МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 1995 г. N 2
О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры
и жилищно-коммунального хозяйства отмечает, что в условиях сложной
ситуации переходного периода экономики России к рыночным
отношениям, благодаря принятым министерством совместно с
субъектами Российской Федерации мерам, удалось сохранить
производственный потенциал строительного комплекса.
Целенаправленно реализуется Государственная федеральная программа
"Жилище". Разработаны и выполняются подпрограммы развития
производственной базы строительства, энерго- и ресурсосбережения.
Выполнена большая работа по подготовке и реализации новой системы
правовых, организационных и хозяйственных документов, направленных
на развитие строительной отрасли и создание конкурентной среды.
Сформирована адекватная рыночной экономике структура норм и
стандартов по строительству, разработаны необходимые методические
и нормативные документы по вопросам ценообразования и
ресурсосбережения в строительстве, подготовлены проекты Жилищного
кодекса, Градостроительного кодекса, ряда указов Президента
Российской Федерации по развитию жилищной реформы и проект
Основных направлений нового этапа Государственной целевой
программы "Жилище", разрабатывается Строительный кодекс. По
инициативе министерства принято только в 1994 году более
50 нормативных и законодательных документов, направленных на
стимулирование инвестиционной активности, привлечение в жилищное
строительство внебюджетных источников финансирования, в том числе
средств населения, банковских кредитов, расширение выпуска
жилищных сертификатов, облигаций и векселей, осуществление
ипотечного кредитования, привлечение иностранных инвестиций,
ускорение достройки не завершенных строительством жилых домов.
В результате этого наметились некоторые позитивные тенденции в
инвестиционно-строительной сфере. Замедлились темпы падения
инвестиций и объемов подрядных работ. Положительные сдвиги
определились в жилищном строительстве. В этом году построено
350 тысяч новых благоустроенных квартир общей площадью 23 млн. кв.
метров, что на 10 процентов превышает уровень января - ноября
прошлого года, а индивидуального жилья введено в 1,5 раза больше.
В производственном строительстве за этот период вступили в строй
действующих более 400 крупных объектов и мощностей. Большой объем
строительно-восстановительных работ выполнен в Чеченской
Республике. Увеличились объемы производства продукции предприятий
промышленности строительных материалов и строительной индустрии.
Введен в действие ряд объектов и мощностей по производству
прогрессивных строительных материалов и изделий, осуществляется
перевод предприятий крупнопанельного домостроения на выпуск домов
новых серий, а также перепрофилирование их на выпуск домов со
смешанными конструктивными системами, с рациональным применением
изделий полносборного домостроения и эффективных мелкоштучных
материалов из местного сырья и отходов промышленного производства.
Вместе с тем, в условиях продолжающегося падения
инвестиционной активности, нестабильного финансирования и
неплатежей за последние годы ухудшились конечные результаты
деятельности строительного комплекса и усилились тенденции
снижения эффективности капитального строительства. Так, ввод
основных фондов на один рубль капитальных вложений составлял в
1990 г. 84 копейки, а в 1994 г. снизился до 59 копеек.
Предусмотренные федеральными государственными инвестиционными
программами 1991 - 1994 гг. вводы в действие важнейших
производительных мощностей, определяющих структурную перестройку
экономики России, были выполнены лишь наполовину.
Не сокращается продолжительность сооружения объектов и всего
инвестиционного цикла, не отвечают требованиям рыночной экономики
и не выдерживаются сроки окупаемости проектов строительства. В
структуре производительных капитальных вложений по-прежнему
остается низкой доля затрат на реконструкцию и техническое
перевооружение, приобретение оборудования и техники.
Переход на новые формы хозяйствования во многих организациях
не был подкреплен мерами по повышению организационно-технического
уровня производства. В результате снижается производительность
труда, не улучшается качество строительства и продукции
промышленности строительных материалов. Многие строительные
организации продолжают оставаться неконкурентоспособными с
зарубежными фирмами.
Медленно внедряются ресурсосберегающие технологии и проекты.
Большинство зданий и сооружений по-прежнему возводятся из тяжелых
и материалоемких конструкций с большими материальными,
энергетическими и транспортными расходами.
Сложившееся положение в инвестиционно-строительной сфере
явилось следствием действия факторов, присущих переходному периоду
к рыночной экономике для всех отраслей народного хозяйства:
падение объемов производства, разрыв кооперативных связей,
издержки в сфере ценообразования, удорожания энергоресурсов,
транспорта и др.
