ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
ПИСЬМО
от 18 декабря 1995 г. N ДО-1-17-5/310
О СОСТОЯНИИ ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ЛЕСОНАРУШЕНИЙ
Федеральная служба лесного хозяйства России направляет
информацию о состоянии охраны лесов Российской Федерации от
лесонарушений для сведения и принятия мер к улучшению охраны
лесов. При этом необходимо учитывать, что местные подразделения
специально уполномоченного государственного органа управления
лесным хозяйством - лесхозы, лесничества, включающие службу
гослесоохраны, не являются предприятиями, цель которых - получение
собственной прибыли. Они выполняют функции воспроизводства, охраны
и защиты лесов не для себя, а в интересах населения районов,
областей, республик, всей Российской Федерации. Каждый гражданин
России заинтересован в сохранении лесов, как главного
стабилизирующего фактора биосферы, среды обитания. Поэтому
надлежащее содержание службы гослесоохраны, от которого зависят
совершенствование ее организации и улучшение охраны лесов, должно
обеспечиваться из бюджетных средств всех уровней.
Одновременно Федеральная служба предлагает выполнить
установленный комплекс мероприятий по усилению охраны хвойных
молодняков в предновогодний период, включающий разъяснительную
работу с населением через средства массовой информации, разработку
графиков дежурств и маршрутов патрулирования лесной охраны,
создание мобильных патрульных групп, привлечение к охране лесов
органов внутренних дел, охраны природы и общественных организаций,
установление временных правил торговли новогодними елями и их
перевозки.
Заместитель Руководителя
Федеральной службы
Д.И.ОДИНЦОВ
Приложение
О СОСТОЯНИИ ОХРАНЫ ЛЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ ЛЕСОНАРУШЕНИЙ (ПО РОСЛЕСХОЗУ)
Анализ динамики различных лесонарушений, произошедших в лесном
фонде Российской Федерации с 1990 по 1994 годы показывает, что
имеет место тенденция возрастания числа случаев незаконных
порубок, кубомассы незаконных порубок, порубок с невыявленными
лесонарушителями, площадей самовольно занятых земель лесного
фонда, объемов прочих лесонарушений. Так за этот период число
случаев незаконных порубок леса возросло с 8786 случаев до 21352,
кубомасса с 319,5 тыс. куб. м до 468,5 тыс. куб. м. Кубомасса
незаконных порубок с невыявленными лесонарушителями с 39 тыс.
куб. м до 113,7 тыс. куб. м или в процентном выражении с 12,2%
до 24%. Самовольные захваты земель лесного фонда увеличились
с 400 до 764 сл., т.е. почти в 2 раза. Прочие лесонарушения
возросли с 1461 до 1606 сл. Общий ущерб от лесонарушений в
1994 году составил 18,2 млрд. руб. Указанная тенденция сохраняется
и в 1995 году. Только за первое полугодие 1995 года
зарегистрировано 10162 сл. незаконных порубок - 227 тыс. куб. м.
Из них 74,8 тыс. куб. м (т.е. 33%) порублено неустановленными
лесонарушителями. По сравнению с 1994 годом за первое полугодие
1995 года средняя выявляемость виновников незаконных порубок
снизилась с 76% до 67%. Но этот показатель лишь среднерасчетный.
Во многих республиках, областях выявляемость значительно ниже.
Например, в 1994 году Р. Татарстан: 9521 куб. м порубок -
выявляемость 42%, Р. Дагестан: 3654 куб. м - 46%, Р. Марий Эл:
4140 куб. м - 41%, Р. Северная Осетия: 1117 куб. м - 29%, Брянская
обл.: 4867 куб. м - 36%, Воронежская обл.: 1918 куб. м - 48%,
Владимирская обл.: 3340 куб. м - 41%, Волгоградская обл.: 528 куб.
м - 49%, Краснодарский край: 3742 куб. м - 7%, Курская обл.:
2596 куб. м - 32%, Ленинградская обл.: 17971 куб. м - 43%,
Липецкая обл.: 1508 куб. м - 40%, Пензенская обл.: 7589 куб. м -
35%, Самарская обл.: 2430 куб. м - 25%, Тамбовская обл.:
1969 куб. м - 24%, Челябинская обл.: 7040 куб. м - 31%,
Ярославская обл.: 946 куб. м - 20%.
