УТРАТИЛ СИЛУ -
ПРИКАЗ Минторга РФ от 08.04.99 N 185
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 1995 г. N 1000
------------------------------------------------------------------
Утверждаю
Министр внешних экономических
связей Российской Федерации
О.Д.ДАВЫДОВ
21 декабря 1995 г.
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО
ВВЕДЕНИЮ ЗАЩИТНЫХ МЕР
(в ред. Приказа МВЭС РФ от 14.11.97 N 573)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным
законом от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности", Законом Российской
Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1997
г. N 890 "Об утверждении Положения о Комиссии Правительства
Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и
таможенно - тарифной политике и ее состава", а также Регламентом
работы Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным
мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике,
утвержденным 6 сентября 1997 г.
(п. 1.1 в ред. Приказа МВЭС РФ от 14.11.97 N 573)
1.2. В соответствии со ст. 14 и ст. 15 Федерального закона "О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и ст. 7
и ст. 11 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" в целях
защиты внутреннего рынка Правительство Российской Федерации может
вводить количественные ограничения экспорта и импорта и
устанавливать особые виды таможенных пошлин (специальные,
антидемпинговые, компенсационные).
1.3. Проведение расследований, предшествующих введению
указанных защитных мер, по фактам причинения существенного ущерба
отечественному производству или угрозы причинения такого ущерба в
связи с демпинговым занижением цены, использованием субсидий при
производстве или вывозе товаров, возросшим объемом ввоза на
территорию Российской Федерации товаров, предназначенных для
продажи на внутреннем рынке страны, осуществляет Министерство
внешних экономических связей и торговли Российской Федерации.
(в ред. Приказа МВЭС РФ от 14.11.97 N 573)
В соответствии с законодательством Российской Федерации
расследование проводится по поручению Правительства Российской
Федерации, по инициативе федеральных органов исполнительной власти
и/или по заявлению органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, производителя или объединения
производителей, чье совокупное производство подобных товаров или
товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми,
составляет более 50 процентов общего внутреннего производства
таких товаров.
1.4. Доклад Министерства внешних экономических связей и
торговли Российской Федерации, подготовленный по результатам
расследования, является основанием для принятия решения о введении
защитных мер.
(в ред. Приказа МВЭС РФ от 14.11.97 N 573)
2. Термины и определения
Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
- непосредственно конкурирующие или подобные товары - группа
товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному
назначению, применению, качественным и техническим
характеристикам, а также другим основным параметрам таким образом,
что покупатель заменяет или готов заменить их друг другом в
процессе потребления (производства), и имеющие один и тот же код
по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности
(ТН ВЭД). Далее по тексту указываются как конкурирующие товары;
- существенный ущерб - вызванное ввозом конкурирующего
иностранного товара общее ухудшение состояния отечественного
производства в отрасли, отражаемое в показателях сокращения
производства или рентабельности соответствующих товаров. Под
угрозой причинения существенного ущерба понимается очевидная
неотвратимость такого ущерба, подтвержденная фактическими
доказательствами с целью исключения субъективных соображений о
возможности причинения существенного ущерба (ст. 18 Федерального
закона "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности"). Существенный ущерб определяется в каждом
конкретном случае с учетом отраслевых, технико - экономических и
социально - экономических особенностей отечественного
производства;
- заинтересованные стороны -
заявитель, запрашивающий введение защитных мер,
действующий на территории Российской Федерации производитель
конкурирующих товаров или объединение (союз, ассоциация)
российских производителей таких товаров,
российский потребитель (организация) или объединение (союз,
ассоциация) российских потребителей таких товаров,
экспортер затронутых процедурой товаров в Российскую
Федерацию,
импортер затронутых процедурой товаров в Российскую Федерацию,
правительственный орган иностранного государства или орган
исполнительной власти союза стран, интересы производителей или
экспортеров которых оказываются затронутыми вводимыми защитными
мерами;
- демпинг - ввоз товара в страну (на таможенную территорию