В этой связи повышение эффективности капитального
строительства является актуальной комплексной задачей, требующей
совершенствования и переориентации в этом направлении
инвестиционной, экономической, градостроительной политики и
деятельности всего строительного комплекса.
В соответствии с программой действий министерства в текущем
году намечен и осуществляется комплекс мер по повышению
эффективности строительства.
Эти вопросы рассматривались на заседаниях коллегии
министерства, селекторных совещаниях, выездных семинарах. Обобщен
передовой опыт работы ряда предприятий и организаций строительного
комплекса, накопленный в процессе проведения экономической реформы
в отрасли.
Для выработки научно-обоснованных направлений решения этой
проблемы по заданию Минстроя России Российской академией
архитектуры и строительных наук осуществлена разработка проекта
"Концепция и рекомендация по повышению эффективности капитального
строительства в новых экономических условиях".
Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры
и жилищно-коммунального хозяйства постановляет:
1. Считать важнейшей задачей Минстроя России, других
федеральных органов, занимающихся инвестиционно-строительной
деятельностью, администраций субъектов Российской Федерации,
отраслевых концернов и корпораций, строительных, проектно -
изыскательских и научно-исследовательских организаций, предприятий
стройиндустрии и промышленности строительных материалов, органов
архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства
на 1996 - 2000 годы, - целенаправленное и последовательное
проведение курса на всемерное повышение эффективности капитального
строительства и работы строительного комплекса,
предусматривающего:
достижение высокой инвестиционной активности прежде всего за
счет вовлечения в инвестиционно-строительный процесс внебюджетных
средств, создания целевых фондов и свободного рынка инвестиционных
ресурсов, изменения налоговой политики с предоставлением льгот
организациям и лицам, занимающимся инвестиционно-строительной
деятельностью, принятия дополнительных законодательных и
нормативно-правовых актов, связанных с изменением отношений,
механизма инвестирования и амортизационной политики, расширения
сферы и объема применения ипотечного кредитования;
совершенствование организации проектирования, направленного на
повышение эффективности инвестиционных проектов, сокращение сроков
их реализации с учетом устранения затратного механизма, выделения
в самостоятельный этап прединвестиционных технико-экономических и
маркетинговых исследований, совмещения стадий проектирования и
строительства объектов на основе передачи функций разработки
рабочей документации подрядным строительным организациям,
установление стимулирующих надбавок за прогрессивные
ресурсосберегающие проектные решения, обеспечивающие снижение
затрат при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
проведение научно-технической политики, направленной на
повышение эффективности научно-технического потенциала
строительного комплекса, ресурсо- и энергосбережение, улучшение
качества проектов и научно-технических разработок, повышение
конкурентоспособности строительной продукции, развитие
государственной системы нормативных документов и стандартов,
обеспечивающей сохранение единства нормативной базы строительства
и ее гармонизацию с зарубежными нормами и стандартами;
осуществление мер по повышению мобильности и
организационно-технического уровня строительного производства,
совершенствование управления в строительстве с переходом от
управления отдельными объектами к управлению инвестиционными
проектами и программами, рост производительности труда, сокращения
продолжительности сооружения объектов, снижение стоимости, энерго-
и материалоемкости строительной продукции и на этой основе
обеспечение конкурентоспособности российских строительных
организаций на отечественном и зарубежном рынках подрядных работ;
совершенствование градостроительной политики с учетом
межрегиональных проблем, ориентацией на более бережное
использование земель, транспортных, инженерных и энергетических
сетей и коммуникаций в пределах существующих границ городов и
дальнейшее их развитие за счет реконструкции застройки с
оптимальным увеличением ее плотности;
развитие, реконструкцию и модернизацию производственной базы
строительства с ориентацией на выпуск высокоэффективных и
конкурентоспособных материалов, изделий, конструкций,
быстромонтируемых конструктивных систем, строительных машин,
механизмов и инструмента;
формирование банка данных по основным показателям
инвестиционной деятельности, градостроительства и жилищно -
коммунального хозяйства;
сокращение до оптимального уровня объемов незавершенного
строительства за счет осуществления мер по приватизации, продаже
или передаче для достройки каждого незавершенного объекта,
введения экономических стимулов (налогов), побуждающих юридических
и физических лиц к ускорению достройки или реализации
незавершенных строек.
