СОГЛАШЕНИЕ
О СОЗДАНИИ ОБЩЕГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ
(Москва, 3 ноября 1995 года)
Правительства государств - участников настоящего Соглашения, в
дальнейшем - Стороны,
в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества
Независимых Государств о согласованных мерах по воссозданию и
сохранению общего научного пространства в рамках Содружества
Независимых Государств от 10 февраля 1995 года,
действуя в направлении последовательной реализации положений
Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года,
считая необходимым принять неотложные меры по поддержке науки,
сохранению и развитию научно-технологических потенциалов Сторон
как важнейшего условия обеспечения национальной безопасности,
признавая необходимость объединения этих потенциалов в целях
наиболее полного и эффективного использования для духовного и
экономического развития Сторон в современных условиях,
развивая усилия, предпринимаемые в рамках ранее подписанных
соглашений о сотрудничестве государств - участников Содружества
Независимых Государств в области науки и технологий, в том числе:
о научно-техническом сотрудничестве в рамках государств -
участников Содружества Независимых Государств от 13 марта
1992 года;
о прямых научно-технических связях в рамках Содружества
Независимых Государств от 13 марта 1992 года;
о сотрудничестве в области подготовки научных и научно -
педагогических кадров и нострификации документов об их
квалификации в рамках Содружества Независимых Государств от
13 марта 1992 года;
о совместном использовании научно-технических объектов в
рамках Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года;
о проведении согласованной политики в области стандартизации,
метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года;
о межгосударственном обмене научно-технической информацией от
26 июня 1992 года и других,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
1. Стороны предпримут совместно и в отдельности согласованные
меры по созданию общего научно-технологического пространства в
рамках Содружества Независимых Государств. Формирование общего
научно-технологического пространства будет осуществляться поэтапно
во взаимосвязи с развитием интеграционных процессов в Содружестве
в целом.
2. В настоящем Соглашении под научно-технологическим
пространством государства подразумевается среда обеспечения
функционирования и развития науки и технологий, характеризующаяся
единой государственной научно-технологической политикой,
опирающейся на адекватную нормативно-правовую базу и включающую
перечень национальных приоритетов, системы управления научно -
технологическим развитием, финансирования, подготовки и аттестации
научных и инженерных кадров, научно-технической информации,
стандартизации, метрологии, сертификации, охраны прав на
результаты научно-технической деятельности.
Под общим научно-технологическим пространством государств -
участников Содружества подразумевается среда, характеризующаяся
проведением этими государствами согласованной политики по
приоритетным направлениям, представляющим взаимный интерес в
развитии науки и техники, гармонизацией содержания ее отдельных
компонентов и соответствующих национальных нормативно-правовых
баз. Общее научно-технологическое пространство предусматривает
также предоставление каждому государству - участнику Соглашения
возможности использования научно-технологических пространств,
рынков научно-технологических товаров и услуг других участников
Соглашения, в соответствии с национальными законодательствами
Сторон.
Статья 2
В целях создания общего научно-технологического пространства и
в развитие договоренностей, зафиксированных в Соглашении о
научно-техническом сотрудничестве в рамках государств - участников
Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, Стороны
обеспечат взаимодействие в решении конкретных задач, направленных
на:
создание эффективного организационного механизма координации
интеграционных процессов в области науки и технологий;
выработку финансово-экономических механизмов и системы
взаимных расчетов и платежей для поддержки совместных научных
исследований;
отмену в рамках Содружества таможенных ограничений при обмене
результатами научных исследований, экспериментальными и опытными
образцами и технологиями, передаче научной литературы, научно -
технической информации, приборов, экспериментального оборудования,
реактивов и других материалов для научно-исследовательских работ;
обеспечение свободного доступа к открытой научно-технической
информации и данным, не имеющим коммерческого характера;
взаимное предоставление национального режима для научно -
исследовательских организаций, ученых и специалистов государств -
участников настоящего Соглашения на рынках научно-технологических
товаров и услуг, а также при участии в конкурсах на открытые
государственные заказы.
Статья 3
Основным условием реализации настоящего Соглашения Стороны
рассматривают признание приоритета научно-технологической сферы
всеми государствами - участниками настоящего Соглашения,
выражающееся в необходимости ускоренного формирования нормативно -
правовой базы ее поддержки и развития, а также соответствующего
этому приоритету гарантированного уровня государственного
финансирования данной сферы.
Статья 4
В качестве первоочередных мер, направленных на создание общего
научно-технологического пространства, Стороны считают необходимым
подготовить и подписать следующие межгосударственные и
межправительственные соглашения:
о формировании и статусе межгосударственных научных и научно -
технологических программ и проектов;
о создании и статусе международных научных организаций;
об учреждении и статусе международных научно-исследовательских
центров;
о порядке привлечения к выполнению национальных научно -
технологических программ исследовательских центров, ученых и
специалистов государств - участников Содружества;
о порядке безвалютного обмена научными изданиями и периодикой,
переводной зарубежной научной и научно-педагогической литературой;
о создании межбиблиотечного абонемента.
