ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ N 08/95
(Минск, 13 декабря 1995 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в
составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда
Дашука Л.А.,
судей Экономического Суда Абдрахманова С.С., Апостола Д.Д.,
Бегалиева М.А., Бекенова Р.А., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш.,
Мирошник В.И., Симоняна Г.В., Толибова Х.,
при секретаре Мадудиной Т.И.,
с участием:
представителя Межгосударственного банка Бурмана М.А.,
генерального советника Экономического Суда Лазаренкова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу
Межгосударственного банка о толковании,
установил:
Основанием для запроса Межгосударственного банка о толковании
послужила необходимость внесения в Устав Банка изменений и
дополнений с целью совершенствования статуса Межгосударственного
банка. Между тем правовой механизм внесения изменений и дополнений
в Устав Межгосударственного банка определяется документами
Содружества неоднозначно.
Устав Межгосударственного банка является неотъемлемой частью
Соглашения об учреждении Межгосударственного банка, подписанного
главами государств - участников Содружества 22 января 1993 года.
Согласно части 12 статьи 8 Устава Банка дополнения и изменения к
нему могут быть внесены в форме специальных протоколов с согласия
всех Договаривающихся Сторон.
21 октября 1994 года Совет глав государств Содружества
Решением о совершенствовании деятельности органов Содружества
Независимых Государств установил, что на рассмотрение Совета глав
государств выносятся вопросы, определяющие стратегическое
направление развития Содружества по проблемам политического,
экономического и военного сотрудничества. Совету глав
правительств, Совету министров иностранных дел, Совету министров
обороны, Межгосударственному экономическому комитету
Экономического союза и другим органам Содружества поручено
принимать окончательные решения по вопросам, входящим в их
компетенцию.
В развитие этого положения Совет глав правительств Содружества
Протокольным решением от 9 декабря 1994 года предоставил Совету
Межгосударственного банка право вносить изменения и дополнения в
Устав Банка.
В связи с изложенным Межгосударственный банк просит
Экономический Суд дать толкование по следующим вопросам:
1. В каком порядке вносятся изменения и дополнения в Устав
Банка?
2. Достаточно ли для внесения изменений и дополнений в Устав
Межгосударственного банка принятия решения Советом Банка?
3. Каким образом Межгосударственный банк приобретает права
юридического лица? Требуется ли соблюдение процедуры регистрации
Межгосударственного банка? Если требуется, то в каком порядке
Межгосударственный банк подлежит регистрации?
Заслушав судью - докладчика Толибова Х., представителя
Межгосударственного банка Бурмана М.А., исследовав материалы дела
и другие документы, относящиеся к существу запроса,
проанализировав заключение генерального советника Экономического
Суда Лазаренкова Е.В., Экономический Суд пришел к следующим
выводам.
Согласно статье 14 Соглашения об учреждении
Межгосударственного банка оно вступает в силу со дня его
подписания, а для Договаривающихся Сторон, законодательство
которых требует ратификации таких соглашений, - со дня сдачи
ратификационных грамот государству - депозитарию.
В настоящее время Соглашение ратифицировано всеми
государствами - участниками Соглашения, за исключением Украины,
которая представила ноту о применении условий Соглашения до его
ратификации. Все государства, ратифицировавшие Соглашение, сдали
ратификационные грамоты Правительству Республики Беларусь -
депозитарию Соглашения - к июлю 1994 года, не заявив при этом о
неприменении Соглашения в отношении Украины.
Следовательно, Соглашение вступило в силу для всех
государств - участников со дня сдачи ратификационных грамот
государству - депозитарию, а в отношении Украины Соглашение
применяется временно до момента его ратификации либо направления
уведомления о своем намерении не становиться участником
Соглашения.
Положения части четвертой статьи 2 Соглашения и части второй
преамбулы Устава Банка, определяющие Устав Банка как неотъемлемую
часть Соглашения, а также процедура их подписания и ратификации
свидетельствуют о том, что текст Соглашения и текст Устава Банка
представляют собой международный договор, состоящий их двух
документов, один из которых, Соглашение, регламентирует условия и
общие принципы создания межгосударственного субъекта, а второй,
Устав Банка, - функции и порядок деятельности данного субъекта,
процедуру создания, компетенцию его органов управления и другие
вопросы.
