Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09.06.95 МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04.05.95 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04.04.95 ПРАВИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ И НЕФТЕСОДЕРЖАЩИМИ ВОДАМИ С СУДОВ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                 09.06.95
                   МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
                И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                 04.05.95
          ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
                       НАДЗОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                 04.04.95

                                 ПРАВИЛА
                  ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ
             ВОДНЫХ ПУТЕЙ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ И НЕФТЕСОДЕРЖАЩИМИ
                              ВОДАМИ С СУДОВ
                   (Вводятся в действие с 01.12.95 г.)

                             ПР-152-002-95

     РАЗРАБОТАНО:
          Санкт-Петербургским государственным  университетом водных
          коммуникаций Департамента речного транспорта с участием
          специалистов Минприроды РФ и Госкомсанэпиднадзора РФ

    СОГЛАСОВАНО:
          Министерством охраны окружающей природной среды и природных
          ресурсов РФ
                                                   04.05.95

          Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического
          надзора РФ
                                                   04.04.95

          Департаментом речного транспорта РФ
                                                   23.03.95

    УТВЕРЖДЕНО:
          Министерством транспорта РФ
                                                   09.06.95

               ===============================================
    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ДЕПАРТАМЕНТ РЕЧНОГО
       ТРАНСПОРТА                            Руководителям предприятий
                                                         и организаций
    от 05.07.95 N 20
    __________________

        В целях обеспечения экологической безопасности судоходства при
    эксплуатации плавсредств на  внутренних  водоемах  России  следует
    руководствоваться "Правилами предотвращения загрязнения внутренних
    водных  путей  сточными  и  нефтесодержащими  водами   с   судов",
    разработанными  специалистами Минприроды РФ,  Госкомсанэпиднадзора
    РФ, Минтранса РФ.
        Правила вводятся   в   действие   с   01.12.95   года   взамен
    действовавших  с  1987  года  "Правил  отведения  с судов в водные
    объекты обработанных сточных и нефтесодаржащих вод".

     Первый заместитель директора ДРТ                    Н.Г.Смирнов

            =====================================================
          (в текст правил внесены изменения в соответствии с письмом
                          ДРТ N 3-4-187 от 18.10.95)

                                  СОДЕРЖАНИЕ
        1. Общие положения
        2. Нормы качества обработанных сточных и нефтесодержащих вод и
    условия,  при которых они могут  сбрасываться  за  борт  с  судов,
    работающих на внутренних водных путях
        3. Требования к водоохранному  оборудованию,  предназначенному
    для судов, работающих на внутренних водных путях
        4. Контроль  за   созданием   водоохранного   оборудования   и
    оснащение им судов, работающих на внутренних водных путях
        5. Организация   контроля   по   предотвращению    загрязнения
    внутренних  водных  путей  сточными  и нефтесодержащими водами при
    эксплуатации флота

        ПРИЛОЖЕНИЕ
        Порядок проведения  испытаний  опытных   (головных)   образцов
    оборудования  для  очистки  нефтесодержащих  вод  в соответствии с
    Резолюцией МЕРС 60 (33) от 30.10.92

                               1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

         1.1. "Правила предотвращения  загрязнения  внутренних  водных
    путей   сточными   и   нефтесодержащими  водами  с  судов"  (далее
    "Правила...")  распространяются  на  суда  внутреннего   плавания,
    смешанного   (река-море)  плавания  и  другие  плавучие  средства,
    принадлежащие государственным организациям, акционерным обществам,
    кооперативам,   частным   лицам,   зарубежным   фирмам  и  т.д.  и
    находящиеся постоянно или периодически на внутренних водных  путях
    Российской Федерации (РФ).

         "Правила..." являются            обязательными            для
    проектно-конструкторских организаций и  промышленных  предприятий,
    проектирующих и строящих судовое водоохранное оборудование, суда и
    другие плавсредства,  предназначенные  для  работы  на  внутренних
    водных путях РФ, а также для администрации судов и судовладельцев,
    независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
         Судовладельцы должны   обеспечивать  наличие  "Правил..."  на
    каждом судне, находящемся на внутренних водных путях РФ.
         Соответствующими положениями        "Правил..."        должны
    руководствоваться   органы   Минприроды   России   и   Госкомитета
    санэпиднадзора России.

        ПРИМЕЧАНИЕ. "Правил..." не распространяются на маломерный флот
    и другие плавсредства с  полной  штатной  численностью  экипажа  и
    пассажиров  до  трех  человек и мощностью главных двигателей до 50
    л.с. (36 кВТ).

        1.2. С введением в действие  "Правил..."  отменяются  "Правила
    отведения   с  судов  в  водные  объекты  обработанных  сточных  и
    нефтесодержащих вод",  утвержденные в 1986  г.  Мидводхозом  СССР,
    Минздравом СССР, Минрыбхозом СССР и Минречфлотом РСФСР.

        1.3. "Правил..."  разработаны  на основе следующих нормативных
    документов:
        - Правил охраны поверхностных вод (типовое положение 1991 г.;
        - Санитарных  правил  и  норм  охраны  поверхностных  вод   от
    загрязнения (СанПиН 4630-88);
        - Санитарных правил и норм  охраны  прибрежных  вод  морей  от
    загрязнения в местах водопользования населения (СанПиН 4631-88)
        с учетом   основных   положений   и   требований   Правил   по
    предотвращению    загрязнений   с   судов   внутреннего   плавания
    Российского речного регистра 1993  г.,  Правил  по  предотвращению
    загрязнений   с  судов  Морского  Регистра  Судоходства  1993  г.,
    Резолюции МЕРС 2 (VI) от 03.12.76 г.,  и Резолюции МЕРС 60 (33) от
    30.10.92 г.

