Утверждены
Минприроды России
15 декабря 1995 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИЯХ УСТАНОВЛЕННОГО РЕЖИМА ИЛИ
ИНЫХ ПРАВИЛ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА ОСОБО
ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
И ИХ ОХРАННЫХ ЗОНАХ
I. Общие положения
1. Настоящими Методическими указаниями регламентируются
следующие вопросы:
порядок изъятия у нарушителей установленного режима или иных
правил охраны и использования окружающей природной среды и
природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и их
охранных зонах (далее - нарушителей) находящихся при них орудий
добывания животных и иных орудий природопользования (далее -
орудий природопользования), незаконно добытой (заготовленной)
продукции, транспортных средств, соответствующих документов,
предварительная оценка изъятого имущества;
порядок исчисления размера ущерба, причиненного природным
комплексам и объектам, и его возмещения;
порядок составления протоколов о нарушениях установленного
режима или иных правил охраны и использования окружающей природной
среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных
территориях и в их охранных зонах (далее - нарушениях заповедного
режима);
порядок рассмотрения дел о нарушениях заповедного режима;
порядок исполнения постановлений о наложении административных
взысканий, их обжалование и опротестование;
порядок учета изъятых у нарушителей транспортных средств,
орудий и продукции незаконного природопользования.
2. Под нарушениями установленного режима следует понимать
действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделах
"Режим" ("Режим особой охраны") индивидуального положения о
государственном природном заповеднике, индивидуального положения о
биосферном полигоне государственного природного заповедника,
положения о государственном природном заказнике, находящемся в
ведении заповедника, а также в положении об охранной зоне
государственного природного заповедника.
Под нарушениями иных правил охраны и использования окружающей
природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных
территориях и в их охранных зонах следует понимать действия,
непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в
вышеупомянутых документах, но запрещаемые иными правовыми актами
(Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации,
Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, региональными
правилами охоты, бассейновыми правилами любительского и
спортивного рыболовства и т.п.).
II. Порядок оформления первичных документов
3. Государственными инспекторами по охране территорий
государственных природных заповедников (далее - по охране
заповедников) по каждому факту нарушения заповедного режима
составляется протокол в соответствии с требованиями,
предусмотренными статьей 235 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях и Методическими рекомендациями о порядке
оформления протоколов и иной документации о нарушениях заповедного
режима, утвержденными Министерством 23 декабря 1992 года (Сборник
нормативных актов и документов по заповедному делу. Т. 1. М.,
1994, с. 147 - 155).
Протокол о нарушении заповедного режима со всеми необходимыми
документами в возможно короткий срок передается директору
заповедника, лицу, исполняющему его обязанности либо начальнику
охраны заповедника для рассмотрения дела.
III. Порядок исчисления и взыскания ущерба, причиненного
нарушением заповедного режима
4. Размер ущерба, причиненного природным комплексам и
объектам, исчисляется главными государственными инспекторами по
охране заповедников или их заместителями, непосредственно
рассматривающими дело о нарушении заповедного режима.
5. В зависимости от характера нарушения заповедного режима
размер ущерба исчисляется:
по таксам для исчисления размера взысканий за ущерб,
причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства
в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 февраля 1992 г. N 67;
по таксам для исчисления размера взыскания за ущерб,
причиненный незаконным выловом или уничтожением водных
биологических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 515;
по таксам для исчисления размера взыскания за ущерб,
причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов
животного и растительного мира, утвержденным Приказом Министерства
охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
от 4 мая 1994 г. N 126;
по шкале гражданских исков, предъявляемых к организациям и
лицам в возмещение ущерба, причиненного государственному
охотничьему фонду, утвержденной Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации 22 июля 1993 года по согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации;
по иным таксам и методикам, утвержденным в установленном
порядке, а при их отсутствии - по фактическим затратам на
восстановление природных комплексов и объектов.
6. В случае, когда у нарушителя обнаружены полуфабрикаты или
изделия от переработки (полной или частичной) незаконно добытой
продукции, видовой состав, количество и вес использованной
незаконно добытой продукции определяются по соответствующим
методикам или лабораторным путем по изъятому.
В соответствии с выводами о количестве незаконно добытой
продукции, а также в случаях, когда незаконно добытая продукция
была использована или реализована правонарушителем либо оставлена
ему, независимо от предъявленного иска по таксам, также решается
вопрос о взыскании ее стоимости по рыночным ценам.
IV. Порядок изъятия у нарушителей орудий
и продукции незаконного природопользования,
транспортных средств и документов
7. В соответствии со статьей 34 Федерального закона Российской
Федерации "Об особо охраняемых природных территориях"
государственные инспектора по охране заповедников имеют право
изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об
особо охраняемых природных территориях орудия и продукцию
незаконного природопользования, транспортные средства и
соответствующие документы.
