ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 1102 ОТ 5 НОЯБРЯ 1995 ГОДА
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ ОТ ДИОКСИНОВ И
ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ НА 1996-1997 ГОДЫ"
В целях снижения загрязнения окружающей природной среды
диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и обеспечения охраны
здоровья населения Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Защита
окружающей природной среды и населения от диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" (далее именуется -
Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации и Государственный комитет
санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству
финансов Российской Федерации включить Программу в перечень
федеральных целевых программ, финансируемых в установленном
порядке из федерального бюджета.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, имеющих территории, загрязненные диоксинами
и диоксиноподобными токсикантами, и производства, являющиеся
источниками их поступления в окружающую среду, разработать и
утвердить в 1996-1997 годах по согласованию с Министерством охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и
Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации и Государственным комитетом
санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации целевые
региональные программы неотложных мер по снижению воздействия
диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую среду и
население, предусмотрев привлечение для их финансирования средств
бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
* * *
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 ноября 1995 года N 1102
Федеральная целевая программа
"Защита окружающей природной среды и населения
от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов
на 1996-1997 годы"
Паспорт
федеральной целевой программы
"Защита окружающей природной среды и населения
от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов
на 1996-1997 годы"
Наименование Программы Защита окружающей природной среды
и населения от диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов на
1996-1997 годы
Дата принятия решения о Постановление Правительства
разработке Программы, Российской Федерации от 18 мая
дата ее утверждения 1994 года N 496 "О плане действий
(наименование и номер Правительства Российской Федерации
соответствующего акта) по охране окружающей среды на
1994-1995 годы"
Постановление Правительства
Российской Федерации от 5 ноября
1995 года N 1102 "О федеральной
целевой программе "Защита
окружающей природной среды и
населения от диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов на
1996-1997 годы"
Государственные заказ- Минприроды России,
чики Программы Госкомсанэпиднадзор России
Основные разработчики Минприроды России,
Программы Госкомсанэпиднадзор России,
Минздравмедпром России,
Росгидромет,
Госстандарт России,
МГУ им М.В.Ломоносова
Цели и задачи Программы, Сокращение техногенного загрязнения
природной среды диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами и
минимизация их вредного
воздействия на здоровье населения
на территории Российской Федерации
Разработка правовых,
экономических и организационных
мероприятий по защите окружающей
природной среды и населения
Российской Федерации от диоксинов;
создание в Российской Федерации
государственного банка данных по
содержанию диоксинов в объектах
окружающей среды, продуктах
питания, кормах, промышленной
продукции и отходах производства;
проведение локального
экологического и гигиенического
мониторинга, инвентаризации
диоксиноопасных технологий и
производств;
санитарно-гигиеническая и
медико-биологическая оценка
состояния окружающей среды и
здоровья человека в регионах,
загрязненных диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами;
разработка и создание системы
социально-медицинских мероприятий
по диагностике, профилактике и
реабилитации здоровья населения;
разработка гигиенических и
экологических нормативов
содержания диоксинов и фуранов в
различных объектах окружающей
природной среды, промышленной
продукции, отходах производства и
потребления, питьевой воде,
продуктах питания и кормах;
нейтрализация диоксинов и
ограничение их распространения в
окружающей среде.
Сроки реализации 1996-1997 годы
Программы
Перечень подпрограмм Раздел 1. Нормативно-правовое
(разделов) и основных обеспечение безопасности
мероприятий окружающей природной среды и
населения.
Раздел 2. Экономические и
организационные мероприятия по
обеспечению безопасности
окружающей природной среды и
населения.
Раздел 3. Оценка масштабов и
степени загрязнения отдельных
регионов России диоксинами и
фуранами.
Раздел 4. Санитарно-
гигиеническая и медико-
биологическая оценка состояния
окружающей природной среды и
здоровья населения в регионах,
загрязненных диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами.
Раздел 5. Методы и средства
реабилитации территорий и здоровья
населения в регионах, загрязненных
диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами.
Раздел 6. Разработка
диоксинобезопасных технологий и
методов обезвреживания диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов.
Раздел 7. Научно-информационное
обеспечение.
Исполнители подпрограмм Научные и научно-
(разделов) и основных производственные организации
мероприятий министерств и ведомств Российской
Федерации, ответственных за
выполнение заданий, подпрограмм
(разделов), и иные научные и
научно- производственные
организации и коллективы по
определению государственных
заказчиков.
