ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ
13 декабря 1995 г. г.Москва N 16
Председательствовал - В.И.Данилов-Данильян
1. Об обеспечении экологической безопасности при
уничтожении химического оружия на территории
Российской Федерации
-------------------------------------------------
(Куценко, Василюк, Бурков, Белов, Гуров, Борозин,
Амирханов, Костин, Данилов-Данильян)
Коллегия постановляет:
1. Принять к сведению информацию Управления экологической
безопасности о мерах, направленных на охрану окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности при уничтожении химического
оружия.
Признать острую необходимость активизации работы структурных
подразделений Министерства и его территориальных природоохранных
органов в решении экологических проблем уничтожения химического
оружия.
Согласиться, что первоочередными мерами по подготовке к
химическому разоружению являются:
экологическое обоснование разработки норм проектирования
объектов уничтожения химического оружия, усиление и четкость
проведения государственной экологической экспертизы технологий,
проектной и предпроектной документации;
проведение комплексного экологического,
санитарно-гигиенического и медицинского обследования районов
хранения и уничтожения химического оружия;
построение региональных систем мониторинга для наблюдения и
государственного экологического контроля промышленных мощностей;
разработка инструктивно-методической документации,
регламентирующей экологические аспекты безопасности работ по
уничтожению химического оружия;
работа с населением и общественными организациями по
экологическим аспектам проблемы уничтожения химического оружия.
2. Управлению экологической безопасности (Куценко):
совместно с Департаментом правового обеспечения, кадров и
связей с органами государственной власти и общественными
организациями (Гунько) и Департаментом государственной
экологической экспертизы (Заборин) до 1 мая 1996г. обобщить опыт
подготовки к уничтожению химического оружия на федеральном и
региональном уровнях. По результатам подготовить справку и
направить обращение в Минобороны России и другие заинтересованные
министерства и ведомства, а также проинформировать
Межведомственную комиссию по химическому разоружению;
совместно с Департаментом правового обеспечения, кадров и
связей с органами государственной власти и общественными
организациями (Гунько) в 1 квартале 1996г. подготовить проект
Соглашения между Минприроды России, Минобороны России и другими
заинтересованными министерствами и ведомствами по комплексу
вопросов, касающихся обеспечения экологической безопасности при
уничтожении химического оружия;
принять срочные меры по улучшению координации деятельности в
области уничтожения химического оружия между Минприроды России и
другими заинтересованными министерствами и ведомствами,
ответственными за решение этих задач.
3. Управлению экологической безопасности (Куценко) совместно
с Департаментом государственного экологического контроля (Мамин),
Федеральным центром геоэкологических систем (Гаврилов) и
территориальными природоохранными органами до 1 июня 1996г.
подготовить предложения по организации мониторинга окружающей
среды и государственного экологического контроля на объектах по
уничтожению химического оружия.
4. Департаменту правового обеспечения, кадров и связей с
органами государственной власти и общественными организациями
(Гунько) совместно с Управлением информатизации и внедренческой
деятельности (Комаров), управлением экологической безопасности
(Куценко) и территориальными природоохранными органами разработать
до 1 июня 1996г. Программу работы с населением и общественными
организациями по экологическим аспектам проблемы уничтожения
химического оружия и представить ее на рассмотрение руководства
Министерства.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на Первого заместителя Министра Порядина А.Ф.
2. О Плане важнейших мероприятий международного науч-
но-технического сотрудничества Минприроды России на
1996 год
______________________________________________________________
(Богданов, Костин, Данилов-Данильян)
Коллегия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить План важнейших мероприятий международного
научно-технического сотрудничества Минприроды России на 1996 год.
2. Департаменту экономики и финансов (Шкурин) и Управлению
внешних связей (Богданов) принять дополнительные меры по изысканию
финансовых средств для обеспечения Плана международного
сотрудничества, в том числе за счет внебюджетных источников.