На практике под этими терминами следует понимать:
орудия незаконного природопользования - предметы, используемые
для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и
растительного мира (оружие и иные приспособления, используемые для
охоты, орудия рыболовства, бензопилы, иные орудия лесопользования
и т.п.);
продукция незаконного природопользования - животные, растения,
грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные
объекты, добытые (заготовленные) в ходе нарушения заповедного
режима, а также их части и полученная из них продукция;
транспортные средства - плавучие (в том числе подвесные
лодочные моторы), сухопутные (в том числе гужевой транспорт) и
иные транспортные средства, используемые для транспортировки
нарушителей, орудий и продукции незаконного природопользования;
соответствующие документы - документы, связанные с охраной
окружающей природной среды и использованием природных ресурсов
(разрешения, лицензии, лесные и лесорубочные билеты, ордера на
отпуск леса, охотничьи и рыболовные билеты и т.п.).
8. Изъятие у нарушителей орудий и продукции незаконного
природопользования, транспортных средств и соответствующих
документов может иметь место также при досмотре вещей и
транспортных средств, который производится государственными
инспекторами по охране заповедников.
Досмотр вещей и транспортных средств осуществляется, как
правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого
они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные
вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру с
участием двух свидетелей в отсутствии собственника (владельца).
О досмотре, изъятии имущества и документов делается отметка в
протоколе о нарушении.
9. Незаконно добытая продукция и полуфабрикаты от переработки
этой продукции (икра, шкуры, мясо и др.) у нарушителя изымаются,
за исключением случаев, предусмотренных п. 12 настоящих
Методических указаний.
10. Под незаконной заготовкой икры следует понимать действия,
направленные на отделение икры от рыбы, а также последующие
действия по ее сохранению, произведенные без специального на то
разрешения.
11. Изъятая продукция незаконного природопользования сдается
по договорным ценам заготовительным, торговым организациям, в сеть
общественного питания, а также организациям здравоохранения,
народного образования и социального обеспечения. В сдаточной
накладной (квитанции) указывается вес и иные количественные
характеристики незаконно добытой (заготовленной) продукции либо
полуфабрикатов от ее переработки, а также стоимость этой
продукции.
Допускается также использование изъятой продукции незаконного
природопользования в следующих целях:
для кормления диких животных, содержащихся заповедником в
неволе (в том числе в экспериментальных питомниках);
для пополнения коллекционных фондов и музейных экспонатов
заповедника;
живых животных - для сдачи в зоопарки, а также для содержания
в неволе в самих заповедниках с целью демонстрации посетителям.
12. Испорченная и непригодная к реализации незаконно добытая
продукция и полуфабрикаты от переработки этой продукции
уничтожаются по акту произвольной формы, который подписывается
лицами, участвовавшими в обнаружении нарушения.
В случае, когда незаконно добытую продукцию невозможно сдать
соответствующим организациям в связи с их удаленностью,
вероятностью порчи этой продукции, отсутствием транспорта, а также
незначительным объемом незаконно добытого, либо при незаконной
добыче пернатой дичи и зайцев, продукция оставляется нарушителю, с
последующим взысканием ее стоимости по рыночным ценам. При этом в
протоколе о нарушении заповедного режима указываются количество,
видовой состав, вес оставленной нарушителю незаконно добытой
продукции и причины оставления.
Уничтожение в присутствии нарушителей изъятой у них
рыбопродукции, ягод, грибов и иных дикоросов не допускается.
13. Не подлежат оставлению нарушителю:
объекты животного и растительного мира, имеющие коллекционно -
коммерческую ценность (включая мамонтовую кость и клыки моржа);
живые особи видов животных, занесенных в Красную книгу
Российской Федерации;
икра осетровых и лососевых видов рыб;
шкуры пушных зверей, включая все виды хищных;
панты, медвежья желчь, кабарожья струя, рога сайгаков;
женьшень, элеутерококк, золотой корень.
14. При выявлении нарушений, связанных с использованием
взрывчатых веществ и огнестрельного оружия, указанные орудия
совершения нарушения у нарушителя изымаются и сдаются в
установленном порядке в органы внутренних дел, о чем делается
запись в протоколе. К протоколу приобщается документ,
подтверждающий сдачу - приемку оружия или взрывчатых веществ.
Изъятие взрывчатых веществ осуществляется в любых случаях, а
огнестрельного (нарезного и гладкоствольного) оружия в случаях:
если выявленное нарушение содержит признаки преступления,
предусмотренные статьей 166 Уголовного кодекса РСФСР;
отсутствия у нарушителя разрешения органов внутренних дел на
право ношения оружия;
оказания нарушителем сопротивления при задержании.
15. Разрешенные в данном регионе орудия рыбной ловли и пушного
промысла могут быть оставлены нарушителю.
16. Запрещенные орудия добывания животных у нарушителей
изымаются в обязательном порядке.
17. Изъятые орудия сдаются на склады государственных природных
заповедников.
18. В исключительных случаях изъятые у нарушителя малоценные
запрещенные орудия добывания животных при невозможности доставки
их на склады государственных природных заповедников могут
уничтожаться на месте обнаружения нарушения (кроме случаев,
предусмотренных п. 17 настоящего раздела), о чем делается запись в
протоколе с указанием причин уничтожения орудий добывания
животных.
