ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 1995 г. No. ГКПИ95-192
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Семеновой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе избирательного блока "Союз патриотов" на постановление
Центральной избирательной комиссии РФ от 1 ноября 1995 г. "Об
отказе в регистрации федерального списка кандидатов в депутаты
Государственной Думы Федерального Собрания РФ, выдвинутого
избирательным блоком "Союз патриотов",
установил:
постановлением Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации от 1 ноября 1995 г. избирательному блоку "Союз
патриотов" отказано в регистрации федерального списка кандидатов в
депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ,
выдвинутого этим блоком.
Избирательный блок "Союз патриотов" обратился в Верховный Суд
РФ с жалобой на данное постановление Центризбиркома РФ, поставив
вопрос об отмене этого постановления и обязании Центральной
избирательной комиссии РФ зарегистрировать федеральный список
кандидатов в депутаты, выдвинутый этим избирательным блоком.
Представители Центризбиркома РФ возражали против
удовлетворения жалобы, сославшись на то, что избирательный блок
собрал в поддержку федерального списка менее 200 тыс. подписей
избирателей.
Заслушав объяснения представителей избирательного блока "Союз
патриотов" Соломонова В.И. и Юркина В.В., поддержавших поданную
жалобу, представителей Центральной избирательной комиссии РФ
Застрожной О.К. и Алехичевой Л.П., возражавших против
удовлетворения жалобы, исследовав письменные доказательства и
показания свидетеля Алешина В.К., а также выслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Семеновой Г.А., полагавшей
жалобу подлежащей удовлетворению, Верховный Суд РФ находит, что
жалоба избирательного блока "Союз патриотов" удовлетворению не
подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ"
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение
10 дней со дня приема документов проверяет соответствие порядка
выдвижения федерального списка кандидатов требованиям настоящего
Федерального закона и принимает решение о регистрации федерального
списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в
регистрации.
Согласно ч. 2 ст. 39 указанного Федерального закона
избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие
федеральный список кандидатов, обязаны собрать в его поддержку не
менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект
Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от
требуемого общего числа подписей.
Как следует из обжалуемого постановления, отказывая
избирательному блоку в регистрации федерального списка кандидатов
в депутаты, Центральная избирательная комиссия РФ сослалась на то,
что число подписей избирателей, собранных указанным избирательным
блоком в поддержку выдвинутого им федерального списка кандидатов,
с учетом числа подписей, собранных в поддержку кандидатов,
выдвинутых этим же избирательным блоком по одномандатным
избирательным округам и зарегистрированных окружными
избирательными комиссиями, менее 200 тыс. (л.д. 7 - 8).
Указанный довод Центральной избирательной комиссии РФ нашел
свое подтверждение в судебном заседании.
Судом установлено, что согласно сведениям Центризбиркома РФ 22
октября 1995 г. одновременно с документами, необходимыми для
регистрации федерального списка кандидатов в депутаты, в
Центральную избирательную комиссию уполномоченными представителями
избирательного блока "Союз патриотов" были представлены 137013
подписей избирателей в поддержку федерального списка от этого
избирательного блока (л.д. 46), а также справка о том, что по ряду
одномандатных избирательных округов избирательный блок выдвинул
кандидатов из числа лиц, включенных в федеральный список.
Из имеющейся в материалах дела стенограммы заседания
Центризбиркома РФ от 1 ноября 1995 г. следует, что на день
принятия решения об отказе в регистрации федерального списка,
выдвинутого избирательным блоком "Союз патриотов", Центризбирком
РФ исходил из того, что в поддержку федерального списка кандидатов
этим блоком собрано и представлено для регистрации списка 137000
подписей избирателей, а подписей в поддержку кандидатов,
выдвинутых этим блоком по одномандатным избирательным округам и
зарегистрированных окружными избирательными комиссиями, собрано
этими кандидатами в количестве 64 тыс., однако всего
действительных подписей (собранных в поддержку федерального списка
и кандидатами по одномандатным округам) составляло, по мнению
члена Центризбиркома РФ, докладывающего данный вопрос, 196619, что
недостаточно для регистрации федерального списка, поскольку часть
выборочно проверенных подписей была забракована (л.д. 57).
Из представленной Центризбиркомом РФ справки (распечатки) на 1
ноября 1995 г. следует, что проверке были подвергнуты 18721
подпись, из которых 5119 подписей выбраковано (л.д. 44).
