КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 1995 г. No. 14-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 10 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ
ОТ 22 ДЕКАБРЯ 1994 ГОДА "О ВЫБОРАХ В ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего О.И. Тиунова, судей М.В. Баглая,
Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Т.Г. Моршаковой, Ю.Д. Рудкина,
Н.В. Селезнева, Б.С. Эбзеева, с участием заместителя Председателя
Правительства Ингушской Республики М.З. Ужахова, министра юстиции
Ингушской Республики М.О. Дзагиева - представителей Правительства
Ингушской Республики как стороны, направившей запрос в
Конституционный Суд Российской Федерации; председателя Парламента
Республики Северная Осетия В.С. Паринова, Председателя
Правительства Республики Северная Осетия Ю.Г. Бирагова, министра
юстиции Республики Северная Осетия А.М. Цалиева - представителей
стороны, принявшей оспариваемый акт, руководствуясь статьей 125
(пункт "б" части 2) Конституции Российской Федерации,
подпунктом "б" пункта 1 части первой, частями второй и третьей
статьи 3, подпунктом "б" пункта 1 части второй статьи 22,
статьями 74 и 86 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", рассмотрел в
открытом заседании дело о проверке конституционности части второй
статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря
1994 года "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия -
Алания".
Поводом к рассмотрению дела, согласно части первой статьи 36
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", явился запрос Правительства Ингушской
Республики с требованием признать не соответствующей Конституции
Российской Федерации указанную норму Закона Республики Северная
Осетия "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия -
Алания".
Основанием к рассмотрению дела, согласно части второй
статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации", явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая
норма Конституции Российской Федерации.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Б.С. Эбзеева, объяснения
представителей сторон, показания свидетелей, а также выступления
приглашенных в заседание: Р.С. Аушева - Президента Ингушской
Республики, В.Г. Тарасенко - Председателя Комитета Совета
Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и
региональной политике, Ю.А. Веденеева - члена Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации, исследовав
представленные документы и материалы, Конституционный Суд
Российской Федерации установил:
1. Часть вторая статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от
22 декабря 1994 года "О выборах в Парламент Республики Северная
Осетия - Алания" предусматривает, что "в список избирателей
включаются лица, обладающие избирательным правом и имеющие
постоянное место жительства на территории соответствующего
избирательного участка".
Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов
Парламента Республики Северная Осетия в своем решении от 2 февраля
1995 г. No. 4 "Об участии беженцев и военнослужащих в выборах
Парламента Республики Северная Осетия - Алания" установила, что
граждане, не проживающие на территории Республики Северная Осетия
и находящиеся за ее пределами, независимо от причин отсутствия в
списки избирателей не включаются. Тем самым вместо разъяснения
порядка применения оспариваемой нормы Закона Центральная
избирательная комиссия по выборам в Парламент Республики Северная
Осетия своим решением ввела не предусмотренные этим Законом
ограничения избирательных прав граждан.
2. Правовая позиция заявителя сводится к тому, что норма части
второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия "О выборах в
Парламент Республики Северная Осетия - Алания" противоречит
положениям Конституции Российской Федерации об избирательных
правах граждан Российской Федерации (статья 32, части 1, 2 и 3) и
о праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства на территории Российской Федерации (статья 27,
часть 1), так как она ограничивает права граждан, покинувших
территорию Республики Северная Осетия и обладающих статусом
вынужденного переселенца, поскольку они согласно указанной норме
не подлежат включению в списки избирателей.
3. Вопрос о признании за гражданином права быть включенным в
список избирателей по своему значению относится к числу
конституционных, поскольку он непосредственно связан с правом
граждан на участие в свободных выборах, являющихся высшим
выражением власти народа (статья 3, часть 3 Конституции
Российской Федерации), а также с вытекающим из этого положения
принципом всеобщности избирательного права. Кроме того, в
избирательных правах граждан должны находить отражение требования
статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации о равенстве
прав и свобод человека и гражданина независимо от различных
обстоятельств и условий, в том числе места жительства. Вопрос об
обеспечении избирательных прав относится к предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что
предусмотрено статьей 72 (пункт "б" части 1) Конституции
Российской Федерации и, следовательно, подлежит регулированию
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации (статья 76, часть 2 Конституции Российской
Федерации).
4. Часть третья статьи 8 Федерального закона от 6 декабря
1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации" устанавливает, что основанием для включения
гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном
избирательном участке является его проживание на территории этого
избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным
законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на
территории Российской Федерации.
Из статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации" следует, что под "местом пребывания" и "местом
жительства" подразумевается определенное юридическое состояние,
возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации
по месту пребывания и месту жительства. При этом "место
жительства" может означать как "постоянное проживание", так и
"преимущественное проживание" и, согласно Закону, не всегда
совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях,
определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
Свобода выбора места жительства является конституционным
правом гражданина Российской Федерации. Вместе с тем Закон
возлагает на него обязанность регистрироваться и по месту
пребывания, и по месту жительства. Это распространяется и на
граждан, признанных вынужденными переселенцами. Часть первая
статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года
"О вынужденных переселенцах" место пребывания вынужденных
переселенцев определяет как временное поселение. Следовательно,
они не могут быть признаны постоянно или преимущественно
проживающими в местах временного поселения. Из части второй
статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации" следует, что временное
поселение является местом пребывания, а не жительства.
