабилитации здоровья
населения, провести реорганизацию диоксинпродуцирующих
производств, осуществить внедрение диоксинобезопасных технологий.
Приложение
к Федеральной целевой программе
"Защита окружающей природной
среды и населения от диоксинов
и диоксиноподобных токсикантов
на 1996 - 1997 годы"
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЗАЩИТА
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ ОТ ДИОКСИНОВ И
ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ НА 1996 - 1997 ГОДЫ"
-------------------------------------T---------------------------¬
¦ ¦Затраты <*> (млн. рублей в ¦
¦ Наименование мероприятий ¦ ценах I квартала 1995 г. ¦
¦ +--------T---------T--------+
¦ ¦ всего ¦ 1996 г. ¦ 1997 г.¦
+------------------------------------+--------+---------+--------+
¦ 1. Нормативно-правовое обеспечение безопасности ¦
¦ окружающей природной среды и населения ¦
¦ ¦
¦Разработка экологических нормативов 83 41,5 41,5¦
¦содержания диоксинов и фуранов в ¦
¦выбросах и сбросах промышленных ¦
¦предприятий и мусоросжигательных ¦
¦заводов ¦
¦ ¦
¦Разработка экологических нормативов 83 41,5 41,5¦
¦содержания диоксинов и фуранов в ¦
¦почвах, отходах производства и ¦
¦потребления ¦
¦ ¦
¦Разработка санитарно-гигиенических 454 151 303 ¦
¦нормативов содержания диоксинов и ¦
¦фуранов в питьевой воде, продуктах ¦
¦питания, воздухе рабочей зоны, ¦
¦промышленной продукции, кормах и ¦
¦биосубстратах ¦
¦ ¦
¦Разработка предложений о внесении 68 34 34 ¦
¦изменений и дополнений в законы и ¦
¦иные нормативные правовые акты ¦
¦Российской Федерации в области ¦
¦защиты окружающей среды и населения ¦
¦от диоксинов и диоксиноподобных ¦
¦токсикантов ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Итого по разделу 1 688 268 420 ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ 2. Экономические и организационные мероприятия по ¦
¦ обеспечению безопасности окружающей ¦
¦ природной среды и населения ¦
¦ ¦
¦Разработка комплексного алгоритма 106 53 53 ¦
¦оценки экологического и ¦
¦антропогенного риска от загрязнения ¦
¦диоксинами и диоксиноподобными ¦
¦токсикантами для принятия ¦
¦управленческих решений ¦
¦ ¦
¦Разработка системы комплексной 60 30 30 ¦
¦экономической оценки ущерба ¦
¦окружающей природной среде от ¦
¦загрязнения диоксинами и ¦
¦диоксиноподобными токсикантами ¦
¦ ¦
¦Разработка базовых нормативов платы 60 30 30 ¦
¦за выбросы и сбросы диоксинов и ¦
¦фуранов в окружающую природную среду ¦
¦и за размещение отходов, их ¦
¦содержащих ¦
¦ ¦
¦Разработка системы мер 30 15 15 ¦
¦экономического стимулирования и ¦
¦льготного налогообложения ¦
¦предприятий, учреждений и ¦
¦организаций при разработке и ¦
¦внедрении диоксинобезопасных ¦
¦технологий ¦
¦ ¦
¦Создание Междведомственного 756 756 - ¦
¦научно-технического центра по ¦
¦проблеме диоксинов и ¦
¦диоксиноподобных токсикантов ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Итого по разделу 2 1012 884 128 ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ 3. Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных ¦
¦ регионов России диоксинами и фуранами ¦
¦ ¦
¦Разработка аналитических методик 435 170 265 ¦
¦определения содержания диоксинов и ¦
¦фуранов в пищевых продуктах, кормах, ¦
¦промышленной продукции и отходах, ¦
¦биосфере, биосубстратах человека и ¦
¦объектах биоты ¦
¦ ¦
¦Разработка скриннинговых тест-систем 113 56 57 ¦
¦и внедрение их в практику учреждений ¦
¦Госкомсанэпиднадзора России, ¦
¦Минздравмедпрома России и Минприроды ¦
¦России ¦
¦ ¦
¦Синтез, наработка, государственная 185 92 93 ¦
¦регистрация и введение в действие ¦
¦стандартных образцов диоксинов и ¦
¦фуранов, в том числе изотопномеченых ¦
¦ ¦
¦Усовершенствование отечественного 378 77 301 ¦
¦малогабаритного хромато-масс - ¦
¦спектрометра, разработка и ¦
¦организация выпуска ¦
¦хроматографических колонок для ¦
¦определения диоксинов и фуранов ¦
¦ ¦
¦Разработка методов и средств 113 56 57 ¦
¦биоиндикации и биотестирования ¦
¦диоксинов в окружающей среде ¦
¦ ¦
¦Аккредитация лабораторий на право 45 45 - ¦
¦государственного контроля по ¦
¦определению диоксинов и фуранов в ¦
¦различных объектах окружающей среды ¦
¦ ¦
¦Проведение измерений и определение 756 226 530 ¦
¦суммарных выбросов и сбросов ¦
¦диоксинов в окружающую среду от ¦
¦известных источников: предприятий ¦
¦химической промышленности; ¦
¦предприятий цветной и черной ¦
¦металлургии; целлюлозно-бумажного ¦
¦производства; автомобильного ¦
¦транспорта; мусороперерабатывающих ¦
¦заводов ¦
¦ ¦
¦Оценка уровня загрязнения 378 151 227 ¦