         1.4. "Правил..." устанавливают:
         - нормы качества и условия,  при которых обработанные сточные
    и  нефтесодержащие  воды  могут сбрасываться с судов во внутренние
    водоемы РФ;
         - порядок    проведения   контроля   за   проектированием   и
    строительством  судовых   водоохранных   технических   средств   и
    оснащением  ими  судов,  предназначенных  для работы на внутренних
    водных путях;
         - организацию    контроля,   обеспечивающего   предотвращение
    загрязнения внутренних водных путей  сточными  и  нефтесодержащими
    водами  при  эксплуатации  флота,  в  том числе за работой судовых
    водоохранных технических средств.

         1.5. Лица,  виновные  в  нарушении  "Правил...",  могут  быть
    привлечены    к   дисциплинарной,   административной,   уголовной,
    гражданско-правовой и материальной ответственности в  соответствии
    с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды".

         1.6. В "Правил..." приняты следующие термины,  их определения
    и сокращения.
         1.6.1. Сточные  воды  (сокращенно СВ) - воды,  отводные после
    использования в бытовой и производственной  деятельности  человека
    (на судне - воды и прочие отходы из всех типов туалетов,  писуаров
    и унитазов,  стоки из раковин,  ванн  и  шпигатов,  находящихся  в
    медицинских помещениях,  стоки из помещений,  в которых содержатся
    животные,  прочие стоки,  если они перемешаны с указанными выше, в
    том числе от умывальников, душей, прачечных и камбуза).
         1.6.2. Нефтесодержащие   воды   (сокращенно   НВ)   -   воды,
    скапливающиеся  под  настилом  машинных  и котельных отделений,  и
    другие сточные воды, содержащие нефтепродукты.
         1.6.3. Станция   очистки   и   обеззараживания   сточных  вод
    (сокращенно - станция ООСВ) - судовое оборудование для  очистки  и
    обеззараживания вод.
         1.6.4. Станция очистки нефтесодержащих вод (сокращенно ОНВ) -
    судовое оборудование для очистки нефтесодержащих вод.
         1.6.5. Пропускная способность станций ООСВ и ОНВ - количество
    сточных  и  нефтесодержащих вод,  переработанных в единицу времени
    (сутки, час).
         1.6.6. Нормы    качества   воды   -   установленные   вначале
    показателей качества воды.
         1.6.7. Сборные цистерны СВ и НВ - судовые цистерны, в которых
    накапливаются СВ и НВ для последующей  их  обработки  на  станциях
    ООСВ ,  станциях ОНВ или передаче на береговые очистные сооружения
    или специализированные очистные суда.
         1.6.8. Специализированное  очистное судно (специализированное
    судно) - самоходное или несамоходное  судно,  предназначенное  для
    приема с других судов ООСВ и (или) НВ и последующей их обработки.
         1.6.9. Судно-сборщик   загрязнений   (    судно-сборщик)    -
    самоходное  судно,  предназначенное  для приема с других судов СВ,
    НВ,  а также судового мусора  и  прочих  отходов  для  последующей
    передачи  на  береговые очистные сооружения или специализированные
    суда.
         1.6.10. Суда  транспортного  и  прочего флота - пассажирские,
    грузовые  (сухогрузные  и  наливные)   суда,   буксиры,   толкачи,
    вспомогательный, рейдовый, технический флот, промысловые суда.
         1.6.11. Внутренние  водные  пути  -  реки,   озера,   каналы,
    водохранилища,  морские  заливы  и  губы  на территории Российской
    Федерации,  пригодные  для  судоходства,  как   в   течение   всей
    навигации, так и в отдельные ее периоды.
         1.6.12. Акватория порта - отведенные порту и закрепленные  за
    ним водные пространства,  в том числе,  рейды,  подходные каналы и
    внутрипортовые судовые ходы.
         1.6.13. Пункт сбора загрязнений с флота (пункт сбора) - место
    на водном пути,  где имеется  специализированный  причал,  который
    принимает  загрязнения с судов и передает их на береговые очистные
    сооружения, либо установлено специализированное судно, принимающее
    загрязнения с транспортного и других видов флота.
         1.6.14. Администрация  судна  -  командный  состав  судна,  к
    которому относятся капитаны (командиры) и их помошники (штурманы),
    судовые механики и медработники.
         1.6.15. Судовладелец   -  физическое  или  юридическое  лицо,
    эксплуатирующее судно,  принадлежащее ему на правах  собственности
    или на ином законном основании (аренда и т.п.).
         1.6.16. Производственный     экологический     контроль     -
    экологический      контроль,     осуществляемый     администрацией
    (комсоставом)  судна  и  судовладельцем,   независимо   от   формы
    собственности.

          2. НОРМЫ КАЧЕСТВА И УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ОБРАБОТАННЫЕ
            СТОЧНЫЕ И НЕФТЕСОДЕРЖАЩИЕ ВОДЫ МОГУТ СБРАСЫВАТЬСЯ
             ЗА БОРТ С СУДОВ, РАБОТАЮЩИХ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ
                                  ПУТЯХ

        2.1. Сброс  за  борт  СВ  и  НВ  образующихся  на  судах,  без
    соответствующей обработки запрещен.
         Допускается сброс за борт без обработки СВ:
        - с судов со штатной  численностью  экипажа  и  пассажиров  не
    более трех человек, при скорости движения судна не менее 7 км/час;
        - в тех случаях,  когда в конечных пунктах рейса СВ  не  могут
    быть  переданы  на береговые или плавучие очистные сооружения;  со
    скоростных судов (на  подводных  крыльях,  на  воздушной  подушке,
    глиссирующих) с суточным накоплением СВ до 1 куб. м - при скорости
    движения судна не менее 25 км/час.
         Сброс не должен носить "залповый" характер.
         Указанное не распространяется на НВ.

        2.2. На всех судах  и  плавсредствах,  где  имеется  экипаж  и
    автономная   энергетическая   установка,  должны  быть  раздельные
    сборные цистерны, в которых накапливаются СВ и НВ, образующиеся на
    судне или плавсредстве.
        Из сборных  цистерн СВ и НВ передаются на обработку :  НВ - на
    очистку, СВ - на очистку и обеззараживание.