Объемы и источники 7622 млн.рублей (в ценах I
финансирования квартала 1995 года) из
федерального бюджета, в том числе
на 1996 год - 3852 млн. рублей и
на 1997 год - 3770 млн.рублей.
Ожидаемые конечные резуль- Сокращение техногенного
таты реализации Программы загрязнения природной среды
диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами и минимизация их
вредного воздействия на здоровье
населения на территории Российской
Федерации.
Система организации Контроль за выполнением
контроля за исполнением мероприятий Программы
Программы осуществляется в порядке,
установленном для контроля
реализации федеральных целевых
программ.
1. Состояние проблемы
Одной из глобальных экологических проблем в настоящее время
является защита окружающей природной среды и населения от
воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов (класс
соединений, включающий в себя полихлорированные
дибензо-n-диоксины, полихлорированные дибензофураны, бифенилы,
другие полиароматические хлорсодержащие вещества). Диоксины
образуются в технологических процессах химической,
целлюлозно-бумажной, металлургической и других отраслей
промышленности, а также при сжигании промышленных промышленных
отходов, городского мусора, этилированного бензина, дизельного
топлива и некоторых других органических веществ. Диоксины
относятся к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное
воздействие на здоровье людей и экологические системы.
Наиболее угрожаемыми по загрязнению диоксинами являются
Центральный, Уральский и Северо-Западный экономические регионы
России с развитой промышленностью, интенсивным земледелием, где
проживает основная часть населения страны.
Являясь чрезвычайно устойчивыми соединениями (период
полураспада в почве около 10 лет), диоксины накапливаются в почве,
растениях, животных и в организме человека. При достижении
определенного уровня накопления диоксинов в организмах происходят
опасные генетические изменения, последствия которых для генофонда
населения, растительного и животного мира непредсказуемы.
Российская Федерация единственная из промышленно развитых
стран, не проводившая до последнего времени развернутых
экологотоксикологических исследований и не имевшая государственной
программы по проблеме диоксинов. Данные об опасности диоксинов для
человека и результаты выборочного обследования содержания этих
ксенобиотиков в природной среде и продуктах питания в Российской
Федерации потребовали разработки федеральной целевой программы
"Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и
идиоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" (далее именуется
- Программа).
Общая концепция решения проблемы диоксинов исходит из
требований Закона Российской Федерации "Об охране окружающей
природной среды", реальных социально-политических и экономических
условий, объективной оценки диоксиновой опасности для генофонда
населения, животного и растительного мира и основывается на
анализе данных состояния здоровья населения и результатов
выборочного обследования содержания диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов в объектах окружающей среды, питьевой воде и продуктах
питания в Российской Федерации, а также из предпосылки, что
решение данной проблемы в первую очередь зависит от отказа от
диоксиноопасных производств и технологий.
Обеспечение защиты окружающей природной среды и населения от
диоксинов и диоксиноподобных токсикантов будет способствовать
реализации Основных положений государственной стратегии Российской
Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого
развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4
февраля 1994 года N 236.
2. Цели и технико-экономическая эффективность Программы
Целями Программы являются осуществление системных
исследований, научно-технических разработок и решение следующих
первоочередных для данного этапа задач по сокращению техногенного
загрязнения природной среды диоксинами и аналогичными
суперэкотоксикантами и минимизации их вредного воздействия на
здоровье населения на территории Российской Федерации:
санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка
состояния окружающей среды и здоровья населения в районах,
загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;
разработка и создание системы социально-медицинских
мероприятий по диагностике, профилактике воздействия диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей,
пострадавших в результате воздействия этих веществ;
разработка экологических и гигиенических нормативов содержания
диоксинов и фуранов в различных объектах окружающей природной
среды, промышленной продукции, отходах производства и потребления,
питьевой воде, продуктах питания и кормах.
Социальная эффективность реализации Программы достигается:
повышением достоверности и полноты информации о содержании
диоксинов в природной среде и продуктах питания;
созданием государственного санитарно-эпидемиологического
регистра и разработкой гигиенических и экологических нормативов
содержания диоксинов в объектах окружающей среды, питьевой воде,
продуктах питания, кормах, в промышленной продукции и отходах
производства;
формированием сети аналитических центров по контролю за
содержанием диоксинов;
разработкой научно обоснованных рекомендаций по локализации,
снижению поступлений этих веществ от известных источников и по
реабилитации территорий и здоровья населения в диоксиноопасных
районах;
разработкой правовых, экономических и организационных
механизмов защиты окружающей природной среды и населения от
диоксинов;
проведением локального экологического и гигиенического
мониторинга, выявлением источников поступления диоксинов в
окружающую природную среду и инвентаризацией диоксиноопасных
технологий и производств;
получением объективных данных о санитарно-гигиеническом и
медико-биологическом состоянии окружающей среды и здоровья
человека в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами;
обеспечением диагностики, профилактики воздействия диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей,
пострадавших в результате их воздействия.
