ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 1 декабря 1995 г. No. ГКПИ95-206
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Бабушкина В.У.,
народных заседателей Митрофанова С.В.,
Полетаевой С.В.,
с участием прокурора Харланова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению (жалобе) Алксниса Виктора Имантовича об отмене
постановления Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации от 22 сентября 1995 г. No. 19/159-П в части утверждения
формы решения окружной избирательной комиссии о регистрации
кандидата в депутаты Государственной Думы и разъяснений,
содержащихся в абзаце втором Примечания к ней,
установила:
Алкснис В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением об отмене разъяснений, содержащихся в абзаце втором
Примечания к форме решения окружной избирательной комиссии о
регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы,
утвержденной вышеназванным постановлением Центризбиркома.
В обоснование своего требования сослался на то, что согласно
этим разъяснениям окружной избирательной комиссией был утвержден
текст избирательного бюллетеня по одномандатному избирательному
округу, в котором признается необходимым указание сведений о том,
кем выдвинут кандидат в депутаты, в том числе и о выдвижении по
инициативе самого кандидата.
Окружная избирательная комиссия Одинцовского избирательного
округа No. 110, зарегистрировав его в качестве кандидата в
депутаты, в избирательном бюллетене по данному избирательному
округу указала о том, что он сам выдвинул свою кандидатуру.
Полагает, что такая запись не соответствует требованиям закона
и ущемляет его избирательные права, поскольку, по его мнению,
избиратели могут негативно отнестись к данному обстоятельству, что
ставит его в неравное положение с другими кандидатами, включенными
в избирательный бюллетень, в отношении которых имеется указание,
что они выдвинуты избирателями округа.
Считает, что и в отношении него в избирательном бюллетене
должно быть также указано, что он выдвинут избирателями округа,
так как, по его утверждению, избиратели, поставив свои подписи в
его поддержку, тем самым, по существу, выдвинули его кандидатом в
депутаты, а он фактически инициировал лишь сбор подписей, что не
может расцениваться как выдвижение по инициативе самого кандидата.
Кроме того, включение в текст избирательного бюллетеня
различных на этот счет формулировок означает проведение агитации
"за" или "против" кандидата в день проведения голосования, что
противоречит ч. 7 ст. 45 Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В судебном заседании Алкснис В.И. свое требование поддержал и
настаивал на отмене вышеуказанных разъяснений Центризбиркома РФ.
Представители Центральной избирательной комиссии РФ Фадеев
Н.В. и окружной избирательной комиссии Одинцовского избирательного
округа Снегирев А.О. с жалобой заявителя не согласились и просили
об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что
разъяснения Центризбиркома РФ и утвержденный текст избирательного
бюллетеня по одномандатному избирательному округу No. 110 не
противоречат требованиям федеральных законов о выборах.
Выслушав объяснения заявителя Алксниса В.И., представителей
Центральной избирательной комиссии РФ и окружной избирательной
комиссии, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Харланова А.В., полагавшего заявление оставить без удовлетворения,
и исследовав материалы дела, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации находит заявление
Алксниса В.И. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" Центральная избирательная комиссия РФ при подготовке и
проведении выборов в пределах своих полномочий, установленных
федеральными законами издает инструкции и иные нормативные акты по
вопросам применения настоящего Федерального закона, обязательные
для всех избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и
проведение выборов депутатов Государственной Думы.
Как установлено Судебной коллегией, постановлением Центральной
избирательной комиссии РФ от 22 сентября 1995 г. No. 19/169-П
были утверждены форма решения окружной избирательной комиссии о
регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы и Примечание
к ней, в абзаце втором которого разъяснено, что в правой графе
пункта первого "Кем выдвинут кандидат" указывается: наименование
избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего
кандидата; или слова - "непосредственно избирателями" либо "сам
выдвинул свою кандидатуру".
Данное разъяснение Центризбиркома по этому вопросу было учтено
окружной избирательной комиссией Одинцовского избирательного
округа при утверждении текста избирательного бюллетеня для
голосования, в котором содержалось указание в отношении каждого
кандидата о том, кем он выдвинут.
Вышеуказанное разъяснение Центральной избирательной комиссии
РФ, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации, принято ею в пределах своих полномочий
и требованиям федеральных законов о выборах не противоречит.
Довод заявителя о том, что в ч. 4 ст. 57 Закона о выборах
депутатов Государственной Думы не содержится требований о
необходимости указания в избирательном бюллетене по одномандатному
избирательному округу такого рода сведений в отношении кандидатов,
выдвинутых непосредственно избирателями либо по инициативе самого
кандидата, не может быть принят во внимание, поскольку указанное
разъяснение Центризбиркома, как установлено в судебном заседании,
касалось лишь оформления решения окружной избирательной комиссии о
регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы, а не текста
избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному
избирательному округу.
Что же касается разъяснения Центризбиркома РФ о необходимости
указания в решении окружной избирательной комиссии о регистрации
кандидата в депутаты Государственной Думы сведений о том, кем
выдвинут каждый кандидат, то в данном случае его также нельзя
признать неправомерным.
Исходя из положений Закона о выборах депутатов Государственной
Думы (ст. ст. 37 и 40) право выдвижения кандидатов в депутаты
предоставлено избирательным объединениям, непосредственно
избирателям, а в отношении своей кандидатуры - каждому гражданину,
Центральная избирательная комиссия, по мнению суда, вправе была
дать соответствующее разъяснение о необходимости указания сведений
в решении о регистрации кандидатов в депутаты о том, кем выдвинут
тот или иной кандидат, учитывая, что какого-либо требования на
этот счет в названном законе не содержится и оно избирательных
прав граждан не нарушает.
Утверждение Алксниса В.И. о том, что он был выдвинут
кандидатом в депутаты фактически избирателями округа, а окружная
избирательная комиссия необоснованно указала в избирательном
бюллетене, что он сам выдвинул свою кандидатуру, также не может
являться основанием к отмене обжалуемого постановления
Центризбиркома РФ и утвержденных им разъяснений, так как наличие
названного постановления и разъяснений Центризбиркома РФ не
препятствует заявителю в данном случае обратиться в установленном
порядке в Московский областной суд с жалобой на действия окружной
избирательной комиссии Одинцовского избирательного округа, к
подсудности которого законом и отнесено разрешение данного
вопроса.
Не могут служить основанием к удовлетворению заявления и
другие доводы, на которые заявитель ссылался в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197
ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам, Верховного
Суда РФ
решила:
жалобу Алксниса Виктора Имантовича на постановление
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22
сентября 1995 г. No. 19/169-П об утверждении формы решения
окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты
Государственной Думы в части данного в абзаце втором Примечания к
ней разъяснения о заполнении графы пункта первого "Кем выдвинут
кандидат" оставить без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном
порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его
провозглашения.
Председательствующий -
судья Верховного Суда РФ
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
Народные заседатели
В.У.БАБУШКИН
С.В.МИТРОФАНОВ
|