Относительно высокую среднюю по России выявляемость
лесонарушителей (76%) определяют таежные регионы, в которых
средняя площадь обходов составляет многие десятки, сотни тыс.
гектаров и более. Имеется некоторая вероятность погрешности
результатов ревизий на таких площадях.
Контрольными ревизиями обходов, проведенными подразделениями
госконтроля Федеральной службы, в 1994 году выявлены значительные
отклонения от отчетных данных по ревизиям обходов во многих
областях и республиках: Вологодская обл. - 50%, Мурманская
обл. - 12%, Новгородская обл. - 20%, Брянская обл. - 100%,
Владимирская обл. - 50%, Тверская обл. - 9%, Московская
обл. - 33%, Кировская обл. - 67%, Р. Мордовия - 92%, Белгородская
обл. - 70%, Липецкая обл. - 7%, Тамбовская обл. - 12%,
Астраханская обл. - 12%, Волгоградская обл. - 14%, Пензенская
обл. - 16%, Ульяновская обл. - 33%, Р. Дагестан - 20%, Р. Северная
Осетия - 14%, Курганская обл. - 10%, Оренбургская обл. - 28%,
Р. Башкортостан - 45%, Р. Алтай - 100%, Омская обл. - 10%,
Тюменская обл. - 6%, Р. Бурятия - 50% и т.д. (от количества
проведенных проверок).
В связи с этим фактический ущерб, наносимый лесному фонду,
может быть значительно больше отчетных данных, а средняя
выявляемость лесонарушителей меньше.
Указанная тенденция по увеличению лесонарушений вероятно
вызвана, с одной стороны, ухудшением общих экономико - социальных
условий в стране, отставанием в приеме законодательства,
обострением криминогенной обстановки, а с другой стороны, реальным
состоянием и организацией службы государственной лесной охраны,
которые на протяжении длительного времени остаются неизменными и
которые особенно в современных условиях нельзя признать
удовлетворительными.
Охраняемые площади лесного фонда на одного госинспектора очень
высоки, а должностные оклады составляют в среднем 100 -
120 тыс. руб. Поэтому госинспекторы по охране леса вынуждены
по-прежнему получать дополнительный заработок на работах, не
связанных с охраной леса, а органы управления лесным хозяйством
вынуждены их использовать в качестве рабочих.
Лесные инспекторы не только при исполнении служебных
обязанностей, но и в нерабочее время подвергаются постоянному
риску насилия со стороны лесонарушителей и браконьеров. Например,
в Амурской области в Архаринском лесхозе был убит и сожжен
лесничий, в Норском лесхозе пропал инженер по охране и защите
леса. При проверке документов на право заготовки леса совершено
нападение на директора Белогорского лесхоза. В Тюменской области
при нападении вооруженных нарушителей, спасая жизнь другого
работника лесного хозяйства, был тяжело ранен лесник. Угрозы
расправы с лесной охраной отмечены в Калужской, Кировской,
Саратовской, Московской, Смоленской, Владимирской,
Калининградской, Псковской, Новгородской областях.
Крайне неудовлетворительным остается вооружение лесной охраны.
По состоянию на 01.01.95 на вооружении было всего 380 стволов
нарезного оружия, в том числе пистолетов 99, карабинов - 281.
Гладкоствольных ружей - 9562, из них одноствольных
однозарядных - 7928. Газовых пистолетов - 172.
В таких тяжелейших условиях гослесоохрана выполняет свои
задачи по охране лесного фонда Российской Федерации. Только в
1994 году передано 4043 дел в суды и арбитражные суды на сумму
исков 7,8 млрд. руб. Приняты меры к добровольному возмещению
нанесенного ущерба по 11697 случаям нарушения лесного
законодательства на сумму 2,9 млрд. руб. В претензионной стадии
рассмотрения находилось 2030 дел на сумму 3,2 млрд. руб. Передано
дел в следственные органы и прокуратуру - 1288. Привлечено к
уголовной ответственности 136 нарушителей. Наложено штрафов в
административном порядке 2430 на сумму 93 млн. руб.