Статья 5
1. Для реализации настоящего Соглашения Стороны создают
Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию
(МК НТР), осуществляющий свою деятельность в соответствии с
Положением о нем, являющимся неотъемлемой частью настоящего
Соглашения. МК НТР осуществляет свою деятельность при
Межгосударственном экономическом Комитете Экономического союза
(МЭК).
2. МК НТР рассматривает концептуальные вопросы формирования
общего научно-технологического пространства, определяет
приоритетные направления и формы сотрудничества в ключевых
областях науки и техники, принимает в пределах своей компетенции,
а в необходимых случаях подготавливает и вносит через МЭК на
рассмотрение глав государств и глав правительств государств -
участников Содружества проекты документов по вопросам, связанным с
решением конкретных задач создания общего научно-технологического
пространства.
3. В состав МК НТР входят по два представителя от каждой
Стороны, как правило, руководитель исполнительного органа власти,
отвечающего за государственную научно-техническую политику, а
также президент национальной академии наук.
В состав Межгосударственного комитета по научно -
технологическому развитию входит заместитель председателя Коллегии
МЭК, курирующий вопросы научно-технического сотрудничества, а
также председатель Межгосударственного научно-технического совета
(МНТС).
Председатель МК НТР, избираемый на условиях ротации, принимает
участие в работе Коллегии МЭК с правом совещательного голоса.
4. Функции исполнительного органа МК НТР возлагаются на
Межгосударственный научно-технический совет (МНТС). В связи с этим
в Положение о МНТС будут внесены предложения и дополнения.
Подготовка соответствующих предложений возлагается на МК НТР.
5. МК НТР и МНТС действуют в тесном сотрудничестве с другими
межгосударственными и межправительственными органами Содружества
Независимых Государств, а также Международной ассоциацией академий
наук (МААН).
Статья 6
Стороны поручают МК НТР в трехмесячный срок после его создания
разработать и представить на утверждение Президиума МЭК план
первоочередных мероприятий по созданию общего научно -
технологического пространства.
При его разработке провести анализ и подготовить
соответствующие предложения по перечню действующих
межгосударственных и межправительственных договоров, содержание
которых не соответствует современным условиям и требует
пересмотра, а также перечня тех документов, которые необходимо
разработать и принять для гармонизации правового обеспечения
создания и функционирования научно-технологического пространства.
Статья 7
1. Финансирование участия ученых и специалистов государств -
участников СНГ в научно-исследовательских работах в рамках
многосторонних научно-исследовательских программ и проектов
осуществляется, как правило, соответствующей Стороной за счет
собственных средств, за исключением работ, проводимых в рамках
официально утвержденных межгосударственных программ, международных
научных организаций и международных научных центров, для поддержки
которых могут целевым образом создаваться объединенные
материально-финансовые фонды.
2. По мере развития интеграционных процессов в целом, а также
формирования общего научно-технологического пространства, Стороны
на основании предложений МК НТР рассмотрят вопрос о создании за
счет долевых вкладов Межгосударственного фонда научно-технического
сотрудничества.
Статья 8
1. Для обеспечения реализации настоящего Соглашения Стороны
предпримут скоординированные меры по подготовке соответствующих
национальных нормативно-правовых актов.
2. Участие в реализации настоящего Соглашения в целом, равно
как и участие в решении конкретных задач по различным направлениям
создания общего научно-технологического пространства, а также в
программах и проектах многостороннего сотрудничества между собой,
осуществляется на взаимовыгодной и добровольной основе.
3. Стороны будут воздерживаться от действий, противоречащих
положениям данного Соглашения и препятствующих реализации
поставленных в нем целей, а также наносящих ущерб другим
государствам - участникам настоящего Соглашения.
4. Стороны сохраняют за собой право самостоятельного и
независимого определения форм и условий научно-технологических
отношений с государствами, не участвующими в настоящем Соглашении.
Статья 9
В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и
дополнения по взаимному согласию Сторон.
Статья 10
1. Настоящее Соглашение временно применяется со дня подписания
и вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего
уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами всех
необходимых внутригосударственных процедур.
2. Депозитарием настоящего Соглашения является Исполнительный
Секретариат Содружества Независимых Государств.
3. По истечении одного года с даты подписания настоящего
Соглашения Стороны, для которых Соглашение вступило в силу, могут
принять решение относительно участия в Соглашении Сторон, для
которых Соглашение применяется временно.
Статья 11
Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого
государства - участника Содружества Независимых Государств,
признающего положения Соглашения, действующие на момент
присоединения, и выражающего готовность выполнять их в полном
объеме.
