Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 24 НОЯБРЯ 1995 Г. N 14-П О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 10 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ ОТ 22.12.94 "О ВЫБОРАХ В ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ АЛАНИЯ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

             КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 24 ноября 1995 г. No. 14-П
   
                  ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
        ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 10 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ
       ОТ 22 ДЕКАБРЯ 1994 ГОДА "О ВЫБОРАХ В ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ
                       СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ"
   
       Конституционный   Суд   Российской   Федерации    в    составе
   председательствующего    О.И. Тиунова,     судей     М.В.  Баглая,
   Н.В. Витрука,   Г.А. Гаджиева,    Т.Г. Моршаковой,   Ю.Д. Рудкина,
   Н.В. Селезнева,  Б.С. Эбзеева, с участием заместителя Председателя
   Правительства Ингушской Республики  М.З. Ужахова, министра юстиции
   Ингушской Республики  М.О. Дзагиева - представителей Правительства
   Ингушской   Республики   как   стороны,   направившей   запрос   в
   Конституционный Суд Российской Федерации;  председателя Парламента
   Республики     Северная     Осетия   В.С. Паринова,   Председателя
   Правительства  Республики Северная Осетия Ю.Г. Бирагова,  министра
   юстиции  Республики Северная Осетия  А.М. Цалиева - представителей
   стороны,  принявшей оспариваемый акт,  руководствуясь  статьей 125
   (пункт "б"   части 2)     Конституции     Российской    Федерации,
   подпунктом "б" пункта 1 части первой,  частями  второй  и  третьей
   статьи 3,   подпунктом "б"    пункта 1   части  второй  статьи 22,
   статьями 74   и  86    Федерального     конституционного    закона
   "О Конституционном   Суде   Российской  Федерации",  рассмотрел  в
   открытом заседании дело о проверке конституционности части  второй
   статьи 10  Закона   Республики   Северная   Осетия   от 22 декабря
   1994 года "О выборах в  Парламент  Республики  Северная  Осетия  -
   Алания".
       Поводом к  рассмотрению дела,  согласно части первой статьи 36
   Федерального  конституционного  закона  "О  Конституционном   Суде
   Российской   Федерации",  явился  запрос  Правительства  Ингушской
   Республики с требованием признать не  соответствующей  Конституции
   Российской  Федерации  указанную  норму Закона Республики Северная
   Осетия  "О  выборах  в  Парламент  Республики  Северная  Осетия  -
   Алания".
       Основанием  к  рассмотрению  дела,    согласно   части  второй
   статьи 36 Федерального конституционного закона "О  Конституционном
   Суде     Российской     Федерации",     явилась     обнаружившаяся
   неопределенность в вопросе о том,  соответствует  ли  оспариваемая
   норма Конституции Российской Федерации.
       Заслушав сообщение судьи - докладчика Б.С. Эбзеева, объяснения
   представителей сторон,  показания свидетелей, а также  выступления
   приглашенных  в  заседание:  Р.С. Аушева  -  Президента  Ингушской
   Республики,  В.Г. Тарасенко   -   Председателя   Комитета   Совета
   Федерации   по   делам   Федерации,    Федеративному   договору  и
   региональной   политике,   Ю.А. Веденеева  -   члена   Центральной
   избирательной    комиссии    Российской    Федерации,   исследовав
   представленные   документы  и  материалы,    Конституционный   Суд
   Российской Федерации установил:
       1. Часть вторая статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от
   22 декабря 1994 года "О выборах в  Парламент  Республики  Северная
   Осетия -   Алания"  предусматривает,  что  "в  список  избирателей
   включаются лица,  обладающие  избирательным   правом   и   имеющие
   постоянное место   жительства   на   территории   соответствующего
   избирательного участка".
       Центральная избирательная   комиссия   по   выборам  депутатов
