ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 ноября 1995 г. N С5-7/ОЗ-666
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации 7 июля 1995 года принят Федеральный закон
"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
(далее - Закон), который одобрен Советом Федерации 21 июля
1995 года и подписан Президентом Российской Федерации 13 октября
1995 г. N 157-ФЗ. Закон опубликован в "Российской газете"
24 октября 1995 г. N 206.
1. Закон определяет основы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими
и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность
органов государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области
внешнеторговой деятельности.
2. В соответствии с Законом правом осуществления
внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской
Федерации. Иностранные лица осуществляют внешнеторговую
деятельность в Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации (ст. 10).
В Законе предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют
внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях,
установленных федеральными конституционными законами, федеральными
законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации (ст. 11).
3. В статье 12 Закона определены федеральные органы
исполнительной власти, ответственные за государственное
регулирование внешнеторговой деятельности.
В частности, разработка предложений по государственной
внешнеторговой политике Российской Федерации, регулированию
внешнеторговой деятельности ее участников, заключению
международных договоров Российской Федерации в области
внешнеторговых связей осуществляется федеральным органом
исполнительной власти, на который Правительством Российской
Федерации непосредственно возложены координация и регулирование
внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть
четвертая ст. 12).
Этот федеральный орган исполнительной власти определен в
Законе как единственный орган государственной власти, который
выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту
(часть шестая ст. 12).
4. В соответствии со статьей 13 Закона государственная
внешнеторговая политика осуществляется посредством
таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и
экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в
частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой
деятельности в соответствии с данным Законом, другими федеральными
законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
В Законе установлено, что иные методы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и
установления различных ограничений органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти ее
субъектов не допускаются (часть вторая ст. 13).
5. Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных
видов товаров осуществляется на основе лицензирования. Лицензии в
этом случае выдаются федеральным органом исполнительной власти, на
который Правительством Российской Федерации возложено
регулирование внешнеторговой деятельности, исключительно
государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с
законодательством Российской Федерации и общепризнанными
международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по
экспорту и/или импорту товаров на основе принципов недискриминации
и добросовестной коммерческой практики (часть вторая ст. 17).
При этом установлено, что сделки по экспорту и/или импорту
отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной
монополии, являются ничтожными.
Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части
четвертой статьи 12 Закона, вправе предъявить требования о
применении последствий недействительности ничтожной сделки в
порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации
(часть четвертая ст. 17).
6. Статья 21 Закона предусматривает участие Российской
Федерации в международных экономических санкциях, а также
устанавливает, что российские лица имеют право на возмещение в
судебном порядке убытков, связанных с участием Российской
Федерации в международных экономических санкциях, за счет средств
федерального бюджета.
7. Закон предусматривает возможность российских юридических
лиц - участников внешнеторговой деятельности на добровольной
основе объединяться в ассоциации и другие союзы по отраслевому,
территориальному и иным принципам. При этом определено, что
создание и деятельность этих объединений осуществляются в порядке,
предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации
(ст. 29).
8. Согласно статье 36 Закона лица, виновные в нарушении
законодательства Российской Федерации о внешнеторговой
деятельности, несут гражданско-правовую, административную или
уголовную ответственность в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
9. В соответствии со статьей 37 Федеральный закон
"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", за
исключением статей 15, 16 и 19, вступает в силу через 30 дней
после его официального опубликования. Статьи 15 и 16 Закона
вступают в силу с 1 января 1996 года, а статья 19 - с 1 июля
1996 года.
Данная информация направляется для сведения и использования
при рассмотрении дел соответствующих категорий.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|