ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 ноября 1995 г. N ОУ-413
Направляются в порядке информации Постановления Президиума и
Совета судей Российской Федерации от 19 и 20 октября 1995 г.
Начальник Организационно -
контрольного управления
В.А.ТВЕРДЕНКО
СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 1995 года
О СОЗЫВЕ IV ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА СУДЕЙ
1. Созвать Всероссийский съезд судей в октябре 1996 года в
городе Москве.
2. Для избрания делегатов съезда утвердить следующие нормы
представительства:
от судей Конституционного Суда Российской Федерации -
1 делегат;
по судам общей юрисдикции (кроме военных):
от судей районных (городских) судов - 1 делегат от 30 судей;
от судей вышестоящих судов - 1 делегат от 20 судей, но не
менее 1 делегата от каждого суда;
от судей Верховного Суда Российской Федерации, включая судей
Военной коллегии, 5 делегатов;
всего 450 делегатов
по арбитражным судам:
от судей арбитражных судов в субъектах Российской Федерации и
судов округов - 1 делегат от 15 судей, но не менее 1 делегата от
каждого суда;
от судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации -
3 делегата;
всего 90 делегатов
по военным судам:
от судей военных судов гарнизонов, армии, флотилий - 1 делегат
от 20 судей;
от судей военных судов округов, групп войск и флотов -
1 делегат от 10 судей, но не менее 1 делегата от каждого суда;
всего 45 делегатов
Итого общее количество делегатов - 586 человек.
3. Разрешить Президиуму Совета судей Российской Федерации с
учетом складывающейся фактической численности судов вносить
необходимые коррективы в пределах установленной настоящим
Постановлением общей численности делегатов по судам общей
юрисдикции и арбитражным судам.
4. Выборы делегатов провести на съездах (конференциях) и
собраниях судей в первом полугодии 1996 года. Анкеты делегатов
представить в Президиум Совета судей Российской Федерации до
1 августа 1996 года.
5. Президиуму Совета судей Российской Федерации:
разработать план мероприятий по подготовке и проведению
Съезда;
до 1 января 1996 года довести до съездов (конференций) и
собраний судов численность избираемых ими делегатов и рекомендации
о порядке проведения выборов;
внести на очередное заседание Совета предложения о конкретной
дате проведения и повестке дня Съезда.
Председатель Совета судей
Российской Федерации
Ю.И.СИДОРЕНКО
СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 1995 года
ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОГНОЗЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Рассмотрев актуальные проблемы функционирования судебной
системы в Российской Федерации и прогноз ее развития, Совет судей
Российской Федерации полагает необходимым констатировать
следующее.
Сложившаяся ситуация характеризуется двумя основными
тенденциями.
С одной стороны, принятие новой Конституции Российской
Федерации открыло широкие возможности для развития судебной
реформы. Свою приверженность к осуществлению судебной реформы
прямо и четко выразил Президент Российской Федерации в своих
Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации от 24 февраля
1994 года и 16 февраля 1995 года. Казалось бы, что необходимость
реформирования судебной системы восприняты также Парламентом
страны и всем обществом.
Однако, с другой стороны, очевидно, что судебная реформа, так
и не начав осуществляться в полном объеме, все более замедляет
свои темпы, а реальные условия деятельности судов продолжают
катастрофически ухудшаться, что проявляется в свою очередь в
следующем.
Законодательное обеспечение судебной деятельности
Со времени принятия новой Конституции Российской Федерации
12 декабря 1993 года прошло около двух лет. Однако до настоящего
времени не принят Федеральный конституционный закон "О судебной
системе Российской Федерации", призванный обеспечить сохранение
существующих звеньев судебной системы как федеральных судов, что
является непременным условием сохранения Российской Федерации как
единого целостного государства. Учитывая, что судебная власть
является одним из важнейших институтов государства, отсутствие
единой федеральной системы будет означать фактическое прекращение
существования Российской Федерации как целостного государства.