¦диоксиноподобными токсикантами ¦
¦регионов с предприятиями ¦
¦целлюлозно-бумажной и химической ¦
¦промышленности ¦
¦ ¦
¦Ранжирование территории России по 38 19 19 ¦
¦загрязненности диоксинами и ¦
¦диоксиноподобными токсикантами ¦
¦ ¦
¦Разработка прогноза загрязнения 30 18 12 ¦
¦территории России диоксинами и ¦
¦диоксиноподобными токсикантами с ¦
¦помощью имитационных моделей ¦
¦пространственно-временного ¦
¦перемещения суперэкотоксикантов в ¦
¦объектах окружающей среды ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Итого по разделу 3 2471 910 1561 ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ 4. Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка ¦
¦ состояния окружающей природной среды и здоровья населения ¦
¦ в регионах, загрязненных диоксинами и ¦
¦ диоксиноподобными токсикантами ¦
¦ ¦
¦Анализ данных о состоянии здоровья 45 45 - ¦
¦населения в диоксиноопасных регионах ¦
¦ ¦
¦Экспериментальные и клинические 204 61 143 ¦
¦исследования воздействия диоксинов и ¦
¦диоксиноподобных токсикантов на ¦
¦человека, определение уровня ¦
¦содержания диоксинов в грудном ¦
¦молоке ¦
¦ ¦
¦Разработка методов оценки риска 151 76 75 ¦
¦проживания в диоксиноопасных ¦
¦регионах ¦
¦ ¦
¦Исследование токсикологических 378 227 151 ¦
¦эффектов диоксинов и ¦
¦диоксиноподобных токсикантов на ¦
¦биологические системы в различных ¦
¦природных средах ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Итого по разделу 4 778 409 369 ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ 5. Методы и средства реабилитации территорий и здоровья ¦
¦ населения в регионах, загрязненных диоксинами и ¦
¦ диоксиноподобными токсикантами ¦
¦ ¦
¦Разработка научных основ 174 87 87 ¦
¦профилактики и реабилитации здоровья ¦
¦населения в диоксиноопасных регионах ¦
¦ ¦
¦Разработка системы реабилитации 83 83 - ¦
¦территорий, загрязненных диоксинами ¦
¦и диоксиноподобными токсикантами ¦
¦ ¦
¦Разработка комплекса мероприятий по 174 87 87 ¦
¦защите источников питьевого ¦
¦водоснабжения от загрязнения ¦
¦диоксинами и диоксиноподобными ¦
¦токсикантами, усовершенствованию ¦
¦процессов водоподготовки с целью ¦
¦обеспечения нормативного содержания ¦
¦диоксинов в питьевой воде ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Итого по разделу 5 431 257 174 ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ 6. Разработка диоксинобезопасных технологий и методов ¦
¦ обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов ¦
¦ ¦
¦Исследование условий образования 242 121 121 ¦
¦диоксинов в промышленных ¦
¦производствах хлорорганических ¦
¦продуктов на различных стадиях их ¦
¦получения и в смежных ¦
¦технологических циклах ¦
¦ ¦
¦Разработка и экспериментальная 54 27 27 ¦
¦проверка диоксинобезопасных ¦
¦технологий переработки твердых ¦
¦бытовых отходов ¦
¦ ¦
¦Разработка мероприятий и технических 378 189 189 ¦
¦решений по замене технологий с ¦
¦использованием хлора и ¦
¦хлорсодержащих соединений на ¦
¦технологические процессы, ¦
¦исключающие образование диоксинов и ¦
¦фуранов ¦
¦ ¦
¦Разработка технологий и средств 567 260 307 ¦
¦очистки промышленных выбросов и ¦
¦сбросов от диоксинов и фуранов ¦
¦ ¦
¦Разработка эффективных способов и 378 189 189 ¦
¦технических средств обезвреживания и ¦
¦утилизации галогеносодержащих ¦
¦отходов, в том числе отходов ¦
¦целлюлозно-бумажной промышленности ¦
¦ ¦
¦Исследование процессов миграции, 189 94 95 ¦
¦трансформации и деградации диоксинов ¦
¦и фуранов под воздействием внешних ¦
¦факторов в объектах окружающей ¦
¦природной среды ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Итого по разделу 6 1808 880 928 ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ 7. Научно-информационное обеспечение ¦
¦ ¦
¦Создание банка данных по основным 94 94 - ¦
¦диоксиноопасным производствам и ¦
¦технологиям в России ¦
¦ ¦
¦Организация и проведение семинаров и 94 37 57 ¦
¦конференций по проблеме диоксинов ¦
¦ ¦
¦Подготовка сводных аналитических 76 38 38 ¦
¦материалов и документов для ¦
¦представления в Правительство ¦
¦Российской Федерации ¦
¦ ¦
¦Создание информационно-поисковой 94 37 57 ¦
¦системы по Программе ¦
¦ ¦
¦Обеспечение населения и общественных 76 38 38 ¦
¦организаций информацией об опасности ¦
¦диоксинов и диоксиноподобных ¦
¦токсикантов и мерах защиты от них ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Итого по разделу 7 434 244 190 ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Всего по Программе 7622 3852 3770 ¦
L-----------------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> - Федеральный бюджет.
|