19. Запрещается уничтожать изъятые у нарушителей орудия
добывания животных и иные орудия природопользования, если
материалы о нарушении подлежат направлению в следственные органы.
В этих случаях изъятые предметы направляются в следственные органы
вместе с соответствующими материалами для приобщения к уголовному
делу в качестве вещественных доказательств.
20. Задержание транспортных средств у нарушителей производится
при совершении ими грубых нарушений, содержащих признаки
преступления, предусмотренного уголовным законодательством
Российской Федерации, если транспортное средство непосредственно
использовалось для незаконной добычи, лова, заготовки, уничтожения
объектов животного и растительного мира, а также для
транспортировки предметов, явившихся орудием совершения нарушения,
незаконно добытой продукции или нарушителей.
21. При направлении в следственные органы материалов по таким
нарушениям, при необходимости следует ставить вопрос о конфискации
личных транспортных средств, использованных при совершении
преступления, в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовно -
процессуального кодекса РСФСР.
22. О фактах использования при совершении нарушения служебного
транспорта в обязательном порядке сообщается непосредственному и
вышестоящему руководителю предприятия или организации (по
принадлежности транспорта) для принятия соответствующих мер.
23. Оценка изъятого у нарушителей имущества производится
применительно к действующим ценам. При оценке учитывается процент
его износа. Предметы, имеющие износ свыше 50%, оцениваются по
ценам возможной реализации.
Оценка орудий добывания животных кустарного изготовления
производится по ценам, установленным на аналогичные товары
промышленного производства.
Запрещенные орудия добывания животных кустарного изготовления,
не имеющие аналогов промышленного производства, оценке не
подлежат.
V. Порядок рассмотрения дел о нарушении
заповедного режима
24. Дела о нарушении заповедного режима в государственных
природных заповедниках могут рассматриваться в 15-дневный срок с
момента поступления протоколов и иной документации следующими
должностными лицами:
главным государственным инспектором по охране заповедника -
директором государственного природного заповедника;
заместителем главного государственного инспектора по охране
заповедника - заместителем директора заповедника по научной
работе;
заместителем главного государственного инспектора по охране
заповедника - начальником охраны заповедника.
Конкретные должностные лица из числа вышеперечисленных,
рассматривающие дела о нарушениях заповедного режима, в каждом
заповеднике определяются его директором.
25. Рассмотрение дел о нарушениях заповедного режима
производится открыто в присутствии нарушителя в день и час,
указанные в протоколе. В отсутствие нарушителя дело может быть
рассмотрено лишь в случаях, когда в протоколе имеется запись,
подтверждающая об извещении нарушителя о месте и времени
рассмотрения дела, и если от него не поступило ходатайства об
отложении рассмотрения дела.
26. Должностное лицо, рассматривающее дело, обязано выяснить:
было ли совершено нарушение, виновны ли гражданин либо должностное
лицо в совершении нарушения, подлежит ли нарушитель
административной ответственности, имеются ли обстоятельства,
смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли ущерб,
имеются ли основания для передачи материала о нарушении на
рассмотрение товарищеского суда, общественной организации,
трудового коллектива, а также определить, не содержит ли данное
нарушение признаков преступления. Одновременно проверяется
правильность оформления и оценки изъятых орудий незаконного
природопользования, транспортных средств, своевременность сдачи их
на хранение, а незаконно добытой (заготовленной) продукции -
соответствующим организациям.
27. Если в действиях лица, на которое составлен протокол, нет
признаков нарушения, за которое может быть наложено
административное взыскание, дело прекращается и выносится
соответствующее постановление.
28. При рассмотрении дел о нарушениях заповедного режима
соответствующие должностные лица должны учитывать следующие
требования действующего законодательства об административных
правонарушениях:
административной ответственности подлежат лица, достигшие к
моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
Материалы на лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет,
совершивших административное правонарушение, передаются в комиссии
по делам несовершеннолетних;
должностные лица подлежат административной ответственности за
административное правонарушение, связанное с несоблюдением
установленных правил в сфере охраны природы, обеспечение
выполнения которых входит в их служебные обязанности;
военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также
лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел,
несут ответственность за административные правонарушения по
дисциплинарным уставам. За нарушения правил охоты, рыболовства и
охраны рыбных запасов указанные лица несут административную
ответственность на общих основаниях, однако на военнослужащих
срочной службы не может быть наложен штраф. Должностное лицо,
которому предоставлено право налагать административные взыскания,
вправе вместо наложения взыскания передать материалы командиру
воинской части, военному прокурору или начальнику органа
внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных к
дисциплинарной ответственности;
административное взыскание может быть наложено не позднее двух
месяцев со дня совершения правонарушения. В случае отказа в
возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но
при наличии в действиях нарушителя признаков административного
правонарушения, административное взыскание может быть наложено
органами по охране природы не позднее месяца со дня принятия
решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его
прекращении;
если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение
года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового
административного правонарушения, то это лицо считается не
подвергшимся административному взысканию;
если при рассмотрении дела должностное лицо пришло к выводу,
что в нарушении содержатся признаки преступления, материалы
передаются в соответствующий орган внутренних дел или прокуратуры
для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной
ответственности. При необходимости, в случаях направления
материалов в органы внутренних дел, об этом уведомляются органы
прокуратуры;
в соответствии со статьей 22 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях, должностное лицо, уполномоченное решать дело,
может освободить нарушителя от административной ответственности и
ограничиться устным замечанием.