В связи с задержкой принятия названного закона не начата
работа над проектом федерального закона о судах общей юрисдикции,
призванного заменить давно устаревшие и не отвечающие реалиям
жизни законы "О Верховном Суде РСФСР" и "О судоустройстве РСФСР".
Деятельность военных судов продолжает регламентироваться
Положением о военных трибуналах от 1958 года (с изменениями от
1980 года), которое давно стало анахронизмом.
Сохраняющийся старый процессуальный порядок осуществления
правосудия не позволяет в полном объеме эффективно осуществлять
судебную защиту законных прав и интересов граждан. Сфера судебной
компетенции расширена абсолютно, а процессуальные формы
деятельности суда остались без изменения. Всенарастающий поток
поступающих в суды дел, сохраняющийся прежним в значительной
степени громоздкий судебный процесс, одинаковый для всех категорий
уголовных и гражданских дел порождают факты изменения
процессуальной деятельности суда "де факто", а не "де юрэ", что
является очень опасной тенденцией.
Несмотря на это, до настоящего времени не только не приняты
новые процессуальные законы: УПК и ГПК, но даже не внесены
минимально необходимые изменения в действующие УПК и ГПК.
Не менее остро стоит вопрос об эффективности судебных решений,
поскольку решение суда, не обеспеченное реально действующим
механизмом его исполнения является пустой декларацией, а
следовательно, фикцией судебной защиты прав и свобод граждан. В
этой связи назрела необходимость принятия законов "Об исполнении
судебных решений" и "О судебных приставах".
Кадровое обеспечение судебной деятельности
Состояние дел с кадровым обеспечением судов Российской
Федерации является крайне неудовлетворительным и требует принятия
незамедлительных и принципиальных решений.
Штатная численность судов всех уровней (районные, областные,
республиканские) в 1995 году составила 15296 человек, а их
реальная укомплектованность - 12577 человек, или 82%.
В то же время, количество уголовных и гражданских дел,
поступивших в суды Российской Федерации в первом полугодии
1995 года, превысило количество таких же дел, поступивших в суды
за весь 1994 год.
Поэтому в связи с существенным расширением судебной
компетенции и значительным увеличением количества дел, поступающих
в суды, необходимо не только скорейшее заполнение вакантных
должностей, но и принципиальное увеличение штатной численности
судей всех судов Российской Федерации, введение института мировых
судей.
Однако существующие условия материального и социального
обеспечения судей при сохраняющихся тяжелейших условиях работы,
которая при этом стала еще и опасной, не позволяют привлекать в
состав судейского корпуса наиболее квалифицированных юристов.
Финансовое и материальное обеспечение
судебной деятельности
Следует констатировать невыполнение Правительством Российской
Федерации требований статьи 124 Конституции Российской Федерации о
том, что финансирование судов должно обеспечивать возможность
полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с
федеральным законом.
Выделение средств на содержание судов происходит все более
нерегулярно и в таком размере, что встает вопрос о возможности
дальнейшего осуществления правосудия.
В 1994 году судебная система недополучила из бюджета
84,6 млрд. рублей.
В 1995 году выделяемых средств не хватает на оплату труда
судей и работников аппарата судов, на содержание и без того в
значительной степени неприспособленных для осуществления
правосудия зданий судов, выплаты присяжным заседателям, оплату
услуг почтовой и телефонной связи, другие необходимые расходы.
В 1996 году положение может стать еще более катастрофическим,
поскольку подготовленные Министерством юстиции Российской
Федерации подробные расчеты о необходимости включения в бюджет
1996 года на обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
5,51 трлн. рублей Министерством финансов Российской Федерации
занижены до 1,6 трлн. рублей.
Если принципиальных изменений в этом вопросе не произойдет, то
в 1996 году судебная система может прекратить свою деятельность.
Обозначая названные актуальные проблемы функционирования
судебной системы, Совет судей Российской Федерации постановляет:
1. Довести до сведения Президента Российской Федерации,
Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя
Государственной Думы и Председателя Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, что непринятие эффективных мер по
решению обозначенных проблем приведет в самое ближайшее время к
прекращению осуществления правосудия в Российской Федерации.