Технико-экономическая эффективность Программы обеспечивается
концентрацией необходимых финансовых и материальных ресурсов, их
минимизацией за счет использования перспективных разработок,
исключением дублирования в исследованиях и координацией усилий
компетентных научно-исследовательских организаций.
Для финансирования научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ и мероприятий согласно приложению,
рассчитанных на период 1996-1997 годов, необходимо выделение 7622
млн. рублей (в ценах I квартала 1995 года) из средств федерального
бюджета.
Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации,
внебюджетных и иных источников планируется на последующем этапе
разработки и реализации региональных программ неотложных мер по
снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на
окружающую природную среду и население в соответствии с настоящей
Программой.
Трудовые ресурсы для реализации Программы включают в себя
специалистов профильных научно-исследовательских учреждений
министерств, ведомств и организаций, привлекаемых к выполнению
проектов Программы.
Материальные ресурсы для реализации Программы выделяются
исполнителями проектов по согласованию с заказчиками в пределах,
предусмотренных сметной стоимостью соответствующих проектов
Программы.
Экономическая эффективность Программы по критерию
предотвращенного возможного экологического ущерба показывает, что
предотвращенный ущерб от воздействия диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов на окружающую природную среду и здоровье населения при
реализации Программы и последующих мероприятий на ее основе, по
экспертным оценкам, может составить не менее нескольких десятков
триллионов рублей.
3. Основные направления Программы
Нормативное обеспечение безопасности окружающей
природной среды и населения
Предусматривается разработка и внедрение в практику надзорных
служб экологических и санитарно-гигиенических нормативов по
контролю за содержанием диоксинов в различных объектах.
Экономические и организационные мероприятия
по обеспечению безопасности окружающей природной
среды и населения
Предусматриваются разработка системы комплексной экономической
оценки ущерба окружающей природной среде от загрязнения
диоксинами, базовых нормативов платы за выбросы и сбросы диоксинов
в окружающую природную среду, разработка гибкой системы мер
экономического стимулирования при создании и внедрении
диоксинобезопасных технологий, организация межведомственного
научно-технического центра по проблеме диоксинов.
Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных
регионов России диоксинами и фуранами
Предусматриваются разработка аналитических методик,
скриннинговых тест-систем, государственная регистрация и введение
в действие отечественных стандартных образцов диоксинов и фуранов,
разработка усовершенствованного отечественного хромато-масс-
спектрометра, оценка масштабов и степени загрязнения диоксинами
районов размещения предприятий целлюлозно-бумажной и химической
промышленности.
Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка
состояния окружающей природной среды и здоровья
населения в районах, загрязненных диоксинами
Предусматриваются проведение анализа данных о состоянии
здоровья и разработка основ профилактики и реабилитации здоровья
населения в диоксиноопасных регионах.
Методы и средства реабилитации территорий
и здоровья населения в районах, загрязненных
диоксинами и диоксиноподобными токсикантами
Предусматривается осуществить разработку мероприятий по
реабилитации загрязненных территорий и здоровья населения.
Разработка диоксинобезопасных технологий и методов
обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов
Предусматриваются разработка технических карт основных
диоксиноопасных производств, мероприятий и технических решений по
диоксинобезопасным методам переработки твердых бытовых отходов,
очистке промышленных выбросов и сбросов, обезвреживанию
галогеносодержащих отходов, в том числе отходов
целлюлозно-бумажной промышленности, реконструкции
диоксинпродуцирующих производств.
Научно-информационное обеспечение
Планируются создание банков данных, получение и обработка
научной информации, подготовка сводных аналитических материалов и
докладов по проблеме диоксинов.
4. Механизм реализации и конечные результаты Программы
Формы и методы организации управления реализацией Программы
определяются государственными заказчиками:
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации по экологическим аспектам проблемы диоксинов;
Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации по санитарно-гигиеническим аспектам
проблемы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных
контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для
федеральных государственных нужд, включаемых государственными
заказчиками Программы со всеми исполнителями программных
мероприятий. Государственный контракт определяет права и
обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению
федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при
выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает
контроль за ходом работ по выполнению государственного заказа
государственным заказчиком.