В соответствии с частью первой статьи 5 данного Закона временное
пребывание за пределами места жительства не влечет за собой снятия
с регистрационного учета по месту постоянного или
преимущественного проживания. В силу этого наличие регистрации
должно рассматриваться в качестве одного из оснований для
включения гражданина в список избирателей по месту жительства, что
относится и к вынужденным переселенцам. Сам по себе факт
отсутствия гражданина на момент составления списков избирателей по
месту постоянного или преимущественного проживания не может
служить основанием для отказа ему во включении в список
избирателей на соответствующем избирательном участке.
Оспариваемая норма Закона Республики Северная Осетия
"О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания" по
своему буквальному смыслу не устанавливает правовых ограничений
для внесения в списки избирателей граждан, обладающих статусом
вынужденных переселенцев и не избравших иное место жительства.
Наличия регистрации достаточно для органов, осуществляющих учет
избирателей и направляющих сведения о них в соответствующие
участковые избирательные комиссии, которые с учетом и других
предусмотренных законодательством оснований принимают решение о
включении гражданина в список избирателей. Невключение гражданина
в список избирателей может служить основанием для обжалования в
соответствующую избирательную комиссию или для обращения за
защитой нарушенного права в судебном порядке. Если же ко дню
выборов вынужденный переселенец избрал другое постоянное или
преимущественное место жительства, то участковая избирательная
комиссия правомерно не включает его в списки избирателей.
5. Рассматриваемая норма в части, ограничивающей активное
избирательное право граждан, преимущественно проживающих на
территории избирательного участка, но находящихся на момент
составления списков избирателей за его пределами, противоречит
статьям 3 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1),
32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, которые
устанавливают право граждан Российской Федерации на участие в
свободных выборах, равенство прав и свобод человека и гражданина,
а также право на свободу передвижения и выбор места жительства.
Вместе с тем, вопреки утверждению заявителя, она не содержит
предписаний, ограничивающих избирательные права граждан в
зависимости от национальности, языка и других обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь частью первой
статьи 71, частями первой и второй статьи 72, статьей 75,
пунктом 1 части первой статьи 86 и статьей 87 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
1. Признать часть вторую статьи 10 Закона Республики Северная
Осетия от 22 декабря 1994 года "О выборах в Парламент Республики
Северная Осетия - Алания" соответствующей Конституции Российской
Федерации, поскольку данная норма предусматривает включение в
списки избирателей граждан, обладающих избирательным правом и
имеющих постоянное место жительства на территории соответствующего
избирательного участка, и не препятствует включению в списки
избирателей этих граждан в случае их временного пребывания за
пределами Республики Северная Осетия.
Признать часть вторую статьи 10 Закона Республики Северная
Осетия от 22 декабря 1994 года "О выборах в Парламент Республики
Северная Осетия - Алания" постольку, поскольку она препятствует
внесению в списки избирателей граждан Российской Федерации,
преимущественно проживающих на территории Республики Северная
Осетия, не соответствующей Конституции Российской Федерации,
ее статьям 3 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1),
32 (части 1 и 2), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (часть 2).
В соответствии с частью третьей статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" решение Центральной избирательной комиссии по выборам
депутатов Парламента Республики Северная Осетия от 2 февраля
1995 г. No. 4 "Об участии беженцев и военнослужащих в выборах
Парламента Республики Северная Осетия - Алания" как искажающее
буквальный смысл части второй статьи 10 Закона Республики Северная
Осетия "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания"
с момента провозглашения настоящего Постановления не подлежит
исполнению и должно быть пересмотрено.
2. Парламенту Республики Северная Осетия на основании
настоящего Постановления надлежит привести часть вторую статьи 10
Закона Республики Северная Осетия "О выборах в Парламент
Республики Северная Осетия - Алания" в соответствие с Конституцией
Российской Федерации и Федеральным законом от 6 декабря 1994 года
"Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации".
3. Пункт 1 резолютивной части настоящего Постановления не
ставит под сомнение юридическую силу результатов волеизъявления
избирателей и не затрагивает полномочий депутатов Парламента
Республики Северная Осетия, для избрания которых положение о
критериях включения граждан в списки избирателей, содержащееся в
части второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия
"О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания", не
имело решающего значения и в отношении которых оно не повлияло на
результаты выборов.
В связи с настоящим Постановлением подлежат пересмотру решения
соответствующих избирательных комиссий о признании полномочий тех
депутатов Парламента Республики Северная Осетия, для избрания
которых положение о критериях включения граждан в списки
избирателей, содержащееся в части второй статьи 10 Закона
Республики Северная Осетия "О выборах в Парламент Республики
Северная Осетия - Алания", имело решающее значение и в отношении
которых оно повлияло на результаты выборов.
4. Соответствующим органам государственной власти Российской
Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации, Временному Государственному комитету Российской
Федерации по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта
октября - ноября 1992 года, органам государственной власти
Республики Северная Осетия и Ингушской Республики принять
организационно-технические и иные меры для создания условий,
необходимых для реализации в полном объеме гарантированных
Конституцией Российской Федерации избирательных прав граждан, в
том числе вынужденных переселенцев.
5. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" настоящее Постановление является окончательным, не
подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его
провозглашения и действует непосредственно.
6. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее
Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации", "Российской газете", а
также официальных изданиях органов государственной власти
Ингушской Республики и Республики Северная Осетия.
Конституционный Суд
Российской Федерации
|