         2.3. Обработка СВ и НВ может быть произведена:
        - на  береговых  очистных  сооружениях  прибрежных  городов  и
    нефтебаз;
         - на станциях ООСВ  и  ОНВ,  установленных  на  самоходных  и
    несамоходных специализированных судах;
         - на станциях ООСВ и ОНВ,  установленных  непосредственно  на
    судах транспортного и прочего флота.
         Передача на  обработку  СВ  и  НВ   на   береговые   очистные
    сооружения   или   специализированные   суда   производится  через
    суда-сборщики или непосредственно при подходе передающего судна  к
    спецпричалу или несамоходному специализированному судну.

         2.4. Выбор  способа  обработки СВ и НВ (на береговых очистных
    сооружениях, на специализированных судах, на судовых станциях ООСВ
    и   ОНВ)   производится   судовладельцем   с   учетом  технических
    возможностей, экономической и эксплуатационной целесообразности.

         2.5. Суммарный срок нахождения СВ в сборных цистернах  любого
    судна  не  должен  превышать  трех  суток,  так  как  затем  в  СВ
    начинаются анаэробные процессы, затрудняющие очистку.

         2.6. При обработке на станциях ООСВ и ОНВ, устанавливаемых на
    судах  транспортного  и  прочего  флота,  должны  быть  обеспечены
    следующие нормы качества отработанных СВ и НВ.

         СВ: взвешенные вещества         - не более 50 мг/л
             БПК                         - не более 50 мл/л
             коли-индекс                 - не более 1000
             остаточный хлор (при
             обеззараживании хлором)     - от 1,5 до 3,0 мг/л
         НВ: концентрация нефтепродуктов - не более 10 мг/л

        При обработке  на  станциях  ООСВ  и  ОНВ,  устанавливаемых на
    специализированных судах,  должны быть обеспечены следующие  нормы
    качества обработанных СВ и НВ:

         СВ: взвешенные вещества         - не более 40 мг/л
             БПК                         - не более 40 мл/л
             коли-индекс                 - не более 1000
         НВ: концентрация нефтепродуктов - не более 5 мг/л

        Станции ООСВ и ОНВ,  предъявляемые к испытаниям через  2  года
    после  введения  в действие настоящих "Правил",  должны обеспечить
    следующие нормы качества обработанных СВ и НВ:

         - на транспортных и прочих судах
         СВ: взвешенные вещества         - не более 40 мг/л
             БПК                         - не более 40 мл/л
             коли-индекс                 - не более 1000
         НВ: концентрация нефтепродуктов - не более 8 мг/л

         - на специализированных судах
         СВ: взвешенные вещества         - не более 30 мг/л
             БПК                         - не более 30 мл/л
             коли-индекс                 - не более 1000
         НВ: концентрация нефтепродуктов - не более 5 мг/л

        ПРИМЕЧАНИЕ. Для   отдельных   водных   объектов,    являющихся
    внутренними   водными   путями,например,   озеро   Байкал,   могут
    устанавливаться иные нормы качества обработки СВ и НВ.

         2.7. Сброс на внутренние водные объекты обработанных СВ и  НВ
    непосредственно с судов допускается только при работе станций ООСВ
    и ОНВ в паспортном режиме,  обеспечивающем показатели обработки СВ
    и НВ в соответствии с п.  2.6. настоящих "Правил..." и при условии
    проведения контроля, предусмотренного в разделе 5.
         При стоянке  судна  в  порту выпуск очищенных НВ запрещается,
    очищенных  и  обеззараженных   СВ   по   возможности   максимально
    ограничивается  и  при  ухудшении экологического состояния водоема
    запрещается.

         2.8. Запрещается сброс обработанных СВ и НВ при стоянке судов
    на  участках  водных  путей,  объявленных  в установленном порядке
    заповедниками,  на  участках  массового  нереста  рыб,   в   зонах
    санитарной  охраны  источников  питьевого водоснабжения и в местах
    массового водопользования населения.

         2.9. Координаты участков водных путей,  указанных в п.  2.8.,
    устанавливаются   территориальными   органами   Минприроды   РФ  и
    передаются судовладельцам.

         Судовладельцы должны  отметить  эти  участки  на   лоцманских
    картах или издать соответствующий документ,  который передается на
    каждое судно, оборудованное станциями ООСВ и (или) ОНВ.

         2.10. Региональные  органы  государственного   экологического
    контроля и санитарно-эпидемиологического надзора, в зависимости от
    конкретной экологической или санитарно-эпидемиологической  области
    в регионе,  могут запретить сброс отработанных СВ и НВ на участках
    внутренних водных путей, не указанных в п. 2.8.

                  3. ТРЕБОВАНИЯ К ВОДООХРАННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ,
                     ПРЕДНАЗНАЧЕННОМУ ДЛЯ СУДОВ, РАБОТАЮЩИХ,
                           НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ

         3.1. Водоохранным оборудованием,  предназначенным для  сбора,
    накопления и обработки СВ и НВ на судах, являются сборные цистерны
    СВ, сборные цистерны НВ, станции ООСВ и станции ОНВ.

         3.2. Сборные цистерны СВ на судах,  работающих на  внутренних
    водных путях, должны иметь полезные объемы.
         3.2.1. На судах,  где не предусматривается установка  станций
    ООСВ,  должна  быть обеспечена возможность накопления СВ в течение
    времени прохождения судна между пунктами сбора  СВ  при  расчетном
    водопотреблении.
         Объем сборной цистерны  СВ  в  куб.м  должен  быть  не  менее
    рассчитываемого по формуле:

                                  Vсв = g*n*t                       (1)

         где   g - расчетное значение водопотребления для данного типа суд-
                   на, куб.м/чел.сут;
               n - число людей на борту судна (экипаж, пассажиры), чел.;
               t - время прохождения между пунктами сбора, сут.