28. Если при рассмотрении дела будет установлена виновность
лица в совершении нарушения, нарушитель может быть подвергнут
административному взысканию в соответствии с действующим
законодательством.
Согласно статье 36 Федерального закона Российской Федерации
"Об особо охраняемых природных территориях" нарушение
установленного режима или иных правил охраны и использования
окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях
государственных природных заповедников, национальных парков,
природных парков, государственных природных заказников, а также на
территориях, на которых находятся памятники природы, и иных особо
охраняемых природных территорий, их охранных зон влечет за собой
наложение в административном порядке штрафа на граждан в размере
от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на
должностных лиц - от трех до сорока минимальных размеров оплаты
труда с конфискацией орудий и продукции незаконного
природопользования или без таковой.
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации
устанавливается федеральным законодательством.
29. Конкретный размер налагаемого на нарушителя штрафа, в
установленных вышеупомянутым Федеральным законом пределах,
должностные лица государственного природного заповедника,
непосредственно рассматривающие дело о нарушении заповедного
режима, определяют самостоятельно с учетом сведений, перечисленных
в п. 31 настоящих Методических указаний.
30. Одновременно с наложением штрафа лицо, рассматривающее
дело, принимает решение о конфискации изъятых запрещенных орудий
незаконного природопользования, а в случае необходимости, и
разрешенных орудий (в том числе охотничьего оружия и боевых
припасов). О принятом решении указывается в постановлении по делу.
Согласно статье 29 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях конфискация огнестрельного
оружия, боевых припасов и других орудий охоты не может применяться
к лицам, для которых охота является основным источником
существования.
31. С учетом характера совершенного правонарушения и личности
правонарушителя к нему могут быть применены меры общественного
воздействия путем передачи материалов об административном
правонарушении на рассмотрение товарищеского суда или трудового
коллектива. В данном случае лицо, совершившее нарушение,
освобождается от административной ответственности.
32. При наложении административного взыскания должностные лица
государственных природных заповедников обязаны учитывать характер
правонарушения, личность нарушителя, степень его вины,
имущественное положение, смягчающие и отягчающие ответственность
обстоятельства.
33. Рассмотрев дело о нарушении, должностное лицо
территориальных органов по охране природы выносит по делу
постановление установленной формы (Приложение 1).
34. При вынесении постановления по делу в пункте 2
постановляющей части указывается раздельно сумма иска о взыскании
ущерба, исчисляемая по таксам (шкалам) и стоимость незаконно
добытой продукции, оставленной нарушителю, а также общая сумма
иска, предъявленного нарушителю к взысканию.
Взыскание с нарушителя заповедного режима суммы нанесенного
ущерба осуществляется помимо наложения на него административного
штрафа. Предъявление нарушителю иска о возмещении ущерба, равно
как и его добровольное возмещение нарушителем, не освобождает
последнего от административной ответственности, в том числе и от
уплаты штрафа.
Наложение же на нарушителя заповедного режима
административного штрафа не является основанием для должностных
лиц государственных природных заповедников к освобождению
нарушителя от обязанности возместить ущерб, нанесенный природным
комплексам и объектам.
35. Постановление по делу о наложении административного
взыскания заполняется в трех экземплярах, а при нанесении ущерба
природным комплексам и объектам - в четырех экземплярах.
Первый экземпляр приобщается к делу, второй - вручается
нарушителю под расписку или направляется ему по почте в 3-дневный
срок со дня вынесения постановления с предложением добровольно в
15-дневный срок уплатить штраф и возместить сумму ущерба. При
отказе нарушителя добровольно уплатить штраф постановление по делу
направляется по месту работы либо социального обеспечения
нарушителя для взыскания штрафа в бесспорном порядке.
При отказе от возмещения ущерба постановление прилагается к
исковому заявлению, направляемому в суд для взыскания суммы ущерба
в порядке гражданского судопроизводства.
Если материалы по нарушению, сопряженному с причинением ущерба
природным комплексам и объектам, подлежат направлению в
следственные органы для привлечения нарушителя к уголовной
ответственности, то третий экземпляр вместе с исковым заявлением и
протоколом о нарушении передается в следственные органы. В этих
случаях государственный природный заповедник заявляет ходатайство
о признании его гражданским истцом по уголовному делу.
Все экземпляры постановлений подписываются вынесшим их
должностным лицом и заверяются печатью заповедника.