3. Департаменту научно-технического обеспечения,
экологических программ и промышленной экологии (Жибоедов) и
Управлению внешних связей (Богданов) в целях обеспечения
разработки российской части региональных программ и проектов
(совместно с сопредельными государствами) предусмотреть выделение
финансовых средств на выполнение соответствующих тем институтами и
организациями Министерства.
4. Управлению внешних связей (Богданов) совместно с Центром
международных проектов (Тихонов) разрабатывать и представлять в
Секретариат ЮНЕП для согласования проекты под выделяемые Минфином
России на 1996 год финансовые средства в счет погашения долга
России.
5. Руководителям структурных подразделений до 15 февраля
1996 года представить в Управление внешних связей (Богданов)
предложения о распределении функций по выполнению на национальном
уровне обязательств, вытекающих из конвенций и соглашений,
координация которых возложена на Минприроды России.
Богданову П.К. обобщить предложения и в марте 1996г.
доложить на заседании коллегии.
6. Управлению внешних связей (Богданов) продолжить работу по
вовлечению территориальных природоохранных органов,
государственных заповедников, научно-исследовательских организаций
Министерства в практическую деятельность по научно-техническому
сотрудничеству в области охраны окружающей среды с зарубежными
странами и международными организациями.
7. Разрешить утверждение руководством Министерства
квартальных и разовых дополнений и уточнений к Плану
международного сотрудничества по представлению Управления внешних
связей.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления
возложить на заместителя Министра Толкачева М.В.
3. О ходе выполнения Российской Федерацией обязательств
по Международной конвенции по регулированию китобойно-
го промысла 1946 года
_________________________________________________________
(Ильяшенко, Измайлов, Амирханов, Данилов-Данильян)
Коллегия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить работы Управления охраны биологических ресурсов
по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по
Международной конвенции по регулированию китобойного промысла 1946
года.
2. Возложить на Межведомственную ихтиологическую комиссию
(Виноградов) функции по координации исследований китов и научное
обеспечение по выполнению обязательств России по Международной
конвенции по регулированию китобойного промысла 1946 года.
3. Департаменту научно-технического обеспечения,
экологических программ и промышленной экологии (Жибоедов),
Управлению охраны биологических ресурсов (Ильяшенко) при
формировании плана НИР подведомственных научно-исследовательских
организаций решить в установленном порядке вопрос о целевом
финансировании Межведомственной ихтиологической комиссии на
выполнение НИР, связанных с научным обеспечением обязательств
России по Международной китобойной конвенции и деятельности в
рамках Международной китобойной комиссии.
4. Управлению внешних связей (Богданов), Департаменту
финансов, экономики и бухгалтерского учета (Шкурин), Управлению
охраны биологических ресурсов (Ильяшенко( решить в установленном
порядке вопрос об участии представителей Министерства в заседаниях
Научного комитета Международной китобойной комиссии.
5. Управлению охраны биологических ресурсов (Ильяшенко) по
согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами
подготовить в 1 квартале 1996 г. проект постановления
Правительства Российской Федерации по усилению государственного
контроля за охраной китов и среды их обитания, аборигенным
промыслом китов и рациональным использованием добытой продукции.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Министра Амирханова А.М.
Председатель коллегии В.И.Данилов-Данильян
К п.1 повестки
заседания Коллегии
Минприроды России
от 13.12.1995 г.
СПРАВКА
по вопросу "Об обеспечении экологической
безопасности при уничтожении химического
оружия в Российской Федерации"
Проблема уничтожения запасов химического оружия, хранящихся
на территории Российской Федерации, представляет собой комплекс
широкого круга социально-политических, научно-технических,
экологических, медико-биологических и экономических задач.
Поскольку Российская Федерация обладает одним из наибольших в
мире запасов отравляющих веществ различного химического состава,
токсического действия и времени производства (более 40 тысяч
тонн), решение данной проблемы имеет исключительно важное значение
для вступления нашей страны в мировое сообщество.
Задача уничтожения химического оружия в Российской Федерации
рассматривается одновременно на трех уровнях принятия решений:
международном, национальном (федеральном) и региональном.