Российской Федерации) по цене ниже его нормальной стоимости;
- нормальная стоимость - стоимость конкурирующего товара,
предназначенного для потребления в стране его происхождения или
экспорта при обычном ходе торговли;
- экспортная цена - цена, уплаченная или подлежащая уплате за
товар, ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации и
предназначенный для продажи на российском внутреннем рынке в
соответствии с контрактом;
- субсидия - финансовое содействие, оказываемое Правительством
или любым государственным органом или органом исполнительной
власти союза стран экспортеру (производителю) в виде:
- прямого перевода денежных средств,
- обязательств по переводу таких средств,
- отказа от получения причитающихся доходов,
- льготного или безвозмездного предоставления товаров или
услуг (товары и услуги, направляемые на поддержание и развитие
общей инфраструктуры к этим субсидиям не относятся),
- льготного приобретения товаров,
- поручения неправительственной организации выполнить одну или
несколько функций из вышеперечисленных;
- специфическая субсидия - субсидия, использование которой
ограничено определенными организациями или группой организаций,
отраслью или группой отраслей и которая создает для них
необоснованные материальные преимущества по сравнению с другими
организациями и предоставление которой фактически или юридически
сопряжено с развитием экспорта или замещением импорта;
- рассматриваемый период - последние три года, по которым
имеются статистические данные (но не менее одного года в случае
отсутствия данных за три года);
- сопоставимая третья страна - страна, производящая
конкурирующие товары в примерно равных объемах и при сопоставимых
условиях производства со страной экспортера (производителя);
- страна происхождения товара - страна, в которой товар был
полностью произведен или подвергнут достаточной обработке в
соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О
таможенном тарифе".
3. Порядок подачи заявления и принятия решения
о проведении расследования
3.1. Заявление на предмет введения защитных мер и проведения
соответствующего расследования направляется в Министерство внешних
экономических связей и торговли Российской Федерации по адресу:
113324, г. Москва, Овчинниковская наб., 18/1.
(в ред. Приказа МВЭС РФ от 14.11.97 N 573)
К заявлению прилагаются документы (информация), содержащие
сведения, необходимые для обоснования проведения расследования, по
установленному Перечню (см. Приложение).
3.2. Днем принятия заявления считается дата его регистрации в
МВЭС России. Заявление, не содержащее информации, необходимой для
начала расследования или не сопровождаемое документами, указанными
в Приложении, не может служить основанием для начала
расследования.
3.3. Заявление может быть принято к расследованию, только если
совокупный объем производства претендующего на защитные меры
российского производителя или объединения производителей,
конкурирующих с ввозимыми товарами, в общем объеме производства
таких товаров на таможенной территории Российской Федерации
составляет более 50 процентов.
В случае, если указанный объем производства приходится на
одного или двух российских производителей, необходимо заключение
ГАК России о последствиях возможных защитных мер на конкурентную
ситуацию на внутреннем рынке России.
(в ред. Приказа МВЭС РФ от 14.11.97 N 573)
3.4. По получении указанного выше заявления МВЭС России в срок
до 15 календарных дней рассматривает его на предмет наличия
сведений, дающих основание для начала расследования, и проверки их
правильности. По результатам рассмотрения заявления МВЭС России
составляет заключение и представляет все необходимые материалы на
рассмотрение Комиссии Правительства Российской Федерации по
защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике
(далее по тексту - Комиссии).
(в ред. Приказа МВЭС РФ от 14.11.97 N 573)
3.5. В случае, если Комиссия принимает решение о начале
расследования или такое расследование открывается по поручению
Правительства Российской Федерации, в средствах массовой
информации публикуется "Уведомление о начале расследования".
В публикуемом уведомлении должна содержаться следующая
информация:
- название страны экспортера и страны производителя
соответствующего товара с указанием наименования товара и его кода
по ТН ВЭД;
- факты, обосновывающие необходимость введения защитных мер,
приведенные в заявлении, в том числе оценка понесенного
материального ущерба российскими производителями или угрозы
такового;
- адрес и телефоны, куда заинтересованные стороны могут
обратиться по данному вопросу, время контактов по телефонам;
- сроки, в течение которых заинтересованные стороны могут
обратиться по данному вопросу и изложить свою позицию.