VI. Исполнение постановлений по делу о нарушении
заповедного режима, их обжалование и опротестование
36. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании
рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней
вручается под расписку или высылается заказным письмом с
уведомлением о вручении лицу, в отношении которого оно вынесено, о
чем делается отметка на первом экземпляре постановления (в том
числе с приложением соответствующей квитанции).
37. При вручении постановления нарушителю разъясняются порядок
обжалования, срок, в течение которого штраф должен быть внесен,
необходимые банковские реквизиты, бесспорный порядок взыскания
штрафа.
Если нарушителем причинен ущерб, то ему предлагается вместе со
штрафом внести сумму ущерба и разъясняется, что при отказе от
добровольного возмещения ущерба он будет взыскан в порядке
гражданского судопроизводства.
38. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее
пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении
штрафа, а в случае обжалования или опротестования постановления -
не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы
или протеста без удовлетворения.
В случае, если штраф в этот срок не будет уплачен, он
взыскивается в бесспорном порядке из заработка оштрафованного по
постановлению о наложении штрафа.
Если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание
штрафа невозможно по другим причинам, соответствующая сумма
взыскивается судебным исполнителем путем обращения взыскания на
имущество нарушителя на основании постановления о наложении
штрафа.
39. В случаях, если личность нарушителя установлена, но место
его работы неизвестно, а от добровольной уплаты штрафа он
уклоняется, целесообразно направить на бланке заповедника в
отделение милиции по месту жительства нарушителя запрос, примерная
форма которого прилагается (Приложение 2).
Если место работы нарушителя выяснить в сжатые сроки не
удается либо он временно не работает, следует на бланке
заповедника направить в районный (городской) суд по месту
жительства нарушителя обращение, примерная форма которого
прилагается (Приложение 3).
39. Для решения вопроса об удержании в бесспорном порядке
суммы штрафа из заработка нарушителя, по месту его работы следует
направить на бланке заповедника письмо, образец которого
прилагается (Приложение 4). Для удержания суммы штрафа из пенсии
нарушителя аналогичный документ следует направить в
соответствующий орган социального обеспечения.
В случае неисполнения постановления о наложении штрафа по вине
администрации либо бухгалтерии предприятия (организации), где
работает нарушитель, соответствующее должностное лицо
государственного природного заповедника обязано принимать меры по
исполнению постановления через вышестоящую организацию или суд, а
в необходимых случаях обращаться за содействием в органы
прокуратуры.
Следует учитывать, что в соответствии с действующим
законодательством при каждой выплате из заработной платы работника
может быть удержано (в том числе и по нескольким исполнительным
документам) не более 50% платы, причитающейся работнику к выплате.
40. В отличие от административного штрафа сумма ущерба,
причиненного гражданином или должностным лицом, в случае отказа
последних от добровольного возмещения взысканию в бесспорном
порядке (по постановлению соответствующего должностного лица
заповедника) из заработка нарушителя не подлежит.
Если нарушитель не возместит в добровольном порядке в
15-дневный срок сумму ущерба, причиненного им природным комплексам
и объектам заповедника, то государственный природный заповедник
направляет в районный (городской) суд по месту жительства
нарушителя исковое заявление установленной формы (приложение 5)
для взыскания ущерба в порядке гражданского судопроизводства.
Исковое заявление подписывается главным государственным
инспектором по охране заповедника и заверяется гербовой печатью
заповедника.
К направляемому в суд исковому заявлению необходимо приложить
(что указывается в самом заявлении):
копию искового заявления;
один экземпляр постановления по делу о нарушении заповедного
режима, подписанного вынесшим его должностным лицом и заверенную
печатью заповедника;
копию протокола о нарушении заповедного режима, а также иной
связанной с ним документации (накладной о сдаче изъятой продукции
в торговую сеть и т.п.);
расчет суммы иска, сделанный на бланке государственного
природного заповедника с обязательной ссылкой на конкретные таксы
и методики с указанием органа, их утвердившего, и даты
утверждения;
любые иные документы, важные, по мнению руководителей
заповедника, для рассмотрения данного дела в суде.
41. В тех случаях, когда в возбуждении уголовного дела по
материалам государственных природных заповедников следственными
органами отказано, а ущерб, причиненный природным комплексам и
объектам, добровольно не возмещен, дело с исковым заявлением
направляется в районный (городской) суд или арбитражный суд для
взыскания ущерба в порядке гражданского либо арбитражного
судопроизводства.
42. При рассмотрении в судах и арбитражных судах дел по искам
государственных природных заповедников к нарушителям заповедного
режима, необходимо учитывать, что государственные природные
заповедники, являясь органами Минприроды России, в соответствии с
пунктами 33 "ч" и 41 "м" Инструкции государственной налоговой
службы Российской Федерации от 13.03.92 N 5 "О государственной
пошлине" от уплаты государственной пошлины освобождены.
43. Постановление по делу о нарушении может быть обжаловано
лицом, в отношении которого оно вынесено.