   Парламента Республики Северная Осетия в своем решении от 2 февраля
   1995 г. No. 4 "Об  участии  беженцев и  военнослужащих  в  выборах
   Парламента  Республики  Северная Осетия - Алания" установила,  что
   граждане,  не проживающие на территории Республики Северная Осетия
   и  находящиеся за ее пределами,  независимо от причин отсутствия в
   списки избирателей не включаются.  Тем  самым  вместо  разъяснения
   порядка   применения   оспариваемой   нормы   Закона   Центральная
   избирательная комиссия по выборам в Парламент Республики  Северная
   Осетия  своим  решением  ввела  не  предусмотренные  этим  Законом
   ограничения избирательных прав граждан.
       2. Правовая позиция заявителя сводится к тому, что норма части
   второй статьи 10  Закона  Республики  Северная Осетия "О выборах в
   Парламент Республики  Северная  Осетия  -   Алания"   противоречит
   положениям Конституции   Российской   Федерации  об  избирательных
   правах граждан Российской Федерации (статья 32,  части 1, 2 и 3) и
   о праве   на   свободу  передвижения,  выбор  места  пребывания  и
   жительства  на   территории   Российской   Федерации  (статья  27,
   часть 1),  так как  она  ограничивает  права  граждан,  покинувших
   территорию   Республики  Северная  Осетия  и  обладающих  статусом
   вынужденного переселенца,  поскольку они согласно указанной  норме
   не подлежат включению в списки избирателей.
       3. Вопрос  о  признании за гражданином права быть включенным в
   список избирателей  по   своему   значению   относится   к   числу
   конституционных, поскольку  он  непосредственно  связан  с  правом
   граждан на  участие  в  свободных   выборах,   являющихся   высшим
   выражением   власти   народа   (статья 3,    часть 3   Конституции
   Российской Федерации),  а также с вытекающим  из  этого  положения
   принципом всеобщности   избирательного   права.   Кроме   того,  в
   избирательных правах граждан должны находить отражение  требования
   статьи 19  (часть 2)  Конституции Российской Федерации о равенстве
   прав и  свобод  человека  и  гражданина  независимо  от  различных
   обстоятельств и условий,  в том числе места жительства.  Вопрос об
   обеспечении избирательных прав относится к  предметам  совместного
   ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что
   предусмотрено      статьей 72  (пункт "б"   части 1)   Конституции
   Российской Федерации   и,  следовательно,  подлежит  регулированию
   федеральными законами  и  принимаемыми  в  соответствии   с   ними
   законами и   иными   нормативными   правовыми   актами   субъектов
   Российской Федерации  (статья 76,  часть 2  Конституции Российской
   Федерации).
       4. Часть  третья  статьи  8  Федерального  закона от 6 декабря
   1994 года  "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав   граждан
   Российской Федерации" устанавливает,  что основанием для включения
   гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном
   избирательном  участке является его проживание на территории этого
   избирательного участка,  определяемое в соответствии с федеральным
   законом,  устанавливающим  право  граждан  Российской Федерации на
   свободу передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства  на
   территории Российской Федерации.
       Из статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня  1993  года
   "О праве  граждан  Российской  Федерации  на свободу передвижения,
   выбор места  пребывания  и  жительства   в   пределах   Российской
   Федерации" следует,   что   под   "местом  пребывания"  и  "местом
   жительства" подразумевается  определенное  юридическое  состояние,
   возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации
   по месту  пребывания  и  месту   жительства.   При   этом   "место
   жительства" может  означать  как  "постоянное  проживание",  так и
   "преимущественное проживание"  и,  согласно  Закону,   не   всегда
   совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях,
   определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