Присоединение осуществляется на условиях и в порядке,
определяемом в отдельном соглашении с присоединяющимся
государством, которое предварительно согласовывается и подлежит
одобрению всеми Сторонами в соответствии с их
внутригосударственными процедурами.
Статья 12
1. Любая Сторона может выйти из Соглашения путем направления
письменного уведомления депозитарию о своем намерении выйти из
Соглашения за 6 месяцев до выхода.
2. В случае нарушения любой из Сторон положений настоящего
Соглашения, наносящего ущерб достижению его целей, другие Стороны
вправе принять решение о приостановлении действия Соглашения или
его отдельных положений в отношении этой Стороны, либо принять
решение об исключении ее из числа участников Соглашения.
3. Для целей разрешения возможных споров и претензий,
связанных с обязательствами Сторон, в том числе материального
характера, положения настоящего Соглашения продолжают действовать
в отношении прекратившей участие Стороны вплоть до полного
урегулирования всех требований.
Совершено в г. Москве 3 ноября 1995 года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в
Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств,
который направит каждому государству, подписавшему настоящее
Соглашение, его заверенную копию.
(Подписи)
Приложение
к Соглашению о создании
общего научно-технологического
пространства государств - участников
Содружества Независимых Государств
от 3 ноября 1995 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ ПО
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
I. Общие положения
1. Межгосударственный комитет по научно-технологическому
развитию (далее - МК НТР) создается в целях содействия координации
процессов сотрудничества в рамках Соглашения о создании общего
научно-технологического пространства государств - участников
Содружества Независимых Государств.
МК НТР является постоянно действующим координирующим органом,
осуществляющим свою деятельность в пределах полномочий,
добровольно делегированных ему государствами - участниками
Соглашения.
В своей деятельности МК НТР подотчетен Совету глав государств,
Совету глав правительств Содружества Независимых Государств и
Межгосударственному экономическому Комитету Экономического союза
(МЭК), руководствуется Уставом Содружества Независимых Государств,
Договором о создании Экономического союза от 24 сентября
1993 года, решениями Совета глав государств и Совета глав
правительств Содружества, решениями МЭК, Соглашением о создании
общего научно-технологического пространства государств -
участников Содружества Независимых Государств, Соглашением о
научно-техническом сотрудничестве в рамках государств - участников
Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, другими
межгосударственными и межправительственными соглашениями,
заключенными в рамках Содружества, а также настоящим Положением.
II. Основные направления деятельности и функции МК НТР
2. Основными направлениями деятельности МК НТР являются:
создание благоприятных условий для развития прямых связей
между научно-исследовательскими организациями, учеными и
специалистами государств - участников СНГ;
координация и согласование государственной научно-технической
политики в целом и ее отдельных компонентов;
гармонизация нормативно-правовой базы функционирования
научно - технологической среды в государствах - участниках
Соглашения;
консолидация усилий государств - участников Соглашения на
важнейших направлениях науки и технологий;
формирование в государствах - участниках Соглашения совместных
финансово-экономических механизмов поддержки совместных научных и
технологических программ и проектов;
развитие новых форм сотрудничества, в том числе
государственной поддержки, содействующих эффективному
использованию национальных научно-технологических потенциалов этих
государств при реализации совместных программ;
разработка и принятие мер, направленных на постепенное
открытие рынков научно-технологических товаров и услуг.
3. Основные функции МК НТР:
оценка состояния научно-технического сотрудничества
государств - участников СНГ;
анализ проблем, связанных с развитием научно-технологического
сотрудничества государств - участников СНГ;
определение приоритетных областей научно-технологического
сотрудничества государств - участников Соглашения;
подготовка рекомендаций по оказанию государственной поддержки
науки и технологии в государствах - участниках Соглашения;
принятием мер, направленных на формирование режима
максимального благоприятствования научно-технологическому
сотрудничеству государств - участников Соглашения;
создание эффективной инфраструктуры сотрудничества научно -
исследовательских организаций, ученых и специалистов государств -
участников СНГ;
формирование многосторонних (межгосударственных) программ и
проектов, создание международных научных организаций и
международных научных центров.
4. МК НТР для реализации своих функций:
принимает решения в пределах компетенции членов МК НТР,
наделенной их правительствами;
принимает решения рекомендательного характера;
подготавливает и вносит в органы СНГ проекты документов по
вопросам научно-технологического сотрудничества, требующим решения
этих органов;
получает информацию от государственных органов государств -
участников Соглашения о выполнении многосторонних и двусторонних
соглашений, решений Совета глав государств и Совета глав
правительств содружества по вопросам, входящим в компетенцию МК
НТР;
создает в необходимых случаях рабочие группы для подготовки
проектов документов и созывает совещания по вопросам, относящимся
к ведению МК НТР;
действует в тесном контакте с другими межгосударственными и
межправительственными органами СНГ, опирается в своей работе на
Международную ассоциацию академий наук, представляющую ему
рекомендации по осуществлению согласованной научно -
технологической политики, а также предложения и результаты
экспертизы совместных программ и проектов.