Жалоба на постановление о наложении административного
взыскания:
в виде штрафа - может быть подана в вышестоящий орган
(вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд,
решение которого является окончательным;
на постановление о наложении иного административного
взыскания - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу),
после чего жалоба может быть подана в районный (городской)
народный суд или арбитражный суд, решение которого является
окончательным.
44. Жалоба на постановление по делу о нарушении может быть
подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В
случае пропуска указанного срока по уважительной причине этот срок
по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление,
может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным
рассматривать жалобу.
В случае подачи в установленный срок жалобы исполнение
постановления о наложении штрафа в течение срока давности
приостанавливается до разрешения жалобы.
45. Постановление по делу о нарушении и решение по жалобе
могут быть опротестованы прокурором. Принесение прокурором
протеста приостанавливает исполнение постановления и течение срока
давности по делу до рассмотрения протеста.
46. Жалоба на постановление по делу о нарушении, не требующая
проверки, рассматривается в 15-дневный срок, а при проведении
проверки - в месячный срок.
Протест прокурора рассматривается в 10-дневный срок.
47. Должностное лицо при рассмотрении жалобы или протеста
прокурора проверяет законность и обоснованность вынесенного
постановления и принимает одно из следующих решений:
оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест
без удовлетворения;
отменяет постановление и направляет дело на новое
рассмотрение;
отменяет постановление и прекращает дело;
изменяет постановление в части уменьшения размера наложенного
штрафа или заменяет штраф предупреждением либо передачей
материалов о нарушении на рассмотрение товарищеского суда или
трудового коллектива.
48. Не подлежит исполнению постановление о наложении
административного взыскания, если оно не было обращено ко
взысканию в течение трех месяцев со дня вынесения.
VII. Порядок учета правонарушений, изъятых
у нарушителей орудий и продукции незаконного
природопользования, транспортных средств,
реализации и списания имущества
49. Административные правонарушения регистрируются в Книге
регистрации нарушений заповедного режима и учета изъятых орудий
незаконного природопользования, транспортных средств, незаконно
добытой продукции (Приложение 6), в которой учитывается их
прохождение.
50. Орудия природопользования, транспортные средства, изъятые
у нарушителей или оставленные ими на месте совершения нарушения,
сдаются на склад государственных природных заповедников по
приемным актам в чистом и сухом виде, а в случаях, когда доставка
их на склады затруднена, передаются на временное хранение в другие
места.
51. При приеме на склад изъятого имущества кладовщик или иное
должностное лицо заповедника, ведающее хранением материальных
ценностей, составляет приемный акт в двух экземплярах с подробным
описанием принятого на хранение имущества. Первый экземпляр
приемного акта приобщается к протоколу, а второй хранится у лица,
ответственного за хранение материальных ценностей.
Орудия природопользования и транспортные средства, принятые на
хранение, должны иметь бирку с указанием на ней их наименования,
номеров приемного акта и даты поступления.
52. Сдача изъятого имущества в другие места (не на склады
государственных природных заповедников) оформляется получением от
организации или лица, принявших эти ценности, сохранной расписки.
53. Изъятое имущество хранится на складах государственных
природных заповедников или в других местах по усмотрению директора
заповедника до решения вопроса об ответственности нарушителя.
54. Запрещенные орудия добывания животных нарушителям не
возвращаются, а реализуются организациям для использования при
изготовлении разрешенных орудий добывания животных или
уничтожаются в случае невозможности использования их для других
целей.
Уничтожение или приведение в негодность изъятых у нарушителей
запрещенных орудий добывания животных, хранящихся на складах
государственных природных заповедников, производится не реже
одного раза в полугодие по акту комиссией в составе директора
государственного природного заповедника или его заместителя, лица,
ответственного за хранение материальных ценностей, и
представителей местных органов власти.
55. Возврат нарушителю изъятых у него разрешенных орудий
природопользования и транспортных средств производится в порядке
исполнения постановления по делу и оформляется расходной
накладной. При этом, первый экземпляр расходной накладной
приобщается к протоколу, а второй экземпляр остается у лица,
ответственного за хранение материальных ценностей.
56. Реализация конфискованных орудий незаконного
природопользования производится в установленном порядке.
57. Орудия природопользования и транспортные средства, изъятые
по безличным нарушениям (когда нарушитель не установлен), согласно
статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются
бесхозяйными вещами.
Изъятые по безличным нарушениям разрешенные для использования
гражданам орудия природопользования и транспортные средства
хранятся в государственных природных заповедниках в течение одного
года со дня поступления, после чего реализуются в установленном
порядке.
58. Все первичные документы по поступлению, выбытию и
реализации изъятых орудий незаконного природопользования,
транспортных средств и незаконно добытой (заготовленной) продукции
хранятся при протоколах и иных материалах дел о нарушениях
заповедного режима.
