ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 1995 г. No. ГКПИ95-230
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Моисеевой А.А.,
с участием прокурора Харланова А.В.
и адвоката Замошкина С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Председателя Комиссии по правам человека при Президенте
Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального
Собрания РФ Ковалева С.А. на бездействие Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации по обеспечению контроля за
соблюдением законности при подготовке и проведении выборов в
Чеченской Республике,
установил:
Председатель Комиссии по правам человека при Президенте
Российской Федерации, депутат Государственной Думы Федерального
Собрания РФ Ковалев С.А. обратился в Верховный Суд Российской
Федерации с вышеуказанной жалобой, в которой просит признать
бездействие Центральной избирательной комиссии РФ по обеспечению
законности при подготовке и проведении выборов в Чеченской
Республике неправомерным и отменить решение органов
государственной власти Российской Федерации и Чеченской Республики
о проведении выборов в Чеченской Республике 17 декабря 1995 г. до
устранения обстоятельств, препятствующих осуществлению
конституционных гарантий избирательных прав граждан.
В жалобе указывает, что подготовка и проведение каких бы то ни
было выборов на территории Чеченской Республики в настоящее время,
т.е. 17 декабря 1995 г., грубо и в массовом порядке нарушает
основные конституционные права граждан, действующее
законодательство и Конституцию Российской Федерации, поскольку там
существуют незаконные вооруженные формирования, отсутствуют
постоянно действующие легитимные органы власти и местного
самоуправления, в ряде мест существует комендантский час,
действуют иные ограничения прав и свобод граждан, что делает
невозможным соблюдение необходимых условий для свободного
волеизъявления граждан и осуществление ими своих избирательных
прав.
Центральная избирательная комиссия, вопреки требованиям ст. 23
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания РФ", не реагирует на имеющиеся грубые
нарушения избирательных прав граждан Чеченской Республики, что
делает сами выборы в данной республике незаконными.
В судебном заседании Ковалев С.А. и адвокат Замошкин С.Д. в
его интересах жалобу поддержали и пояснили при этом, что о фактах
вооруженного противостояния и нарушениях избирательных прав
граждан в Чеченской Республике им известно из имеющихся
многочисленных сообщений об этом в средствах массовой информации,
которые, по их мнению, с достоверностью свидетельствуют о
сложившейся в этой республике чрезвычайной обстановке и
невозможности в таких условиях соблюдения законности при
проведении выборов.
Представитель Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации Вощинин В.С. с жалобой не согласился и просил об
оставлении ее без удовлетворения.
Выслушав объяснения Ковалева С.А. и адвоката Замошкина С.Д.,
представителя Центральной избирательной комиссии РФ Вощинина В.С.,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Харланова А.В.,
полагавшего жалобу оставить без удовлетворения, и исследовав
материалы дела, Верховный Суд Российской федерации находит жалобу
необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской
Федерации при подготовке и проведении выборов в пределах своих
полномочий, установленных Федеральными законами, осуществляет
контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении
выборов, обеспечивает единообразное применение настоящего
Федерального закона, соблюдение равных правовых условий
предвыборной деятельности для всех избирательных объединений,
избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки
кандидатов, и для всех кандидатов, зарегистрированных по
одномандатным избирательным округам, а также осуществляет иные
полномочия, предусмотренные федеральными законами о выборах.
Как установлено судом, в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 14 июля 1995 г. No. 700 о назначении
выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ
второго созыва на 17 декабря 1995 г. Президиумом Верховного Совета
Чеченской Республики на это же время были назначены и выборы в
данной республике.
Согласно схеме одномандатных избирательных округов для
проведения выборов депутатов Государственной Думы, утвержденной
Федеральным законом от 17 августа 1995 г., на всей территории
Чеченской Республики был образован один одномандатный
избирательный округ с центром в г. Грозном. Там же по решению
компетентных органов государственной власти названного субъекта
Федерации была создана окружная избирательная комиссия по
подготовке и проведению выборов на территории республики.