Однако в целом в современных условиях состояние охраны лесов
Российской Федерации от противоправных действий нарушителей
лесного законодательства нельзя признать удовлетворительным.
Только в лесах Рослесхоза в 1995 году возникло 24340 лесных
пожаров, которыми пройдена лесная площадь свыше 351 тыс. га.
Расчетный ущерб составил 280,8 млрд. руб. Но этот ущерб условный.
Фактический ущерб, нанесенный лесам неизмеримо больше. Большинство
лесных пожаров возникает вследствие нарушения населением Правил
пожарной безопасности в лесах. Привлечение лесников
(госинспекторов) к выполнению работ, не связанных с охраной леса,
при втором и выше классах пожарной опасности по условиям погоды
запрещено. Однако это не всегда выполняется, следовательно не все
нарушения Правил пожарной безопасности в лесах могут быть
своевременно пресечены. А каждое такое нарушение является
потенциальной причиной лесного пожара.
По состоянию на 01.01.95 в лесах Рослесхоза были учтены очаги
вредителей и болезней леса на площади 3438781 га, в том числе
очагов, требующих борьбы 1263249 га. В связи с наличием только
одного очага сибирского шелкопряда интенсивно развившегося в
1994 - 1995 годах в Красноярском крае на площади около 700 тыс. га
прогнозируется гибель насаждений на площади порядка 500 тыс. га.
При своевременном выявлении очагов вредителей и болезней леса они
могли бы быть ликвидированы на значительно меньших площадях.
В целом по Российской Федерации на 01.06.95 за нарушение
Правил отпуска древесины на корню в лесах на лесопользователей
начислено 157,5 млрд. руб. неустоек. Названные неустойки
фактически являются условной расчетной мерой вреда, причиненного
лесу в результате нарушений установленных правил лесопользования.
Усиление оперативного контроля за лесопользователями также могло
бы значительно уменьшить вред, причиненный лесу данным видом
лесонарушений.
В связи с вышеизложенным, неудовлетворительная охрана лесов
Российской Федерации, обусловленная в значительной степени
недостаточным финансированием службы Гослесоохраны, выливается в
огромный и трудноисчислимый ущерб, причиняемый лесам различными
лесонарушениями, пожарами, вредителями и болезнями, что влечет
также серьезные экологические последствия.
Реальностью настоящего времени является тот факт, что один
лесник (госинспектор) в закрепленном за ним обходе не в состоянии
обеспечить охрану лесного фонда. Наиболее действенным оказывается
сочетание пообходного (в смежных обходах) и группового патрульного
способов организации охраны леса. При этом минимальная площадь, в
пределах которой может быть осуществлена охрана - это объединенная
площадь двух смежных обходов. На этой территории в зависимости от
местных условий пешее, конное, лыжное или на мехтранспорте
патрулирование может быть обеспечено двумя госинспекторами.
Кордоны, места жительства госинспекторов оснащаются средствами
связи и служат опорными точками для патрульных групп, организуемых
в лесничествах и лесхозах. Группы снабжаются транспортом,
радиостанциями, оружием, осуществляют рейды по графику и по
сигналам, поступающим от госинспекторов.
Для организации работы службы гослесоохраны по указанной схеме
в перспективе госинспекторы должны быть освобождены от всех видов
лесохозяйственных работ за исключением работ в обходах,
непосредственно связанных с выполнением мероприятий по охране и
защите леса, а также краткосрочных работ по весенней посадке
лесных культур. Это потребует коренного улучшения финансирования
Гослесоохраны Российской Федерации, что в ближайшее время
маловероятно.
Для улучшения охраны лесов первоочередными задачами являются:
- закрепление в Лесном кодексе Российской Федерации должного
статуса гослесоохраны;
- разработка методических руководящих материалов по несению
службы и охране лесов;
- улучшение обеспечения оружием, транспортом, средствами
связи;
- введение в программу ежегодного обучения госинспекторов
курса по физической подготовке, отработке приемов и навыков
задержания лесонарушителей, правил применения необходимой
самообороны и оружия;
- развитие коневодства в отрасли в целях обеспечения лошадьми
всего личного состава госинспекторов;
- иметь в виду в перспективе развитие служебного
собаководства.
------------------------------------------------------------------
|