59. Руководители государственных природных заповедников
осуществляют учет бланков протоколов, постановлений по делу, несут
ответственность за состояние хранения, учета и своевременную
реализацию материальных ценностей и обязаны систематически
производить проверки и инвентаризации изъятых орудий
природопользования, транспортных средств, а также расчетов с
организациями за реализованные незаконно добытую (заготовленную)
продукцию и конфискованное имущество.
60. Срок хранения материалов административных дел о нарушениях
заповедного режима - три года. Уничтожение прекращенных
административных дел по истечении срока хранения производится по
указанию директора государственного природного заповедника и
оформляется соответствующим актом.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственный природный заповедник __________________
(название)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N ______________
ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ЗАПОВЕДНОГО РЕЖИМА
"___" ____________ 199___ г. ___________________
(населенный пункт)
Главный государственный инспектор по охране заповедника ______
_________________________________________________________________,
(фамилия, и., о. лица, вынесшего постановление)
рассмотрев материалы дела о нарушении заповедного режима _________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства,
__________________________________________________________________
место работы, должность)
__________________________________________________________________
установил: ______________________________________________________,
(краткое изложение обстоятельств дела:
__________________________________________________________________
место, время, существо правонарушения, количество
__________________________________________________________________
незаконно добытого, сумма причиненного ущерба)
_________________________________________________________________.
Указанными действиями ____________________________________________
(фамилия, и., о.)
нарушил __________________________________________________________
(пункт, статья и наименование нормативного акта)
__________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об
особо охраняемых природных территориях" постановил:
1. Подвергнуть _______________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
штрафу в размере ____________________________________ рублей.
(сумма прописью)
2. Предъявить _______________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
иск о взыскании ущерба, причиненного нарушением заповедного
режима, на сумму ______________________________________ рублей.
(сумма прописью)
Взыскать стоимость оставленной нарушителю незаконно добытой
продукции на сумму ____________________________ рублей.
(сумма прописью)
Общая сумма иска, подлежащая взысканию, ______________________
________________________________________________ рублей.
(сумма прописью)
3. Конфисковать изъятое: _____________________________________
(наименование)
Настоящее постановление может быть обжаловано в десятидневный
срок в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации или в районный (городской) суд.
Штраф, сумму ущерба и стоимость оставленной нарушителю
незаконно добытой продукции (ненужное зачеркнуть) в сумме ________
__________________________________________________________________
(сумма прописью)
следует внести на счет N _________________________________________
__________________________________________________________________
(номер счета, банковские реквизиты)
Подпись лица,
вынесшего постановление, ______________________ М.П.
Отметка о вручении постановления _________________________________
(дата и подпись нарушителя
__________________________________________________________________
или отметка о направлении постановления почтой)
Предупреждение: штраф, при неуплате его добровольно в
15-дневный срок, взыскивается по настоящему постановлению в
бесспорном порядке из заработка оштрафованного.
Сумма иска, подлежащая взысканию, в случае отказа от
добровольного возмещения, взыскивается через районный (городской)
суд.
Приложение 2
Начальнику территориального
органа внутренних дел
(по месту жительства
нарушителя)
В соответствии с Положением о государственных природных
заповедниках в Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. N 48
службой охраны заповедника составлен протокол на гражданина
_____________________________________________________, 19___ г.р.,
(фамилия, имя, отчество)
проживающего по адресу: __________________________________________
_________________________________________________________________,
допустившего нарушение природоохранительного законодательства.
Однако нарушитель от уплаты административного штрафа
уклоняется и место работы скрывает.
В целях привлечения нарушителя к установленной законом
ответственности просим, руководствуясь статьей 9 Закона Российской
Федерации "О милиции", в порядке оказания помощи государственному
заповеднику, установить место работы нарушителя и сообщить в
заповедник.
С уважением,
Директор государственного
природного заповедника __________________________
Приложение 3
В ____________________________
районный (городской) суд
(по месту жительства нарушителя)
Постановлением Главного государственного инспектора по охране
заповедника от "___" ____________ 199___ г. N___ за нарушение
заповедного режима подвергнут административному штрафу в размере
___________________________________________________________ рублей
гражданин ________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
____________________________, 19 ____ г.р., проживающий по адресу:
_________________________________________________________________,
допустившего нарушение природоохранительного законодательства.
Упомянутый гражданин от уплаты штрафа уклоняется, место работы
скрывает.
Руководствуясь статьей 286 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях, прошу:
Исполнить постановление о наложении штрафа в соответствии со
статьей 348 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР.
Взысканную сумму следует перечислить на счет государственного
природного заповедника N ____________________ в __________________
(номер счета, банковские реквизиты)
__________________________________________________________________
Приложение: постановление N _______, на одном листе.
Главный государственный
инспектор по охране
заповедника ____________________
Приложение 4
1. Главному бухгалтеру _____________
____________________________________
____________________________________
2. Судебному исполнителю ___________
____________________________________
________ районного (городского) суда
При этом, направляем постановление от "___" _______ 199___ г.