В результате реализации Программы будут:
реализованы правовые, экономические и организационные
мероприятия по защите населения и окружающей среды от опасного
воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов, создана
система государственного экологического контроля, разработны для
внедрения в народное хозяйство диоксинобезопасные технологии,
методы и средства реабилитации загрязненных территорий;
созданы основы нормативно-правового и экономического
регулирования, организации систематического мониторинга и
внедрения научно обоснованной системы мер, направленных на
реорганизацию прмышленного производства в России с целью
исключения возможности образования диоксинов как в получаемой
продукции, так и на всех стадиях ее производства и утилизации.
Социальная значимость выполнения Программы определяется
совокупностью мероприятий, направленных на снижение заболеваемости
населения, повышение качества продуктов питания, питьевой воды,
защиту здоровья и генофонда населения России от опасного
воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов.
В результате реализации Программы станет возможным переход к
следующему этапу решения проблемы защиты окружающей природной
среды и населения от воздействия диоксинов - снижению уровня
загрязнения ими территории России до физиологически допустимых
норм. Для этого предстоит разработать и организовать систему
постоянного мониторинга окружающей среды, реализовать план
мероприятий по локализации и снижению уровня загрязнения
территории России диоксинами и фуранами, реабилитации здоровья
населения, провести реорганизацию диоксинпродуцирующих
производств, осуществить внедрение диоксинобезопасных технологий.
* * *
Приложение
к федеральной целевой программе
"Защита окружающей природной
среды и населения от диоксинов
и диоксиноподобных токсикантов
на 1996-1997 годы"
Мероприятия
по реализации федеральной целевой программы
"Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов
и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы"
-------------------------------------T--------------------------¬
¦ ¦ Затраты * (млн.рублей в ¦
¦ Наименование мероприятий ¦ ценах I квартала 1995 г. ¦
¦ +--------T--------T--------+
¦ ¦ всего ¦ 1996г. ¦ 1997г. ¦
L------------------------------------+--------+--------+---------
1. Нормативно-правовое обеспечение безопасности
окружающей природной среды и населения
Разработка экологических нормативов 83 41,5 41,5
содержания диоксинов и фуранов в
выбросах и сбросах промышленных
предприятий и мусоросжигательных
заводов
Разработка экологических нормативов 83 41,5 41,5
содержания диоксинов и фуранов в
почвах, отходах производства и
потребления
Разработка санитарно-гигиенических 454 151 303
нормативов содержания диоксинов и
фуранов в питьевой воде, продуктах
питания, воздухе рабочей зоны,
промышленной продукции, кормах и
биосубстратах
Разработка предложений о внесении 68 34 34
изменений и дополнений в законы и
иные нормативные правовые акты
Российской Федерации в области
защиты окружающей среды и населения
от диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов
----------------------------------------------------------------
Итого по разделу 1: 688 268 420
2. Экономические и организационные мероприятия по
обеспечению безопасности окружающей природной среды и населения
Разработка комплексного алгоритма 106 53 53
оценки экологического и
антропогенного риска от загрязнения
диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами для принятия
управленческих решений
Разработка системы комплексной 60 30 30
экономической оценки ущерба
окружающей природной среде от
загрязнения диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами
Разработка базовых нормативов платы 60 30 30
за выбросы и сбросы диоксинов и
фуранов в окружающую природную
среду и за размещение отходов, их
содержащих
Разработка системы мер 30 15 15
экономического стимулирования и
льготного налогообложения
предприятий, учреждений и
организаций при разработке и
внедрении диоксинобезопасных
технологий
Создание Межведомственного 756 756 -
научно-технического центра по
проблеме диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов
-----------------------------------------------------------------
Итого по разделу 2: 1012 884 128
3. Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных
регионов России диоксинами и фуранами
Разработка аналитических методик 435 170 265
определения содержания диоксинов и
фуранов в пищевых продуктах,
кормах, промышленной продукции и
отходах, биосфере, биосубстратах
человека и объектах биоты
Разработка скриннинговых 113 56 57
тест-систем и внедрение их в
практику учреждений
Госкомсанэпиднадзора России,
Минздравмедпрома России и Мнприроды
России
Синтез, наработка, государственная 185 92 93
регистрация и введение в действие