В международном аспекте за неполные 10 лет пройден путь от
двусторонних российско-американских и российско-европейских
диалогов, соглашений, меморандумов до подписания в 1993 году
Россией в Париже Конвенции о запрещении разработки, производства,
накопления химического оружия и о его уничтожении.
С момента подписания Конвенции Российская Федерация принимает
участие в работе Подготовительной комиссии Организации по
запрещению химического оружия в Гааге. Однако за почти трехлетнюю
работу комиссии, Минприроды России и другие ведомства и
организации эколого-ресурсного блока ни разу не принимали участие
в ее заседаниях.
Можно предположить, что экологические проблемы уничтожения
отравляющих веществ (утилизация токсичных выбросов, сбросов;
обращение с опасными отходами; экологическая оценка технологий,
промышленных установок; экологическая экспертиза и контроль
производства и др.) либо вообще не поднимались российской
стороной, либо затрагивались в весьма общих чертах.
Важно также отметить, что большой интерес к проблеме
уничтожения химического оружия проявляют российские отделения
международных экологических организаций Зеленый Мир и Зеленый
Крест. Поэтому для налаживания конструктивного диалога по
экологическим проблемам уничтожения химического оружия участие
Министерства в переговорном процессе было бы весьма желательно.
Указом Президента Российской Федерации от 24.03.95 N 314 "О
подготовке Российской Федерации к выполнению международных
обязательств в области химического разоружения" определены
стратегические задачи политики государства в этом вопросе и
полномочия федеральных органов исполнительной власти при решении
основных задач уничтожения химического оружия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.95
N 881 утвержден План мероприятий по ускорению подготовки
Российской Федерации к выполнению международных обязательств в
области химического разоружения. Во исполнение указанного
постановления приказом Минприроды России от 21.09.95 N 6-ДСП
определены мероприятия Министерства по данной проблеме, которые
включают:
- экологическое обоснование разработки норм проектирования
объектов по уничтожению химического оружия;
- составление типовой программы комплексного экологического,
санитарно-гигиенического и медицинского обследования районов
хранения и предполагаемого уничтожения химического оружия;
- разработку инструктивно-методической документации,
регламентирующей экологические аспекты безопасности работ по
уничтожению химического оружия и другие вопросы.
Поскольку приближается срок ратификации Конвенции Федеральным
Собранием Российской Федерации, в течение 1994-1995 годов
Комитетами Государственной Думы неоднократно проводились
парламентские слушания, на которых формулировались обращения к
федеральным органам исполнительной власти по ускорению подготовки
необходимых нормативных правовых актов.
В настоящее время Комитетом по конвенциальным проблемам
химического и биологического оружия при Президенте Российской
Федерации совместно с заинтересованными министерствами и
ведомствами разработан ряд законопроектов по данной проблеме,
которые находятся на рассмотрении в Государственной Думе, в
частности:
- об уничтожении химического оружия;
- о дополнительных компенсационных выплатах за вред,
причиненный воздействием токсичных химикатов здоровью граждан,
вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ
по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
- об обязательном государственном страховании граждан и их
собственности от аварий на объектах по хранению и уничтожению
химического оружия.
На федеральном уровне решения проблемы уничтожения
химического оружия Минобороны России совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами, включая Минприроды России,
разработана федеральная целевая программа уничтожения запасов
химического оружия в Российской Федерации до 2005 года, которая
рассматривалась на Правительственной комиссии по оперативным
вопросам 01.08.95 г. и принята Правительством Российской Федерации
на заседании 26.10.95 г.
Поскольку государственная программа уничтожения химического
оружия разрабатывалась в различных вариантах с 1989 года, в
принятом варианте она включает круг приоритетных вопросов охраны
окружающей среды и здоровья населения.
Программой предусмотрено разработать:
- экологические нормативы содержания отравляющих веществ и
токсичных продуктов их трансформации в природных средах (воздух,
вода, почва) и отходах производства;
- нормативно-методическую документацию по проведению
государственной экологической экспертизы проектной и предпроектной
документации на строительство объектов по уничтожению химического
оружия;
- системный проект программы комплексного экологического
мониторинга объекта по уничтожению химического оружия и полигона
для захоронения отходов его утилизации;
- нормативно-методическую документацию по организации и
проведению государственного экологического контроля промышленных
мощностей по утилизации отравляющих веществ.