По поручению Правительства Российской Федерации (Комиссии)
МВЭС России направляет также уведомление соответствующим органам
иностранных государств или органам таможенных территорий о начале
расследования с указанием товара, доказательств наличия
существенного ущерба или угрозы причинения такового от импорта
этого товара, конкретной предлагаемой защитной меры и
предлагаемого срока ее введения, а также о готовности провести
консультации по этим вопросам.
3.6. В случае, если Комиссией сделаны выводы, что
представленные в заявлении сведения не содержат основания для
проведения расследования, МВЭС России в течение не более 15 дней в
письменной форме мотивированно сообщает заявителю об отказе начать
расследование.
3.7. В случае, если Комиссией сделаны выводы о том, что
представленных материалов недостаточно для начала расследования,
МВЭС России запрашивает заявителя о представлении дополнительных
сведений.
Если заявитель не предоставляет дополнительных сведений в
течение месяца с даты поступления запроса, МВЭС России выносит
вопрос на рассмотрение Комиссии, которая:
- или прекращает рассмотрение заявления в связи с отсутствием
сведений по существу заявления, о чем письменно информирует
заявителя;
- или поручает МВЭС России самостоятельно восполнить
отсутствующие сведения.
4. Процедура расследования
4.1. Сроки проведения расследований:
а) при возросшем объеме ввоза конкурирующих товаров на предмет
введения специальных пошлин и импортных квот - в течение двух
месяцев со дня принятия заявления;
б) при демпинговом занижении цен или субсидировании ввозимых
конкурирующих товаров на предмет введения антидемпинговых или
компенсационных пошлин - 6 месяцев со дня принятия заявления, в
особых случаях срок расследования может быть продлен Комиссией, но
не более чем до 18 месяцев.
4.2. При осуществлении процедуры расследования МВЭС России:
а) информирует правительственные органы стран экспортеров и
стран производителей товара и/или соответствующие органы союза
стран, известных экспортеров и производителей товара о начале
процедуры расследования через их представительства в Российской
Федерации и/или торговые представительства Российской Федерации за
рубежом;
б) направляет в случае необходимости запросы заинтересованным
сторонам, принимает от них материалы и предоставляет им информацию
по предмету расследования;
в) проводит консультации и переговоры с заинтересованными
сторонами;
г) организует в случае необходимости по согласованию с
заинтересованными сторонами выезды на места нахождения экспортеров
и производителей ввозимого товара, являющегося предметом
расследования, а также российских производителей конкурирующего
товара с целью проверки полученных материалов и сбора недостающей
информации;
д) проводит анализ собранных материалов и предпринимает любые
иные меры в целях проведения расследования, не противоречащие
российскому законодательству;
е) готовит доклад по результатам расследования для
рассмотрения на Комиссии.
Заключения о необходимости введения защитных мер по
результатам расследования выносятся лишь при наличии доказательств
объективной причинной связи между возросшим ввозом товара на
таможенную территорию Российской Федерации (или продажей ввозимого
товара по демпинговым ценам, или наличием субсидий при
производстве или вывозе товара) и существенным ущербом или угрозой
такового российским производителям конкурирующих товаров.
4.3. Заинтересованные стороны направляют в МВЭС России
материалы по предмету расследования на русском или английском
языке в течение месяца с момента публикации "Уведомления о начале
расследования".
Экспортеры или иностранные производители должны ответить по
запросу МВЭС России в течение месяца с даты его получения. Срок
может быть продлен по просьбе отвечающей стороны.
Если какая-либо из заинтересованных сторон не представила
требуемую информацию в установленные сроки или когда есть
обоснованные сомнения в достоверности предоставленной информации,
МВЭС России может пользоваться той информацией, которая имеется в
его распоряжении.
4.4. В целях получения оперативной информации о ввозе товаров,
в отношении которых начато расследование, Комиссия может ввести в
действие специальное наблюдение за ввозом таких товаров. Порядок
наблюдения разрабатывается и утверждается ГТК России и МВЭС
России.
4.5. Если заявление о начале расследования отклонено или по
результатам расследования Комиссией принято решение о
нецелесообразности введения защитных мер, повторное заявление
может быть принято к рассмотрению в отношении того же товара не
ранее чем через год с момента отклонения заявления или даты
публикации о результате расследования.
