ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 1995 года No. С5-7/ОЗ-736
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что
вступил в силу Федеральный закон "Об использовании атомной
энергии" (опубликован в "Российской газете" 28 ноября 1995 года
No. 230).
1. Названный Федеральный закон определяет правовую основу и
принципы регулирования отношений, возникающих при использовании
атомной энергии, направлен на защиту собственности при
использовании атомной энергии.
2. В качестве основных задач правового регулирования
отношений, возникающих при осуществлении всех видов деятельности в
области использования атомной энергии, Федеральный закон называет
создание правовых основ системы государственного управления
использованием атомной энергии и системы государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии, а
также и установление прав, обязанностей и ответственности органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций и иных юридических лиц и граждан (статья 2).
3. Федеральный закон обязывает органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления,
на территории которых предполагается разместить ядерные установки,
радиационные источники или пункты хранения, проводить с участием
организаций и граждан обсуждение вопросов по размещению,
проектированию и сооружению объектов использования атомной
энергии, по результатам которого принимаются подлежащие
обязательному официальному опубликованию решения. Эти решения
после их принятия могут быть обжалованы в суд физическими и
юридическими лицами, чьи права и охраняемые Законом интересы могут
быть нарушены (ст. 14).
4. В соответствии с Федеральным законом, любая деятельность в
области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию
органами государственного регулирования безопасности, не
допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение
(ст. 26).
5. Федеральный закон предусматривает, что убытки, связанные с
прекращением или приостановлением сооружения ядерной установки,
радиационного источника или пункта хранения в случае выявления в
процессе их сооружения дополнительных факторов, приводящих к
снижению уровня безопасности этих объектов или к иным
неблагоприятным последствиям, подлежат возмещению в судебном
порядке за счет организаций, по вине которых не были своевременно
выявлены и учтены эти факторы. Во всех других случаях убытки,
связанные с прекращением или с приостановлением сооружения
указанных объектов, подлежат возмещению за счет средств
соответствующих бюджетов (ст. 29).
6. В статье 39 Федерального закона установлены запреты на
проведение общественных мероприятий на территориях ядерных
установок и пунктов хранения. При этом предусмотрено, что ущерб,
причиненный эксплуатирующей организацией в результате действий,
посягающих на их безопасную работу, возмещается виновными лицами и
организациями (при наличии спора) в судебном порядке.
В отдельной главе (XII) содержатся положения об
ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным
воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан
(ст. ст. 53-60).
В частности, установлено, что гражданско-правовую
ответственность за убытки, причиненные юридическим и физическим
лицам радиационным воздействием при выполнении работ в области
использования атомной энергии, несет эксплуатирующая организация
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
(ст. 53).
При этом установлено, что ответственность эксплуатирующей
организации за убытки и вред, причиненные радиационным
воздействием, согласно данному Федеральному закону наступает
независимо от вины этой организации, за исключением случаев, когда
такие убытки и вред, причиненные радиационным воздействием,
возникли в результате непреодолимой силы, военных действий,
вооруженных конфликтов и умысла самого потерпевшего, когда
эксплуатирующая организация освобождается от ответственности
(ст. 54).
Освобождение от возмещения убытков и вреда производится в
судебном порядке (часть 3 ст. 54).
Федеральный закон также устанавливает, что виды и пределы
ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным
воздействием в зависимости от типа объема использования атомной
энергии, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Причем, максимальные пределы ответственности за убытки и вред,
причиненные радиационным воздействием, в отношении любого
инцидента не могут быть больше размера, установленного
международными договорами Российской Федерации (ст. 55).
8. Федеральный закон решает вопросы исковой давности по
возмещению убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием.
Так, исковая давность не распространяется на требование о
возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием
жизни и здоровью граждан. По требованиям о возмещении убытков и
вреда, причиненных радиационным воздействием имуществу или
окружающей среде, срок исковой давности устанавливается в 3 года
со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении
своего права (ст. 58).
При этом иски о возмещении убытков за вред, причиненный
радиационным воздействием окружающей среде, в соответствии со
статьей 59 Федерального закона предъявляются эксплуатирующей
организации органами государственной власти, соответствующими
органами местного самоуправления, специально уполномоченными на то
государственными органами в области охраны окружающей среды.
9. Федеральный закон предусматривает административную
ответственность организаций, осуществляющих деятельность в
использовании атомной энергии, и определяют, что порядок
начисления и размеры штрафов, налагаемых в административном
порядке органами государственного регулирования безопасности,
устанавливаются законодательством Российской Федерации (ст. 62).
Данная информация направляется для сведения и использования
при рассмотрении дел соответствующих категорий.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В. БОЙКОВ
|