III. Организация работы МК НТР
5. В состав МК НТР входят по два представителя от каждой
Стороны, как правило, представитель исполнительного органа власти,
отвечающего за государственную научно-техническую политику, и
президент национальной академии наук. В состав МК НТР входит также
заместитель председателя Коллегии МЭК, курирующий вопросы научно -
технического сотрудничества.
6. Регламент работы МК НТР утверждается им самостоятельно.
7. Заседания МК НТР проводятся по мере необходимости, но не
реже одного раза в год, в сроки и месте, определяемом МК НТР.
8. МК НТР возглавляет председатель, который избирается на
условиях ротации из числа представителей исполнительных органов
власти государств - участников Соглашения. Порядок и сроки
председательствования определяются самим МК НТР в соответствии с
его регламентом. Председатель руководит заседаниями МК НТР,
организует его работу в период между заседаниями.
Председатель МК НТР принимает участие в работе Коллегии МЭК с
правом совещательного голоса.
9. МК НТР по согласованию с МЭК ежегодно утверждает план своей
работы, определяет порядок и сроки рассмотрения вопросов.
10. МК НТР ежегодно представляет МЭК доклад о проделанной
работе и намечаемых мероприятиях на предстоящий год.
11. Функции исполнительного органа МК НТР возлагаются на
Межгосударственный научно-технический совет (МНТС), действующий на
основании Положения о нем, утвержденного Советом глав правительств
государств - участников СНГ 15 мая 1992 года, с внесением в него
изменений и дополнений.
12. Функции рабочего аппарата МК НТР выполняет рабочий орган
МНТС и департамент научно-технического сотрудничества МЭК.
13. Расходы по командированию участников заседаний МК НТР
несет каждое государство - участник Соглашения, командирующее
своих представителей на эти заседания.
Техническое обслуживание заседаний МК НТР, МНТС и создаваемых
ими рабочих групп и научных советов, а также проводимых ими
совещаний осуществляет Аппарат МЭК.
14. Решения МК НТР принимаются:
консенсусом - при подготовке предложений по проведению
согласованной научно-технической политики и разработке
предложений, связанных с формированием и функционированием общего
научно-технологического пространства;
квалифицированным большинством (не менее 3/4 общего количества
голосов) - при подготовке рекомендаций государствам - участникам
Соглашения по другим вопросам, входящим в компетенцию МК НТР;
простым большинством - по процедурным вопросам.
Настоящее Положение может быть изменено или дополнено Советом
глав правительств Содружества по предложению Межгосударственного
экономического Комитета Экономического союза, Межгосударственного
комитета по научно-технологическому развитию.
СВЕДЕНИЯ
О ВЫПОЛНЕНИИ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОЦЕДУР
ПО СОГЛАШЕНИЮ О СОЗДАНИИ ОБЩЕГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(МОСКВА, 1995 Г.)
(по состоянию на 1 ноября 1999 года)
Соглашение временно применяется со дня его подписания и
вступает в силу в соответствии со ст. 10.
Подписали Соглашение: Азербайджан <*>, Армения, Белоруссия,
Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан,
Узбекистан, Украина <**>.
Сдали уведомления:
Белоруссия - депонировано 21.12.1995;
Узбекистан - депонировано 23.07.1996;
Армения - депонировано 07.03.1997;
Таджикистан - депонировано 03.11.1997;
Россия - депонировано 15.12.1997;
Казахстан - депонировано 21.10.1998;
Азербайджан - депонировано 11.02.1999;
Киргизия - депонировано 29.04.1999 (об отсутствии необходимости
выполнения внутригосударственных процедур).
Соглашение вступило в силу 07.03.1997.
Соглашение вступило в силу для государств:
Армения, Белоруссия и Узбекистан - 07.03.1997;
Таджикистан - 03.11.1997;
Россия - 15.12.1997;
Казахстан - 21.10.1998;
Азербайджан - 11.02.1999 (со дня получения уведомления Республики
Армения об отсутствии возражений относительно оговорки
Азербайджана);
Киргизия - 29.04.1999.
Временно применяется для государств:
Грузия, Молдавия и Украина - с 03.11.1995.
--------------------------------
<*> Азербайджан подписал с особым мнением: "Статья 10: Первый
пункт дополнить следующим предложением: "При этом каждое
государство имеет право на свою долю средств и имущества, а также
часть прибыли от внедрения результатов совместных работ".
<**> Украина подписала с оговоркой: "Учитывая, что Украина
является инициатором данного Соглашения, предлагается местом
расположения МК НТР определить г. Киев".
|