4.6. Особенности процедуры расследования в случае возросшего
объема ввоза
Если при расследовании в случае возросшего объема ввоза
конкурирующих товаров из двух или более стран в процессе
консультаций выявляется необходимость распределить предполагаемые
количественные ограничения между экспортирующими странами, МВЭС
России готовит предложения для рассмотрения на Комиссии о
заключении соответствующих соглашений со странами экспортеров,
непосредственно заинтересованными в поставках данного товара в
Российскую Федерацию.
Когда такое распределение является неосуществимым на практике,
МВЭС России готовит предложения для рассмотрения на Комиссии о
выделении странам, непосредственно заинтересованным в поставках
данного товара, доли от общей импортной квоты, соответствующей
доле этой страны в общем объеме ввоза данного товара на протяжении
рассматриваемого периода.
4.7. Особенности процедуры расследования на предмет введения
антидемпинговых пошлин
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации "О
таможенном тарифе" антидемпинговые пошлины применяются в случаях
ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по
цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в
момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести
материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров
либо препятствует организации или расширению производства подобных
товаров в Российской Федерации.
Расследование на предмет введения антидемпинговых пошлин
проводится в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О
таможенном тарифе". Принимаемые в ходе расследования решения
должны основываться на количественно определяемых данных.
В ходе расследования при определении величины демпинга
(демпинговой разности) экспортная цена товара и нормальная
стоимость сравниваются на сопоставимой базе. При их сравнении
делаются необходимые поправки на различия в условиях продажи,
обложения налогами и другие факторы, влияющие на сравнимость цен.
Сопоставление должно осуществляться за один и тот же временной
период с учетом одинакового базиса поставок.
Если товар ввезен не из страны производителя товара, а через
промежуточную страну, то экспортная цена сравнивается с
сопоставимой ценой на рынке страны экспортера, а при отсутствии
таковой - с ценой в стране производителя товара.
При определении нормальной стоимости необходимо наличие
достаточного объема продаж конкурирующего товара на внутреннем
рынке экспортера (производителя). Объем продаж является
достаточным для целей настоящего Порядка, если они составляют не
менее 5 процентов от объема товара, ввозимого в Российскую
Федерацию и являющегося предметом расследования.
При отсутствии достаточного объема продаж конкурирующего
товара на внутреннем рынке страны экспортера (производителя) или
если цены таких продаж не могут быть представительными, а также
если производитель или экспортер не представили информации,
достаточной для расчета нормальной цены на основании издержек
производства в стране происхождения, величина демпинга
определяется путем сравнения экспортной цены с ценой продаж
конкурирующего товара в третью страну или с издержками
производства в сопоставимой третьей стране производителя такого
товара с добавлением всех расходов по реализации товара и прибыли.
При этом цена товара рассчитывается на основе данных экспортера
или производителя. Расходы и прибыль, включаемые в цену, должны
соответствовать сложившемуся в торговой практике
среднестатистическому уровню.
Расследование в связи с демпинговым занижением цены может быть
приостановлено или прекращено Правительством Российской Федерации
(Комиссией) до введения антидемпинговых пошлин в случае принятия
экспортером добровольного обязательства пересмотреть цены или
прекратить экспорт по демпинговым ценам при условии, что
существенный ущерб или угроза причинения существенного ущерба от
демпинга будут устранены.
4.8. Особенности процедуры расследования на предмет введения
компенсационных пошлин
В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации "О
таможенном тарифе" компенсационные пошлины применяются в случаях
ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при
производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались
субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести
материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров
либо препятствует организации или расширению производства подобных
товаров в Российской Федерации.
Расследование на предмет введения компенсационной пошлины
проводится в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О
таможенном тарифе". Принимаемые в ходе расследования решения
должны основываться на количественно определяемых данных.
Если по результатам рассмотрения заявления о введении защитной
меры в виде компенсационной пошлины Комиссией усматривается
наличие специфической субсидии и имеются доказательства, что
импорт товара наносит или угрожает нанести существенный ущерб
российским производителям конкурирующих товаров, МВЭС России
обращается в правительственные органы страны экспортера
(производителя) или соответствующие органы таможенных территорий о
проведении консультаций. Просьба о консультациях включает
доказательства существования и характера данной субсидии и наличия
существенного ущерба.