       Свобода выбора   места   жительства  является  конституционным
   правом гражданина  Российской  Федерации.  Вместе  с   тем   Закон
   возлагает на   него   обязанность   регистрироваться  и  по  месту
   пребывания, и по  месту  жительства.  Это  распространяется  и  на
   граждан, признанных   вынужденными   переселенцами.  Часть  первая
   статьи 3  Закона  Российской   Федерации  от 19 февраля  1993 года
   "О вынужденных    переселенцах"   место   пребывания   вынужденных
   переселенцев определяет как  временное  поселение.  Следовательно,
   они   не   могут   быть  признаны  постоянно  или  преимущественно
   проживающими  в  местах  временного  поселения.  Из  части  второй
   статьи 2  Закона  Российской Федерации "О праве граждан Российской
   Федерации  на  свободу  передвижения,  выбор  места  пребывания  и
   жительства в пределах Российской Федерации" следует, что временное
   поселение   является   местом   пребывания,   а   не   жительства.
   В соответствии  с  частью первой статьи 5 данного Закона временное
   пребывание за пределами места жительства не влечет за собой снятия
   с    регистрационного    учета    по    месту    постоянного   или
   преимущественного проживания.  В силу  этого  наличие  регистрации
   должно   рассматриваться   в  качестве  одного  из  оснований  для
   включения гражданина в список избирателей по месту жительства, что
   относится   и   к  вынужденным  переселенцам.  Сам  по  себе  факт
   отсутствия гражданина на момент составления списков избирателей по
   месту   постоянного  или  преимущественного  проживания  не  может
   служить  основанием  для  отказа  ему  во   включении   в   список
   избирателей на соответствующем избирательном участке.
       Оспариваемая  норма   Закона   Республики   Северная    Осетия
   "О выборах  в  Парламент  Республики  Северная Осетия - Алания" по
   своему буквальному смыслу не  устанавливает  правовых  ограничений
   для  внесения  в  списки избирателей граждан,  обладающих статусом
   вынужденных переселенцев и не  избравших  иное  место  жительства.
   Наличия  регистрации  достаточно для органов,  осуществляющих учет
   избирателей  и  направляющих  сведения  о  них  в  соответствующие
   участковые  избирательные  комиссии,  которые  с  учетом  и других
   предусмотренных законодательством оснований  принимают  решение  о
   включении гражданина в список избирателей.  Невключение гражданина
   в список избирателей может служить основанием  для  обжалования  в
   соответствующую   избирательную  комиссию  или  для  обращения  за
   защитой нарушенного права в  судебном  порядке.  Если  же  ко  дню
   выборов  вынужденный  переселенец  избрал  другое  постоянное  или
   преимущественное место  жительства,  то  участковая  избирательная
   комиссия правомерно не включает его в списки избирателей.
       5. Рассматриваемая  норма  в  части,  ограничивающей  активное
   избирательное право   граждан,   преимущественно   проживающих  на
   территории избирательного  участка,  но  находящихся   на   момент
   составления списков  избирателей  за  его пределами,  противоречит
   статьям   3  (часть  3),   19  (части  1  и  2),   27  (часть  1),
   32 (части  1  и  2)   Конституции  Российской  Федерации,  которые
   устанавливают право граждан  Российской  Федерации  на  участие  в
   свободных выборах,  равенство прав и свобод человека и гражданина,
   а также право на свободу передвижения и  выбор  места  жительства.
   Вместе  с  тем,  вопреки  утверждению  заявителя,  она не содержит
   предписаний,  ограничивающих   избирательные   права   граждан   в
   зависимости от национальности, языка и других обстоятельств.
       На  основании  изложенного   и  руководствуясь  частью  первой
   статьи 71,   частями   первой  и  второй   статьи 72,  статьей 75,
   пунктом 1  части  первой  статьи  86  и  статьей  87  Федерального
   конституционного   закона   "О   Конституционном  Суде  Российской
   Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
   
