ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 1995 г. No. ГКПИ95-235
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
члена Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Моисеевой А.А.,
с участием прокурора Харланова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Российской конфедерации свободных профсоюзов, Ассоциации
духовного возрождения науки и Ассоциации формирования здоровья
подрастающего поколения "Илия" об отмене постановления Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации от 14 декабря 1995 г.
No. 58/529-П,
установил:
постановлением Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации "О выбытии кандидатов в депутаты Государственной Думы
Федерального Собрания РФ второго созыва из федерального списка
кандидатов, выдвинутого избирательным блоком "Предвыборный блок,
включающий руководителей "Партии защиты пенсионеров и ветеранов",
"Партии искоренения преступности - законности и порядка", "Партии
защиты здравоохранения, образования, науки и культуры", "Партии
защиты молодежи", "Объединения свободных профсоюзов", "Партии
справедливости", "Партии охраны природы", зарегистрированного
Центральной избирательной комиссией РФ" от 14 декабря 1995 г.
No. 58/529-П, утверждены решения координационного совета данного
избирательного блока от 10 декабря 1995 г. об отзыве из
вышеназванного федерального списка 68 кандидатов и председателя
этого же координационного совета, от 13 декабря 1995 г. об отзыве
2 кандидатов, а всего 70 кандидатов в депутаты из 87
зарегистрированных по федеральному списку.
Не согласившись с данным постановлением Центризбиркома РФ,
заявители обратились в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором
просят об его отмене и восстановлении федерального списка
кандидатов в прежнем составе, утвержденном постановлением
Центральной избирательной комиссии РФ от 30 ноября 1995 г.
В обоснование своих требований сослались на то, что решения
как координационного совета, так и его председателя об отзыве из
федерального списка в общей сложности 70 кандидатов являются
неправомочными, поскольку они такими полномочиями не наделены.
Кроме того, принятые ими решения об отзыве кандидатов заверены
ненадлежащей печатью, в связи с чем не должны были приниматься
Центризбиркомом к исполнению.
Об этом они своевременно поставили Центризбирком в
известность, однако их обращение по этому вопросу оставлено без
внимания.
В судебном заседании представители заявителей Соловьев Н.В.,
Кудрявцева И.Н., Колосков В.Ю. и Квартин Ю.Н. требования
поддержали и пояснили дополнительно, что заседание
координационного совета блока от 10 декабря 1995 г. не
проводилось, а его решение сфальсифицировано.
Представитель Центральной избирательной комиссии РФ Вощинин
В.С. с заявленными требованиями не согласился и просил об
оставлении их без удовлетворения.
Представитель "Предвыборного блока..." в суд не явился, о дне
рассмотрения дела извещен.
Выслушав объяснения представителей заявителей, представителя
Центральной избирательной комиссии РФ, показания свидетелей,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Харланова А.В., полагавшего заявление удовлетворить, и исследовав
материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит
требование заявителей об отмене обжалуемого постановления
Центризбиркома РФ обоснованным и подлежащим удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии с ч. 7 ст. 44 Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы федерального Собрания Российской
Федерации" избирательное объединение, избирательный блок могут не
позднее чем за три дня до дня выборов отозвать любого
зарегистрированного кандидата по решению уполномоченного на то
органа.
Утверждая решения координационного совета вышеназванного
избирательного блока и его председателя об отзыве 70 кандидатов из
федерального списка кандидатов, выдвинутого этим блоком,
Центральная избирательная комиссия РФ по существу признала их
правомочными и принятыми с соблюдением требований закона.
Между тем с таким выводом Центризбиркома РФ нельзя
согласиться, поскольку он сделан без достаточных к тому оснований.
Как установлено судом, отзыв кандидатов из зарегистрированного
федерального списка кандидатов произведен по решению
координационного совета избирательного блока от 10 декабря 1995 г.
и по решению его председателя от 13 декабря 1995 г.