        3.2.2. На  судах,  где  предусмотрены  станции   ООСВ,   объем
    цистерны  должен  обеспечить  прием СВ в часы пиковых расходов,  а
    также возможность остановки станции ООСВ на  период  профилактики,
    ремонта и т.д.; его следует определить следующим образом:
        - на пассажирских судах - не менее  0,5  суточного  накопления
    СВ;
        - на грузовых судах, буксирах-толкачах, вспомогательных судах,
    земснарядах - не менее 1-суточного накопления СВ;
        - на    специализированных   судах   -   не   менее   суточной
    производительности станций ООСВ, установленных на судне.

        3.3. Сборные цистерны НВ на судах,  работающих  на  внутренних
    водных путях, должны иметь следующие полезные объемы.
        3.3.1. На судах,  где не предусматривается  установка  станций
    ОНВ,  должна  быть  обеспечена возможность накопления НВ в течение
    времени прохождения судна между пунктами сбора и  передачи  НВ  на
    береговые  или  плавучие очистные сооружения.  Объем цистерны НВ в
    куб.м,  в этом случае,  должен  быть  не  менее  рассчитанного  по
    формуле:

                                  Vнв = 0,35*К*t                       (2)

        где К - коэффициент,  зависящий от мощности главных двигателей
    принимается:
                  - при мощности менее 110 кВт                 - 0,4;
                  - при мощности от 111 до 220 кВт             - 0,8;
                  - при мощности от 221 до 440 кВт             - 1,2;
                  - при мощности от 441 до 735 кВт             - 1,6;
                  - при мощности свыше 735 кВт                 - 2,0;

        t - время сут.,  прохождение судна между пунктами передачи  НВ
    (при отсутствии точных данных значение принимается не менее 7,0).

        3.3.2. На судах,  где предусмотрены станции ОНВ, объем цистерн
    НВ должен быть:
        - на пассажирских всех транспортных, вспомогательных, рейдовых
    судах, земснарядах - не менее 50% от рассчитанного по формуле (2);
        - на   специализированных   судах   -   не   менее  1-суточной
    производительности станций ОНВ, установленной на судне.

        ПРИМЕЧАНИЕ К   П.П.   3.2   И   3.3.  Допускается   применение
    специализированных  судов,  имеющих меньшие объемы сборных цистерн
    СВ и НВ,  в том случае, если технологией обработки СВ и НВ данного
    судна  предусмотрена работа от специальных накопительных емкостей,
    установленных в конкретном пункте сбора.

        3.4. Конструкции сборных  цистерн  СВ  и  НВ  должны  отвечать
    требованиям  разд.  2.2  "  Правил по предотвращению загрязнений с
    судов внутреннего плавания" 1993 г. Российского Речного Регистра.

        3.5. Технологические схемы и конструктивные решения,  принятые
    в  станциях ООСВ и ОНВ,  предназначенные для судов,  работающих на
    внутренних водных путях должны обеспечивать:
        - очистку  и  обеззараживание  СВ и очистку НВ до показателей,
    указанных в п. 2.6;
        - возможность контроля за эффективностью обработки СВ и НВ;
        - возможность доступа ко всем агрегатам,  узлам и приборам для
    наблюдения, обслуживания и ремонта;
        - надежную работу в автоматическом и ручном режимах.

        3.6. пропускная   способность   станций   ООСВ   и   ОНВ    на
    пассажирских,  грузовых судах,  буксирах-толкачах, вспомогательных
    судах выбирается из следующего расчета:

        - обработка суточного накопления СВ не более, чем за 20 часов;
        - обработка  суточного  накопления  НВ  не более,  чем за 8-12
    часов (в течение  вахт  механика,  в  ведение  которого  находится
    станция ОНВ).

         Пропускная способность    станций    ООСВ    и     ОНВ     на
    специализированных   судах   выбирается   из   расчета   обработки
    максимального суточного накопления СВ и (или) НВ в  пункте  сбора,
    для которого предназначены эти суда.

         3.7. Конструкции   станций   ООСВ   и  ОНВ,  их  механическое
    оборудование,   электрооборудование,    арматура,    трубопроводы,
    средства автоматики и приборы должны удовлетворять требованиям:
         - по  станциям  ООСВ  и  ОНВ,  предназначенным   только   для
    внутреннего  плавания  "  Правил  по  предотвращению загрязнений с
    судов внутреннего плавания" Российского Речного Регистра, 1993 г.;
         - по   станциям   ООСВ   и  ОНВ,  предназначенным  для  судов
    смешанного  (река-море)  плавания,  которым   разрешен   заход   в
    иностранные  порты  -  "Правила  по  предотвращению  загрязнения с
    судов" Морского Регистра судоходства, 1993 г.

         3.8. при установке станций ООСВ и ОНВ на судах, в центральном
    или  местном посту управления должна быть предусмотрена световая и
    звуковая сигнализация, срабатывающая в случаях отключения станции,
    предусмотренных    схемой   автоматики   (неисправность   насосов,
    озонатора, отсутствие реагента и т.д.).

         3.9. Для визуального наблюдения за  процессами  очистки  и  с
    целью  отбора  проб  для  лабораторного анализа,  на трубопроводах
    перед станциями ООСВ и ОНВ,  и после них должны  быть  установлены
    пробоотборные устройства.

              4. КОНТРОЛЬ ЗА СОЗДАНИЕМ ВОДООХРАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
                        И ОСНАЩЕНИЯ ИМ СУДОВ, РАБОТАЮЩИХ
                           НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ

        4.1. Государственный    контроль    за    проектированием    и
    изготовлением  водоохранного  оборудования,  предназначенного  для
    судов,  постоянно или периодически работающих на внутренних водных
    путях, осуществляют:
         - органы Минприроды России;
         - органы Госкомсанэпиднадзора России.