N ______________ для принудительного взыскания административного
штрафа в размере _________________ рублей с гражданина ___________
_____________________________________________________, 19___ г.р.,
(фамилия, имя, отчество)
проживающего по адресу: __________________________________________
_________________________________________________________________,
работающего в ____________________________________________________
_________________________________________________________________.
Взыскание штрафа в бесспорном порядке бухгалтерией
производится на основании статьи 286 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях и бухгалтер несет персональную
ответственность за несвоевременность взыскания штрафа.
Взысканную сумму следует перечислить на счет государственного
природного заповедника N _____________________ в _________________
(номер счета, банковские реквизиты)
__________________________________________________________________
Приложение: постановление N _______, на одном листе.
Главный государственный
инспектор по охране
заповедника ____________________
Приложение 5
В суд ____________________________
(район, город)
от государственного природного
заповедника ______________________
(название)
__________________________________
(адрес)
по делу о взыскании причиненного
ущерба с гр. _____________________
_________________________________,
проживающего по адресу: __________
__________________________________
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
На основании Федерального закона Российской Федерации "Об
особо охраняемых природных территориях" и Положения о
государственных природных заповедниках в Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
18.12.91 N 48, Постановлением главного государственного инспектора
по охране заповедника от "___" _____________ 199 ___ г. N ____
к гр. ____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)
в порядке возмещения ущерба, причиненного нарушением заповедного
режима, предъявлен иск в сумме __________________ руб.
_____________________________________________________________ руб.
(прописью)
Однако гр. _____________________________________ указанную
сумму причиненного им ущерба в установленный срок добровольно не
уплатил.
На основании изложенного, государственный природный заповедник
просит суд взыскать с гр. ________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)
_________________________________ причиненный им ущерб в сумме
_____________________________ руб. ______________________________.
(прописью)
Взысканную сумму следует перечислить на счет государственного
природного заповедника N _____________________ в _________________
(номер счета, банковские реквизиты)
__________________________________________________________________
Приложения. 1. _______________________________________________
2. _______________________________________________
3. _______________________________________________
4. _______________________________________________
5. _______________________________________________
Главный государственный
инспектор по охране
заповедника ____________________
М.П.
"___" ____________ 199___ г.
Приложение 6
КНИГА
РЕГИСТРАЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗАПОВЕДНОГО РЕЖИМА
И УЧЕТА ИЗЪЯТЫХ ОРУДИЙ НЕЗАКОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ,
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, НЕЗАКОННО ДОБЫТОЙ ПРОДУКЦИИ
----T----------------T-------------------T-----------------------¬
¦ N ¦ Дата ¦Фамилии, и.о. лиц, ¦Фамилия, и.о. нарушите-¦
¦п/п¦ составления ¦ участвовавших ¦ ля (для должностного ¦
¦ ¦ протокола, ¦ в обнаружении ¦лица указать должность ¦
¦ ¦ фамилия, и.о. ¦ и пресечении ¦ и наименование ¦
¦ ¦ лица, соста- ¦ нарушения ¦ организации) ¦
¦ ¦вившего протокол¦ ¦ ¦
+---+----------------+-------------------+-----------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L---+----------------+-------------------+------------------------
------------------------T--------T--------T--------T-------------¬
¦В чем состоит нарушение¦ Номер ¦ Сумма ¦ Сумма ¦ Стоимость ¦
¦ ¦ и дата ¦ штрафа ¦ ущерба ¦ оставленной ¦
¦ ¦ поста- ¦ ¦ ¦ продукции ¦
¦ ¦ нов- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ления ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+--------+--------+--------+-------------+
¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
L-----------------------+--------+--------+--------+--------------
--------------------T------------T---------------T---------------¬
¦ Изъято ¦ Куда сдано ¦ Конфисковано ¦ Возвращено ¦
+------------T------+ на хранение¦ ¦ или списано ¦
¦ орудий ¦ коли-¦ изъятое +--------T------+-------T-------+
¦ добывания ¦ чест-¦ (N, дата ¦ коли- ¦ стои-¦ коли- ¦ стои- ¦
¦ животных, ¦ во ¦ приемного ¦ чест- ¦ мость¦ чест- ¦ мость ¦
¦ продукции, ¦ ¦ акта) ¦ во ¦ ¦ во ¦ ¦
¦транспортных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------+------------+--------+------+-------+-------+
¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦
L------------+------+------------+--------+------+-------+--------
--------------T----------T---------------------------------------¬
¦ Реализовано ¦Поступило ¦ Осталось орудий природопользования ¦
+------T------+ денег от ¦ и транспортных средств ¦
¦ коли-¦ стои-¦реализации¦ (количество / стоимость) ¦
¦ чест-¦ мость¦ +---------T---------T---------T---------+
¦ во ¦ ¦ ¦ на 01.04¦ на 01.07¦ на 01.10¦ на 01.01¦
+------+------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦ 17 ¦ 18 ¦ 19 ¦ 20 ¦ 21 ¦ 22 ¦ 23 ¦
L------+------+----------+---------+---------+---------+----------
------------------------------------------------------------------
|