2. Считать необходимым условием выхода из создавшегося
кризисного положения реализацию концептуальных положений о
судебной реформе, изложенных в Постановлениях II и III
Всероссийских съездов судей "О ходе судебной реформы в Российской
Федерации" и "О концепции судебной системы Российской Федерации".
Председатель Совета Судей
Российской Федрации
Ю.И.СИДОРЕНКО
СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 1995 года
Заслушав доклад председателя Совета судей Российской Федерации
Ю.И. Сидоренко о ходе работы над законопроектом "О Судебном
департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", Совет судей
Российской Федерации отмечает, что в настоящее время продолжается
процесс разграничения компетенции трех властей: законодательной,
исполнительной и судебной.
В этой связи особое значение приобретает вопрос становления
компетентной и независимой судебной власти, создания условий,
необходимых для нормальной деятельности судов, их кадровому,
организационному и ресурсному обеспечению.
В настоящее время эти функции возложены на Министерство
юстиции Российской Федерации и подчиненные ему органы юстиции на
местах, которые выполняют и другие многочисленные функции.
В связи с этим III-й Всероссийский Съезд судей, состоявшийся
24 - 25 марта 1994 года, признал необходимым учреждение в рамках
Министерства юстиции Российской Федерации Судебного департамента,
единственной задачей которого должны стать ресурсное,
организационное и кадровое обеспечение судов.
Однако Министерство юстиции это решение III съезда судей не
выполнило.
Совет судей отмечает, что Министерство юстиции и органы
юстиции на местах на протяжении ряда лет не справлялись с
материальным, ресурсным и кадровым обеспечением судов, а в
настоящее время территориальные органы юстиции вообще уклоняются
от решения этих вопросов, в связи с чем судебная система
переживает очередной кризис, обусловленный в немалой степени
финансовыми и материальными проблемами.
Более того, несмотря на недостаточное и неудовлетворительное
финансирование судов из бюджета, Министерство юстиции и
территориальные органы юстиции в 1994 - 1995 годах допускали
расходование средств, выделенных на содержание судов, на цели, не
имеющие никакого отношения к судебной деятельности. Многочисленные
нарушения подобного рода отмечены в Постановлении Президиума
Совета судей от 26 июня 1995 года.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Совет судей Российской
Федерации единодушно пришел к выводу о целесообразности и
необходимости создания Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации.
При этом Совет судей принимает во внимание позицию министра
юстиции Российской Федерации Ковалева В.А., заверившего Совет, что
Министерство юстиции в лице министра не будет препятствовать
волеизъявлению судейского сообщества по этому вопросу.
Учитывая, что Федеральный конституционный закон "О судебной
системе Российской Федерации", принятый Государственной Думой, в
котором предполагается образовать Судебный департамент при
Верховном Суде Российской Федерации, не получил одобрения в Совете
Федерации, а решение этого вопроса требуется безотлагательно.
Совет судей считает необходимым обратиться к Президенту Российской
Федерации Ельцину Б.Н. с просьбой решить вопрос о создании
Судебного департамента Указом Президента.
На основании изложенного Совет судей Российской Федерации
постановляет:
1. Признать необходимым создание Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации.
2. Просить Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина
образовать Судебный департамент при Верховном Суде Российской
Федерации Указом Президента, предусмотрев при этом:
а) Передачу штатов подразделений Министерства юстиции
Российской Федерации пропорционально части объема их работы,
связанной с финансированием и обеспечением деятельности судов, в
ведение Судебного департамента.
б) Финансирование Судебного департамента непосредственно из
федерального бюджета в размере не менее средств, высвобождающихся
в результате сокращения подразделений Министерства юстиции
Российской Федерации.
3. Просить начальника Государственно-Правового Управления
Президента Российской Федерации Р.Г. Орехова принять участие в
разработке временного положения о Судебном департаменте.
Председатель Совета Судей
Российской Федерации
Ю.И.СИДОРЕНКО
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|