ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 ноября 1995 г. No. ГКПИ95-172
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Нечаева В.И.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Корягиной Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 ноября 1995 г.
гражданское дело по заявлению движения "Союз студенческих советов"
о признании недействительными ч. 2 п. 3.2, ч. 2 п. 3.6, п. 5.1,
последнего предложения п. 6.3 инструкции "О порядке формирования и
расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в
депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков по
выборам депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации", утвержденной постановлением Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июля 1995 г.
No. 8/51-П,
установил:
постановлением Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации от 28 июля 1995 г. No. 8/51-П утверждена инструкция "О
порядке формирования и расходования денежных средств избирательных
фондов кандидатов в депутаты, избирательных объединений,
избирательных блоков по выборам депутатов в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации".
Движение "Союз студенческих советов" обратилось в суд с
заявлением о признании недействительными отдельных положений
настоящей инструкции. В судебном заседании представители движения
"Союз студенческих советов" В.А. Лепехин и Р.В. Пугачев поддержали
заявление и, уточнив требование, просили признать
недействительными ч. 2 п. 3.2, ч. 2 п. 3.6, п. 5.1 и последнее
предложение п. 6.3 инструкции. Требование обосновано следующим:
положения, изложенные в ч. 2 п. 3.2, являются компетенцией
Центрального банка России, заверение банковских карточек должно
осуществляться нотариусом; приняв ч. 2 п. 3.6 в изложенной
редакции, Центральная избирательная комиссия России превысила свои
полномочия, поскольку эта норма регулирует расход денежных средств
и ограничивает возможности физических и юридических лиц жертвовать
денежные средства в избирательные фонды, тогда как Центральная
избирательная комиссия России вправе лишь определять порядок учета
поступления и расходования денежных средств; содержание п. 5.1
касается вопроса налогообложения, что относится к компетенции
налоговой службы; содержание последнего предложения п. 6.3 не
вытекает из закона и относится к вопросам расходования денежных
средств, а не учета.
Представители Центральной избирательной комиссии России Е.И.
Колюшин, Т.А. Петронавичус, Н.В. Фадеев не признали заявление,
считая, что обжалуемые движением "Союз студенческих советов"
положения инструкции соответствуют действующему законодательству и
не выходят за пределы компетенции Центральной избирательной
комиссии России.
Выслушав объяснения представителей движения "Союз студенческих
советов" и Центральной избирательной комиссии России, исследовав
инструктивное письмо вице-президента Сберегательного банка
России, выслушав заключение помощника Генерального прокурора
России Л.Л. Корягиной об отказе в удовлетворении заявления, суд не
находит оснований для удовлетворения заявления.
В силу ст. 23 Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при
подготовке и проведении выборов в пределах своих полномочий,
установленных федеральными законами, издает инструкции и иные
нормативные акты по вопросам применения настоящего Федерального
закона, обязательные для всех избирательных комиссий,
осуществляющих подготовку и проведение выборов депутатов
Государственной Думы.
Анализ ч. 2 п. 3.2, ч. 2 п. 3.6, п. 5.1, последнего
предложения п. 6.3 инструкции "О порядке формирования и
расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в
депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков по
выборам депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации", утвержденной постановлением Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июля 1995 г.
No. 8/51-П, позволяет сделать вывод, что Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации приняла эти нормы в
пределах своих полномочий.
Так, в ч. 2 п. 3.2 инструкции указано, что открытие
специального временного счета отделением Сбербанка избирательному
объединению или блоку осуществляется на основании заявления
избирательного объединения (блока), письменного обращения
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по форме
3, которое выдается избирательному объединению (блоку) в
трехдневный срок после представления ими сведений по форме 2, а
также заполненных в установленном порядке и заверенных Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации двух карточек с
образцами подписей лиц, уполномоченных избирательным объединением
(блоком) распоряжаться средствами его избирательного фонда, и
оттиском печати. Инструкция, а следовательно и этот пункт,
согласована с Министерством финансов России, Центральным банком
России, Сберегательным банком России, в связи с чем Сберегательный
банк России направил территориальным банкам письмо No. 01-3083 от
4 августа 1995 г. "Об открытии счетов кандидатам в депутаты и
избирательным объединениям (блокам) по выборам в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации", в п. 4 которого
отмечено право Центральной избирательной комиссии России заверять
карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных избирательным
объединением (блоком) распоряжаться средствами его избирательного
фонда. Данное положение не противоречит действующему
законодательству, оно, по объяснениям представителей Центральной
избирательной комиссии России, принято в интересах избирательных
объединений (блоков), у которых отпала необходимость в услугах
нотариуса.
В ч. 2 п. 3.6 инструкции установлено, что в платежном
поручении в строке "Плательщик" должна быть указана доля (в
процентах) иностранного капитала в уставном капитале данного
юридического лица на дату перечисления средств или отметка о том,
что иностранный капитал в уставном капитале данного юридического
лица отсутствует. В случае поступления в избирательный фонд
кандидатов в депутаты, избирательного объединения (блока)
пожертвований от юридических лиц без указания сведений о наличии
иностранного капитала кандидат в депутаты, избирательное
объединение (блок) обязаны возвратить эти средства жертвователю
или получить официальную информацию о наличии иностранного
капитала в уставном капитале жертвователя. Настоящая норма
соответствует требованию ст. 52 Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации", которая не допускает пожертвования в избирательные
фонды со стороны российских юридических лиц с иностранным
участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале
превышает 30%, и позволяет контролировать выполнение требования
этой статьи.
Пункт 5.1 инструкции не создает новых обязательных правил, в
нем излагаются положения, установленные Федеральным законом "О
внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской
Федерации о налогах и об особенностях порядка отчислений в
отдельные государственные внебюджетные фонды". По объяснению
представителя Центральной избирательной комиссии России Е.И.
Колюшина, приведенный пункт носит информационный характер.
В последнем предложении п. 6.3 инструкции указано, что сумма
средств, оставшаяся на счете кандидата в депутаты, избирательного
объединения, по истечении двух месяцев после опубликования
результатов выборов перечисляется отделениями Сберегательного
банка в федеральный бюджет. Представители Центральной
избирательной комиссии России утверждают, что это положение
относится к средствам, образовавшимся за счет анонимных
пожертвований. Согласно ст. 52 названного Федерального закона
анонимные пожертвования перечисляются в доход государства. Таким
образом, и это положение принято Центральной избирательной
комиссией в пределах своих полномочий.
На основании Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",
руководствуясь ст. ст. 50, 194, 197 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления движению "Союз
студенческих советов" о признании недействительными ч. 2 п. 3.2,
ч. 2 п. 3.6, п. 5.1, последнего предложения п. 6.3 инструкции "О
порядке формирования и расходования денежных средств избирательных
фондов кандидатов в депутаты, избирательных объединений,
избирательных блоков по выборам депутатов в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации", утвержденной
постановлением Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации от 28 июля 1995 г. No. 8/51-П.
Решение кассационному обжалованию не подлежит.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.И.НЕЧАЕВ
|