                          п о с т а н о в и л:
   
       1. Признать  часть вторую статьи 10 Закона Республики Северная
   Осетия от 22 декабря 1994 года "О выборах в  Парламент  Республики
   Северная Осетия  -  Алания" соответствующей Конституции Российской
   Федерации, поскольку  данная  норма  предусматривает  включение  в
   списки избирателей  граждан,  обладающих  избирательным  правом  и
   имеющих постоянное место жительства на территории соответствующего
   избирательного участка,  и  не  препятствует  включению  в  списки
   избирателей этих граждан в  случае  их  временного  пребывания  за
   пределами Республики Северная Осетия.
       Признать  часть вторую статьи 10  Закона  Республики  Северная
   Осетия от  22 декабря  1994 года "О выборах в Парламент Республики
   Северная Осетия - Алания" постольку,  поскольку  она  препятствует
   внесению в   списки   избирателей  граждан  Российской  Федерации,
   преимущественно проживающих  на  территории  Республики   Северная
   Осетия,  не  соответствующей   Конституции  Российской  Федерации,
   ее   статьям  3  (часть  3),  19  (части  1  и  2),  27 (часть 1),
   32 (части 1 и 2), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (часть 2).
       В  соответствии   с  частью  третьей  статьи 79   Федерального
   конституционного закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
   Федерации" решение Центральной избирательной комиссии  по  выборам
   депутатов  Парламента  Республики  Северная  Осетия  от  2 февраля
   1995 г. No. 4 "Об участии  беженцев  и  военнослужащих  в  выборах
   Парламента  Республики  Северная  Осетия  - Алания" как искажающее
   буквальный смысл части второй статьи 10 Закона Республики Северная
   Осетия "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания"
   с момента  провозглашения  настоящего  Постановления  не  подлежит
   исполнению и должно быть пересмотрено.
       2. Парламенту  Республики   Северная   Осетия   на   основании
   настоящего  Постановления надлежит привести часть вторую статьи 10
   Закона  Республики  Северная  Осетия  "О   выборах   в   Парламент
   Республики Северная Осетия - Алания" в соответствие с Конституцией
   Российской Федерации и Федеральным законом от 6 декабря 1994  года
   "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  граждан  Российской
   Федерации".
       3. Пункт 1  резолютивной  части  настоящего  Постановления  не
   ставит под  сомнение  юридическую  силу результатов волеизъявления
   избирателей и  не  затрагивает  полномочий  депутатов   Парламента
   Республики Северная  Осетия,  для  избрания  которых  положение  о
   критериях включения граждан в списки избирателей,  содержащееся  в
   части  второй   статьи 10   Закона   Республики   Северная  Осетия
   "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия  -  Алания",  не
   имело  решающего значения и в отношении которых оно не повлияло на
   результаты выборов.
       В связи с настоящим Постановлением подлежат пересмотру решения
   соответствующих  избирательных комиссий о признании полномочий тех
   депутатов Парламента  Республики  Северная  Осетия,  для  избрания
   которых   положение   о   критериях  включения  граждан  в  списки
   избирателей,  содержащееся  в  части  второй  статьи   10   Закона
   Республики  Северная  Осетия  "О  выборах  в  Парламент Республики
   Северная Осетия - Алания",  имело решающее значение и в  отношении
   которых оно повлияло на результаты выборов.
       4. Соответствующим органам государственной  власти  Российской
   Федерации, Центральной     избирательной    комиссии    Российской
   Федерации, Временному   Государственному    комитету    Российской
   Федерации по  ликвидации  последствий осетино-ингушского конфликта
   октября -  ноября  1992 года,  органам   государственной    власти
   Республики Северная   Осетия   и   Ингушской   Республики  принять
   организационно-технические и  иные  меры  для  создания   условий,
   необходимых для   реализации   в   полном  объеме  гарантированных
   Конституцией Российской Федерации избирательных  прав  граждан,  в
   том числе вынужденных переселенцев.
       5. Согласно частям  первой  и  второй  статьи 79  Федерального
   конституционного закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
   Федерации" настоящее  Постановление  является  окончательным,   не
   подлежит обжалованию,   вступает   в  силу  немедленно  после  его
   провозглашения и действует непосредственно.
       6. Согласно  статье  78  Федерального  конституционного закона
   "О Конституционном   Суде    Российской    Федерации"    настоящее
   Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании
   законодательства Российской  Федерации",  "Российской  газете",  а
   также   официальных   изданиях   органов   государственной  власти
   Ингушской Республики и Республики Северная Осетия.
   
                                                  Конституционный Суд
                                                 Российской Федерации


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz