ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 1995 г. N 07/95
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в
составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда
Дашука Л.А.,
судей Экономического Суда Абдрахманова С.С., Апостола Д.Д.,
Бегалиева М.А., Бекенова Р.А., Вылкова И.К., Керимбаевой А.Ш.,
Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Симоняна Г.В., Толибова Х.,
при секретаре Мадудиной Т.И.,
с участием:
представителя Межгосударственной телерадиокомпании "Мир"
Суханова М.Е.,
Генерального советника Экономического Суда Хвалея В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу
Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" о толковании,
установил:
В запросе Межгосударственной телерадиокомпании "Мир"
указано следующее.
24 декабря 1993 года главами государств Содружества
подписано Соглашение о международно-правовых гарантиях
беспрепятственного и независимого осуществления деятельности
Межгосударственной телерадиокомпании "Мир". В статье 6 этого
Соглашения предусматривается: "1. Компания, ее имущество
освобождаются от прямых налогов и сборов любого характера, кроме
платежей за коммунальные и другие подобные услуги. 2. Компания
освобождается от таможенных сборов и ограничений при ввозе и
вывозе предметов, предназначенных для использования в целях,
предусмотренных Уставом МТРК "Мир"."
Межгосударственная телерадиокомпания "Мир" и ее филиалы
(представительства) при осуществлении в соответствии с Уставом
производственной и коммерческой деятельности производят
соответствующие выплаты в бюджеты государств-участников
Соглашения.
Ввиду того, что в таможенных и налоговых органах
государств-учредителей МТРК "Мир" возникают вопросы о порядке
применения статьи 6 Соглашения, Межгосударственная
телерадиокомпания "Мир" просит дать толкование данной статьи с
указанием, от каких конкретно видов налогов и таможенных сборов
она освобождена.
Заслушав судью-докладчика Махмудову Л.Ш., представителя
Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" Суханова М.Е.,
проанализировав заключение Генерального советника Экономического
Суда Хвалея В.В. и исследовав имеющиеся в деле документы,
Экономический Суд приходит к следующим выводам.
Из подписанных в рамках Содружества Независимых Государств
документов термин "прямые налоги" содержится лишь в Соглашении
между правительствами государств-участников Содружества
Независимых Государств о согласованных принципах налоговой
политики от 13 марта 1992 года. Статья 1 этого Соглашения
подразделяет налоги на прямые (налог на прибыль предприятий,
объединений и организаций, подоходный налог с физических лиц) и
косвенные (налог на добавленную стоимость и акцизы).
Однако указанное Соглашение вступает в силу с момента сдачи
депозитарию третьего уведомления, подтверждающего, что выполнены
надлежащие внутригосударственные процедуры, необходимые для его
вступления в силу (статья 6).
Как видно из материалов дела, соответствующие уведомления
сданы государству-депозитарию лишь Республикой Беларусь (10 июня
1993 года) и Республикой Казахстан (20 апреля 1994 года).
До тех пор, пока Соглашение о согласованных принципах
налоговой политики не вступит в силу, оно не может быть
однозначно использовано Судом как источник толкования термина
"прямые налоги".
Действующее национальное законодательство
государств-учредителей МТРК "Мир" также не содержит четкого
разделения налогов по их видам.
Одним из исключений является Закон Российской Федерации "Об
акцизах" от 6 декабря 1991 года. В соответствии со статьей 1
этого Закона акцизы отнесены к косвенным налогам, которые
включаются в цену товара и оплачиваются покупателем.
Из ответа Министерства финансов Республики Армения видно,
что акцизный налог и налог на добавленную стоимость считаются
косвенными налогами. Однако в ответе не содержится ссылок на
какие-либо законодательные акты Республики.
В настоящее время в большинстве экономических и правовых
доктрин преобладает точка зрения, в соответствии с которой
налоги (налог на прибыль, налог на имущество, налог на
добавленную стоимость, акциз, таможенная пошлина, подоходный
налог и другие) делятся на прямые и косвенные, исходя из способа
их взимания. С этих позиций прямым налогом является налог,
который уплачивается самим субъектом налогообложения, косвенным
- налог, экономическое бремя которого возлагается на покупателя
при приобретении им продукции (товаров, работ, услуг), так как
он устанавливается в виде надбавки к цене либо тарифу.
При подписании Соглашения от 24 декабря 1993 года
международно-правовые гарантии Межгосударственной
телерадиокомпании "Мир" предоставлялись для обеспечения
независимого осуществления ею своих функций. По мнению Суда,
независимое осуществление МТРК "Мир" своих функций определяется
в значительной мере и степенью ее экономической независимости.
Следовательно, до вступления в силу Соглашения между
правительствами государств-участников Содружества Независимых
Государств о согласованных принципах налоговой политики от 13
марта 1992 года МТРК "Мир" освобождена от всех видов налогов на
территориях государств-участников Соглашения о
международно-правовых гарантиях беспрепятственного и
независимого осуществления деятельности Межгосударственной
телерадиокомпании "Мир" от 24 декабря 1993 года, за исключением
тех государств-участников этого Соглашения, законодательными
актами которых отдельные налоги определены как косвенные.
С момента вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992
года на территории государств, в отношении которых оно вступит в
силу, МТРК "Мир" не будет освобождена от уплаты налога на
добавленную стоимость и акцизов, поскольку указанное Соглашение
подразделяет налоги на прямые и косвенные, и от последних
Межгосударственная телерадиокомпания "Мир", согласно статье 6
Соглашения от 24 декабря 1993 года, не освобождается.
Применительно к вопросу об освобождении МТРК "Мир" от
таможенных сборов и ограничений при ввозе и вывозе предметов,
предназначенных для использования в целях, предусмотренных
Уставом МТРК "Мир" (пункт 2 статьи 6 Соглашения от 24 декабря
1993 года), Суд приходит к следующему.
Конкретный перечень таможенных сборов устанавливается
национальным законодательством государств-участников Соглашения
от 24 декабря 1993 года.
Под термином "таможенные ограничения" следует понимать
ограничения нетарифного характера, которые устанавливаются
таможенным законодательством государств. К таким ограничениям
относятся: запрет или ограничения на ввоз определенных товаров
на территорию государства-участника либо вывоз таких товаров из
государства-участника; запрет или ограничения на транзитное
перемещение определенных товаров по территории
государства-участника; установление минимальных или максимальных
цен при ввозе (вывозе) товаров; иные ограничения нетарифного
характера.
Исходя из этого, Суд считает, что МТРК "Мир" освобождена в
соответствии со статьей 6 Соглашения от 24 декабря 1993 года от
всех таможенных сборов и ограничений при ввозе (вывозе)
предметов, предназначенных для использования в целях,
предусмотренных Уставом МТРК "Мир".
Статья 15 Соглашения о международно-правовых гарантиях
беспрепятственного и независимого осуществления деятельности
Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" от 24 декабря 1993
года устанавливает, что Соглашение временно применяется со дня
его подписания и вступает в силу на десятый день с даты сдачи на
хранение шестого документа о выполнении внутригосударственных
процедур, необходимых для его вступления в силу. Это означает,
что указанное Соглашение должно выполняться
государствами-учредителями МТРК "Мир" с 24 декабря 1993 года вне
зависимости от того, что национальным законодательством
некоторых государств предусмотрена ратификация таких
международных договоров.
В соответствии со статьей 24 Венской Конвенции о праве
международных договоров от 23 мая 1969 года, ратифицированной
СССР 29 мая 1986 года, договор вступает в силу в порядке и в
дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между
участвовавшими в переговорах государствами.
Статья 25 Венской Конвенции устанавливает, что договор или
часть договора применяется временно до вступления договора в
силу, если это предусмотрено самим договором. При этом, если в
договоре не предусматривается иное, временное применение
договора в отношении государства прекращается, если это
государство уведомит другие государства, между которыми временно
применяется договор, о своем намерении не становиться участником
договора.
Венская Конвенция (статья 27) также устанавливает, что
участник договора не может сослаться на положения своего
внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им
договора.
Согласно статье 12 Соглашения о создании Содружества
Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, "Высокие
Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных
обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений
бывшего Союза ССР". Данное Соглашение ратифицировано всеми
государствами-участниками Содружества Независимых Государств.