         Контроль включает три этапа:
         - рассмотрение (экспертиза) технической документации;
         - наблюдение за изготовлением опытных (головных) образцов;
         - проведение приемочных испытаний.

        Технический надзор  за   экологической   безопасностью   судов
    осуществляют   Российский   Речной   Регистр   и  Морской  Регистр
    судоходства.


        ПРИМЕЧАНИЕ. Морской   Регистр  Судоходства  (далее  -  Морской
    Регистр) осуществляет надзор, наряду с Российским Речным Регистром
    (далее   -  Речной  Регистр),  в  случаях  создания  водоохранного
    оборудования (станций ООСВ  и  ОНВ),  предназначенного  для  судов
    смешанного   (река-море)   плавания,   которым  разрешен  заход  в
    иностранные морские порты.

         4.2. Техническая документация на опытные  (головные)  образцы
    станций  ООСВ  и  ОНВ предъявляется для рассмотрения и одобрения в
    Речной Регистр (Морской Регистр),  на экологическую  экспертизу  в
    органы     Государственной     экологической     экспертизы     на
    санитарно-гигиеническую экспертизу в  специальные  организации  по
    указанию Госкомсанэпиднадзора.

         4.3. Объем  технической  документации  на  опытные (головные)
    образцы станций ООСВ  им  НВ,  представляемой  на  рассмотрение  в
    Речной Регистр (Морской Регистр), регламентируются:

         - п.  1.3.2  части 1 " Правил по предотвращению загрязнений с
    судов внутреннего плавания" Речного Регистра 1993 г.;
         - п.   1.3.3   части  1  и  п.  1.3.4  части  IV  "Правил  по
    предотвращению загрязнений с судов" Морского Регистра 1993 г.

         Перечень и    объемы    материалов,     представляемых     на
    государственную  экологическую экспертизу,  должен соответствовать
    "Руководству по экологической экспертизе предпроектной и проектной
    документации"  (Минприроды  РФ,  декабрь  1993  г.)  и Указаниям к
    экологическому обоснованию хозяйственной  и  иной  деятельности  в
    прединвестиционной  и проектной документации (Минприроды РФ,  июль
    1994 г.).

         4.4. Изготовление опытных (головных) образцов станций ООСВ  и
    ОНВ   производится  под  наблюдением  Речного  Регистра  (Морского
    Регистра).

         4.5. Приемочные испытания опытных (головных) образцов станций
    ООСВ в соответствии с Резолюцией МЕРС 2 (VI) от 03.12.76 г.  могут
    производится на стенде или на судне.
         При испытании   на  стенде  на  станцию  ООСВ  для  обработки
    подается СВ,  собираемая с  судов  или  принимаемая  из  городской
    канализации.  Концентрация  взвешенных веществ в СВ должна быть не
    менее 500 мг/л для чего в нее добавляется первичный ил  или  сырой
    осадок.
         При испытании на судне на станцию ООСВ для обработки подается:
         - на судах транспортного и прочего флота -  СВ,  образующаяся
    непосредственно на судне;
         - на  специализированных  судах  -   СВ   с   других   судов,
    передаваемая непосредственно или через суда-сборщики.

         4.6. Во   время   приемочных   испытаний  опытных  (головных)
    образцов станций ООСВ на стенде или судне отбирается не  менее  40
    проб  очищенной  и  обеззараженной СВ в течение не менее 10 суток.
    При этом одновременно отбирается не менее 10 проб исходной СВ  (по
    одной  осредненной  пробе  ежедневно,  отбираемой  в  течение  3-4
    часов).
         На основании  результатов  анализов  всех  проб  очищенной  и
    обеззараженной воды по каждому нормируемому показателю (взвешенные
    вещества,      БКП-5,      коли-индекс)      определяется      его
    средне-геометрическое значение по формуле:

               П = Корень квадратный из ( X1*X2*..*XN )              (3)

         где: X1, X2,.. XN - значение показателей в каждой пробе;
                      N  - количество проанализированных проб по каждому по-
                           казателю.

        4.7. Среднегеометрические значения показателей,  полученные по
    формуле (3), не должны превышать нормируемых значений, приведенных
    в п. 2.6.

        4.8. испытания  проводятся  в  присутствии  инспектора Речного
    Регистра (Морского  Регистра)  и  представителей  Государственного
    экологического         контроля         и         Государственного
    санитарно-эпидемиологического надзора.
        Отбор и анализ проб исходной и очищенной,  обеззараженной воды
    во  время приемочных испытаний опытных (головных) образцов станций
    ООСВ должна производить аккредитованная лаборатория.

        4.9. По результатам  испытаний  опытного  (головного)  образца
    станции ООСВ составляется протокол, в котором приводятся:
         - схемы испытательного стенда (при испытании на стенде);
         - условия проведения испытаний;
         - результаты  технических  параметров  работы  по  штатным  и
    специально установленным приборам;
         - таблицы с результатами анализов проб,  а  также  замечания,
    которые  должны  быть  устранены при корректировке документации на
    серию.
         На основании   протокола  испытаний  органы  Государственного
    экологического         контроля         и         Государственного
    санитарно-эпидемиологического  надзора  оформляют  соответствующие
    документы (заключение, сертификат и т.д.).

         4.10. С учетом Протокола испытание и документов,  оформленных
    органов     Государственного     экологического     контроля     и
    Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, на станции
    ООСВ выдается:
         1) Сертификат Речного  Регистра,  подтверждающий  возможность
    работы станции ООСВ на внутренних водных путях России;
         2) "Свидетельство о типовом испытании установок для обработки
    сточных  вод"  международного образца,  подтверждающее возможность
    работы станции ООСВ в море и заходе в  иностранные  порты  (выдает
    Морской Регистр).