По утверждению представителя Центризбиркома РФ Вощинина В.С.,
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах
своих полномочий осуществляла соответствующий контроль за
соблюдением законности при подготовке и проведении выборов в
данной республике, а поэтому обвинение ее заявителем в
неправомерном бездействии является необоснованным. В Центризбирком
каких-либо заявлений или жалоб от избирателей, а также от
кандидатов в депутаты и кандидатов на должность главы
администрации республики на нарушения их избирательных прав до
настоящего времени не поступало. При установлении общих итогов
выборов согласно ст. 63 вышеназванного Закона о выборах
Центральная избирательная комиссия в порядке контроля по
соблюдению законности проведения выборов может признать выборы по
данному одномандатному избирательному округу недействительными,
если установит, что допущенные в этом избирательном округе при
проведении выборов нарушения настоящего Федерального закона не
позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления
избирателей.
Решение же вопросов, связанных с отменой назначенных в
установленном порядке выборов, о чем, по существу, ставится вопрос
заявителем, к компетенции Центральной избирательной комиссии РФ
законом не отнесено.
Указанные выше обстоятельства материалами дела не опровергнуты
и, по существу, не оспариваются самим заявителем.
При таких данных, по мнению суда, Центральная избирательная
комиссия РФ не может быть признана виновной в неправомерном
бездействии в части необеспечения законности при подготовке и
проведении выборов в Чеченской Республике.
Ссылка заявителя на представленные суду публикации, помещенные
в средствах массовой информации, по поводу сложившейся в Чеченской
Республике обстановки, в подтверждение своего довода о
невозможности в таких условиях соблюдения законности при
проведении выборов, не может быть принята во внимание, поскольку
каких-либо конкретных доказательств, свидетельствующих о
неправомерном бездействии Центризбиркома РФ по выявленным фактам
нарушений избирательных прав граждан этой республики, заявителем
суду не представлено, а его выводы об этом, чего он и сам не
отрицал в судебном заседании, основаны лишь на предположениях о
возможных нарушениях.
То обстоятельство, что в Чеченской Республике продолжает
оставаться сложная обстановка, а в ряде мест установлен
комендантский час и действуют иные ограничения прав и свобод
граждан, не может само по себе свидетельствовать о введении в
республике чрезвычайного положения, в условиях которого
запрещается проведение каких бы то ни было выборов, поскольку
такое положение в установленном законом порядке в данном регионе
не вводилось, а поэтому и каких-либо предусмотренных законом
оснований для постановки вопроса о запрещении проведения там
выборов у Центризбиркома РФ не имелось.
Не имелось у Центризбиркома оснований и для решения вопроса об
отмене проведения выборов в названной республике по каким-либо
иным причинам, в том числе и по указанным заявителем в жалобе, так
как законом ему таких полномочий фактически не представлено.
Не может быть в этой связи признана обоснованной и ссылка
заявителя на приводимые в суде решения Конституционного Суда
Российской Федерации.
Что касается заявленного Ковалевым С.А. требования об отмене
решений органов государственной власти Российской Федерации и
Чеченской Республики о назначении и проведении выборов в данной
республике 17 декабря в судебном порядке, то оно не может быть
рассмотрено судом по существу, поскольку по этому вопросу имеется
вступившее в законную силу определение Верховного Суда РФ от 11
декабря 1995 г., которым ему отказано в принятии к рассмотрению
Верховным Судом РФ указанного требования ввиду его неподсудности
данному суду.
Не могут служить основанием к удовлетворению жалобы и другие
доводы, на которые заявитель и его представитель ссылались в
судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197
ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Председателя Комиссии по правам человека при Президенте
Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального
Собрания РФ Ковалева С.А. на бездействие Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации по обеспечению контроля за
соблюдением законности при подготовке и проведении выборов в
Чеченской Республике оставить без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном
порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его
провозглашения.
Председательствующий -
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
|