Если консультации не приводят к согласованному решению в
течение 6 месяцев, МВЭС России представляет на рассмотрение
Комиссии мотивированное заключение (доклад) с проектом
постановления Правительства Российской Федерации о введении
компенсационных пошлин.
Расследование по факту субсидирования прекращается в случаях,
когда доказано, что сумма субсидии составляет менее 1% фактурной
стоимости товара, в отношении которого проводится расследование.
Расследование по факту субсидирования может быть
приостановлено или прекращено Правительством Российской Федерации
(Комиссией) в случае получения официальной информации об отмене
(ограничении) субсидирования или о том, что экспортер согласен
пересмотреть цены на субсидированный товар в целях устранения
существенного ущерба или угрозы такого ущерба в результате
субсидирования.
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ (ИНФОРМАЦИИ), ПРИЛАГАЕМЫХ К ЗАЯВЛЕНИЮ
О ВВЕДЕНИИ ЗАЩИТНЫХ МЕР
В заявлении должны быть приведены достаточные доказательства
наличия существенного ущерба (или угрозы такового) для
отечественного производства или отдельных производителей, а также
доказательства причинно - следственной связи между ввозом и
предполагаемым ущербом. Кроме того, в заявлении должны быть
указаны причины ущерба (возросший объем ввоза конкурирующего
товара, продажа по демпинговым ценам, субсидирование производства
или вывоза товара), а также характер предлагаемых защитных мер.
Простое утверждение о существенном ущербе, не подтвержденное
соответствующими доказательствами, не может рассматриваться как
достаточное для проведения расследования.
Помимо заявления необходимо сообщить:
- наименование и реквизиты производителя, подающего заявление
на предмет введения защитных мер (в нем также необходимо
перечислить всех значительных российских производителей
конкурирующего товара);
- состав и долю акционеров в уставном фонде российского
производителя (производителей), подавших заявление;
- сведения об объеме производства конкурирующего товара
российского производителя (производителей) в натуральном и
стоимостном выражении, а также о его (их) доле в общем объеме
отечественного производства этого товара:
- подробное описание технико - экономических характеристик
ввозимого конкурирующего товара и конкурирующего товара
российского производителя;
- название страны или стран происхождения или экспорта
ввозимого в Россию конкурирующего товара, наименование и реквизиты
каждого известного экспортера или производителя, а также перечень
основных известных российских импортеров указанного товара с их
реквизитами;
- информацию о ценах, по которым данный товар продается на
внутренних рынках стран происхождения или экспорта, а также об
экспортных ценах или ценах перепродаж покупателю; соотношение цен
на конкурирующий ввозимый товар и товар российского производителя;
- объем ввоза конкурирующего товара, темпы роста объема ввоза
в абсолютном и относительном выражении;
- соотношение объемов ввозимых конкурирующих товаров и объема
производства российского производителя;
- оценку существенного ущерба (или угрозу такового),
нанесенного российскому производителю конкурирующего товара в
результате ввоза конкурирующего иностранного товара по следующим
критериям:
- объем производства;
- степень загрузки производственных мощностей;
- состояние товарных запасов;
- объем продаж;
- балансовая прибыль;
- показатели эффективности производства и объема инвестиций;
- показатели численности и реальной занятости промышленно -
производственного персонала.
Указанные показатели следует представить в динамике за три
года, предшествующие началу возросшего ввоза, демпинга или
субсидирования конкурирующего иностранного товара (при отсутствии
данных за три года соответствующие сведения могут быть
представлены за один год).
Стоимостные показатели в целях сопоставимости следует
представлять как в рублевом, так и долларовом эквиваленте по
существующему на момент их определения валютному курсу Банка
России.
Представленная информация должна быть заверена подписями
директора и главного бухгалтера организации.
В случае предположения о наличии субсидии заявителю следует
указать характер субсидии и ее особенности.
__________________________________________________________________
"Российские вести", N 30, 15.02.96
"Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ", N 3, 1996
|