ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 1995 года No. С5-7/ОЗ-734
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что
вступил в силу принятый Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации 18 октября 1995 г. Федеральный закон
"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и
подписанный Президентом Российской Федерации 17 ноября 1995 г.
No. 169-ФЗ. Федеральный закон опубликован в "Российской газете"
29 ноября 1995 г. No. 231.
1. Названный Федеральный закон (далее - Закон) регулирует
отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности
архитектора по созданию архитектурных объектов и направлен на
развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений
архитектуры, памятников истории и культуры, а также природных
ландшафтов.
Закон определяет права, обязанности и ответственность граждан
и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность, а
также органов государственной власти, органов местного
самоуправления при условии наделения их государственными
полномочиями, заказчиков (застройщиков), подрядчиков,
собственников (владельцев) архитектурных объектов (ст. 1).
2. По вопросам архитектурной деятельности могут приниматься
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации, которые должны соответствовать данному Закону
(п. 4 ст. 1).
3. В соответствии с Законом под архитектурной деятельностью
понимается как профессиональная деятельность граждан
(архитекторов), так и деятельность юридических лиц по организации
профессиональной деятельности архитекторов (ст. 2).
4. По общему правилу архитектурная деятельность,
осуществляемая гражданами и юридическими лицами, подлежит
лицензированию (ст. 4).
Не требуют лицензирования архитектурная деятельность граждан,
осуществляемая под руководством архитектора, имеющего лицензию, и
архитектурная деятельность по созданию и реализации архитектурного
проекта по объектам, не требующим разрешения на строительство, а
также участие в конкурсе на архитектурный проект, если условиями
конкурса не предусмотрено иное (ст. 6).
5. Лицензирование архитектурной деятельности возложено Законом
на федеральный лицензионный архитектурный орган и его
территориальные лицензионные архитектурные органы, которым также
предоставлено право временно приостанавливать действие выданных
ими лицензий или аннулировать их в случае нарушения лицами,
осуществляющими архитектурную деятельность, обязанностей,
установленных статьей 13 данного Закона.
Решение о временном приостановлении действия лицензии или об
аннулировании ее может быть обжаловано в суд (ст. 5).
6. Закон определяет правовые основы создания архитектурного
объекта. В частности, в статье 3 предусмотрено, что заказчик
(застройщик), под которым понимается как гражданин, так и
юридическое лицо, обязан иметь архитектурный проект, выполненный в
соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектором,
имеющим лицензию на архитектурную деятельность (п. 1), разрешение
на строительство, за исключением случаев, названных в пункте 2, а
также разрешение собственника земельного участка и(или) здания,
сооружения на строительство объекта (п. 2 ст. 3).
При этом установлено, что архитектурно-планировочное задание
выдается по заявке заказчика (застройщика) органом архитектуры и
градостроительства. Отказ в выдаче архитектурно-планировочного
задания может быть обжалован заказчиком (застройщиком)
соответственно в орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, в орган местного самоуправления и(или) в суд (часть
пятая п. 3 ст. 3).
Соответствующим органом архитектуры и градостроительства
выдается и разрешение на строительство, отказ в выдаче которого
также может быть обжалован заказчиком (застройщиком)
соответственно в орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, в орган местного самоуправления и(или) в суд
(п. 5 ст. 3).
7. Закон устанавливает, что отношения, возникающие при
создании и использовании произведения архитектуры как объекта
авторского права, регулируются наряду с данным Законом также
Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"
(ст. 16).
8. В главе VII предусматривается административная и
имущественная ответственность за нарушение названного Закона
(ст. ст. 24, 25).
Данная информация направляется для сведения и использования
при рассмотрении дел соответствующих категорий, имея в виду, что
подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам
определяется в соответствии с процессуальным законодательством.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В. БОЙКОВ
|