ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА
ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ
1. Примерные правила пользования библиотекой высшего учебного
заведения разработаны в соответствии с Положением о библиотеке
высшего учебного заведения* и распространяются на библиотеки
государственных высших учебных заведений, независимо от их
ведомственной подчиненности.
2. Примерные правила пользования библиотекой регламентируют
общий порядок организации обслуживания читателей высших учебных
заведений, права и обязанности библиотеки и читателя.
Читатели, их права, обязанности и ответственность
3. Студенты, учащиеся, аспиранты, профессорско -
преподавательский состав, научные работники, сотрудники высшего
учебного заведения имеют право бесплатно пользоваться основными
видами библиотечно-информационных услуг:
- получать полную информацию о составе фондов библиотеки через
систему каталогов и картотек и другие формы библиотечного
информирования;
- получать из фонда библиотеки для временного пользования в
читальных залах и на абонементах любые издания, неопубликованные
документы или их копии**;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе
произведений печати и других документов;
- получать издания по межбиблиотечному абонементу;
----------------
* Утверждено ЦБИК Госкомвуза России 6 декабря 1995 г.
** Ограничение доступа к отдельным фондам регулируется
законодательством об охране государственной тайны и
законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния
народов Российской Федерации.
- продлевать срок пользования литературой в установленном
порядке.
4. Дополнительные услуги читатели могут получить за плату.
Перечень дополнительных платных услуг и их стоимость
разрабатываются в каждой отдельной библиотеке и утверждаются
ректором высшего учебного заведения (приложение 1).
5. Библиотечное обслуживание предприятий, кооперативов,
ассоциаций и других организаций, созданных при высшем учебном
заведении на коммерческой основе, осуществляется по договорам.
6. Студентам и учащимся других учебных заведений и
специалистам города предоставляется право обслуживания в читальных
залах на платной основе или по договорам.
7. Читатели обязаны бережно относиться к книгам, другим
произведениям печати и иным материалам, полученным из фондов
библиотеки; возвращать их в установленные сроки; не выносить их из
помещения библиотеки, если они не записаны в читательском
формуляре или других учетных документах; не делать в них пометок,
подчеркиваний; не вырывать и не загибать страниц; не нарушать
расстановки в фондах открытого доступа; не вынимать карточек из
каталогов и картотек.
8. При получении книг, других произведений печати и иных
материалов читатели должны тщательно просмотреть их и в случае
обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом дежурному
библиотекарю, в противном случае, ответственность за порчу книг
несет читатель, пользовавшийся изданием последним.
9. Читатели не имеют права передавать читательский билет
другому лицу, а также пользоваться чужим читательским билетом. В
случае нарушения этого правила читатели несут ответственность в
порядке, установленном администрацией библиотеки.
10. Ежегодно читатели обязаны перерегистрировать читательские
билеты с предъявлением всей числящейся за ними литературы в
установленные библиотекой сроки. Читатели, не прошедшие
перерегистрацию, библиотекой не обслуживаются.
11. При выбытии из вуза читатели обязаны вернуть в библиотеку
числящиеся за ними издания и сдать читательские билеты.
12. Читатели обязаны соблюдать правила пользования
библиотекой. Читатели, нарушившие правила пользования библиотекой
или причинившие библиотеке ущерб, компенсируют его в размере,
установленном правилами пользования библтотекой*, а также несут
иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим
законодательством.
13. Читатели, ответственные за утрату или неумышленную порчу
изданий, обязаны заменить их такими же изданиями, или копиями, или
признанными библиотекой равноценными, а при невозможности замены -
возместить реальную рыночную стоимость изданий.
Права и обязанности библиотеки
14. Библиотека в своей деятельности обеспечивает реализацию
прав читателей, установленных пунктами 3, 4, 5.
15. Библиотека обслуживает читателей в соответствии с
Положением о библиотеке высшего учебного заведения и правилами
пользования.