Следовательно, внесение изменений и дополнений в Устав Банка
означает внесение изменений и дополнений в составную часть единого
документа - Соглашения.
В силу статьи 12 Соглашения оно может быть изменено лишь с
согласия всех Договаривающихся Сторон, под которыми следует
понимать, исходя из преамбулы Соглашения, государства - участники
Соглашения. Дополнения и изменения в Устав Банка могут быть
внесены в форме специальных протоколов также с согласия всех
Договаривающихся Сторон (часть 12 статьи 8 Устава Банка).
В соответствии с нормами международного публичного права
(статья 11 Венской конвенции о праве международных договоров от
23 мая 1969 года) согласие государства на обязательность для него
договора может быть выражено подписанием договора, обменом
документами, образующими договор, его принятием, утверждением,
присоединением к нему или любым другим способом, о котором
условились Стороны договора.
Статья 14 Соглашения предусматривает, по сути, два способа
выражения согласия Договаривающихся Сторон - ратификацию и
подписание (для государств - участников, законодательство которых
не требует ратификации таких соглашений). Следовательно, согласие
на внесение изменений и дополнений в Устав Банка, равно как и
изменений в текст Соглашения, должно быть выражено одним из
этих способов.
Соглашением и Уставом Банка не предусмотрен порядок внесения
изменений и дополнений в тексты этих документов. Только
применительно к форме вносимых изменений и дополнений в Устав
Банка предусмотрено, что они вносятся специальными протоколами.
Согласно статье 40 Венской конвенции о праве международных
договоров, если договор не предусматривает иное, необходимо
руководствоваться (следующим: все Договаривающиеся государства
должны уведомляться о любом предложении, касающемся поправок к
многостороннему договору, которые должны действовать в отношениях
между всеми участниками, причем каждое из Договаривающихся
государств имеет право участвовать в:
а) принятии решения о том, что следует сделать в отношении
такого предложения;
б) переговорах и заключении любого соглашения о внесении
поправок в договор. Каждое государство, имеющее право стать
участником договора, также имеет право стать участником договора,
в который были внесены поправки. При этом Конвенцией предусмотрен
важнейший принцип международного публичного права - суверенного
равенства государств - участников договора: соглашение о внесении
поправок не связывает государство, уже являющееся участником
договора, но не ставшее участником соглашения о внесении поправок
в договор (часть 4 статьи 40).
Исходя из данных положений, было бы неправомерным
рассматривать Протокольное решение Совета глав правительств
Содружества от 9 декабря 1994 года о предоставлении Совету
Межгосударственного банка права внесения изменений и дополнений в
Устав Банка в качестве договора государств - участников Соглашения
о его изменении. Поскольку компетенция Совета Банка
устанавливается Уставом Банка, являющимся неотъемлемой частью
Соглашения, любое ее изменение должно производиться в договорном
порядке в соответствии с правилами, предусмотренными Соглашением и
Уставом Банка, - в форме специального протокола Договаривающихся
Сторон о внесении поправок в часть 3 статьи 7 Устава Банка,
определяющую компетенцию Совета Банка.
Анализ учредительных документов Межгосударственного банка
(Соглашения и Устава Банка) позволяет утверждать, что Банк - это
международная организация, которая создана в соответствии с
нормами международного публичного права.
Учредительный акт Межгосударственного банка представляет собой
международный договор. Членами Банка являются суверенные
государства. Соглашением и Уставом Банка предусмотрена система
постоянно действующих органов управления Банком: Совет и президент
Банка.
Межгосударственный банк является международным расчетным и
кредитно-финансовым учреждением (часть 2 статьи 1 Устава Банка).
Межгосударственный банк наделен международной
правосубьектностью: правом заключать международные соглашения в
пределах его компетенции (часть 4 статьи 1 Устава Банка),
участвовать в международных финансовых и банковских организациях и
союзах (статья 2 Соглашения), а также привилегиями и иммунитетами
в отношениях с государством пребывания (статья 2 Соглашения,
часть 5 статьи 1 и часть 8 статьи 8 Устава Банка).