Тем самым, положения Венской Конвенции о праве международных
договоров являются обязательными для государств-участников
Содружества Независимых Государств.
Исходя из приведенных аргументов, Суд находит, что,
несмотря на наличие в некоторых государствах норм внутреннего
права, предусматривающих необходимость ратификации Соглашения от
24 декабря 1993 года, каждое из государств-участников должно
исполнять свои обязательства, вытекающие из указанного
Соглашения, то есть предоставлять МТРК "Мир" льготы, которые
предусмотрены статьей 6 Соглашения, до момента, когда
государство-участник Соглашения в установленном порядке не
заявит о своем отказе от выполнения обязательств.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 5
Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых
Государств и пунктом 13.4 Регламента Экономического Суда
Содружества Независимых Государств,
Экономический Суд
Решил:
Дать следующее толкование статьи 6 Соглашения о
международно-правовых гарантиях беспрепятственного и
независимого осуществления деятельности Межгосударственной
телерадиокомпании "Мир" от 24 декабря 1993 года:
1. До вступления в силу Соглашения между правительствами
государств-участников Содружества Независимых Государств о
согласованных принципах налоговой политики от 13 марта 1992 года
МТРК "Мир" освобождена от всех видов налогов на территориях
государств-участников Соглашения о международно-правовых
гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления
деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" от 24
декабря 1993 года, за исключением тех государств-участников
этого Соглашения, законодательными актами которых отдельные
налоги определены как косвенные.
С момента вступления в силу Соглашения о согласованных
принципах налоговой политики от 13 марта 1992 года на территории
государств, в отношении которых данное Соглашение вступит в
силу, МТРК "Мир" не будет освобождена от уплаты налога на
добавленную стоимость и акцизов, определяемых в статье 1 данного
Соглашения как косвенные налоги.
МТРК "Мир" освобождена от сборов любого характера, кроме
платежей за коммунальные и другие подобные услуги.
2. МТРК "Мир" освобождена от таможенных сборов, взимаемых
при ввозе и вывозе товаров, предназначенных для использования в
целях, предусмотренных Уставом МТРК "Мир".
На МТРК "Мир" при ввозе и вывозе товаров, предназначенных
для использования в целях, предусмотренных Уставом МТРК "Мир",
не распространяются следующие таможенные ограничения,
установленные в государствах-участниках Соглашения о
международно-правовых гарантиях беспрепятственного и
независимого осуществления деятельности Межгосударственной
телерадиокомпании "Мир" от 24 декабря 1993 года:
запрет или ограничения на ввоз определенных товаров на
территорию государства-участника данного Соглашения;
запрет или ограничения на транзитное перемещение
определенных товаров по территории государства-участника данного
Соглашения;
запрет или ограничения на вывоз из государства-участника
данного Соглашения определенных товаров;
установление минимальных или максимальных цен при ввозе
(вывозе) товаров;
иные ограничения нетарифного характера.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Соглашения о
международно-правовых гарантиях беспрепятственного и
независимого осуществления деятельности Межгосударственной
телерадиокомпании "Мир" от 24 декабря 1993 года оно временно
применяется с момента подписания. Каждое из
государств-участников, подписавших Соглашение, обязано выполнять
свои обязательства, вытекающие из Соглашения, независимо от
установленной внутренним законодательством процедуры ратификации
международных договоров, до момента, когда оно в установленном
порядке не заявит о своем отказе от выполнения обязательств.
Решение может быть обжаловано в Пленум Экономического Суда
Содружества Независимых Государств в месячный срок со дня
получения его копии.
Копию решения для сведения направить Межгосударственной
телерадиокомпании "Мир", Межгосударственному экономическому
Комитету Экономического союза, Исполнительному Секретариату
Содружества Независимых Государств и государствам-участникам
Содружества.
Решение в соответствии с пунктом 16 Положения об
Экономическом Суде Содружества Независимых Государств подлежит
обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах
массовой информации государств-участников Соглашения о статусе
Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля
1992 года.
Председатель Л.А. Дашук
|