16. Библиотека обязана:
- информировать читателей о всех видах предоставляемых
библиотекой услуг;
- обеспечить читателям возможность пользоваться всеми фондами
библиотеки;
- популяризировать свои фонды и предоставляемые услуги;
- совершенствовать библиотечное и информационно -
библиографическое обслуживание читателей, внедряя компьютеризацию
и передовую технологию;
- в случае отсутствия в фондах библиотеки необходимых
читателям изданий запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из
других библиотек;
- обеспечивать высокую культуру обслуживания; оказывать
читателям помощь в выборе необходимых произведений печати и иных
материалов, проводя занятия по основам
библиотечно-библиографических знаний, устные консультации,
предоставляя в их пользование каталоги, картотеки и иные формы
информирования, организуя книжные выставки, библиографические
обзоры, дни информации, дни кафедр и другие мероприятия;
- осуществлять постоянный контроль за возвращением в
библиотеку выданных книг, других произведений печати и иных
материалов;
--------------
* Перечень нарушений и размер компенсации определяются
администрацией вуза в каждой отдельной библиотеке.
- создавать и поддерживать в библиотеке комфортные условия для
работы читателей;
- отчитываться в своей деятельности перед читателями в
соответствии с уставом и установленными правилами.
Порядок записи читателей в библиотеку
17. Для записи в библиотеку читатели обязаны предъявить
удостоверение личности. На этом основании им выдается единый
читательский билет, заполняется читательский формуляр.
Читательский билет является единственным документом, дающим
право пользования библиотекой.
18. При записи в библиотеку читатели должны ознакомиться с
правилами пользования и подтвердить обязательство об их выполнении
своей подписью на читательском билете и читательском формуляре.
Порядок пользования читательными залами
19. При заказе литературы в читальном зале читатели
предъявляют читательский билет, заполняют читательское требование
и по получении изданий расписываются на книжном формуляре и
читательском требовании. Книжный формуляр и читательское
требование являются документами, удостоверяющими дату и факт
выдачи читателю и приема библиотекарем книг и других произведений
печати.
20. Число книг, других произведений печати и иных материалов,
выдаваемых в читальных залах, как правило, не ограничивается. При
наличии единовременного повышенного спроса число выдаваемых
экземпляров может быть ограничено (по решению администрации
библиотеки).
21. Литература, выданная в читальный зал из основного
книгохранилища, может быть забронирована на определенный срок.
22. Энциклопедии, справочные издания, редкие и ценные книги, а
также издания, получаемые по МБА, выдаются только в читальном
зале.
23. Не разрешается входить в читальные залы с личными и
библиотечными книгами, журналами, газетами, вырезками из печатных
изданий и другими печатными материалами.
24. Выносить литературу из читальных залов запрещено. В случае
нарушения этого правила читатели могут быть лишены права
пользования библиотекой на срок, определяемый администрацией
библиотеки.
Правила пользования абонементом
25. Для заказа и получения изданий на абонементах читатели
предъявляют читательский билет, заполняют читательское требование
и расписываются на книжном формуляре и читательском требовании.
26. Срок пользования литературой для различных категорий
читателей и количество выдаваемых изданий на абонементах (учебной,
научной и художественной литературы) определяются
дифференцированно администрацией библиотеки и фиксируются в
правилах пользования библиотекой.
27. Не подлежат выдаче на дом редкие и ценные издания. В
случае их выдачи с читателя взимается залог, сумма которого
определяется администрацией библиотеки.
28. Читатели могут продлить срок пользования взятыми на дом
книгами, другими произведениями печати и иными материалами, если
на них нет спроса со стороны других читателей, в установленном
порядке.
Приложение 1
Примерный перечень платных услуг
1. Библиотечное обслуживание предприятий, кооперативов,
ассоциаций, созданных при высшем учебном заведении на коммерческой
основе или по договорам.
2. Запись в библиотеку и обслуживание специалистов города в
читальных залах.
3. Пользование литературой сверх установленного срока.
4. Определение классификационного индекса научной работы.
5. Библиографическое обслуживание преподавателей и
специалистов по тематике, не связанной с учебным процессом и
научными исследованиями вуза (составление библиографических
списков и справок, помощь в оформлении списков к диссертационным
работам и др.), организация выездных выставок, обзоров и др.
6. Организация выездных выставок, обзоров.
7. Ксерокопирование печатных материалов, утраченных страниц.
8. Переплет изданий.
|