На основании этих положений вопрос о приобретении
Межгосударственным банком прав юридического лица следует решать в
соответствии с нормами международного публичного права.
Соглашение об учреждении Межгосударственного банка (статья 2)
и Устав Банка (часть 3 статьи 1), предоставляя Банку статус
юридического лица, вместе с тем не определяют момент приобретения
Банком прав юридического лица.
Международное публичное право предусматривает, что
международная организация приобретает права юридического лица в
порядке, предусмотренном учредительным актом (соглашением,
уставом, договором), являющимся, по существу, международным
договором. В случае, если порядок приобретения международной
организацией прав юридического лица в учредительном акте не
предусмотрен, она приобретает такие права в момент вступления в
силу учредительного акта.
Основываясь на установленном выше положении о том, что Устав
Банка является неотъемлемой частью Соглашения, следует
констатировать, что Межгосударственный банк приобретает права
юридического лица с момента вступления в силу Соглашения об
учреждении Межгосударственного банка (в соответствии с
вышеупомянутой статьей 14 Соглашения).
Актами Содружества Независимых Государств не предусматривается
регистрация международных организаций как субъектов международного
права. Национальное законодательство государств - учредителей
международной организации применимо в этом отношении в пределах,
установленных соответствующим международным договором.
В учредительных документах Межгосударственного банка
предусматривается, что Устав Банка регистрируется в соответствии с
законодательством государства пребывания (часть 13 статьи 8 Устава
Банка). При этом устанавливается также, что отношения между Банком
и государством его пребывания определяются соответствующим
соглашением (статья 2 Соглашения, часть 5 статьи 1 Устава Банка).
Законодательством Российской Федерации, государства
местопребывания Банка, не установлена обязательность регистрации
международных организаций - субъектов международного публичного
права (Федеральный Закон от 21 октября 1994 года "О введении в
действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и
Закон РСФСР от 13 декабря 1991 года "О банках и банковской
деятельности в РСФСР", с изменениями и дополнениями, внесенными
Законом Российской Федерации от 24 июня 1992 года).
Соглашение об условиях пребывания Межгосударственного банка на
территории Российской Федерации, в котором Стороны могли бы
предусмотреть необходимость и порядок регистрации Банка (Устава
Банка), на момент рассмотрения дела в Экономическом Суде не
заключено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 Положения
об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и
пунктом 13.4 Регламента Экономического Суда Содружества
Независимых Государств Экономический Суд решил:
По запросу Межгосударственного банка дать следующее
толкование:
1. Дополнения и изменения в Устав Межгосударственного банка
вносятся с согласия всех Договаривающихся Сторон в форме
специального протокола с последующим выполнением государствами -
участниками Соглашения об учреждении Межгосударственного банка от
22 января 1993 года внутригосударственных процедур (ратификация,
сдача ратификационных грамот государству - депозитарию либо
подписание протокола - для государств - участников,
законодательство которых не требует ратификации таких документов).
2. Совет Межгосударственного банка не наделен правом
самостоятельного принятия решений о внесении изменений и
дополнений в Устав Банка. Совет Банка вправе обсудить на своем
заседании предлагаемые дополнения и изменения в Устав Банка и
направить их в установленном порядке для принятия окончательного
решения Советом глав государств.
3. Межгосударственный банк приобретает права юридического лица
с момента вступления в силу Соглашения об учреждении
Межгосударственного банка. Регистрация Устава Банка осуществляется
в соответствии с законодательством государства пребывания.
4. Копию Решения направить для сведения в Межгосударственный
банк, Исполнительный Секретариат Содружества, Межгосударственный
экономический комитет Экономического союза и государствам -
участникам Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества
Независимых Государств.
5. Решение может быть обжаловано в месячный срок после
получения его копии в Пленум Экономического Суда Содружества
Независимых Государств.
6. В соответствии со ст. 16 Положения об Экономическом Суде,
Содружества Независимых Государств решение подлежит обязательному
опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой
информации государств - участников.
Председатель
Л.А.ДАШУК
|