стандартных образцов диоксинов и
фуранов, в том числе
изотопномеченых
Усовершенствование отечественного 378 77 301
малогабаритного
хромато-массспектрометра,
разработка и организация выпуска
хроматографических колонок для
определения диоксинов и фуранов
Разработка методов и средств 113 56 57
биоиндикации и биотестирования
диоксинов в окружающей среде
Аккредитация лабораторий на право 45 45 -
государственного контроля по
определению диоксинов и фуранов в
различных объектах окружающей среды
Проведение измерений и определение 756 226 530
суммарных выбросов и сбросов
диоксинов в окружающую среду от
известных источников:
предприятий химической
промышленности;
предприятий цветной и черной
металлургии;
целлюлозно-бумажного
производства;
автомобильного транспорта;
мусороперерабатывающих заводов
Оценка уровня загрязнения 378 151 227
диоксиноподобными токсикантами
регионов с предприятиями
целлюлознобумажной и химической
промышленности
Ранжирование территории России по 38 19 19
загрязненности диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами
Разработка прогноза загрязнения 30 18 12
территории России диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами с
помощью имитационных моделей
пространственно-временного
перемещения супертоксикантов в
объектах окружающей среды
-----------------------------------------------------------------
Итого по разделу 3: 2471 910 1561
4. Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка
состояния окружающей природной среды и здоровья населения
регионов России диоксинами и фуранами
Анализ данных о состоянии здоровья 45 45 -
населения в диоксиноопасных
регионах
Экспериментальные и клинические 204 61 143
исследования воздействия диоксинов
и диоксиноподобных токсикантов на
человека, определение уровня
содержания диоксинов в грудном
молоке
Разработка методов оценки риска 151 76 75
проживания в диоксиноопасных
регионах
Исследование токсикологических 378 227 151
эффектов диоксинов и
диоксиноподобных токсикантов на
биологические системы в различных
природных средах
-----------------------------------------------------------------
Итого по разделу 4: 778 409 369
5. Методы и средства реабилитации территорий и здоровья
населения в регионах, загрязненных диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами
Разработка научных основ 174 87 87
профилактики и реабилитации
здоровья населения в
диоксиноопасных регионах
Разработка системы реабилитации 83 83 -
территорий, загрязненных диоксинами
и диоксиноподобными токсикантами
Разработка комплекса мероприятий по 174 87 87
защите источников питьевого
водоснабжения от загрязнения
диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами, усовершенствованию
процессов водоподготовки с целью
обеспечения нормативного содержания
диоксинов в питьевой воде
-----------------------------------------------------------------
Итого по разделу 5: 431 257 174
6. Разработка диоксинобезопасных технологий и методов
обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов
Исследование условий образования 242 121 121
диоксинов в промышленных
производствах хлорорганических
продуктов на различных стадиях их
получения и в смежных
технологических циклах
Разработка и экспериментальная 54 27 27
проверка диоксинобезопасных
технологий переработки твердых
бытовых отходов
Разработка мероприятий и 378 189 189
технических решений по замене
технологий с использованием хлора и
хлорсодержащих соединений на
технологические процессы,
исключающие образование диоксинов и
фуранов
Разработка технологий и средств 567 260 307
очистки промышленных выбросов и
сбросов от диоксинов и фуранов
Разработка эффективных способов и 378 189 189
технических средств обезвреживания
и утилизации галогеносодержащих
отходов, в том числе отходов
целлюлозно-бумажной промышленности
Исследование процессов миграции, 189 94 95
трансформации и деградации
диоксинов и фуранов под
воздействием внешних факторов в
объектах окружающей природной среды
-----------------------------------------------------------------
Итого по разделу 6: 1808 880 928
7. Научно-информационное обеспечение
Создание банка данных по основным 94 94 -
диоксиноопасным производствам и
технологиям в России
Организация и проведение семинаров 94 37 57
и конференций по проблеме диоксинов
Подготовка сводных аналитических 76 38 38
материалов и документов для
представления в Правительство
Российской Федерации
Создание информационно-поисковой 94 37 57
системы по Программе
Обеспечение населения и 76 38 38
общественных организаций
информацией об опасности диоксинов
и диоксиноподобных токсикантов и
мерах защиты от них
-----------------------------------------------------------------
Итого по разделу 7: 434 244 190
Всего по Программе: 7622 3852 3770
-------------------------
* Федеральный бюджет.
* * *
|