Данные решения были приняты Центризбиркомом к сведению и
фактически утверждены вынесенным по этому вопросу постановлением
на основании представленных избирательным блоком копий протокола
общего собрания избирательного блока от 8 сентября 1995 г. и
решения координационного совета этого же блока без даты и номера,
подтверждающих якобы полномочия как координационного совета, так и
его председателя на право отзыва кандидатов из федерального
списка.
Однако, как следует из объяснений представителей заявителей,
координационный совет блока такими полномочиями никогда не
наделялся.
Кроме того, по утверждению этих же представителей названные
выше документы об отзыве кандидатов из федерального списка
заверены ненадлежащей печатью, которой бы они должны быть заверены
согласно принятому совместному решению конференции общественных
объединений от 28 августа 1995 г.
Приведенные заявителями доводы материалами дела не
опровергнуты и, более того, объективно подтверждаются имеющейся в
деле копией названного выше совместного решения конференции, в п.4
которого указано, что все документы и доверенности
избирательного блока заверяются печатью Ассоциации формирования
здоровья подрастающего поколения "Илия" (л.д. 8). Представленные
же в Центризбирком РФ документы об отзыве кандидатов в депутаты из
федерального списка заверены фактически печатью избирательного
блока "Джуна", в связи с чем они не могли быть признаны
действительными.
Из представленной представителем Центризбиркома РФ в
подтверждение полномочий координационного совета блока на отзыв
кандидатов копии протокола общего собрания участников
избирательного блока от 8 сентября 1995 г. следует, что печатью
блока "Джуна" могут заверяться лишь финансовые документы по
расходованию средств избирательного фонда. Из содержания этого же
протокола также видно, что на этом собрании в качестве высшего
органа избирательного блока был создан координационный совет.
Однако каких-либо указаний о его полномочиях в данном протоколе не
содержится, а поэтому у Центральной избирательной комиссии не
имелось достаточных оснований полагать, что координационный совет
этого блока является уполномоченным, как этого требует закон,
органом, обладающим правом отзыва кандидатов из федерального
списка.
В связи с тем что сам координационный совет фактически не был
наделен правом отзыва кандидатов, то он и не вправе был
делегировать такие полномочия своему председателю, а последний
принимать подобного рода решения.
При таких данных обжалуемое постановление Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации, по мнению суда, не
может быть признано правомерным.
Довод представителя Центризбиркома РФ Вощинина В.С. о том, что
поскольку координационный совет блока создан в качестве его
высшего органа, то он вправе отзывать кандидатов из федерального
списка, не может быть признан убедительным, так как он, кроме как
на предположениях ни на чем не основан и ничем не подтвержден.
При разрешении настоящего дела суд учитывает также и то
обстоятельство, что из федерального списка кандидатов было
фактически безмотивно отозвано абсолютное большинство кандидатов
(70 из 87) и что, по мнению суда, не могло не свидетельствовать о
нарушении их избирательных прав, однако, несмотря на имеющуюся об
этом информацию, Центральная избирательная комиссия при
рассмотрении этого вопроса данное обстоятельство оставила без
внимания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197
ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Российской конференции свободных профсоюзов,
Ассоциации духовного возрождения науки и Ассоциации формирования
здоровья подрастающего поколения "Илия" удовлетворить.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 14
декабря 1995 г. No. 58/529-П "О выбытии кандидатов в депутаты
Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва из
федерального списка кандидатов, выдвинутого избирательным блоком
"Предвыборный блок, включающий руководителей "Партии защиты
пенсионеров и ветеранов", "Партии искоренения преступности -
законности и порядка", "Партии защиты здравоохранения,
образования, науки и культуры", "Партии справедливости", "Партии
охраны природы", "Партии защиты молодежи", "Объединения свободных
профсоюзов", зарегистрированного Центральной избирательной
комиссией РФ", отменить.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном
порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его
провозглашения.
Председательствующий -
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
|