2. Минстрою России на основе Генерального соглашения о
взаимодействии министерства и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации обеспечить координацию деятельности
субъектов Российской Федерации, строительных, проектных и научных
организаций, отраслевых концернов и корпораций в решении вопросов
повышения эффективности капитального строительства.
3. Одобрить основные положения "Концепция и рекомендации по
повышению эффективности капитального строительства в новых
экономических условиях". С учетом состоявшегося обсуждения
доработать материалы "Концепции" и поручить коллегии Минстроя
России утвердить ее в I квартале 1996 года.
Минстрою России на основе концепции с учетом предложений
субъектов Российской Федерации разработать проект комплексной
отраслевой программы повышения эффективности капитального
строительства в новых экономических условиях.
4. Одобрить в целом Основные направления нового этапа в
реализации Государственной целевой программы "Жилище".
Минстрою России осуществлять меры по ускорению утверждения
Основных направлений, принятию Закона Российской Федерации
"Об ипотеке" и указов Президента Российской Федерации о развитии
конкуренции в сфере эксплуатации жилищного фонда,
совершенствовании системы безвозмездных субсидий на строительство
и приобретение жилья, дальнейшей приватизации недвижимости в
жилищной сфере и развитии ипотечного кредитования.
5. Рекомендовать субъектам Российской Федерации: разработать с
учетом местных условий, передового опыта, накопленного в стране и
за рубежом и основных положений "Концепция и рекомендации по
повышению эффективности капитального строительства в новых
экономических условиях" программы действий по повышению
эффективности капитального строительства в регионах и направить
свои предложения в Минстрой России.
Проводить постоянную работу по изысканию резервов повышения
эффективности строительного производства в новых экономических
условиях, привлечению местных внебюджетных источников для
финансирования структурной перестройки производственной базы
строительства.
6. Минстрою России:
на основе обобщения практического опыта функционирования
финансово-промышленных групп в строительном комплексе разработать
предложения по использованию их инвестиционных возможностей для
реализации эффективных проектов, имеющих отраслевое значение для
структурной перестройки производственной базы строительного
комплекса;
совместно с отраслевыми концернами и корпорациями,
территориальными органами осуществлять меры по ускорению
формирования в отрасли системы лизинга оборудования и строительной
техники, включая меры государственной поддержки и экономического
стимулирования этого процесса;
в соответствии с планом мероприятий Комплексной программы
стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику
Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 октября 1995 г. N 1016, внести
предложения в Минэкономики России к проекту Закона Российской
Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об
инвестиционной деятельности" с учетом повышения эффективности
инвестиционно-строительной деятельности, гарантий и прав
отечественных и иностранных инвесторов;
- совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и
субъектами Российской Федерации разработать предложения по защите
отечественного строительного рынка от поставок некачественных и
экологически вредных импортных строительных материалов и
конструкций.
7. Рекомендовать субъектам Российской Федерации, руководителям
строительных фирм, предприятий стройиндустрии и промышленности
строительных материалов, проектных и научно-исследовательских
организаций всех форм собственности:
в целях повышения конкурентоспособности на строительном рынке,
снижения цен на продукцию и услуги в строительстве, продолжать
работу по совершенствованию ценовой политики, широкому развитию
практики подрядных торгов, совершенствованию договорных отношений,
переориентации производства на ресурсосберегающие и
малоэнергоемкие технологии;
увеличить объемы реализации продукции, выполняемых работ и
услуг за счет улучшения использования трудовых ресурсов,
расширения сферы деятельности путем диверсификации производства,
оказания сервисных и инжиниринговых услуг;
с учетом отечественного и зарубежного опыта совершенствовать
систему переподготовки и повышения квалификации кадров как мощного
рычага проведения организационно-технических преобразований и
повышения эффективности капитального строительства с учетом
требований рынка.
8. Минстрою России обеспечить скоординированную работу органов
архитектуры, градостроительства, экспертизы, лицензирования,
архитектурно-строительного надзора, технического нормирования и
ценообразования, научно-технических центров по осуществлению
государственного регулирования и контроля с ориентацией их
деятельности на повышение качества и эффективности капитального
строительства.
Председатель
Межведомственного совета
по вопросам строительства,
архитектуры и жилищно -
коммунального хозяйства,
Министр строительства
Российской Федерации
Е.В.БАСИН
|