         4.11. На   серийные  станции  ООСВ,  аналогичные  испытанному
    опытному (головному) образцу  и  изготавливаемые  под  наблюдением
    Речного  (Морского) Регистра,  выдаются документы,  указанные в п.
    4.10.

         4.12. Приемочные  испытания   опытных   (головных)   образцов
    станций  ОНВ производятся в соответствии с Резолюцией МЕРС 60 (33)
    от  30.10.92  г.   на   специальном   испытательном   стенде,   но
    концентрация  нефтепродуктов в очищенной воде должна быть не более
    указанной в п.  2.6.  настоящих  "Правил...".  Порядок  проведения
    испытаний  станций  ОНВ,  в  соответствии с требованиями Резолюции
    МЕРС 60 (33) от 30.10.92 г. приведен в Приложении 1.

         4.13. Испытания опытных (головных) образцов  станций  ОНВ,  в
    том числе отбор проб, должны производится в присутствии инспектора
    Речного  Регистра  (Морского  Регистра),  а  также  представителей
    органов     Государственного     экологического     контроля     и
    Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
         Анализ проб должна производить аккредитованная лаборатория.

         4.14. По   результатам  испытаний  составляется  Протокол,  в
    котором   приводится   схема    испытательного    стенда,    схема
    пробоотборных устройств,  характеристики нефтепродуктов на которых
    проводились испытания (плотность при 15 С; вязкость в CСТ при 37,8
    С;   температура   вспышки;   содержание   золы;общее   содержание
    воды),характеристика  воды  (плотность  при   15   С;   содержание
    взвешенных веществ), температура нефтяной смеси на входе в станцию
    ОНВ,  метод анализа проб,  тип и марка спектрофотомера, результаты
    анализов проб, технические показатели работы станции ОНВ штатным и
    становленным приборам.  В Протоколе указываются замечания, которые
    должны быть устранены при корректировке документации на серию.

        4.15. На  основании  Протокола  испытаний   на   станцию   ОНВ
    выдается:
         1) Сертификат Речного  Регистра,  подтверждающий  возможность
    работы станции ОНВ на внутренних водных путях России;
         2) "Свидетельство о типовом одобрении нефтяного  фильтрующего
    оборудования" международного образца (ф.  2.4.17),  подтверждающее
    возможность работы станции ОНВ  в  море  и  заходе  в  иностранные
    порты.

         4.16. Проекты новых судов в части соответствия их требованиям
    по предотвращению загрязнения внутренних водных путей СВ и  НВ,  а
    также проекты дооборудования эксплуатирующихся судов водоохранными
    техническими  средствами,  в  том  числе  станциями  ООСВ  и  ОНВ,
    рассматриваются и согласуются Речным Регистром (Морским Регистром)
    и проходят  экологическую  экспертизу  в  органах  Государственной
    экологической  экспетризы  и санитарно-гигиеническую в специальных
    организациях         по         указанию          Государственного
    санитарно-эпидемиологического надзора.

         4.17. В    составе    проектов   новых   судов   и   проектов
    дооборудования   эксплуатируемых    судов,    представляемых    на
    согласование и экспертизу,  должна быть Программа приемо-сдаточных
    испытаний,  в  которой  специальный   раздел   посвящен   проверке
    соответствия  судна  требованиям предотвращения загрязнения водных
    путей СВ и НВ. В этом разделе должно быть предусмотрено:
         - проверка  фактического объема сборных цистерн СВ и НВ и его
    соответствия требованиям с учетом конкретных условий  бассейна,  в
    котором будет эксплуатироваться судно;
         - проверка наличия Сертификата Речного  Регистра  на  станцию
    ООСВ  и  (или) ОНВ,  а также проверка компетентности технической и
    эксплуатационной документации, переданной на судно;
         - проверка в течение времени приемо-сдаточных испытаний судна
    технических параметров работы станций ООСВ и (или) ОНВ  на  чистой
    воде и их соответствие, указанным в эксплуатационной документации.

        Примечание. Проверка  работы  станций  ООСВ и ОНВ на СВ и НВ с
    отбором     __________     проб     производится     во      время
    эксплуатации.Организация  такой проверки рассматривается в разделе
    5.

                5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
              ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ СТОЧНЫМИ И
              НЕФТЕСОДЕРЖАЩИМИ ВОДАМИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ФЛОТА

         5.1. За  работой  по  предотвращению  загрязнения  внутренних
    водных  путей  при  эксплуатации  флота  должны  быть организованы
    следующие виды контроля.
         5.1.1. Производственный  контроль  со  стороны  администрации
    судов и судовладельцев.
         5.1.2. Отраслевой  контроль,  (в  виде  технического надзора)
    осуществляемый Речным Регистром с привлечением, при необходимости,
    специальной компетентной организации.
         5.1.3. Государственный  экологический   контроль   проводимый
    территориальными органами охраны природы.
         5.1.4. Государственный  санитарно-эпидемиологический  надзор,
    осуществляемый   региональными   центрами   Госсанэпиднадзора   на
    транспорте.

         5.2. Объектами контроля являются:
         5.2.1. -  пассажирские,  грузовые  (сухогрузные  и  наливные)
    суда,  буксиры-толкачи,  вспомогательный,  рейдовый,  технический,
    рыбопромысловый флот,  плавмеханизация,  стоечные  суда  и  другие
    плавсредства   независимо   от   формы   собственности,  постоянно
    работающие на внутренних водных путях;
         5.2.2. -  суда  морские  и  смешанного  (река-море) плавания,
    принадлежащие   отечественным   и   иностранным    судовладельцам,
    периодически работающие на внутренних водных путях России;
         5.2.3. - самоходные и  несамоходные  специализированные  суда
    (суда  комплексной  переработки  отходов  -  СКПО),  принимающие и
    обрабатывающие СВ и НВ с судов, указанных в п.п. 5.2.1. и 5.2.2;
         5.2.4. -   специализированные  причалы  (спецпричалы),  через
    которые СВ передаются на береговые очистные сооружения;
         5.2.5. -   суда-сборщики,   принимающие  СВ  и  НВ  с  флота,
    указанного в  п.п.  5.2.1.  и  5.2.2.,  и  транспортирующие  их  к
    несамоходным специализированным суда или спецпричалам, указанным в
    п.п. 5.2.3. и 5.2.4.

