КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 1995 г. N 133-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТОЛКОВАНИИ СТАТЬИ 106
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.А. Туманова, судей Э.М. Аметистова, М.В. Баглая,
Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, В.Д. Зорькина,
А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина,
В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.О. Лучина,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение запроса Совета Федерации о толковании
статьи 106 Конституции Российской Федерации, установил:
1. В Конституционный Суд Российской Федерации 29 мая 1995 года
поступил запрос Совета Федерации о толковании статьи
106 Конституции Российской Федерации. По мнению заявителя,
неопределенность в ее понимании связана с тем, что в Конституции
Российской Федерации отсутствуют положения, предусматривающие
порядок отнесения федеральных законов к подпадающим под действие
данной статьи, а также не указан субъект, полномочный решать этот
вопрос. Заявитель требует разъяснить: 1. Вправе ли Совет Федерации
(самостоятельно или по согласованию с Государственной Думой и
Президентом Российской Федерации) устанавливать нормы и критерии,
позволяющие относить принятые Государственной Думой федеральные
законы к законам по вопросам, перечень которых установлен в статье
106 Конституции Российской Федерации? 2. Распространяется ли
процедура, установленная Постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации от 23 марта 1995 года по делу о толковании
части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации,
на федеральные законы, отнесенные самим Советом Федерации к
подлежащим его обязательному рассмотрению? 3. Может ли Президент
Российской Федерации отклонить полученный из Государственной Думы
федеральный закон на том основании, что, по его мнению, этот закон
подлежал обязательному рассмотрению в Совете Федерации в
соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации,
однако рассмотрен не был?
Собственную правовую позицию по поставленным вопросам
заявитель не изложил, поэтому 12 июля 1995 года в Совет Федерации
было направлено уведомление о том, что запрос не в полной мере
отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", пункт 8 части второй
статьи 37 которого предусматривает, что в обращении должны быть
указаны позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее
правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы
Конституции Российской Федерации.
27 июля 1995 года в Конституционный Суд Российской Федерации
поступило дополнение к запросу, в котором уточняется позиция
заявителя. Суть ее состоит в том, что критерии и порядок отнесения
принятых Государственной Думой федеральных законов к подлежащим
обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со
статьей 106 Конституции Российской Федерации должны быть
урегулированы федеральным законом. По мнению заявителя, это
вытекает из положений статей 71 и 106 в совокупности с положением
части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации. Заявитель
считает также, что в этом федеральном законе должен быть указан
субъект, наделенный такими полномочиями, - Совет Федерации.
Таким образом, как следует из запроса и дополнения к нему,
Совет Федерации считает, что вопросы, связанные с реализацией
статьи 106 Конституции Российской Федерации, необходимо
урегулировать специальным федеральным законом, а значит, он может
использовать свое право законодательной инициативы и внести
соответствующий законопроект в Государственную Думу. Решение же
вопроса о необходимости принятия такого закона Конституционному
Суду Российской Федерации неподведомственно. Кроме того, по
предмету запроса Конституционным Судом Российской Федерации
23 марта 1995 года принято Постановление по делу о толковании
части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации,
которое сохраняет свою силу.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 3 части
первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации о толковании статьи
106 Конституции Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.А.ТУМАНОВ
Судья - секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.РУДКИН
|