Представители избирательного блока представили суду справку,
согласно которой кандидатами, зарегистрированными по одномандатным
избирательным округам как выдвинутыми данным блоком, собрано не 64
тыс., а 67809 подписей избирателей (л.д. 24).
Однако суд находит, что, учитывая и это количество подписей,
общее количество собранных подписей для регистрации федерального
списка недостаточно и составляло на 1 ноября 1995 г. за вычетом
выбракованных 5119 подписей 199703 подписи (137013 + 67809 -
5119).
Как пояснили представители Центризбиркома РФ, в результате
проведенной впоследствии сплошной проверки выбракованными были
признаны не 5119, а 35851 подпись (л.д. 46, 48).
В настоящем судебном заседании представители избирательного
блока "Союз патриотов" оспаривали правомерность выбраковки как
5119 подписей на период принятия Центризбиркомом РФ обжалуемого
решения, так и 35851 подпись ко дню разрешения спора в суде.
Однако суд считает, что необходимости в проверке правомерности
произведенной Центризбиркомом РФ выбраковки подписей в данном
конкретном случае не имеется, поскольку, как установлено судом, в
нарушение изложенного выше требования ст. 33 Федерального закона
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
РФ" избирательный блок и кандидаты в депутаты, выдвинутые блоком
по одномандатным округам, собрали среди избирателей трех субъектов
Российской Федерации (а именно по Санкт-Петербургу, Московской
области и Волгоградской области) более чем по 14000 подписей по
каждому из этих регионов, и общее количество подписей, превышающее
предусмотренные Законом 14000 подписей на каждый субъект РФ (не
более 7% от 200 тыс.), составило более 13000 подписей, которые не
могут учитываться при подсчете необходимых для регистрации
федерального списка подписей избирателей.
То обстоятельство, что на указанные субъекты РФ приходилось
более чем 13000 подписей, собранных с превышением необходимых
14000 подписей по каждому из этих регионов, подтверждено
обозревавшимися в судебном заседании подписями, собранными по
Санкт-Петербургу, Московской области и Волгоградской области, и
самими представителями избирательного блока не оспаривалось.
Таким образом, даже без учета количества подлежащих выбраковке
подписей (5119 либо 35851), но за вычетом подписей, собранных с
превышением установленной законом нормы по каждому из трех
субъектов РФ (более 13000), число подлежащих зачету подписей в
поддержку федерального списка и кандидатов, баллотирующихся по
одномандатным избирательным округам от данного блока, составляет
менее 200 тыс. необходимых для регистрации федерального списка
(137013 + 67809 - 13000).
Вместе с тем суд в результате исследования выбраковочных
ведомостей и самих подписей (эти документы были представлены для
ознакомления и представителям избирательного блока "Союз
патриотов") приходит к выводу о том, что при выбраковке подписей
Центризбирком РФ правомерно руководствовался требованиями
Федерального закона о соблюдении формы подписных листов и порядка
их заполнения избирателями, заверения сборщиками подписей и
уполномоченными представителями избирательного блока, что следует
из справки (л.д. 43, 52 - 53).
Аналогичные подходы к выбраковке подписей избирателей
Центризбирком применял и при проверке соответствия порядка
выдвижения федерального списка кандидатов требованиям Федерального
закона, имевшего место в действиях других избирательных
объединений, избирательных блоков.
Поскольку избирательный блок "Союз патриотов" не выполнил
предусмотренное Федеральным законом требование по сбору не менее
200000 подписей избирателей в поддержку федерального списка
кандидатов и кандидатов, выдвинутых этим блоком и баллотирующихся
по одномандатным избирательным округам, Центральная избирательная
комиссия РФ вправе была отказать данному избирательному блоку в
регистрации федерального списка кандидатов в депутаты
Государственной Думы.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 232, 239.7 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
избирательному блоку "Союз патриотов" отказать в
удовлетворении жалобы на постановление Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации от 1 ноября 1995 г. No. 37/292-П "Об
отказе в регистрации федерального списка кандидатов в депутаты
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
выдвинутого избирательным блоком "Союз патриотов".
Настоящее решение Верховного Суда Российской Федерации в
кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежит и
вступает в законную силу со дня его провозглашения.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
А.И.ФЕДИН
|