         5.3. Администрация  судна  и  судовладелец   при   выполнении
    функции производственного контроля должны обеспечить следующее.
         5.3.1. При  отсутствии  на   судне   станции   ООСВ   и   ОНВ
    администрация судна должна контролировать своевременность передачи
    скопивщихся в сборных цистернах  СВ  и  НВ  на  суда-сборщики  или
    непосредственно  на  спецпричалы  или специализированные суда;  на
    переданные СВ и НВ  от  судна-сборщика  или  другого  принимающего
    объекта  администрацией  должна  быть  получена  справка,  которая
    хранится в течение года и предъявляется при проверке судовладельцу
    и представителям отраслевого и государственного контроля; передача
    на обработку СВ и  НВ  для  последующего  контроля  фиксируется  в
    судовом журнале.
         5.3.2. При наличии на судне станций ООСВ и ОНВ  администрация
    производит  контроль за техническими параметрами работы станций по
    штатным   приборам,    и    за    технологическими    параметрами,
    предумотренными Инструкцией по эксплуатации.
         Периодичность контроля  за  техническими  и  технологическими
    параметрами  станций  ООСВ  и ОНВ зависит от назначения судна,  на
    котором установлены станции,  их пропускной способности,  и должна
    предусматриваться:
         - для  станций  ООСВ  с   пропускной   способностью   до   75
    куб.м/сут.,  установленных на грузовых судах,  буксирах-толкачах и
    вспомогательных судах - 1 раз в сутки;
         - для   станций  ООСВ  с  пропускной  способностью  более  75
    куб.м/сут.,  установленных на  пассажирских  и  специализированных
    судах - 2 раза в сутки;
         - для станций ОНВ,  установленных на  пассажирских,  грузовых
    (сухогрузных    и    наливных)    судах,    буксирах-толкачах    и
    вспомогательных   судах,   включающихся   периодически   по   мере
    накопления НВ - во время каждого включения;
         - для   станций   ОНВ    на    самоходны    и    несамоходных
    специализированных   судах   с   пропускной   способностью  до  50
    куб.м/сут.  - 1 раз в сутки,  с пропускной способностью  более  50
    куб.м./сут. - 2 раза в сутки.
         результаты контроля технических и технологических  параметров
    работы  станций ООСВ и ОНВ должны фиксироваться в судовом журнале,
    форма записи должна быть приведена в  Инструкции  по  эксплуатации
    каждой станции.
         5.3.3. судовладелец при  посещении  судна  проверяет  наличие
    справок  о  сдаче  СВ  и НВ;  при наличии станций ООСВ и (или) ОНВ
    проверяет работу их и записи в судовом журнале.  О  проведении  им
    проверки делается соответствующая запись.
         5.3.4. при наличии у судовладельца судов со станциями ООСВ  и
    ОНВ  он обязан обеспечить один раз в навигацию (при круглосуточной
    навигации  -  дважды)  отбор  проб  очищенной  НВ  и  очищенной  и
    обеззараженной  СВ  после  каждой  станции  и  анализ  этих проб в
    компетентной лаборатории.  результаты анализов должны храниться на
    судне    и   предъявляться   по   требованию   Речного   Регистра,
    Государственного  экологического   контроля   и   Государственного
    санитарно-эпидемиологического надзора.

         5.4. Речной  Регистр  и  привлекаемая им,  при необходимости,
    специальная  компетентная  организация,  обеспечивает   проведение
    отраслевого контроля,  (технического надзора),  выполняя следующие
    функции.
         5.4.1. Проверяет состояние на каждом судне сборных цистерн СВ
    и НВ,  соответствие  их  объемов  требованиям  п.п.  3.2.  и  #7#7
    настоящих  "Правил" с учетом конкретных условий эксплуатации судна
    в   данном   бассейне,   а   также   трубопроводов,   насосов    и
    присоединительных устройств для передачи Св и НВ на суда-сборщики,
    спецпричалы или специализированные суда.
         5.4.2. при  наличии  на  судне  станций ООСВ и ОНВ производит
    проверку их состояния и оценивает эффективность на основании ранее
    выполненных анализов проб (см. п. 5.3.4.).
         5.4.3. Перед  началом  каждой  навигации  проверяет   наличие
    договора    между   судовладельцем   и   организацией,   владеющей
    техническими средствами сбора и переработки загрязнений в  пунктах
    сбора (копии договоров должны быть на каждом судне).
         5.4.4. Ежегодно производить проверку состояния функциональной
    работоспособности  и  достаточности  технических средств в пунктах
    сбора загрязнений в подведомственном бассейне (наличие, количество
    и   пропускная  способность  судо-сборщиков,  спецпричалов,  судов
    комплексной переработки отходов и т.п.).
         5.4.5. Инспекции   Речного   Регистра,   в   соответствии   с
    "Правилами  по  предотвращению  загрязнения  с  судов  внутреннего
    плавания  "  1993 г.  производят освидетельствования судов,  в том
    числе, станций ООСВ и ОНВ.
         По результатам  освидетельствования  на каждое судно выдается
    "Свидетельство  о  предотвращении  загрязнения  нефтью,   сточными
    водами и мусором",