Хотелось бы выразить надежду на то, что после открытия
финансирования федеральной целевой программы с 1996 года
мероприятия и разработки по охране окружающей среды будут
реализованы в приоритетном порядке.
В 1993 году для государственного управления подготовкой к
уничтожению химического оружия в Российской Федерации была
образована Правительственная комиссия по выбору мест для
утилизации отравляющих веществ во главе с Первым заместителем
Председателя Правительства Российской Федерации О.Н.Сосковцом.
Указом Президента Российской Федерации от 24.03.95 N 314
основным координирующим органом Российской Федерации в области
химического разоружения определена Межведомственная комиссия по
химическому разоружению во главе с помощником Президента
Российской Федерации по национальной безопасности Ю.М.Батуриным.
Минприроды России примет участие в работе Межведомственной
комиссии и направило предложения для рассмотрения на ее заседаниях
в 1996 году следующих вопросов:
- подведение итогов проведенных по инициативе Национальной
организации Международного Зеленого креста в России первых
общественных слушаний по проблеме уничтожения химического оружия в
Саратовской области в октябре 1995 года;
- состояние ведомственного контроля Минобороны России за
сохранностью и безопасностью хранения отравляющих веществ в
регионах Российской Федерации на арсеналах их размещения;
- подведение итогов научно-практической конференции "Круглый
стол по охране окружающей среды и рациональному
природопользованию", планируемой Минприроды России совместно с
заинтересованными министерствами и ведомствами, а также
представителями регионов хранения и предполагаемого уничтожения
химического оружия в январе-феврале 1996 года.
Мы рассчитываем, что проведение подобных мероприятий будет
способствовать налаживанию конструктивного диалога между органами
государственного управления, общественными организациями и местным
населением по широкому комплексу вопросов, связанных с
уничтожением химического оружия.
На региональном уровне администрациями субъектов Российской
Федерации совместно с местными контрольными и надзорными органами
проводится большая работа по подготовке к строительству и
функционированию промышленных объектов уничтожения химического
оружия.
Правительство Российской Федерации постановлениями от
30.12.94 N 1470 и от 22.03.95 N 289 определило порядок и план
мероприятий по созданию объектов уничтожения запасов отравляющих
веществ, хранящихся на территории Краснопартизанского района
Саратовской области и Камбарского района Удмуртской Республики.
Приоритетными направлениями в этих мероприятиях являются:
- проведение комплексного экологического,
санитарно-гигиенического и медико-биологического обследования
состояния окружающей среды и здоровья населения в местах хранения
химического оружия, на основании которого необходимо разработать и
осуществить комплекс профилактических и реабилитационных
мероприятий;
- построение действенной региональной системы комплексного
многоуровневого мониторинга окружающей среды и здоровья населения
на территории субъектов Российской Федерации, в которых хранится и
будет уничтожаться химическое оружие.
Наиболее проработаны эти вопросы Саратовским областным
комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов, однако
отсутствие целевого финансирования по постановлению от 30.12.94 N
1470 в 1995 году не позволило начать их реализацию. Позиция
Минобороны России о представлении программы мониторинга в виде
локальных наблюдений промышленного объекта в поселке Горный без
учета полигонов научных исследований и захоронения опасных отходов
не соответствует современной практике организации государственного
контроля и надзора за потенциально опасными объектами и не может
быть нами поддержана.
Позиция Министерства, которую отстаивает Управление
экологической безопасности на совещаниях различного уровня по
вопросам уничтожения химического оружия, в том числе и
Межведомственной комиссии по химическому разоружению, заключается
в поддержке инициатив территориальных природоохранных органов,
направленных на обеспечение экологической безопасности региона при
утилизации отравляющих веществ, организацию и проведение
научно-обоснованных экологических экспертиз и контроля за
выполнением экспертных заключений.
|