         5.5. Органы   Государственного  санитарно-эпидемиологического
    надзора и Государственного  экологического  контроля  осуществляют
    надзорные функции за работой установок ООСВ и ОНВ в соответствии с
    действующим законодательством и имеет право:
         5.5.1, Осматривать  в  любое  время  суда  и  другие плавучие
    средства для проверки состояния водоохранных средств (станций ООСВ
    и ОНВ,  сборных цистерн, трубопроводов, шлангов, насосов и т.д.) и
    выявления причин и обстоятельств сброса недостаточно  обработанных
    СВ и НВ.
         5.5.2. Отбирать пробы и производить анализ СВ и НВ до и после
    из обработки на стациях ООСВ и ОНВ.
         5.5.3. В случае неудовлетворительной работы  станций  ООСВ  и
    (или) ОНВ запрещать их работу с предписанием о передаче СВ и (или)
    НВ на береговые или плавучие очистные сооружения.  При  отсутствии
    возможности  передачи  СВ  и  (или)  НВ  на береговые или плавучие
    очистные сооружения - запрещать дальнейшую эксплуатацию судна.
         5.5.4. Производить   проверку   документации,   связанной   с
    ведением  операций  со  СВ  и  НВ,  а  также  давать  обязательные
    предписания об устранении выявленных нарушений.
         5.5.5. Составлять акты  и  протоколы  о  нарушении  настоящих
    "Правил..."  администрацией  судов  и судовладельцами,  привлекать
    виновных  лиц   в   установленном   порядке   к   административной
    ответственности  или  передавать  материалы  в  правоохранительные
    органы для привлечения виновных в экологических правонарушениях  к
    другим   видам   ответственности   в  соответствии  с  действующим
    законодательством.
         5.5.6. Выставлять требования о возмещении вреда,  нанесенного
    окружающей   природной   среде   неочищенными   или   недостаточно
    очищенными СВ и НВ.
         Администрация судов должна оказывать содействие и техническую
    помощь указанным органам.

                                                       Приложение

                         ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
             ОПЫТНЫХ (ГОЛОВНЫХ) ОБРАЗЦОВ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОЧИСТКИ
               НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ ВОД В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
                    РЕЗОЛЮЦИИ МЕРС 60 (33) от 30.10.92 г.

         1. Все  емкости  станции  ОНВ  заполняются  водой  и  станции
    включается в работу.
         В течении  не  менее  5  минут  в  станцию  подается   чистый
    нефтепродукт,  что  обеспечивает  начало испытаний при заполненном
    нефтепродуктом нефтесборнике и загрязненном трубопроводе.

         2. В   станцию   ОНВ   подается   нефтепроводная   смесь    с
    концентрацией  нефтепродуктов  5  000  -  10 000 мг/л (0.5-1.0%) в
    течение  времени,  за  которое   через   станцию   пройдет   объем
    нефтеводяной  смеси,  не  менее,  чем в два раза превышающей объем
    всех емкостей станции (фильтр, флотатора и т.д.) */

         З. После прохождения через станцию ОНВ нефтеводяной  смеси  в
    количестве, указанном в п. 2., в течение 30 минут (на 10-й, 20-й и
    30-й минутах) производится отбор проб на входе и выходе воды.
         Перед отбором  третьей  пробы  на  всасывающей стороне насоса
    следует открыть воздушный кран и,  при необходимости, одновременно
    медленно  закрыть  нефтяной и водяной клапаны,  и в то время,  как
    прекратится слив (этот  момент  устанавливается  путем  наблюдения
    через смотровое окно), отбирается третья проба.

         4. В станцию ОНВ подается нефтеводная смесь, содержащаяся 25%
    нефтепродукта и 75%  воды,  в течение времени,  за  которое  через
    станцию  пройдет  объем  нефтеводяной смеси в два раза превышающий
    объем емкости станции,  затем в течение 30 мин. производится отбор
    проб, аналогично описанному в п. 3.

         -----------------------------------------------------------
         */ Время прохождения через станцию ОНВ  нефтеводной  смеси  в
    количестве,  равном двум объемам всех емкостей станции,  считается
    достаточным для установления станционного режима работы.

         5. С целью проверки работы  системы  слива  нефтепродукта,  в
    станцию  ОНВ  в течении,  приблизительно,  5 минут подается чистый
    нефтепродукт  и  ведется  наблюдение  через  смотровое   окно   на
    нефтесборнике за моментом начала ее слива.
         Необходимо подать количество нефтепродукта,  достаточное  для
    срабатывания    автоматического   нефтесливного   клапана.   После
    срабатывания  нефтесливного  клапана  для  проверки  эффективности
    работы системы слива нефти, испытания продолжаются еще в течение 5
    минут.

         6. В течение 15 минут в станцию ОНВ подается чистая  вода.  В
    этот   период   необходимо  отобрать  две  пробы,  причем,  первая
    отбирается сразу после изменения  режима,  а  вторая  -  через  10
    минут.

         7. С   целью   проверки  станции  ОНВ  в  режиме  непрерывной
    автоматической работы проводится специальный режим в  течение  3-х
    часов.
         Испытания на этом режиме  работы  проводятся  циклами  по  15
    минут.   В   течение  этого  цикла  концентрация  нефтепродукта  в
    нефтеводяной смеси, подаваемой в станцию, изменяется от 0 до 25%.
         Во время последнего цикла,  при подаче в станцию нефтеводяной
    смеси с концентрацией нефтепродукта 25% - отбирается проба.

         8. Испытания, указанные в п.п. 1 - 7, проводятся на котельном
    топливе с плотностью 0.94 или 0.96 при температуре 15 50 0С.
         Испытания на  дизельном  топливе  с   плотностью   0.83   при
    температуре 15 50 0С проводятся только на режимах,  указанных в п.п. 1
    - 6.

         9. Объем отбираемых для анализа проб -  1  л.  Перед  отбором
    каждой   пробы,  НВ  должна  свободно  стекать  из  пробоотборного
    устройства в течение 1-й минуты.
         Если проба   не  будет  подвергнута  экстрагированию  в  день
    отбора,  ее необходимо  законсервировать  путем  добавления  5  мл
    соляной кислоты.
    ---------------------------------------------------------------------



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz